Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Улан-Удэ — Россия, Хархорин, Улан-Батор — Монголия Сентябрь 2023
23 42

По дороге с облаками

Новая жизнь, как известно, начинается с понедельника. Вот и у нас поездка стартовала именно в этот день недели.

Утро понедельника — начало новой рабочей недели. Все происходит точно так же, как и в Москве — спешащие на работу люди, автомобильные пробки, какофония звуков. Мы ехали со скоростью потока машин по главной улице Улан-Батора Энхтайвны өргөн чөлөө — проспект Мира. По обе стороны дороги плотным строем стоят современные высотные здания, один за другим мелькают отели. Неужели в Улан-Баторе бывает так много туристов?

Но вот ситуация немного изменилась — проспект Мира перешел в Москвагийн гудамж, это улица Московская. Здесь уже попроще — зданий меньше, они все реже, все ниже.

И вот, наконец, «спальный» район Монгольской столицы. Тут уже сплошные юрты вместо каменных домов.

Самое интересное началось за пределами города. Мы мчимся по хорошему автобану, проходящему по долине, обрамленной грядой невысоких холмов. Было ощущение, что здесь земли «нарезали» небольшими участками, как под дачи у нас в России — на почти равном расстоянии друг от друга на склонах белели юрты. Почти у каждой юрты стоит, как минимум, мотоцикл, а то и легковой автомобиль. Но одна юрта особо привлекла наше внимание — около нее стоял грузовик с прицепом. Как интересно! Водитель-дальнобойщик вернулся из поездки домой и свою огромную машину припарковал рядом с юртой! Вот он немного передохнёт и на следующий день опять отправится в рейс! Честное слово, какое невероятное смешение времен и эпох, настоящий когнитивный диссонанс!

Сегодня наш путь лежит в древнюю столицу великой Монгольской империи — город Хархорин, бывший Каракорум. «Мы едем по дороге с облаками, как и обычно бывает в Монголии», — сказала Наташа, когда мы вырвались, наконец, на простор степей:

3
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)
7
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Верблюды, коровы, козы, бараны, овцы и вдоль дороги, и на самой дороге. Гордые корабли пустыни не обращали никакого внимания ни на людей вокруг, ни на машины на дороге. Водители знают — надо остановиться, пропустить животных и только тогда, когда все перейдут дорогу и удалятся на некоторое расстояние, можно продолжать движение:

10
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Вскоре после встречи с верблюдами мы ненадолго притормозили у большого Обо. Эти шаманские святыни являются местами поклонения и поэтому украшены разноцветными лентами. Путник, проезжая обо, должен спешиться, обойти его трижды по часовой стрелке и добавить к пирамиде три камня. На шест, воткнутый в центр каменной пирамиды, намотаны белые, голубые, синие, красные, желтые, зеленые ленты. Считается, что голубой цвет связан с небом, которому монголы поклонялись до обращения в буддизм, что голубой цвет — один из мостиков между шаманизмом и буддизмом. Красный символизирует блаженство и храбрость перед лицом препятствий; желтый — жизнь и вечность; белый — человеческую доброту и успех; зеленый — рост и плодородие:

4
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Рядом с Обо Денис обнаружил множество дырок в земле. «Наверняка чьи-то норки», — сказал оно негромко и остановился, чтобы своими шагами не сотрясать землю. Я встала рядом с ним и тоже замерла. И буквально через пару минут из многих норок повылезали мышки. Они играли между собой, перебегали от одной норки к другой, шныряли в камнях Обо. Но… стоило мне или Денису чуть шевельнуться, тут же мгновенно исчезали в своих жилищах. Это были монгольские песчанки, у них длинный пушистый хвостик. Правда, очаровашка?

10
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Но нам надо спешить. Впереди нас ждет Хархорин!

Каракорум — столица великой Монгольской империи

К концу XII века на обширном просторе от Великой китайской стены до Южной Сибири и от верховьев Иртыша до Амура кочевало несколько крупных союзов монгольских племен. В начале XIII века большую их часть добровольно или силой объединил под своей властью Темучин. В 1206 году курултай — съезд ханов всех монгольских племен — признал над собой главенство Темучина, провозгласив его великим каганом и присвоив ему титул Чингисхана.

Предпринятые Чингисханом реформы содействовали укреплению центральной власти, установлению порядка и дисциплины. Однако вместо развития хозяйства преобладала политика захвата соседствующих земель. Так, с начала XIII века несколькими волнами шло опустошительное нашествие, приведшее к захвату многих стран Азии и Восточной Европы.

В те времена, когда Монгольская империя была крупнейшей, известной миру, и был основан Каракорум — столица империи. По приказу Чингисхана строительство города начато в 1220 году и полностью завершено при правлении Угэдей-хана — третьего сына Чингисхана.

В XIII веке Каракорум был одним из крупнейших городов мира, включавшим район королевской семьи, министров, дворян, военачальников, ремесленников, торговцев, священников. Были даже отели для иностранных миссионеров и гостей. Каракорум был окружен мощными стенами с воротами с каждой стороны. Он состоял из царских дворцов, монастырей, торговых рынков, административных и военных зданий, годовых кварталов. Примерные размеры города были 2,5×1,5 километра. По преданиям четыре каменные черепахи в углах города охраняли Каракорум от наводнений и злых духов. Черепаха – символ стабильности и долголетия. Только такому долго живущему животному можно было доверить нести имперские письмена, предназначенные для вечности. Как и на своей родине, в средневековом Китае, они служили здесь постаментами для императорских декретов, высекавшихся на гранитных стелах. Для укрепления надписей в нижнем обрезе стелы сделан четырёхгранный выступ, плотно входивший в глубокий квадратный вырез в спине черепахи.

Макет древнего Каракорума в музее современного Хархорина:

1
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Однако Каракоруму предстояло оставаться столицей империи всего 40 лет. Внук Чингизхана Хубилай-хан (правил в 1260-1294 гг.) перенес столицу в Хан-Балык (ныне Пекин). В 1388 году войска китайской династии Мин вторглись в пределы Монголии, сожгли и разрушили Каракорум.  Так исчез город, которому обязана своим существованием одна из глав мировой истории. От Каракорума осталось всего два привратника – две статуи черепах. Одну мы видели у стен Музея, о второй я расскажу позже.

4
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Бывшая столица, однако, пережила чудесное возрождение как величайший и первый буддийский монгольский монастырь Эрдэнэ-Зуу, для строительства которого были использованы булыжники кладки Каракорума.

Эрдэнэ-Зуу — самый древний буддийский монастырь в Монголии

Высокую белую стену с небольшими пирамидками наверху было видно издалека. Мы подъезжали к крепостной стене с расположенными на ней субурганами — священными символами буддизма. На каждой стене выстроилось по 23 таких пирамидки, да на каждом углу еще по две. Всего, как пишут разные источники, их 108. Однако я насчитала лишь 100. Вероятно, субурганы есть еще в воротах, но их не видно. Стену возвели по периметру территории монастыря в 1806 году.

4
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)
7
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)
3
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Толстые кирпичные стены обращены к четырем сторонам света. В распахнутую створку входных ворот видны изогнутые линии черепичной крыши строения, расположенного внутри:

5
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Негромко стукнув в монастырский дверной молоток, как бы испрашивая разрешения войти,

6
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

вхожу во двор монастыря и вижу, что не только я, но и вся наша команда замерла в недоумении.

Перед нами огромная территория, поросшая травой. В левой части расположены храмы, а справа ничего, пустота, и лишь многочисленные холмики подсказывают, что здесь когда-то были какие-то строения.

Перед нами храмы и руины Эрдэнэ-Зуу, одного из самых древних и почитаемых монгольских монастырей. В 1586 г. на личные средства влиятельного князя Халхи Абтай-хана на месте бывшего Каракорума началось строительство первого буддийского монастыря Монголии. Первоначальное название монастыря звучало как Эрдэнэ-Зуугийн сүм — «Храм драгоценного владыки» (Будды). При строительстве монастыря использовались камни с пожарищ и развалин Каракорума, о чем свидетельствуют фрагменты старых надписей на камнях храмов.

В 1760 и 1796 годах храмы перестраивались: деревянные части сооружений были заменены камнем и черепицей.

К 1792 г. монастырь насчитывал 62 храма, а всего в монастырском комплексе жили около 10 тыс. монахов.

Однако, как и другие храмы Монголии, Эрдэнэ-Зуу в 1930-е годы подвергался политическим репрессиям. Большинство монахов было репрессировано, а храмы разрушены. Восстановили монастырь только в 1947 году.

В настоящее время монастырь представляет собой ансамбль из 17 храмов, сочетающих в себе монгольский, тибетский и китайский мотивы древнего зодчества. Из всех храмов действует только один — храм Лавран Сум, построенный в 1784 году в тибетском стиле. Первоначально он назывался храмом Маггала, а в 1803 году был переименован в Лавран (Дворец монаха). Этот храм расположен ближе к дальнему левому углу монастыря:

10
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)
4
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Но главное центральное место монастыря занимает комплекс из трех храмов — Их-Зуу, Барун-Зуу и Дзуун-Зуу. Это самые первые постройки монастыря, они были посвящены трём периодам жизни Будды — юности, моменту поворота Колеса Учения и преклонным годам. Храмы стоят в один ряд, а их фасады ориентированы на восток. Боковые — Правый (Баруун-Зуу) и Левый (Зуун-Зуу) — одноэтажные, имеющие двухъярусные крыши; центральный или «Великий» (Их-Зуу) — двухэтажный. Сегодня эти храмы отреставрированы и используются как выставочные залы религиозного музея:

7
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)
3
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Давайте заглянем в них!

Для этого сначала пройдем через храм Далай-Ламы, посвященный Великому V Далай-Ламе. Его также называют храмом Панджара Махакалы, потому что храм позволяет людям делать подношения Панджара Махакале (Махакала — божественное существо, которое охраняет и защищает учение Будды):

6
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Над навесом крыши — ряды зеленых кирпичей с белым орнаментом. Выше — еще один навес, и на нем над входом золоченое колесо с восемью золотыми спицами, символизирующими восемь сторон света. По обеим сторонам колеса изображены две газели в память о том, что первую свою проповедь Будда произнес в Парке Газелей. Головы драконов с широко раскрытыми пастями на концах выдающегося навеса крыши — это водосточные отверстия. И венчает это яркое сооружение золоченый субурган:

8
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Центральный храм Их-Зуу (Гол-зуу):

7
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)
6
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Конек на крыше храма венчает Вишва-Ваджра (скрещенная ваджра или «вселенская» ваджра), которая представляет собой символ абсолютной стабильности истиной реальности, имеющей неразрушимую природу:

7
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

На краях крыши Макоры — мифические морские чудовища, в которых переплелись черты дельфина, акулы и крокодила. Это древнеиндийский символ силы:

6
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

В центральном храме Ихэ-Зуу находится главная реликвия монастыря — статуя Будды Ихэ-Дзу — молодого Будды, а справа и слева от него расположены статуи Гомбогура и богини Лкхам:

Главная реликвия монастыря — статуя Будды Ихэ-Дзу:

6
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Гомбогур и богиня Лкхам — святые хранители буддистского учения. Согласно поверию, эти статуи охраняют храм от проникновения в него злых, враждебных духов.

Гомбогур — святой покровитель юрты, один из самых популярных среди кочевников Центральной Азии.

Богиня Лкхам, согласно легенде, приказала содрать кожу со своего сына за то, что тот восстал против буддизма. Сыновьей кожей она покрыла лошадь, на которой ездила верхом. Кровожадную богиню обычно изображают с черепом, наполненным кровью сына, в одной руке и с поводьями мула в виде ядовитых змей в другой. Изображения этой богини очень распространены, и их легко распознать по третьему глазу на крупе мула. Супруг безжалостной богини счел чрезмерным ее религиозный пыл и, узнав о том, что она сделала с сыном, послал ей вслед стрелу, которая попала в мула. Богиня превратила рану в третий глаз.

Здесь же находятся статуи Будды неизмеримой Жизни и Света и Будды-Исцелитель:

Будда Амитабха (Будда неизмеримой Жизни и Света):

3
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Оточ Манла — Будда-Исцелитель:

3
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Сита Махакала (Гонгор) — Дхармапала (божество-покровитель). Его главная задача устранять препятствия на пути к Просветлению:

4
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Алтарь с мандалой украшен драгоценностями и знаком Ом (Ом (санскр. ॐ) или Аум — в индуистской традиции — сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы»):

4
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

В храмах Западного и Восточного Зуу (Левого и Правого) находятся статуи и иконы, посвященные Будде в молодом и зрелом возрасте. Потолки и стены храмов украшены портретами различных божеств. На алтаре перед этими скульптурами стоят маленькие статуэтки, ступы, золоченые безделушки.

Барун-Зуу (Баруун-зуу) (правое):

4
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)
5
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Здесь находятся три скульптуры: слева — Хранитель Света Одсурен, Будда давнего земного воплощения; направо — Милостивый Будда — Джамба; посередине сидит старый Будда.

7
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Милостивый Будда — Джамба:

5
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Санджа (Будда Дипанкара):

6
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

А теперь зайдем в Дзуун-Зуу (левый храм):

3
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Будда в подростковом возрасте:

7
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)
6
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)
4
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)
4
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Рядом находится еще один храм, в котором расположилась выставка средневековой живописи и вышитых икон:

5
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Посередине огромной четырехугольной территории монастыря стоит высокая белая с золотом пирамида — Золотой Субурган. Это Ступа Пробуждения (Золотая Ступа), построенная в 1799 году. В нее вложили около 100 тысяч бурханов, различные предметы буддийского культа и прах основателя монастыря Абатай-хана. Высота Ступы около 8 метров:

8
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Слева — Ступа Пробуждения, справа — храм Лавран:

2
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Центральная площадка монастыря Эрдэнэ-Зуу была когда-то вымощена каменными плитами и называлась Площадью Счастья и Благоденствия (Лхундубдэченлин). Здесь, по преданию, стояла юрта Абатай-хана. Не это ли место обложено по кругу белыми камнями справа от дорожки?

5
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Ну, а мы, обследовав храмы монастыря, делаем коллективную фотографию

9
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

и перемещаемся за пределы его стен, чуть севернее. Ученые спорят до сих пор, что там расположено — дворец Угэдея или буддийский храм.

Понимаю, что вы, мои дорогие читатели, уже устали. Но давайте еще немного напряжемся и завершим эту историческую часть!

Дворец Угэдея или буддийский храм?

В середине ХХ века монгольско-советской археологической экспедиции под руководством С. В. Киселева удалось найти фундамент сооружения, который, как считали, является дворцом Тумэн-Амгалан и который в 1245 году (в некоторых источниках указан 1235 год) в Каракоруме возвел хан Угэдей — третий сын Чингисхана. Название дворца означает «Мир, Десятитысячекратное спокойствие».

Да только дворец ли Угэдея это?

Макет дворца Угэдея в музее Хархорина:

2
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Сведения о Каракоруме и дворце хана Угэдея имелись еще в китайских хрониках, а также в сочинениях Рашид-ад-дина (Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани (1298-1317) — персидский государственный деятель, врач и учёный-энциклопедист), венецианского путешественника Марко Поло (Марко Поло (1254–1324) — венецианский купец и путешественник, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира») и трудах Гильома де Рубрука (фламандский монах-францисканец, путешественник. В 1253–1255 годах по поручению французского короля Людовика IX совершил путешествие к монголам, которых он называет моалами. Автор книги «Путешествие в восточные страны»).

Изучив расположение всех каменных монолитов и рытвин, оставшихся после того, как их вынули, ученый С. В. Киселев сделал следующий вывод: в ряду с севера на юг располагалось девять каменных блоков, а таких рядов было восемь. Следовательно, дворец был «семинефным и опирался на 72 столба». Тридцать столбов были включены в линию дворцовых стен, а другие поддерживали перекрытия над внутренней площадью, размеры которой равнялись почти 2500 квадратным метрам.

Здание было возведено на насыпной платформе. Подтвердилось, что, как сообщал Рашид-ад-дин, дворец был построен «с очень высоким основанием и колоннами, как и приличествует высоким помыслам такого государя». Высота платформы равнялась полутора метрам, а с юга на эту платформу вели пандусы.

Да, все так, и сейчас мы собственными глазами видим основания всех 72-х столбов, приподнятые над землей метра на полтора:

1
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Однако, по результатам дальнейших раскопок и архитектурной реконструкции было выявлено много неожиданностей.

Так, например, по описаниям дворец Угэдея имел прямоугольную форму, а раскопанный фундамент был квадратным.

В центре дворца не оказалось просторного Тронного зала (Зала приемов).

На месте, где должно было бы располагаться знаменитое серебряное дерево, обнаружен возведенный из кирпичей квадратный фундамент буддийской ступы.

Серебряное дерево-фонтан располагалось в Зале приемов, и вот как Гильом де Рубрук описывал это чудо искусства и механики: «…при входе во дворец, парижский мастер Вильгельм сделал для хана большое серебряное дерево, у корней которого находились четыре серебряных льва, имевших внутри трубу, причем все они изрыгали белое кобылье молоко. И внутрь дерева проведены были четыре трубы вплоть до его верхушки; отверстия этих труб были обращены вниз, и каждое из них сделано было в виде пасти позолоченной змеи, хвосты которых обвивали ствол дерева. Из одной из этих труб лилось вино, из другой — каракосмос, то есть очищенное кобылье молоко, из третьей — бал, то есть напиток из меду, из четвертой — рисовое пиво, именуемое террацина. Для принятия всякого напитка устроен был у подножия дерева между четырьмя трубами особый серебряный сосуд. На самом верху сделал Вильгельм ангела, державшего трубу, а под деревом устроил подземную пещеру, в которой мог спрятаться человек… И сначала он устроил раздувальные мехи, но они не давали достаточно ветру. Вне дворца находился подвал, в котором были спрятаны напитки, и там стояли прислужники, готовые потчевать, когда они услышат звук трубы ангела. А на дереве ветки, листья и груши были серебряные. Итак, когда начальник виночерпиев нуждался в питье, он кричал ангелу, чтобы загудела труба; тогда лицо, спрятанное в подземной пещере, слыша это, сильно дуло в трубу, ведущую к ангелу, ангел подносил трубу ко рту, и труба гудела очень громко. Тогда, услышав это, прислужники, находившиеся в подвале, наливали каждый свой напиток в особую трубу, а трубы подавали жидкость вверх и вниз в приготовленные для этого сосуды, и тогда виночерпии брали напиток и разносили его по дворцу мужчинам и женщинам».

Кроме того, было обнаружено свыше 4000 различных археологических предметов, в их числе много китайских монет эпохи Сун (империя Сун — государство в Китае, существовавшее с 960 по 1279 год), а большинство найденных предметов буддийские.

Эти и многие другие несостыковки ставили под сомнение принадлежность обнаруженного к дворцу Угэдея. Так что же все-таки раскопали археологи? Ученые долго обсуждали этот вопрос. Даже было мнение, что Тронный зал следует трактовать как буддийский храм, а не как ханский дворец, и что ханский дворец располагался на территории двора монастыря Эрдэнэ-Дзу.

Как водится, победила дружба, то есть консенсус — раскопанный объект — это дворец Угэдея, переделанный впоследствии в буддийский храм.

Но вот в чем у ученых не было ни сомнений, ни споров, так это в черепахе, находящейся рядом с раскопанным фундаментом. Была она, правда, без постамента для императорских декретов. Однако квадратное отверстие на ее спине говорит о том, что вставляй каменную стелу - и всё будет как раньше. А пока нет империи – нет и указов:

4
Дорогами ветров. Часть 2. Каракорум, Эрдэнэ-Зуу и Дворец Угэдея (или все же это буддийский храм?)

Ну, а наша компания вполне довольна полученными знаниями и эмоциями и готова к дальнейшим приключениям.

Источники информации:

Другие мои рассказы про путешествие по Монголии:

Дорогами ветров. Часть 1. От Каракорума к динозаврам. И не только об этом

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии