Турист Александр Селифанов (Aleksandr_Selifanov)
Александр Селифанов
был 24 апреля 18:41

Домбай — Россия Октябрь 2023

Предыдущие отчеты:

1. Знакомство с Кавказом. Часть 1

2. Знакомство с Кавказом. Часть 2

После Бермамыта я простудился, но температура была в норме. Лечился. Удалось даже съездить на Джилы-су. Но все-таки решил отменить бронь на отель в Домбае и полечиться еще минимум 1 день. Загвоздка еще в том, что у меня были резервные дни и я уверенно думал, что, как птица, свободен в составлении маршрута. Увы, билетов на обратный поезд до Москвы не было ни на один резерный день. Только плацкарт верхняя полка на поезда, что едут полтора дня. Такого счастья мне не надо.

Утром 8-го октября решил ехать к мечте. Купил у местных предпринимателей теплую шапочку за 300 р, модные очки от солнца за 800 р, теплые штаны за 4000р, вызвал яндекс-такси и в путь. Ехать 3 часа.

Водитель Ислам (на любимой машине этого региона белой Ладе Гранта) оказался шикарным собеседником. Огромное ему спасибо!!! Дорога была потрясающая, а под хорошую беседу так вообще 10 из 10. Время пролетело незаметно.

Он без доплат предложил поехать через перевал Гумбаши, чтобы показать красивейшие места Кавказа хотя погода была пасмурная. Но до чего же красивая золотая осень. Фото не будет. Не снимал.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Затем уже я предложил за доплату свернуть в Гоначхирское ущелье, чтобы увидеть своими глазами озеро Туманлы-Кель. Проезд 200р наличными на кпп. За такси не платил.

Именно здесь золотая осень во всей красе дает концерт. От красок в глазах рябит. Даже Ислам (а он родом как раз из Теберды) не находил подходящих слов восхищения. Он такого вообще не видел))) Ну, а я вспомнил любимые Альпы и мою поездку в Австрию и Доломиты.

Что здесь собственно делать? Конечно искать панорамные виды с озера на горы и перекусить. Больше никуда, т. к. это пограничная зона.

Утеплившись, мы вместе пошли обходить озеро. Красиво конечно, но дул сильный, пронзающий ветер. Из-за этого вода озера была волнами. Долго не погуляешь.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Жаль в тот раз был не совсем виден Клухорский перевал. А он очень красив, но у меня еще будет время сюда вернуться. Главное, что я прощупал почву.

Уже рядом с машиной напились чая.

И как же много было людей по берегам. Народ даже шашлыки жарил. Но на самом деле мне понравилось не столько озеро, а именно окружающие горы, покрытые яркими, красочными коврами из листвы.

Далее мы проехали к погранпосту. Там у реки Кечи-Муруджу тоже весьма живописное место. Рекомендую.

Байка от меня:

По дороге обратно мы встретили двух девушек из Питера. Она шли пешком прям вдоль дороги. Они с радостью согласились на подвоз до Домбая и рассказали поучительную историю, которую я уже слышал от других при подготовке к поездке. В Домбае девушки вызвали такси, их довезли до Туманлы-Кель и таксист им сказал, чтобы им вернуться обратно он сам к ним подъедет по звонку от них. Но фишка в том, что там вообще не ловит связь. В итоге они нагулялись по холодищу, звонят ему, а связи нет ВООБЩЕ. И чего делать? Никто их не берет т. к. мест нет. Вот они и решили пойти пешком. А идти километров 12 и не по тортуару. Имейте эту ввиду.

Ислам же довез меня до отеля «Андерсен» (сссылка здесь). Именно на него пал мой выбор.

Решил, что буду смотреть по погоде и самочувствию, поэтому бронирую посуточно. Первая ночь была самой дорогой в моей жизни. Не хотелось тратить время на переезды из отеля в отель, поэтому самый дешевый номер стоил 12500. Далее уже по 7500.

Минусы:

1. Во всех трех номерах пластиковые окна были практически решетом. Продувались на раз. Особенно на самом верхнем этаже. И это в новом отеле. Даже с виду было ощущение, что окна ставили б/у.

2. Высокая слышимость.

3. Датчики движения работали не везде корректно и на том же верхнем этаже света у моего номера практически не было. Прыгал, махал руками, бегал по этажу, но все тщетно. Включался по праздникам.

4. Горячая вода это вообще беда. Ее считай просто нет. Долго ждете с включенным краном, а она еле теплая.

5. Может я чего конечно не догоняю, но в двух номерах (в третьем не проверял) с пульта от приставки хрен каналы переключишь. А так хотелось футбольчик глянуть. На пульте работает только кнопки включения и звук.

6. Чисто по цене отель не стоит этих денег вообще.

7. В номерах было холодно. В мой приезд вечером и ночью было вплоть до нуля и даже легкий минус. Батареи не топили. Почему? Администратор сказала, что еще не сезон))

Плюсы:

1. Ресторан при отеле. Недорого, вкусно, отличный персонал, прекрасные виды на горы, шикарный интерьер и веранда. Завтраки тоже меня полностью устроили. Мои первый и третий номера были на втором этаже и дверь в ресторан была считай прям напротив номеров. Так удобно))) По блюдам все хорошо, но салат Цезарь с курицей был с соусом, который даже отдаленно был не родным. При этом это и не майонез. В общем имейте ввиду.

2. На фоне многочисленных «курятников» Домбая он архитектурно выделялся в лучшую сторону.

3. Чуть не забыл про лифт с прозрачными стенками. Шикардос!!!

4. Магазины в шаговой доступности, т. к. в паре шагов обычные жилые дома.

Итог 3 из 5. Вернусь ли сюда? Ну только от безысходности. Хотя по акции и в теплое время года может быть))))

После заселения было еще время забраться на канатке хотя бы на высоту 2277 и откушать чего-нибудь вкусного.

И первые наблюдения по инфраструктуре.

Сам поселок это в основном ядреная смесь отелей-курятников, торговых точек-курятников, разбитых дорог (основная до поселка не в счет), мостов, заброшек, прочего хлама и обалденной природы. Именно она и спасала мои нервы.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Всеми силами гнал негатив и кайфовал от гор Кавказа.

До чего же здесь красиво, но по первым ощущениям не хватает снега на вершинах.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Символ Домбая — гора Белалакая (ниже на фото). Не Маттерхорн, но тоже впечатляет. Особенно по дороге в сам поселок.

Конечно же прошелся по уже знаменитому мосту. Виды здесь конечно потрясающие. Вот только в октябре речушки уже больше на ручьи похожи.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Официального сайта по канаткам нет, а это, как я понял, три разные организации. Ну две точно. На новой канатке я за 900р в комфорте добрался до высоты 2277. По пути прекрасные панорамы, но реально не хватает снега. Золотая осень дает +1 балл всему.

Белалакая во всей красе.

Зуб Суфруджу 3600 метров. До чего же красиво смотрится этот пик при приближении и особенно в ненастную погоду.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

На этой станции полно смотровых, фотозон на любой вкус, но не хватает лавочек, лежаков для полного релакса.

Если честно, я бы все постройки кроме новой канатки сжег, снес и не допускал их владельцев сюда никогда. Это тихий ужас. Срочно нужно брать пример с соседнего Архыза, где просто наполеоновские планы по развитию до 2030-го года или Роза Хутор. Домбай сейчас — позор всей России. И это я реально стараюсь подбирать слова. Нужно срочно закрыть поселок, выселить людей, снести все нафиг и по разработанному генплану построить все с нуля. Обязательно нужна жд дорога, новые канатки на других склонах. А также нужна тОповая, с видом на 360 градусов станция канатки на одном из пиков напротив с катанием на леднике. Плюс сюда должны входить: ресторан, кафе, парящий мост или смотровая, музей и т. д. Европейских примеров просто тьма. У нас слишком простые канатки.

В общем мечтать не вредно)) Вернемся к моей поездке.

Настя и Петя посоветовали кафе «Высота 2277». По меркам Домбая и особенно инфраструктуры у канаток это просто люксовое место с отличным туалетом и нормальным интерьером. За два моих посещения ел вкусный медовик с чайком и сырники. Цены тут дороже, чем на 1600 метров, но вкусно. Счет можно оплатить переводом. Домбай тут тоже в тренде городов КМВ. Налоги народ платить не хочет. Терминалы у всех сломаны. Но хотя бы наличные особо не нужны. Это плюс.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Скоро закрытие канаток, поэтому время спускаться вниз. На самый верх надеюсь заберусь уже завтра утром.

На закате прогулялся по поселку. Людей кстати полно. Вся движуха в многочисленных кафе, шашлычках, ресторанах. В общем настроение хорошее, играет музыка, хочется выпить да не с кем))) Не хватает куража.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Ужинал в ресторане при отеле. Кстати свободных мест почти не было. Удачно я зашел. Официант даже предложил на крайний случай доставку в номер.

После вкусного ужина пошел отдыхать, лечиться. В номере же было прохладно, но два одеяла и норм.

Утром светило солнышко, было прохладно. Днем тогда обещали до +17. После вкусного завтрака бегом к открытию канаток. Предварительно утеплился по полной. Пока куртку взял с собой. Народу просто немеренно. Пришлось стоять в очереди т к нет ни автоматов по продаже билетов, ни сайта. Две кассы и все. Хорошо хоть карты принимали к оплате.

Ну и началась сказка))) Жаль окна кабинок все замызганные.

2277 проехал и теперь без пауз еще выше. Тут канатка кресельная. Ветрюга с ног сносит. Это был самый жесткий подъем в моей жизни. Я еще взял пенку под попу и не прогадал. Особенно на старой канатке. Окружающие туристы отметили это по достоинству и даже хотели в шутку отжать)))

С каждым набранным метром панорамы становились все круче и круче.

Ниже Птышский ледник.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

И вот вид с 3 тыс метров. Снежком бы посыпать вершины и тогда был бы топ, но и без него вполне себе.

Самая высокая гора Домбая — Домбай-Ульген 4046 метров.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Наверху вы встретите снова курятники разного предназначения. А туалет я запомню на всю свою жизнь.

Правда в тот день ветер тут был такой, что сдувало все и вся. Канатка еще выше на 3200 была закрыта. Я за все время на Кавказе уже был нормально акклиматизирован и высоту никак не чувствовал. Чего тут делать в такую погоду? Конечно бежать в кафе за чаем или кофе.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Потом я прогулялся и зачем-то мне в такую погоду пришла идея спуститься вниз пешком. Сверил маршрут с местными. Они сказали идти прям по автомобильной дороге. Она же еще и горнолыжная трасса. Но предупредили, что идея так себе. Я же плюнул и пошел. Конечно по дороге виды обалденные, но трасса каменистая, очень круто уходящая вниз почти весь путь. Вообще не понял как автомобиль по ней заехал вверх.

Ноги по такой сыпухе сами ехали вниз. По дороге делал остановки. Думал, что таких придурков больше не найти, но потом увидел еще одну парочку))) Как-то полегче стало.

Примерно за час я практически съехал до станции со знаменитой летающей тарелкой. Вокруг нее было столько народа, что ну ее к лешему. Плюс я по дороге весь вспотел и нужно было переодеться, посушиться. Имейте ввиду, что подъем наверх по канаткам строго за ту, что заплатили. А вот обратно можно спускаться на любой. Это негласное правило я слышал у многих блогеров. Поэтому быстренько запрыгнул на старую канатку до высоты 2077. Мой путь я никому не рекомендую повторять. Это вообще не прогулочная тропа, а просто ад какой-то.

На 2077 я решил зайти в кафе Инэ. Полная антисанитария. Еда прям в тарелках на раздаче и ничем не прикрыта. Летают мухи. Повезло, что туалет бесплатный. Я решил остаться здесь, посушиться, переодеться и поесть шурпы. Благо ее нет на раздаче и доставляют из кухни. Кстати ценники здесь ого-го. Шурпа обошлась мне аж в 400р, но до чего же она вкусная. Нежное мясо, наваристый бульон был в тему. Просто пища богов. Минут через 30–40 сушки взял чай и вышел на террасу. Виды шикарные. Здесь как-то даже ветер поутих немного. Я попил стоя на веранде чаю, покайфовал от панорам.

Время отправляться вниз. Тогда думал, что успею еще и Алибекский водопад посмотреть. Ведь с завтрашнего дня синоптики прогнозировали резкое похолодание и осадки.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Но я совсем позабыл про местную особенность. Ущелья в Домбае — охраняемые заповедники со своим графиком работы. И даже в летние длинные деньки вечером ты нигде не прогуляешься. Все закрывается. Рабочий день закончен. Вот и мне сказал таксист, что я конечно отвезу тебя за 5 тыс р, но тупо не пустят пограничники. Уже позновато.

И что делать в третьем часу дня? Решил вновь махнуть к озеру Туманлы-Кель. Снова вызвал яндекс -такси. Сразу договорился с таксистом об условиях нашего сотрудничества на ближайшие полтора-два часа. Люблю предприимчивых людей!!!

И вновь началась сказка.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Клухорский перевал в этот раз во всей красе!!! Практически чистое небо. Невероятно величественен. Одна из самых красивых панорам в моей жизни. Фото ну никак не передает ее. Не Безенги конечно. В этой стене выделяется двухглавая вершина горы Чотча (обе вершине почти одинковые по высоте 3640 метров).

Разумеется полез чуть выше озера. Снова ветер и нет эффекта зеркала. Надеюсь повезет в следующем году.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Ну, а далее по советам практически всех туристов и местных с кем общался, отправился к ресторану «Бизон». Сел за столиком на веранде. Тепло, уютно. Хотел было заказать наконец-то хычин, но порция оказалось огромной. В итоге выбор пал на литр черного чая с чабрецом, салатик овощной и шашлык из мякоти барашка. Как же я кайфанул. Вот здесь прям очень вкусно. Заходил сюда еще и на следующий день. Заказал омлет от шеф-повара. Очень вкусные рулетики из омлета с начинкой. Порция большая. Еле из-за стола вылез. Остаток дня отдыхал в отеле.

Утром на следующий день погодка была паршивой. Синоптики не солгали. Лил дождик, а выше в горах шел снег. И второе было просто, как по заказу. Я же жаловался вчера, что для идеальной красоты Домбаю дико не хватает снега на вершинах. Смотрите какая сказка.

Золотая осень со снежными вершинами это потрясающее зрелище даже в пасмурную погоду,

Почти до обеда торчал в номере пока шел ливень, но потом он закончился, народ кинулся к канатке, т. к. в других местах сегодня делать нечего. И тут фигушки. Все закрыто до завтра. Чего делать? От окружающей красоты сносило башню и я решил изучить каждый уголок поселка. Посмотреть какие виды открываются из разных точек. Самые живописные оказались вдоль главной дороги.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Белалакая просто 10 из 10 даже без солнца. Вот все, как я люблю.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Золотая осень в самом поселке еще не в самом разгаре, но местами уже вполне себе.

Зуб Сурфуджу на заднем плане.

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Ну, а потом вообще произошло то, чего никто не ожидал. Вышло солнышко. Жаль ненадолго. Все вокруг засияло сумасшедшими красками.

Жаль дело было к вечеру и феерия играла недолго.

И в конце дня закат.

Cледующий день 10 октября это мой День Рождения. Я его хоть и ненавижу, но изначально планировал отметить в Домбае, а тут по прогнозу вообще снегопад и холод. Решил часов в 12 выселяться и валить в Кисловодск.

Напоследок решил все-таки забраться хотя бы на высоту 2077, а если распогодится, то и на самый верх. Сначала почти ничего не было видно, но после чая в кафе 2077 как-то резко распогодилось и появились заснеженные горы. Такая красота!!!

Знакомство с Кавказом. Часть 3

Вот именно этого и не хватало пару дней назад. Несмотря на мои достаточно жесткие замечания по инфраструктуре Домбая, я влюбился в этот поселок из-за красивейших гор. Поверьте весь мой негатив и близко не ровнялся с морем позитива и местами восторгом от увиденного.

Так жалко было уезжать. Со слезами на глазах. Но я обязательно сюда вернусь и наверстаю упущенное.

В отеле забрал чемодан, вызвал такси и через примерно 3,5 часа был в Кисловодске. За время поездок я увидел сильно больше, чем рассказываю здесь, но то погода так себе, то виды очень красивые, но я же на такси и наглеть с остановками не хочется, а часто просто не хочется фотографировать, а едешь и кайфуешь от панорам.

Моя первая поездка на Кавказ мне очень понравилась. К сожалению, из-за болезни и погоды не удалось пройти по трекам в Домбае. Прям жалко и это все переносится на начало июня 2024. За время поездки за две недели я потратил примерно 145 тыс р.

Круче ли Швейцарии? Уверенно говорю, что и близко нет. Там просто сказка и природный оргазм. Золотая осень в Альпах это самое красивое зрелище в моей жизни до сих пор. Я обожаю большие озера, водохранилища высоко в горах, водопады, сумасшедшие виды с канаток, панорамные рестики и прочая инфраструктура. Чуть не забыл про поезда в горах. Пока это несопоставимо. Нечего сравнивать. Но есть один очень жирный плюс Кавказа — люди. Всем местным жителям огромное спасибо за душевность, помощь, беседы, хорошее настроение. Природа и люди — главная жемчужина Кавказа. Ну и кухня))) Кисловодск в этом плане подвел, но архитектурно и природно это моя любовь на всю жизнь. Правительство активно работает над улучшением инфраструктуры и уже лет через пять многое будет не узнать. По крайней мере я надеюсь на это.

В этих трех отчетах я много чего не рассказал и не показал. Поберегу материалы до следующей поездки. Не хочу писать отчет ради отчета.

Всех с наступающим НГ и Рождеством!!! В 2024 году, как и в 2023, я желаю нам только победы и наступления долгожданного мира!!!