Турист Александр Селифанов (Aleksandr_Selifanov)
Александр Селифанов
был 24 апреля 18:41

Домбай, Кисловодск — Россия Октябрь 2023

Главная цель моей первой поездки на Кавказ, безусловно, был Домбай. Это очень давняя мечта еще со времен поездки туда Натальи Семчиной, а то и раньше. Но тогда Европа была открыта и я вкусил кайф от отдыха в Альпах. Подсел конкретно и доехал до пика красоты — Швейцарии.

Плюс многие говорили, что Домбай не хуже, а то и круче швейцарских Альп. Так что время проверить так ли это на самом деле. Свой вывод обязательно озвучу в конце заключительного отчета.

Но одним Домбаем сыт не будешь. Тем более я путешествую исключительно на поездах, поэтому моей первой точкой логично стал Кисловодск. Понасмотревшись море видео, я заболел идеей встретить рассвет на плато Бермамыт с видом на Эльбрус. Это стало моей мечтой. Ну и обязательно нужно проехать по красивейшей дороге на Джилы-Су. Приэльбрусье я специально оставил на последующие поездки т. к. туда надо ехать на несколько дней, а отпуск не резиновый.

Первую часть поездки до Домбая меня сопровождала мама. Она впервые в жизни увидит горы. Я ей в тот момент даже завидовал)) Но об этом позже.

Выкупил целое купе на двоих в поезде и мы прекрасно за сутки доехали до Кисловодска. Это оказалось дешевле, чем купить один билет в СВ. Из приятного отмечу ресторан с адекватными ценами и вполне себе сносной едой. Брать с собой особо ничего не нужно. Ну кроме кондитерки к чаю. К оплате принимали карты, но интернет по ходу движения нужно еще поймать, поэтому рекомендую еще взять с собой наличку.

КИСЛОВОДСК

Если совсем коротко, то шикарный город-курорт, в который я влюбился с первой поездки. Не все идеально и дел полно, но уже очень достойно, а местами прям круто. Могу сравнивать с немецким Бад-Райхенхаллем и австрийским Бад-Ишлем.

Знакомство с Кавказом. Часть 1

Далее в отчете хочу вам дать побольше именно полезной инфы. Тем более фотографий я делал очень мало.

ОТЕЛИ

В Кисловодске выбор пал на отель «Ария».

Почти 9 тыс р в сутки с завтраком. В целом норм, но уже потом узнал о местах покруче. 3,5 из 5

байка от меня:

Выходим с мамой с вокзала. Открываю карты яндекс и строю маршрут до отеля. Показывает 12 минут пешком. Ну мы решили нафиг такси, пешком прогуляемся неспеша. Заодно посмотрим город. Идем с чемоданами плавно вверх и вверх. Что-то эти 12 минут сильно растянулсь))) Дошли якобы до верха, посмотрели налево и увидели вывеску с названием нашего отеля на самом верху горы. Топать и топать))) Написал бы это в минус (на такси ездили), но со временем привык и легко забирался пешком аж с курортного бульвара. К чему эта история? А тому, чтобы вы обращали внимание именно на расположение отеля над уровнем моря. Кисловодск это город, где весь день ходишь вверх и вниз.

Что не понравилось лично мне:

• гребанная вентиляция в санузле, которую нельзя отключить.
  • очень низкий унитаз. У меня рост 173 см и я сидел словно на детском горшке. И такие унитазы во всех номерах.
  • хорошая слышимость
  • телек без смарт-тв

После возвращения из Домбая, прям в день моего рождения, по счастливой случайности обнаружил потрясающий отель «Platinum», который я ранее видел на прогулках, но думал, что это новый жилой дом. Отель располагается чуть подальше «Арии». Номерной фонд 18 номеров. Кроме номеров нет НИЧЕГО))) И это здорово. Такой камерный, современный отель с единственным, но жирнющим минусом — НЕТ ЛИФТА!!! И это конечно фиаско. Сутки стоили 6160р. Так бы поставил 5 из 5, но пока 4 из 5.

Что приятно удивило лично меня:

• кнопка включения и отключения этой гребанной вентиляции в санузле.
  • очень крутые панорамные окна.
  • большой телек самсунг со смарт-тв. Ютубчик смотреть один кайф.
  • много разного освещения
  • суперудобные матрас, подушки и одеяло.
  • в санузле зеркало с подсветкой. Теперь хочу себе такое.
  • идеальная шумоизоляция. Был аншлаг, но я никого вообще не слышал.

В общем я вам его не рекомендую. Не рассказывайте о нем никому. Забудьте мой отзыв. По крайней мере на июнь и октябрь 2024 года.

РАЗНЫЕ НАБЛЮДАШКИ

1. Прежде всего удивило огромное количество собачек и котиков. Они все на расслабоне. Не жизнь, а сказка. Накормленные, ласковые. Погладил штук 15 котиков.

Знакомство с Кавказом. Часть 1

2. В Кисловодске да и в целом на курортах КМВ потрясающая архитектура. В нее не возможно не влюбиться. Тут удивительно сочетается архитектура разных эпох. Конечно работ по реставрации еще много, но уже сейчас прям кайф.

3. Общественные туалеты платные и часто без унитазов. Как в армии или в 90-е сидишь в позе орла над выемкой в полу. Подобный сортир долго держался на вокзале Владимира, но недавно наконец-то сделали ремонт и убрали в утиль истории эту жесть. Цена от 10 рублей в Пятигорске до 30 рублей в Кисловодске надалеко от Нарзанной галлереи.

Байка от меня:

Захожу я в один из таких гадюшников. Бабуля при входе сидит на стульчике и мирно курит сигаретку. Заплатил наличными 30 р. Сделал свои маленькие дела, вышел и забыл закрыть за собой дверь. А я же человек культурный, поэтому сделал буквально четыре шага назад, тянусь к ручке и бабуля в шоке орет типа: «Ты что вытворяешь? У меня счетчик стоит на проход! Закрыл дверь еще на 30 рублей)))». Имейте это ввиду такая система там почти всюду. Вышел за «кпп» и ни шагу назад.

Часто делают всего один туалет на всех. Такое я и в Домбае встречал позже. На верхней станции канатки в Кисловодске всего один туалет на всех. Очереди немеренные. Мужики в лес, а женщинам уже сложнее. Имейте ввиду.

Знакомство с Кавказом. Часть 1

4. В Кисловодске море цветов. Даже в октябре. В воздухе царит ядреная смесь цветов, деревьев, шашлыка и горной свежести.

5. В Кисловодске ВООБЩЕ не ловит оператор Теле2. Он работает только в роуминге. Для этого в настройках мобильной сети разрешите роуминг и после этого он подключится, например, к Мегафон. Тариф при этом останется, как дома. У меня Мегафон и все супер, а вот моя мама понятия не имею чтобы делала одна без меня в этом случае.

Знакомство с Кавказом. Часть 1

6. Дешевое такси. От поющих фонтанов до отеля я доежал от 65-120р. Пользовался «Яндекс такси» и вне зависимости от класса всегда приезжала белая Лада Гранта))) Только один раз приехала Рено Логан. В общем смело пользуйтесь такси особенно если приехали вдвоем и больше. А так проезд в городе 23 р и принимается оплата картой.

7. Мне безумно понравились поющие фонтаны. Каждый вечер это представление собирало на площади много отдыхающих + посетители на верандах окружающих ресторанов. Очень красиво и атмосферно.

Знакомство с Кавказом. Часть 1

8. Город находится на высоте от 700 метров над уровнем моря. Вроде не высоко, но тут реально горный, свежий воздух. Даже в +24 ветер был очень свежий и прохладный. Вечером обязательно одевайтесь тепле. Холодает сильно и сразу после захода солнца.

9. Бизнесмены Кисловодска, Домбая массово скрываются от налогов. Куда не зайди, то терминал по оплате картой сломан. Либо наличные, либо перевод.

КАФЕ, РЕСТОРАНЫ, СТОЛОВЫЕ

Давненько я не писал подробно об общепите, но тут больше заставили неприятные обстоятельства нежели мое желание.

И так приступим…

— кафе «ШокОлад» на Курортном бульваре

После Бермамыта приболел малость. Каждый день ел куриный супчик. Здесь он вполне на уровне. А вот чизкейк просто редкостное фуфло. Точнее это вообще не чизкейк. Нет абсолютно никакой сливочности. Да достаточно посмореть на его структуру на фото (из интернета) ниже.

— Кафе «Ля Гурмэ» на проспекте Карла Маркса

Обычные сырники, где повара забыли, что во вкусе должен быть творог. К сожалению, творожные сырники встречаю редко даже в Москве. Самые лучше — запеченные сырники без сахара в «Азбуке вкуса». На десерт брал тирамису. Как и чизкейк в «ШокОладе», здесь тирамису это вообще по вкусу не тирамису. Нет ни алкоголя, ни пропитки, ни сливочности, ни кофейности. Просто какая-то пустая, безвкусная масса.

— Кафе «Provence» у вокзала

Красивый интерьер и больше ничего. Заказал с мамой овсяную кашу с ягодами и по круассану. Людей было не так много. Не аншлаг. Но на кухне один повар и одна девушка у прилавка. Они катастрофически не успевают даже при такой нагрузке. Ждать все очень долго. И зря только ждали. Обычная каша и такой же средний круассан. Просто съедобное место, где очень долгое обслуживание. Я как-то туда и второй раз попытался зайти, но постояв в очереди у кассы понял, что ну его нафиг.

Знакомство с Кавказом. Часть 1

— магазин «Хлеб» ул. Алексея Реброва д 1.

Это типа булочной с отделом кондитерки а-ля «по советским заветам и гостам». Я ничего не хотел брать, но мама купила кусочек торта «Прага». Я уже по его виду понял, что это фуфло.

Байка от меня:

Никогда не забуду знаменитую «Прагу» на Старом Арбате в Москве. Не в самом ресторане, а с еще с советских времен в магазинчике, что выходит на эту улицу. Типа там все заветам, по госту. В общем спустя много лет захожу туда именно за «Прагой», т к это один из моих любимых тортов. Народу много, люди за столиками стоят и едят тортики, пироженные. Типа так все вкусно. Взял я кусочек «Праги» и это было такое масляное фуфло с ужасным шоколадом. Из плюсов только не приторность. Как же я тогда разачаровался и был несказанно рад закрытию этого магазина.

Так вот здесь абсолютно такой же случай. Вкус один в один. Я словно вернулся в тот магазин. Полная хрень. Уверен, что и остальное там на таком же низком уровне. Второго шанса точно не будет. В черный список.

— Кафе «У Эдика» проспект Дзержинского 17

Посоветовала его моя соседка по подъезду. Она с мужем — завсегдатаи КМВ. Кафе находится недалеко от моих обоих отелей. Обкуреное в хлам место, которое срочно нуждается в ремонте. За диджейским пультом дедушка, который тихо подпевал под разные песни. Я не обратил внимание включили мне это в счет или нет. В отзывах перед приходом читал, что включают. Я бы в целом заплатил ему, чтобы он просто молчал т. к. музыку он ставил неплохую. Туалет есть, но закрыт на ключ и брать его надо у официантки. Но весь этот негатив уходит с радушным приемом хозяина, той же официантки и конечно качеством блюд. Еще ценой))) Суп бесподобен, а шашлыку из баранины можно петь гимн. Оочень вкусно. И вот за такую душевность у меня язык не поворачивается назвать это место плохим. Буду в Кисловодске еще непременно зайду. Особенно в теплую погоду можно сесть на веранде.

- ресторан «Высота 5642»

Был два раза. Ресторан моего любимого ресторатора Аркадия Новикова. Подобный рестик есть в Москве. Пишу и пытаюсь подобрать цензурные слова. Если коротко, то это позор Novikov Group. Такого днища еще поискать надо.

Официанты постоянно куда-то бегают, суетятся, но при этом при полупустом зале ООООЧЕНЬ долгое обслуживание. Я сидел два раза за столиком у бара, где у них самый движ.

Если первый раз была вполне себе неплохая еда (хычин, шашлык, овощной салат), то второй раз это было полное фиаско. Бефстроганов с жижей вместо сливок с мясом и грибами. Такого фуфла я даже в столовых не ел. Но я долго ждал и так хотел есть, что не стал устраивать разнос. После официантка мне предложила взять десерт. Настроение у меня было так себе, а она еще и предложила их вкуснейший чизкейк с черной смородиной. В итоге приносит это «чудо». Чизкейком оказалась творожная запеканка, кусок которой вытащили из морозилки или холодильник и тупо его погрели в духовке или микроволновке. Носик этого кусочка был в хлам жидким, а попа все еще холодной. Я прифигел. Я попробовал на вкус и это реально творожная запеканка. Позвал официантку и она прям сразу призналась, что это вкуснейшая твороженная запеканка. Я прифигел еще больше и конечно потребовал администратора. Мне никогда в жизни в ресторане не приносили разогретый торт. Да даже в кафе и столовках. Тот мне плакался и говорит, что сам из Москвы и борется тут за стандарты Новикова, но пока тщетно. Очень много косяков. Но при этом местные помидоры у него лучше узбекских и абсолютно нормально сидеть в полузадымленном от готовки блюд на углях зале. В хороших ресторанах в зале не должно пахнуть едой в принципе. В общем срочно надо всех менять, включая администратора. Это позор.

Чуть подсластил мое горе принесенный администратором кусочек бомбического по вкусу меренгового рулета с малиной. Но туда больше ни ногой.

— кафе «Огонек» рядом с «Высота 5642»

Забрел случайно и не прогадал. Было мало людей внутри. Неплохой дизайн. Ел вкусненький куриный суп с лапшой и неплохой баклажан с сыром. Имейте ввиду, что обычно здесь очень много людей. Особенно на веранде.

— ресторан «Старый парк»

Находится чуть выше центрального входа в парк. Мимо не пройдете. По отзывам одни восторги от места, а по факту отвратный, переперченый шашлык с одними жилками и жиром за оверпрайс. Кроме еды все понравилось)))

Знакомство с Кавказом. Часть 1

Пока ну ничего не могу вам посоветовать. Ну кроме кафе «У Эдика»)))

Кондитерки ничего хорошего, рестораны и кафе так себе. Нет места, где все круто и хотелось туда вернуться. А как дела со столовками? Может там лучше? Их в Кисловодске же полно. НЕОДНОКРАТНО ходил с мамой в столовки «Союз», «888», «Курортная». Полнейшая туфта. Абсолютно невкусные и местами странные блюда. В тефтелях мясо не ночевало, мясная лазанья, которая даже внешне на нее не похожа, а в нее еще и морковки нахреначили. Ну и конечно один туалет на всех. Безусловно, еда в столовках съедобная и ни разу не было неприятных последствий. Но мне есть с чем сравнивать.

Питерские столовки просто божественные по сравнению с Кисловодском, а «Кремлевкая» в Москве это ресторан с тремя мишленовскими звездами. Да даже у меня недалеко от работы есть столовка при автосервисе и там безумно вкусно. Но мое открытие это столовая «888». Там оказались самые вкусные десерты в Кисловодске. Они очень похожи на десерты с сайта cheese-cake.ru, а это весьма вкусненько.

И еще чуть не забыл про одно место, которое нужно повторно исследовать.

— кондитерская «Эрмитаж» проспект Дзержинского д 30

Красивое место, которое пользуется большой популярностью. Рядом хорошие отели, знаменитый ресторан «Мамалыга», в который я так и не попал. В кондитерской огромное количество тортиков, пироженных. Глаза разбегаются. Это был мой ДР и я решил в отель взять какой-нибудь десертик под чаек. Выбор пал на необычный для меня Наполеон с шоколадом и вишней. 195 рублей кусочек. К сожалению, нет фото. В общем это необычно и по вкусу прям недурно, но нужно еще зайти повторно. Пока не могу оценить это место, но надежда на светлое будущее есть. Обратите внимание.

По Кисловодску в этом отчете все. Надеюсь не утомил. Продолжу в следующем. Не могу не рассказать в конце о моей сбывшейся мечте. Фоток немного и их не хватит на отдельный фотоальбом, поэтому наслаждайтесь здесь.

Плато Бермамыт

Собственно, а чего долго ждать? Вперед к мечте. Тем более от вида Эльбруса я кайфанул еще из окна поезда при подъезде к Кисловодску.

На следующее утро после приезда заказал групповую экскурсию на рассвет на одном сайте в интернете за 3 тыс р. Назначили водителя Марата и в 3:15 ночи меня будет ждать у отеля. Встал вполне себе норм, оделся потеплее, взял термос и в путь. Водитель приехал вовремя. Открываю дверь, а там четыре девушки)))) Везение началось с поезда в Казань и по ходу продолжается))) На улице холодища, ехать 2,5 часа и большая часть времени по полному бездорожью.

Марат нам рассказывал различную инфу, шутил. Ехали весело. Две девушки еще пару часов назад пили вино и решили, а почему бы не встретить рассвет с видом на Эльбрус. Им конечно было похуже. Когда началась та самая трасса, то я так еще никогда не ездил. Трясло сильно и почти не прекращаясь. Вокруг никого, наша машина медленно ехала вверх в сторону плато. На небе полнолуние. Луна словно прожектор освещала всю окрестность. А такого колличества звезд я в жизни не видел. Марат нас предупредил, что конечно не факт, что мы увидим Эльбрус т. к. погода в горах переменчива. Но уже скоро через окно он радостно сказал: «А вот и Эльбрус! Вам сегодня по ходу несказанно повезет». Мы остановились на одном из холмов, вышли из машины. Было очень холодно, но абсолютно безветренно. Прям удивительно))) Представье, что над вашей головой всюду звезды, светит полная Луна и впереди из-за холма виднеются вершины Эльбруса. Уже тогда восторгу не было предела. Жаль не было штатива, чтобы снять более менее нормальные фото.

Знакомство с Кавказом. Часть 1

И вот рассвет. Мы остановились сначала у вот такой скамейки.

Марат подсветил ее и девушки стали поочереди фоткаться. Позади уже очень красивое зарево. Фото не передает масштаба и красок. Эту мантру буду повторять часто. Реально фото и видео, и половины красоты не передают.

Наша главная звезда только готовится выйти над горизонтом.

Знакомство с Кавказом. Часть 1

Вскоре быстренько доехали уже до того самого края плато Бермамыт. От Марата получили инструкцию куда идти и где потом он нас будет ждать. Вышли из машины и бегом кто куда. А я встал и просто кайфовал. Эльбрус даже так виден шикарно. В живую это такая махина. А вокруг словно его чертоги.

И вот показалось солнце. Вокруг было ощущение, что кто-то включил рубильник. Своими лучами оно быстро озарило все вокруг мягким светом. Я мечтал увидеть момент первых лучей, падающих на вершины Эльбруса. После Маттерхорна и Швейцарии в целом 2018 года в моей жизни, пожалуй, не было ничего позитивного. Пандемия, смерти моих самых близких родных, СВО — один нервяк, трагедии. И наконец-то примерно в 6 утра 1 октября 2023 года сбылась моя мечта. Красивейший рассвет в горах, Эльбрус и просто слезы счастья.

Знакомство с Кавказом. Часть 1

Вот так я сидел, пил чай и не верил своим глазам.

Несмотря на холод, девушки пытаются эффектно сфоткаться. Вообще в то утро на плато Бермамыт из мужчин были только я и три водителя. А их парням, мужьям ехать хрен пойми куда ночью и тем более ради фоток своих любимых дам вообще не сдалось. Особенно тем кто прекрасно провел вечер в компании шашлыка и спиртного.

Знакомство с Кавказом. Часть 1

А девчонки бегали, прыгали, визжали, передевались и фоткались, фоткались. Фоткались везде и всюду. На это было так забавно смотреть. Пившие еще часов пять назад вино в Кисловодске, резко протрезвели на Бермамыте.

Не помню имени, но одна из девушек нарядилась в южноамериканку и фоткалась будто находится, например, на фоне вулкана Охос-Дель-Саладо. Мне это безумно понравилось. Вышло оригинально и красиво. Ну, а кто-то и на машине плясал. В общем мест для творчества полно.

Знакомство с Кавказом. Часть 1

На Бермамыте есть вот такая парящая над пропастью смотровая. Также есть столики со скамейками для экстримального приема пищи.

Знакомство с Кавказом. Часть 1

В теплое время года можно арендовать вот такие домики. Отличный вариант для встречи заката или рассвета.

Ну и конечно на Бермамыте полно природных смотровых. Невероятно крутые кадры можно сделать. Но будьте осторожны. Одной девочке на вот такой смотровой стало плохо. Была с ее слов паническая атака и ее срочно пришлось оттуда снимать. Хорошо, что никуда не улетела.

Знакомство с Кавказом. Часть 1

Солнышко уже нехило так припекало. Мы не заметили как надо было ехать назад. Забыли даже о еде. Путь не близок и очень тяжелый. Плюс солнце светило натсолько яркое, что засвечивало все вокруг.

Знакомство с Кавказом. Часть 1

Это был один из самых счастливых моментов в жизни. Невероятная красота. Я сюда обязательно вернусь, но уже на закат.

Надеюсь вы не уснули, читая мой долгий отчет.

В следующем продолжу рассказывать свои наблюдения о Кисловодске + покажу наикрасивейшую дорогу на Джилы-су.