Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была сегодня 13:08
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Иркутск — Россия Апрель 2023

Еще осенью попались приятные субсидированные билеты на апрель до Иркутска — 6 тысяч из Екатеринбурга в оба конца, знак судьбы! Пора знакомиться со старинным сибирским городом; так же решила и моя далекая подруга. Летели мы из разных мест, а встретились в аэропорту: наш самолет опоздал минут на 40, ее прилетел очень вовремя, так что в отель поехали уже поздним вечером на такси, зато вместе. Ехать всего минут 15, даже не успели за это время привыкнуть к поземке и легкому снежку, у нас-то в середине апреля уже все растаяло… Привыкать пришлось всю неделю))

Дом по ул. Киевской напротив нашего отеля - каждый день любовались на него из окна.

Сразу о гостинице. Отель Доходный дом Листратовой выбирала по расположению, цене и атмосфере. Третий критерий «Доходный дом» представил просто уникально — настоящий купеческий домик с бревенчатыми стенами, умывальниками в стиле рукомойников, домоткаными половичками, кружевными занавесками… Особо описывать не буду, подробно о нем рассказывала Аня Кудрявцева, и я, уже после бронирования увидев ее отзыв, порадовалась верному выбору. Без минусов, конечно, не бывает: заселившись уже в полночь, мы, естественно, начали болтать за чайком, не виделись-то больше года. Не кричали, даже песен не пели, и ТВ молчал, но вдруг постучала администратор и сказала, что сосед в номере рядом жалуется — он спит, а ему наши голоса слышны, непорядок! Хм, оказывается, даже в своем номере надо разговаривать шепотом, если сидишь за столом, приставленным к стене?.. О_О

Апрель в Иркутске — не весна, а происки зимы

Ну, как говорится, пусть это будет самым большим минусом поездки. В целом отель понравился, а обо всем Иркутске и говорить нечего. Эта атмосфера старины, купечества, декабристов ощущалась в каждом квартале. Я еще сделаю отдельный альбом об улице деревянных домиков, и не когда-то, как обычно обещаю, а прямо в этом году))) А пока расскажу об иркутской почти-неделе — между вечерним прилетом и утренним вылетом у нас было шесть полных дней, и потратили мы их явно с толком))

Мы обе любим музеи, и Иркутск эту любовь поддерживал почти каждый день: во-первых, их большим выбором, а во-вторых, трудно гулять целый день по улицам, когда снег то валит, то тает, под ногами то сугробы, то лед, то лужи, и все это сдобрено качественными сибирскими ветрами. Итак, первый музей принадлежит РЖД. Самым сложным было найти не здание, а вход — как-то он запрятался, не особо приманивая посетителей, видимо, потому, что Музей Восточно-Сибирской железной дороги бесплатный. Небольшой, несколько залов-комнат в одном коридоре, но интересный.

В коридоре висят фотографии, картины и копии документов, относящихся к истории ВСЖД

Залы посвящены истории создания ЖД в Восточной Сибири, Кругобайкальской ЖД, памятному всем БАМу, сибирским железнодорожникам-фронтовикам и работникам тыла. Много манекенов, можно сравнить «давнего» железнодорожника и современного пассажира. А можно даму начала прошлого века — и меня))

* * *

Недалеко от музея стоит полюбоваться милыми деревянными скульптурами и пройтись по историко-мемориальному комплексу Иерусалимская гора.

Иерусалимская гора по факту — это старое кладбище, очень старое, времен Екатерины II. А по сути — парк, но не самый популярный. Интересен прежде всего Входоиерусалимской церковью и Иерусалимской лестницей, которая, собственно, как лестница в небеса — ведет ниоткуда в никуда))

* * *

Следующий музей — must-see любого города, краеведческий. Идти до него 15 минут, а осматривать не меньше полутора часов.

Апрель в Иркутске — не весна, а происки зимы

Обычно краеведческие музеи дают отличное представление об истории города/области/края, даже довольно молодые. А этот еще и один из старейших в Сибири — основан он в 1782 г. по инициативе губернатора, на пожертвования местных купцов, что само по себе достойно уважения. Дабы не загромождать рассказ и не распыляться, слайд-шоу будет одно, но тематическое, костюмное)) Костюмы иногда наглядней документов отображают ход истории. Последний, кстати, представлен на временной этнографической выставке «Мир за порогом», посвященной циклу жизни народов Сибири и Севера, обрядам, сопровождающим рождение, свадьбу, смерть человека.

* * *

Музей стоит на набережной Ангары, посещение его дает бонусом прекрасную возможность посмотреть памятник Александру III и полюбоваться одной из самых крупных сибирских рек.

Установлен в 1908 г., снесен в 1920-м. Восстановлен в 2003 г.

Не так много памятников царям в стране осталось. И уж точно совсем мало восстановлены в нашем веке. Но я иркутян понимаю — Александр III основал Великий Сибирский путь, Транссибирская магистраль имела огромное значение для города. Деньги на строительство памятника были собраны опять же по подписке, а в наше время инициативу его восстановления выдвинула ВСЖД, что о многом говорит.

* * *

Не такой основательный, но не менее интересный, Музей истории города Иркутска делится на две части: историческую и бытовую. Сначала мы побывали в первой.

Иллюстрацией к нашему визиту пусть послужат не сухие документы, а картины

Жемчужинкой оказалась экспозиция к 100-летию Леонида Гайдая. Кто ж не любит выставки, связанные с кинематографом, тем более с творчеством человека, создавшего столько всеми любимых комедий!..

* * *

Иркутск вообще богат талантливыми выходцами. Во многих музеях упоминается, например, имя Александра Вампилова. Пусть не столь прославленного, но не менее интересного человека и творца. Многоактных пьес у него всего четыре, но каждая — просто перл, согласны? Не зря же «Прошлым летом в Чулимске» экранизировали несколько раз, ну, а единственная экранизация «Старшего сына» вообще одна из лучших советских мелодрам, как по мне.

Это мы идем от краеведческого музея к историческому, и памятник стоит на ул. Карла Маркса, лучше всего олицетворяющей атмосферу Иркутска.

Очень неплохая сохранность зданий, есть на что посмотреть, особенно когда погода сжалилась, пожалев нас и не пожалев солнца для украшения центральной улицы…

* * *

Книга на снимке выше предлагает окунуться теперь в историю не столь давнюю. Совсем рядом с нашим Доходным домом был музей с длинным названием «ретромототехники и предметов быта СССР». Подруга не пошла, взяла обзорку по городу, сказав «Вот заходили мы туда вчера, они нам отказали по причине отсутствия электричества в свою очередь по причине разбушевавшейся непогоды — всё, клиент ушел». А я не пропускаю соцбыт нигде, даже в Болгарии умудрилась его отыскать)) И в этот хорошо, что сходила, — в рейтинге аналогичных музеев Иркутск теперь уверенно занимает первое место!

Первое потому, что кроме множества вещей эпохи нашей молодости владелец музея, коллекционер Владимир Астафьев весь цоколь занял комнатами с интерьерами самых разных лет. Представьте, там разместились жилые помещения горожан и сельчан, а периоды охвачены от дореволюционного до конца социализма и перестройки, включая до- и послевоенные годы. И по всем этим комнатам можно ходить, трогать абсолютно все, садиться в кресла, на диваны и стулья… Я бродила сначала по первому этажу, где собраны отдельные вещи. На второй — к автотехнике — не поднималась, посмотрела кусок коллекции мототехники там же, на первом (за разные экспозиции разные тарифы, но дешевых нет, как и везде в частных музеях). И так притомилась к третьему часу, что просто села в комнате 70-х годов, взяла журналы со столика и с удовольствием почитала их, вспоминая детство)) А пианино справа только усиливало ощущение провала в школьные годы… может, надо было поиграть?))

В музее больше сотни экземпляров мототехники, столько же автомобилей и 20 000+ других предметов нашей прошлой жизни! Вернувшись из подполья советской квартиры, я снова зависла у книжной полки. Зацепил томик Льва Никулина, издание 1937 года.

Вот эта книга

Читала-читала стоя, потом спросила смотрительницу, нельзя ли приобрести. «Нет, что вы! — ответила та. — У нас часто просят, но Владимир Васильевич только покупает и ничего не продает…». Нет, я потом нашла эту книгу на Озоне, но за 1500+ брать пока не готова…))

* * *

Так, а теперь от духовной пищи можно и к празднику живота! У подруги как раз закончилась обзорка, мы встретились, чтобы пообедать и двигать дальше — на этот раз никак не пешком, ибо пешком никак)) Все кафе, в которых мы обедали, перечислять нет смысла, упомяну лучше запомнившиеся блюда. Во-первых, любимые мной с 21-го года, после двух дней в Улан-Удэ, буузы/позы. В Иркутске их готовят тоже знатно, не уступают бурятам. Во-вторых, столь же любимые мной уже с 22-го года, после двух недель в Беларуси, драники! Почему-то здесь их подают часто и охотно. Причем порой с рыбой в качестве начинки. Отличное сочетание, особенно на берегу Байкала! Ну и третье — это десерт, который я впервые попробовала именно здесь и который стал моим любимым с 23-го года. Скоро месяц праздников, непременно приготовлю на праздничный стол гениальный в своей простоте и 100%-но полезный. Состоит он всего из трех ингредиентов: брусники, кедровых орешков и меда. Никакого сахара, топингов, вот просто все это перемешано, но без фанатизма, где-то даже слоями подают, но это уже не то. Очень гармоничная комбинация, в меру кислая, в меру сладкая и жутко вкусная))

А поехали мы в тот день на «Ангару». Почему в кавычках? — да потому что это ледокол «Ангара». И стоит он, естественно, на одноименной реке. Это один из старейших в мире паровых ледоколов. История у «Ангары» славная — строился в Ньюкасле, по частям привезен в Сибирь, собран и пущен на воду в 1900 г. Разрезал льды Байкала, правда, не один, а в паре — с ледоколом-паромом «Байкал», для которого прокладывал путь. На несколько лет был законсервирован. Затем, в Гражданскую войну, «Ангару» оснастили пулеметами, и ледокол воевал против белочехов. После снова разрезал льды, уже для барж. Ремонтировался, терпел крушения, стоял… и так до начала 60-х. Там все стало совсем плохо: то собирались «Ангару» порезать на металл, то подожгли. Однако все закончилось удачно, в 1990 г. отреставрированный ледокол стал музеем на вечной стоянке.

Нам повезло: через два месяца ледокол закрыли на ремонт. Осенью открыли, но лишь три зала.

* * *

Еще одно напоминание о Гражданской войне — памятник Колчаку. От отеля до него — 40 минут ходьбы, и мы пошли не прямо из Доходного дома, а после очередного визита в музей. Но слегка промахнулись по карте… нет, все верно, двигались в нужную сторону, просто, когда на мосту через приток Ушаковку нужно было пойти по правой стороне, мы беспечно продолжали идти по левой, вдоль Ангары. А когда мост закончился — всё, перейти не было никакой возможности! Долго-долго мы шли по Ангарской улице, которая, если не знать красивого названия, выглядит обычным шоссе с заграждениями, и идти до ближайшего светофора пришлось несколько километров))) Наконец мы пересекли это шоссе, вернулись назад и выдохнули в сквере с еще одним не очень соответствующим названием «Предместье Марата». В центре «предместья» и стоит памятник Верховному правителю.

И рядом — Знаменский собор и одноименный монастырь. Как все мы знаем если не из уроков истории, то по прекрасному фильму, тело Колчака было утоплено в проруби. А символическая могила находится на территории собора.

* * *

Еще один частный музей, уже напрямую связанный с нашим детством, так и называется — «КуМир детства». Расшифровка — «Кукольный мир детства». Родился тоже из коллекции, и встретила нас сама хозяйка Оксана. Рассказала кое-что о зарождении музея, его идее, о трудностях, связанных с арендой… но это уже в отдельном отзыве. Пока просто несколько снимков, чтобы прочувствовать дивную атмосферу зала. Да, вся экспозиция расположилась в одном — но очень большом! — зале. По периметру идут куклы. Советские, зарубежными Оксана не интересуется. В центре их причиндалы — посудка-обутка-одежка, стиральные и швейные машинки — ну вы поняли)) Есть еще железная дорога, в которую с таким удовольствием играли мамы и особенно папы, а дети бегали вокруг и безуспешно пытались протиснуться между взрослыми…

Знаете, что больше всего зацепило? Стеллажи с куклами в национальных костюмах. И комплекты «15 республик — 15 сестер», и просто самые разные: северяне в кухлянках и малицах, кавказцы в папахах, с газырями на груди, прибалтийские девушки в передничках, славянские красавицы с красно-черными узорами на блузках… Это так мило, так будоражит память — мы же знали все 15 столиц и воспринимали Ашхбад или Ригу не как «хотелось бы, да слишком сложно!..», а «в следующий отпуск можно и съездить»… Ну не будем о грустном. Напоследок еще снимок с ресепшен «КуМира детства» — небольшая витрина с сувениркой. Я купила четыре открытки с куклами, подписала для подруг, а Оксана после работы отправила в разные концы. Все получили, и в Сибири, и в Ленобласти, и каждая написала: «Ой, у меня как раз такая кукла была!»))

* * *

В этот музей и из него мы шли по улице Урицкого — пешеходной зоне, которая похожа на все пешеходные зоны, которые я помню по Челябинску, Екатеринбургу, Улан-Удэ и тэ дэ))

Гулять по ней просто так по той погоде не манило. Завернули ради кукол. А вот улица Дзержинского, которая тянется перпендикулярно Урицкого, а рядом с ней параллельная Тимирязева показались интересней. Тоже лицо Иркутска, и очень аутентичное. Если ул. Карла Маркса напоминает Невский на минималках, то улицы со старыми деревянными домами и домиками непохожи ни на что. Это и есть Иркутск. Да, в Сибири такие дома не редкость, но в Красноярске, Новосибирске, Омске и Тюмени они встречались как-то эпизодически (особенно в Новосибирске!), а здесь весь центр ими полон. Давайте посмотрим немного по пути, это очень в тему, учитывая место назначения.

Да, так вот… а идем-то мы в Музей истории города Иркутска, о котором говорилось выше, — вторую его часть, Музей городского быта. Усадьба Шипицыной, дом Полканова — звучит, правда?

Музей открылся 14 лет назад. Основная экспозиция — «Быт иркутян конца XIX — начала XX века». Кажется, сколько уже посмотрели подобных, а в каждом находится что-то новое, оригинальное. Иркутяне молодцы, хранят историю!

В доме несколько комнат — гостиная, кабинет хозяина, дамская, детская. Интерьеры замечательные, а больше всего запомнились две темы фотографий на стенах. Это «Язык деревянной архитектуры» — мы уже немало походили, и было так прикольно узнавать на снимках какие-то дома с соседних улиц)) Наконец мы узнали, что есть прируб и подклет. А еще — копии старых газет. Заметки читали долго, представляя себе «ту» жизнь прямо в этих кварталах, где мы гуляли, где стояли в тот момент… Обязательно выложу отзыв о музее с фотографиями старинных домов — люблю коллажи «Тогда и сейчас». И газеты покажу непременно, а сейчас буквально несколько штучек.

Не выходя из усадьбы, по тому же билету можно зайти в небольшой Музей чая. Конечно, зашли. По Кунгуру помню рассказ о «чайном пути», тянувшемся из Китая. Иркутск этот путь не миновал. Была здесь и своя чаеразвесочная фабрика в советские времена, но, как гласит повествование в одном из залов, разорилась в 90-е…

И нельзя не показать «Кружевной дом», или Дом Европы — самое красивое здание все в той же усадьбе Шипицыной.

Еще одно его название - Дом Шастиных.

Построен в стиле русского барокко в 40-е годы XIX века, сначала одноэтажный; в 1907 г. его приобрел почетный гражданин города А. И. Шастин. Тогда был надстроен второй этаж. Деревянное кружево — настоящий сибирский бренд, в этих местах вообще каждый дом — отдельный кусочек исторической мозаики…

* * *

Пройдем всего пять минут — и перед нами самый… нет, не крупный, не главный, но самый значительный, на мой взгляд, для Иркутска музей. Чей же юбилей был на днях? — по нескольким каналам повторяли «Звезду пленительного счастья». Собственно, этот фильм и сподвиг меня вспомнить апрельскую поездку. Город прежде всего ассоциируется у меня с декабристами.

Апрель в Иркутске — не весна, а происки зимы

Дом-музей Волконских был построен в 1836 году, но не здесь, а в селе Урик. Волконский отработал десять лет на каторге, после чего семью определили на поселение в это село. Еще через 9 лет Волконские получили разрешение на переезд в Иркутск, куда и перевезли эту постройку. Собрана она была в 1847 г. После отъезда семейства из Сибири дом передали ремесленному училищу. С 1920 г. здесь дольше полувека жили 20 семей в коммунальных квартирах. А в 1985 г. открылась выставка, посвященная 150-летию восстания декабристов.

Не останавливаясь на отдельных экспонатах, предлагаю посмотреть пока интерьеры в целом. Они частично восстановлены, но, даже если какая-то часть артефактов не принадлежала непосредственно Волконским, атмосфера от этого не становится менее аутентичной и роскошной. По правде говоря, мы представляем жизнь декабристов в Сибири как вечную каторгу — разумеется, она и была каторжной, и всё же не навсегда. Я как-то не задумывалась раньше, что ждало их после рудников, а ведь и сами декабристы, и их близкие жили потом не в самых плохих условиях. Пусть не сравнимых с петербуржскими. однако и с местными крестьянами или мастеровыми не сравнить… Сейчас как-то по-другому воспринимаются времена «кровавого царизма». В ХХ веке, во всяком случае в его первой половине, ссылали за гораздо меньшие прегрешения, а за покушение на власть предержащих и попытку смены строя о ссылке и речи не было бы — расстрел без вариантов. Как сказала следователю одна героиня повести А. Рыбакова, «если бы царь судил вас по вашим законам, то он продержался бы тысячу лет!».

Апрель в Иркутске — не весна, а происки зимы

А это памятник женам декабристов в сквере Волконского, по соседству с домом. Трогательный, тонкий. Такими женщинами действительно нельзя не восхищаться…

* * *

Через сквер проходим в соседний Дом-музей Трубецких (открыт в 1970 г.). Он поменьше, не 2-этажный, а один этаж плюс экспозиция в цоколе. Нет, теперь мы знаем, что цоколь правильнее назвать подклетом.

Трубецкие здесь не жили, но легенда о том, что дом принадлежал декабристам, существует. Возможно, его построили для одной из дочерей Трубецких

На первом этаже круговая анфилада комнат демонстрирует дворянские интерьеры середины XIX в. Часть вещей действительно принадлежала Трубецким, часть — другим декабристам.

Я не часто хожу по музеям, посвященным истории раньше ХХ века, однако, как жило дворянство, хотя бы фрагментарно видела в краеведческих, исторических и т. п. учреждениях. В подклете же разместилась уникальная экспозиция, отражающая именно период каторги, так что именно она особенно понравилась. Фотографий немного, освещение там скудноватое, видимо, для создания соответствующей атмосферы, поэтому приберегу в основном фото для отдельного отзыва о доме.

И спасибо Иркутску, ни один сибирский город не рассказывал об этих людях так много и полно!

* * *

Ну вот, все городские музеи закончились, остался последний — за городом, и в этом месте просто обязана быть музыкальная пауза. В один из вечеров мы сходили в областную филармонию на джазовый концерт. Сходили очень удачно: вечер как раз был совершенно не прогулочный, «мело, мело по всей земле во все пределы». Но до филармонии идти всего восемь минут, и нас не успело замести))

В безымянном скверике около филармонии стоит памятник пожарным и спасателям

Перед концертом удалось посмотреть еще несколько мест в Иркутске — на картинах, развешанных в холле. Художники видят свой город ярче, чем он предстал перед нами)) но надо помнить, в какой месяц мы приехали…

Сам концерт был частью лектория. Большинство зрителей пришли по абонементу, и видно было, что они знают и артистов, и ведущую, а ведущая знала их как родных. Несколько камерно и очень душевно все вышло. Описывать типа «здорово играли ребята» — занятие неблагодарное, лучше покажу небольшое видео. Если у кого возникнет вопрос «а где певица?» — она за роялем))

* * *

И парочка вечерних пейзажей — вид на Крестовоздвиженскую церковь по дороге назад и просто вид из окошка нашего номера на домик напротив, заснеженный такой))

Отдохнув, можно теперь и за город. Музей «На свалке» — это полигон твердых бытовых отходов, мусорка, проще говоря. Лет десять назад директор полигона решил поставить ворота, но не простые, а креативные, в виде острога. Строительного мусора здесь горы, КАМазы и сейчас везут его вереницами. Бревна, доски — все пошло в ход. Дальше — больше. Сторожевые башни, рыцари из барабанов выкинутых стиралок, даже фрегаты в натуральную величину сваяли. Хобби расцветало, и теперь это не столько музей, сколько шикарный арт-объект из нескольких зон, даже не очень связанных между собой. Сначала мы погуляли по открытым пространствам, где собраны грозные воины всех мастей. Выглядит слегка эклектично — рыцари Средневековья перемежаются орками и прочей фэнтези-нечистью, но сделано все очень здорово.

Роскошная инсталляция «Поле боя» вряд ли собрана из одних отходов. Даже не представляю, как залетел в Сибирь вражеский самолет, но явно по частям его на свалку не отвозили.

Апрель в Иркутске — не весна, а происки зимы

В помещении создали огромный Зал славы — основой, как и прежде, послужила огромная коллекция директора полигона. Оружие, обмундирование, личные вещи, значки и жетоны, газетные полосы, знамена и макеты самолетов, военной техники — длинные ряды с витринами тянутся на десятки метров. Никаких табличек с описаниями здесь нет, но много информации и не нужно, экспонаты говорят сами за себя. Играют военные песни. Очень впечатляет!..

Ну и собственно Музей мусора. В большом ангаре сложены вещи, выброшенные иркутянами за ненадобностью. Даже диву даешься, какие порой неплохие предметы так и хочется сказать «старины», либо «искусства» попадают на свалку)) Тоже без подписей, просто разложены, так сказать, по темам — вот фотоальбомы, вот вазы, а вот утюги или настольные игры. Все лежит на полках рядами вдоль всего ангара, смотри сколько хочешь. Только постоянно таблички напоминают, что трогать нельзя. А жаль! Уж слишком все пыльное)) Трогали бы — хоть не запылилось бы так, — справедливо заметила подруга…

На сайте уже есть один подробный рассказ об этом уникальном арт-пространстве, так что детали о столовой, полевой кухне, медвежатнике и пр. опущу. Общее впечатление — «смотреть всем», каждый от ребенка до папы-мамы здесь найдет что-то для себя. Единственный минус — безлошадным, как мы, добираться сложновато. Туда мы ехали на садовом маршруте и от остановки шли потом несколько километров. Обратно, уставшие, но довольные, взяли такси главная проблема была объяснить водителю, в каком же месте Александровского тракта мы стоим))) На изучение предметов, которые в отличие от привычного порядка вещей не стали мусором, а возникли из мусора, ушел почти весь день… но это был наш последний день, назавтра — вылет, у обеих утром.

Напоследок мы прогулялись на рынок около отеля вы уже заметили, что практически всё было около отеля или неподалеку?, но о нем рассказывать неинтересно: да, купили икру, травяные чаи и лосося, да, это было мега-вкусно, а дома еще вкусней; побродили по улице Грязнова, сохранившей нетронутым облик деревянного Иркутска — о ней, как я уже писала, будет отдельный альбом вот прямо в декабре.

Апрель в Иркутске — не весна, а происки зимы

И в конце расскажу о том, чему люди посвящают порой всю поездку или хотя бы отдельный рассказ)) Иркутск без Байкала — торт не только без вишенки, но и без крема — одно тесто.

В самый солнечный и бесснежный день (да-да, был и такой) мы с утра поехали в Листвянку. Маршрутка ходит с рынка, все так же недалеко от нас. Сначала поднялись на подъемнике — зрелище сверху всегда особенное, а зрелище Байкала тем более. Туристов было совсем немного: большинство едет либо зимой, либо летом. Наверное, мы неправильно приехали)) Зато увидели одновременно и лед, и воду — и это такая неповторимая картина, скажу я вам, друзья!..

Апрель в Иркутске — не весна, а происки зимы

Лед действительно какой-то уникальный. Не просто прозрачный, а слегка мятного оттенка на изломе.

Когда-то я спросила алтайскую подругу-эксперта, стоит ли мне, будучи в Улан-Удэ всего два дня, съездить на Байкал. Она ответила: с бурятской стороны летом Байкал не так впечатляет. Что ты, у себя не видела чистой воды? В чем-то она права, наш Тургояк — второе по чистоте озеро в России и чуть ли не третье в мире, Байкалу уступает скорее размером, чем прозрачностью))

Апрель в Иркутске — не весна, а происки зимы

Но в апреле вот это сочетание воды, льда и снега было так прекрасно… хотелось сесть, как сей рыбачок, и смотреть, смотреть…

Ух, даже не верится, что уложилась в лимит фото)) Стало быть, пора завершать рассказ. С каким удовольствием я вспомнила Иркутск!.. Надеюсь, что и вам он понравился… Спасибо всем, кто гулял рядышком и впервые. А многие уже были до меня, да и после, пожалуй, — я пишу очень неспешно)) Делитесь впечатлениями, друзьями, и приятных всем поездок!