Турист Юлия Щадных (Djuliett)
Юлия Щадных
была 17 января 20:23

Курск — Россия Ноябрь 2023

Большинство туристов, приезжая в Курск, обычно начинают осмотр города с улицы Ленина и его центра — Красной площади. Старожилы говорят, что наш город, как и Москва, расположен на семи холмах. Так ли это, утверждать не берусь, но два холма я знаю точно! И между ними, с одного сбегая, на другой поднимаясь, расположена улица Дзержинского, вторая по значимости в Курске.

Курск. Улица Дзержинского. Полугора

Она так же берёт своё начало от Красной площади,

Шестёрка - дом по адресу Красная площадь, дом 6. Слева от него начинается улица Дзержинского.
"Шестёрка" - дом по адресу Красная площадь, дом 6. Слева от него начинается улица Дзержинского.

но идёт из города на юго-запад в направлении Белгорода и когда-то очень давно, когда ещё и улица не была проложена, здесь проходила дорога, которую называли Белгородской. А в 1782 году по первой планировке города улицу назвали Херсонской в честь нового порта на Чёрном море.

Курск. Улица Дзержинского. Полугора

И вот это её расположение в отличие от улицы Ленина, полностью находящейся наверху большого холма и потому пологой, очевидно, отпугивает туристов от пеших прогулок. А возможно, они просто не знают, что здесь много сохранившихся старинных зданий с красивой архитектурой и богатой историей и других не менее интересных объектов. Есть ещё одно принципиальное отличие, делающее прогулку в будние дни несколько неудобной, хоть это такая же оживлённая центральная транспортная артерия, соединяющая разные микрорайоны города, — здесь много автомобилей и общественного транспорта, а такой широкой пешеходной зоны, как на улице Ленина, нет и, следовательно, больше выхлопных газов. Знакомство с этой частью Курска лучше планировать в выходные или праздничные дни. Да и припаркованных машин возле этих самых достопримечательностей гораздо меньше и можно спокойно их осмотреть и сфотографировать без помех.

Не слушайте эти советы, приезжайте в город, когда захочется!

Когда я приехала в 1990 году в Курск, очень часто слышала в разговорах коллег слово «полгора», но какое это место в городе, не понимала. Оказалось, так издавна называют самое начало улицы Дзержинского, там, где она спускается от Красной площади до улицы Ендовищенской с одной стороны и улицы Луначарского, с другой стороны. Полугора достаточно крутая, перепад высот около 22 метров или 7–8 этажей. Это хорошо чувствуется, если подниматься пешком от рынка к Красной площади.

Курск. Улица Дзержинского. Полугора

Внизу, в конце спуска, где улица Сосновская, когда-то бежала речка Кур, давшая название городу и был мост через неё, сначала деревянный, потом каменный. Теперь же воды спрятаны в коллекторе,

и мало кто сейчас задумывается, проезжая и проходя через перекрёсток, что где-то под ними течёт речка.

Дом Перепёлкина. На фотографии выше он же в современном виде Сосновский. Если присмотреться, слева внизу виден небольшой бордюр моста через Кур
Дом Перепёлкина. На фотографии выше он же в современном виде "Сосновский". Если присмотреться, слева внизу виден небольшой бордюр моста через Кур

В конце улицы Невского

на пересечении с улицей Сонина, где стоит старая крупорушка купца Дерюгина,

воды Кура выходят из подземелья на поверхность и впадают в Тускарь.

Курск. Улица Дзержинского. Полугора

По полугоре, плотно примыкая друг к другу, до сих пор сбегают вниз небольшие здания. Правда, от старинных построек мало что осталось.

Как раньше там были торговые лавки, так и сейчас в них расположены небольшие магазинчики. Когда-то очень давно эти ряды располагались по обе стороны улицы, но время внесло свои коррективы и остались они только с одной правой или нечётной стороны. В 2007 году туда вклинился 7-этажный БЦ «Континент» (Дзержинского, д. 9а).

Курск. Улица Дзержинского. Полугора

Сколько себя помню в Курске, в самом начале ряда в небольшом угловом двухэтажном доме номер 9 находилась часовая мастерская, существующая до сих пор. Когда-то в этом здании размещалась Никольская аптека.

Названа она была по стоявшей рядом Николаевской церкви, которую, к сожалению, снесли в тридцатые годы. Дом был построен в конце XVIII века, когда город формировался по новому градостроительному плану, и относится к особо важным достопримечательностям Курска, хоть и неоднократно перестраивался.

В начале улицы Дзержинского на месте снесённой церкви находится маленький сквер, где в 60-х годах была установлена скульптурная композиция «Спутник» в честь запуска СССР 4 октября 1967 года первого искусственного спутника Земли.

Сквер с композицией Спутник. До Октябрьской революции здесь располагалась Никольская церковь.
Сквер с композицией "Спутник". До Октябрьской революции здесь располагалась Никольская церковь.
На этом месте сейчас Шестёрка, спуск с улицы Радищева на Дзержинского и сквер
На этом месте сейчас "Шестёрка", спуск с улицы Радищева на Дзержинского и сквер

Рядом с двухэтажным зданием бывшей аптеки стоит четырёхэтажное здание облпотребсоюза.

Курск. Улица Дзержинского. Полугора

Построено оно на месте снесённого дома, в котором в середине 20-х годов прошлого века жил будущий гениальный композитор Георгий Свиридов.

На очень красивом двухэтажном здании по адресу ул. Дзержинского, дом 17 можно прочитать вывеску Дом моды «Вера Геппа».

Курск. Улица Дзержинского. Полугора

Когда-то в девяностые годы, когда из отечественных модельеров мы знали только В. Зайцева и В. Юдашкина, в нашем городе появилась женщина-модельер, претендующая на высокую моду и не менее высокий ценник за изделия. До революции здание принадлежало известному домовладельцу Ф. И. Озерову. Здесь находился электротеатр «Био». Сюда куряне спешили попасть на сеансы немого кино в кинематографе П. В. Киреевского. После революции эти стены видели многое, к счастью пережили Великую Отечественную войну и дожили до наших дней.

В самом низу полугоры находятся ещё два заслуживающих внимание здания, стоящих вплотную друг к другу. В одном из них № 21 находится городской центр социального обслуживания «Участие». Когда-то дом принадлежал богатому курскому купцу С. П. Сыромятникову.

Курск. Улица Дзержинского. Полугора

Для своего времени он был вместительным и нарядным. После смерти первого владельца здание приобрело Правление Курского городского Общественно-Филипцова банка. Службы банка располагались на втором этаже, а первый был отдан под различные лавки.

Здание украшала богатая архитектурная лепка, стёршаяся в процессе многочисленных ремонтов. Во время ВОВ здание сохранилось, но ему потребовалось серьёзное восстановление. Долгие годы после войны здесь находился Дом учителя.

Во втором (дом № 23) сейчас находится ТЦ «Сосновский». На первом этаже размещается столовая «Пеликан» с отдельным угловым входом.

Курск. Улица Дзержинского. Полугора

Построен дом был в 70-х годах XIX века под гостиницу и принадлежал богатому купцу Ф.И. Перепёлкину. Внешний вид здания почти не изменился, только исчезли чугунные балконы, а вот внутри произошла значительная реконструкция. Сохранилось самое ценное — старинная чугунная лестница.

Дом угловой и выходит одной стороной на улицу Сосновскую. Именно там, в конце здания, находится неприметный вход на верхние этажи.

Чтобы увидеть старинную лестницу в ТЦ Сосновский, надо зайти в этот неприметный вход.
Чтобы увидеть старинную лестницу в ТЦ "Сосновский", надо зайти в этот неприметный вход.

Долгое время здесь работало головное производство швейной фабрики «Швея».

Улицу Дзержинского трамвайной линией пересекает Верхняя Луговая.

За ТЦ Олимпийский (справа) располагается здание крытого Центрального рынка, ради строительства которого реку спрятали в коллектор.
За ТЦ "Олимпийский" (справа) располагается здание крытого Центрального рынка, ради строительства которого реку спрятали в коллектор.

Откуда пошло такое название, когда она находится в самой нижней точке между двух холмов и бывает нещадно затапливаемой во время обильных ливней да так, что легковые автомобили наполовину уходят под воду? Здесь начиналась закурная сторона улицы Херсонской. Не потому, что селились любители закурить, а потому, что улица была за рекой Куром. И Верхняя Луговая раньше называлась Луговая-Набережная, что в стародавние времена соответствовало её расположению в пойме реки. Сейчас уже сложно представить, что ручей, в который превратился Кур, мог разливаться в половодье, затапливая берега.

Курск. Улица Дзержинского. Полугора

В 1986 году вдоль улицы было построено здание большого крытого центрального рынка, а перед этим проделаны крупные работы по заключению реки в железобетонный коллектор.

В этом рассказе мы знакомились с достопримечательностями улицы Дзержинского, спускаясь с полугоры, в продолжении познакомимся с закурной частью.

В тексте использованы материалы с сайта old-kursk.ru