Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
сейчас на сайте

Ирбит — Россия Апрель 2021

Ирбит старше Екатеринбурга на 92 года. Начало городу положила Ирбитская оброчная слобода, в которой проживала 31 крестьянская семья. Крестьяне слободы были государственными людьми и платили оброк зерном или деньгами в зависимости от количества имеющейся у них земли.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Это современный знак, установленный на месте возникновения поселения. Здесь построили острог.

Место было очень выгодное для торговли, из Сибири сюда привозили меха, из Азии чай и пряности, из Европы другие товары. Перед праздником Богоявления здесь процветала торговля. Вокруг ярмарки, узаконенной в 1643 году, стал расти купеческий город. В 1686 году появился гостиный двор. В 1775 году Екатерина II за борьбу против пугачевцев пожаловала Ирбиту статус города.

От ярмарочной площади пятью улицами-лучами тянулись купеческие особняки. Население города в период ярмарки увеличивалось в десять раз и более.

Когда-то в прошлом веке я была в Ирбите в командировке и запомнились двухэтажные купеческие домики.

Почитав о музеях Ирбита решили поехать втроем с подругами студенческих лет на однодневную экскурсию, а потом остаться еще на день, походить по музеям.

Дорога до Ирбита, занявшая 3,5 часа, за интересными рассказами экскурсовода прошла незаметно.

Подъехали мы сразу к Музею Гравюры и Рисунка.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Внутри — настоящий храм искусства.

Сначала нам показали фильм об искусстве гравюры. Гравюра задумана для массового распространения художественных произведений. Печатная форма гравюры называется доска. Большие гравюры печатаются с нескольких досок. Доски бывают металлические, деревянные, из линолеума и даже картонные. Печать с деревянных досок называется ксилографией и известна с VI века.

Гравюры бывают выпуклые (высокая печать), углубленные и плоские.

Сначала для углубленной гравюры использовали резец, потом появилась техника офорта.

После просмотра фильма нам представили экскурсовода, которая проведет нас по второму этажу, где выставлены произведения XVI- XVIII веков.

Мастером гравюры на дереве был великий немецкий живописец Альбрехт Дюрер, который будучи художником- гравером, геометром, архитектором и теоретиком искусства оказал большой влияние на технику гравюры. Его работы широко представлены в музее.

Альбрехт Дюрер. Христос перед народом.1511 год. Гравюра на дереве.

На первом этаже выставлены гравюры от Гойи вплоть до настоящего времени, здесь нам провела экскурсию уже другой гид.

В общем все было на высоком уровне, не зря мы поехали с экскурсией. Подробнее о Музее Гравюры и Рисунка можно почитать здесь

К рассказу прилагается фотоальбом. Мы просто были потрясены, что в таком маленьком городе богатейший музей, где работают настоящие специалисты. Недавно прочитала, что в Екатеринбурге хотят открыть филиал этого музея.

Дальше наш путь был в Музей мотоциклов. Сами мы туда бы не пошли, но раз заплатили, то надо ехать. Но, оказалось интересно.

В 1941 году было закуплено 5 немецких мотоциклов BMW R-71, один из которых находится в экспозиции музея. По этим образцам был создан в Москве мотоцикл М-72, в августе 1941 года он был запущен в серийное производство. А в октябре Московский мотозавод решено было эвакуировать в Ирбит, где М-72 и стал «Уралом». За годы войны мотозавод выпустил около 10 тысяч мотоциклов, а потом производство стали наращивать, «Урал» был очень популярен в народном хозяйстве и у населения, были поставки в развивающиеся страны.

Нам показали мотоциклы разных времен и мотоцикл военных лет с автоматом, мотоцикл на котором снимался Юрий Никулин, сидел Владимир Путин, рассказали историю расцвета завода и историю его угасания. На заводе работало 12 000 человек, а сейчас осталась мастерская, где работает 120 человек, мотоциклы идут на экспорт в США. Завод выпускал только мотоциклы с колясками, которые сейчас пользуются ограниченным спросом.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Потом мы посмотрели фильм о том, как устанавливались мировые рекорды, о езде по несколько суток со сменой водителя и заправкой двигателя во время движения, о езде с поднятой коляской и другие трюки.

После посещения двух музеев мы пообедали в ресторане гостиницы «Арктур», где у нас как раз был забронирован номер на одну ночь.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Обед был просто великолепный. Девушка- сотрудница была и официанткой, и гардеробщицей и администратором. Затем автобус повез нас в исторический центр города. Вначале подошли к мосту через реку Ирбит.

Сделали фото на память.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Посмотрев на новый памятный столб на месте основания города пошли на площадь Ленина.

Как и положено всем городам на площади Ленина установлен памятник Ленину. Только ирбитский Ленин совсем не похож на вождя пролетариата, никуда не зовет и не указывает, а задумчиво стоит с плащом на руке с немного несоразмерной головой.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Но самое интересное то, что невдалеке от него на этой же площади стоит величавая Екатерина II.

Памятник Екатерине Второй был установлен в Ирбите в 1883 году за то, что в 1775 году она провозгласила Ирбит городом и дала ему торговые привилегии. В 1917 году памятник переплавили, а на его пьедестал в 1924 году установили памятник Ленину. Хотя в 1992 году кто-то обезглавил Ильича, его восстановили и через 6 лет вернули на площадь. В 2013 году у вождя пролетариата отобрали чужой пьедестал и установили на другой стороне площади, водрузив на него восстановленный по фотографиям памятник Екатерине Второй. Стоят на одной площади вождь пролетариата, дворянского происхождения, и императрица.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Посмотрев на новодельный памятник Екатерине, проходим к зданию Пассажа, построенному для ярмарки в 1864 году.

В первый день нашей экскурсии шел дождь, поэтому показываю фото, сделанные на следующий день нашего пребывания в Ирбите.

Внутри исторического здания бойко идет торговля.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Напротив Пассажа сохранился дом, в котором была гостиница и ресторан «Эрмитаж».

Дом земского начальника Мезенцева. 1887 год. Ул. Красноармейская ,1. Дом сдавался, здесь была гостиница. ресторан Зрмитаж. жилые комнаты. Сейчас в доме школа.
Дом земского начальника Мезенцева. 1887 год. Ул. Красноармейская ,1. Дом сдавался, здесь была гостиница. ресторан "Зрмитаж". жилые комнаты. Сейчас в доме школа.

Сейчас в этом здании школа № 12.

После осмотра исторического центра мы едем в церковь Троицы Живоначальной. По дороге в Ирбит нам рассказали про этот храм, который никогда не закрывался. Когда в 30 е годы церковь хотели снести, народ окружил храм со свечами в руках и не дал технике подойти близко. Сейчас это памятник архитектуры регионального значения.

Церковь расположена посередине кладбища.

Входные ворота на Ирбитское кладбище.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

В храме, построенном в 1835 году, сохранился иконостас второй половины XIX века.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

После посещения церкви наша экскурсионная группа и наша Наташа поехали в сторону Екатеринбурга. По пути они заезжали в село Зайково на родину маршала Речкалова, были в его музее, а затем пекли блины в русской избе. А мы с Шифой отправились в драмтеатр.

Началом всех начал в Ирбите была ярмарка. Во время ярмарки сюда приезжал цирк, театр, выпускалась газета. Жизнь была шумной и веселой. В 1826 году в Ирбите основан постоянный театр, который выступал в деревянном здании, театр празднует 175 лет основания.

Современное здание театра построено в 1884 году в стиле неоклассицизма по проекту архитектора Юлия Дютеля.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Мы купили билеты по 300 рублей на 9 ряд партера и отправились смотреть комедию «Любовь по- французски». Зал театра вмещает 400 зрителей. Для города с населением 35 тысяч жителей это очень неплохо

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Пьеса была в двух отделениях. Актеры очень старались.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Из театра пошли дальше по улице Орджоникидзе (театр находится на улице Орджоникидзе, 51), прошли между двух стен завода Спецтехники, занимающего около трех кварталов в самом центре города, в бывших корпусах ярмарки. Так получилось, что завод обогнули, пошли по улице Кирова. Здесь ничего не нарушало гармонию старых купеческих особняков.

Дошли до обелиска в память рабочих, погибших в Великую Отечественную войну.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

От обелиска по улице Революции поворачиваем в сторону нашей гостиницы.

Впереди видим Сретенский храм, который находится на территории завода Спецтехники.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Дальше идем по Первомайской. Афиши и вывески очень портят впечатление от красивых и находящихся не в лучшем состоянии купеческих особняков.

На некоторые дома жалко смотреть. Вот красивое здание в стиле модерн, левый угол которого вот-вот обрушится.

Памятник архитектуры XIX века в стиле модерн

Радуют глаз дома в хорошем состоянии, как бывшая Мужская гимназия на перекрестке улицы Свободы и Первомайской.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Здание Мужской гимназии построено по проекту Юлия Дютеля в конце XIX века. Сейчас здесь средняя школа № 1.

С Первомайской поворачиваем на улицу Елизарьевых и вот он наш «Арктур».

Кроме нашего номера был занят еще один. Как нам объяснила девушка- администратор, официантка, гардеробщица, она же и горничная, что на неделе приезжают командировочные, а в выходные мало народу. Вот если на ярмарку в августе, то надо бронировать за месяц.

Заселившись и немного отдохнув, пошли погулять, поужинать, поискать остановку на автостанцию.

Совсем рядом с нашей гостинице на перекрестке расположен выставочный зал Музея изобразительных искусств, посмотрели на афиши выставки, посвященной Рафаэлю, но завтра воскресение, а в Выставочном центре два выходных дня: воскресенье и понедельник. Как жаль… Точно такое же расписание и у Этнографического музея, который тоже планировали посетить.

С утра пораньше идем в Музей народного быта, который работает вообще без выходных дней с 9 часов до 20. Очень удачное расписание работы для музея. Музей располагается на втором этаже бывшего здания водочного завода, а еще раньше это была мечеть…

Здание бывшего ликеро- водочного завода. Первоначально здесь была мечеть.

О Музее народного быта можно почитать здесь

Недалеко от здания Музея народного быта, на перекрестке улицы Революции и Карла Маркса и напротив Музея Гравюры и Рисунка, который мы вчера посетили, видим здание Администрации.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Это Сибирское подворье, построенное в 1878 году для приема гостей Ирбитской ярмарки. Позже здесь была гостиница «Сибирские номера», после нее Дом крестьянина, а теперь Администрация муниципального образования город Ирбит.

Утром в гостинице нам сказали, что сегодня в Сретенском храме служба, и что там сохранились росписи на стенах. Хотя церковь и на территории завода, но туда можно войти через калитку со стороны улицы Революции. Мы тогда решили сначала побывать в Музее народного быта, а потом идти в церковь, она была по пути в Музей уральского искусства.

Калитку мы нашли, но она оказалась закрытой. Видимо служба закончилась.

Через 15 минут мы у Музея уральского искусства.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Музей размещается в доме купцов Казанцевых, который восстановлен и отреставрирован после того, как в советские времена в нем размещался роддом. О Музее уральского искусства можно почитать здесь

Неплохой музей, интересно познакомиться с этой коллекцией, но не так поражает, как Музей Гравюры и Рисунка. Когда шли обратно, то нам посоветовали зайти в Сретенский храм через проходную завода. Обошли этот вредный завод теперь уже с другой стороны и прошли в широко открытые ворота.

Храм не работал, но порадовало то, что вокруг шла подготовка к его восстановлению

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Потом прочитала, что купола изготовлены слишком большие и неизвестно поместятся ли они на церкви…

До революции в Ирбите был Собор, пять церквей, две часовни и мечеть. Мы вчера были в одной сохранившейся, и теперь постояли у церкви, в которой в советское время работала заводская котельная. В бывшей мечети был водочный завод, а теперь находится Музей народного была. Церковь Святого Пантелеймона восстанавливает на свои средства директор Музея народного быта Смердов Михаил Иванович.

Каким же красивым был Ирбит с храмами и купеческими особняками!

Повернув влево с улицы Орджоникидзе доходим до Сиреневого сквера, разбитого комсомольцами в 30 годах на месте бывшей Торговой площади.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Памятник Мамину — Сибиряку установлен в 1955 году. За спиной Дмитрия Наркисовича опять виден Завод спецтехники. А когда-то на этом месте были корпуса ярмарки, которые перестроены в корпуса завода или снесены.

В советское время на территории бышей торговой площади был построен завод «Автоприцеп». Теперь это «Ирбитский завод спецтехники», выпускающий прицепы, полевые кухни, цистерны, болотоходы. Но, завод в историческом центре города как- то не очень смотрится.

Идем на центральную площадь, чтобы посмотреть ее в солнечный день, вчера шел дождь.

Любуемся на здание Интитута коммерции и права. Современная постройка, а как прекрасно смотрится и подходит по стилю историческим зданиям.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

На площади доминирует Пассаж.

Первоначально здание Пассажа строилось для театра, который был необходим Ирбитской ярмарке, но власти города отказались платить высокую арендную плату и здание сдали купцам. В Пассаже был шикарный магазин, ресторан, оркестр, охрана, осуществляющая фейс контроль. Сюда попадал не каждый. Слева от Пассажа расположены виннеры, где отстаивалось вино перед продажей, затем шло здание Казначейства, которое можно увидеть за памятником Екатерине Второй.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Здания более поздней застройки удачно вписаны в ансамбль.

В центре Ирбита нет ни высоток, ни хрущевок.

Не все памятники архитектуры радуют глаз.

Дважды процветавший и мечтающий снова процветать город Ирбит

Как нам накануне объяснила гид, восстанавливать пямятники очень дорого и трудно. Нужно сделать все как было, очень жесткие требования и для этого трудно найти инвесторов.

Дом купца Федора Смирнова, построенный в стиле эклектики в 1878 году, попал в хорошие руки.

Дом купца Федора Смирнова. Построен в стиле эклектики в 1878 году. Ул. Кирова,76.

В русском стиле построено здание магазина купца Гаврилова.

Здание магазина купца Гаврилова, построенное в русском стиле, 1885 год, ул. Красноармейская ,15

Ирбит интересный город и в нем много неравнодушных людей, которые создают музеи и восстанавливают храмы. Ирбитчане любят свой город и мечтают привлечь туристов. С 2002 года возоблена традиция Ирбитской ярмарки, только она проводится в теплом августе, а не в январе, как раньше.

Такие города надо сохранять и восстанавливать.