Турист Елена (apreleva1409)

Мои легкомысленные Афины

Метеоры. Долгожданные…

Метеоры. Долгожданные… Русану и Св. Николай Анапавсас

На второй «походный» день в Метеорах я оставила два монастыря — Святого Стефана и Святой Троицы. Оба они расположены в стороне от четырех прочих, над Каламбакой, а не над Кастраки. Потому объединить их показалось логичным.

Точно так же, как и накануне, около девяти утра стояла на остановке возле «водопада» в центре Каламбаки, ожидая первый автобус в горы. Ездит он по кругу, так что прежде чем добраться до цели, поздоровалась с уже знакомыми «вчерашними» монастырями, а потом проехала до монастыря Святого Стефана, минуя Святую Троицу, и правильно сделала. Люблю начинать с «дальней точки», а кроме того, оказалось, что и в плане впечатлений это оптимальный вариант.

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Увы, Святой Стефан стал единственным из монастырей Метеор, из которого мне хотелось поскорей сбежать…

Наверное, сюда нужно приходить ближе к вечеру. С утра же — ТОЛПЫ!!! Куда там Святому Варлааму! По сравнению со Святым Стефаном, там, можно сказать, было лишь некоторое оживление. А все дело в том, что Святой Стефан — единственный из монастырей, куда попадаешь прямо с трассы, просто перейдя на монастырскую скалу по мостику. Никаких утомительных подъемов. Потому туристических автобусов тут не счесть, и мало того — группы местных школьников тоже встречаются в немалых количествах. Что само по себе, разумеется, замечательно, но шума и гама от деточек предостаточно. (Впрочем, в храме они вели себя идеально, внимательно слушали экскурсовода, не вертелись и не толкались).

Ну, а взрослые «понаехавшие» практически поголовно были поглощены целью запечатлеть себя, любимых, на фоне всего подряд, отчего не только сфотать что-либо без ненужного дополнения, но просто тихо полюбоваться красотой, оказалось весьма проблематично. Примерно вот такая «картинка» совсем благости душевной не способствовала…

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Не иначе практически у всех женщин, присутствовавших на тот момент в обители, сыновья-мужья-отцы и прочие родственники мужеского пола носили имя Михаил, иначе решительно не понимаю для чего нужно иметь в личном архиве фото с этим вот изображением Архангела. Еле улучила момент, когда рядом никого…

И в кои веки порадовалась, что часть монастырских территорий для посещения закрыта: хотя бы покой лавандовой лужайки никто не нарушал. Жаль, что не цвели еще кустики… Но аромат уже витал!

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Высота монастырской скалы — 630 метров над уровнем моря, почти всю Каламбаку видно с террасы над обрывом.

Отшельники на скале обитали издавна, документальное подтверждение этому было обнаружено в 1927-м году, когда при ремонтных работах в каменной арке над входом нашли плиту с надписью «6770 год. Иеремия». То есть в новом летоисчислении, не от сотворения мира, а от Рождества Христова, уже в 1192 году имелось здесь небольшое монашеское поселение, о чем некий Иеремия и поведал миру.

Основание же монастыря относят к 14-му веку. В середине века 16-го Святой Стефан стал ставропигиальным монастырем, то есть подчиненным непосредственно константинопольскому патриарху. Процветанию обители способствовало и то, что долгие годы щедрые дары ему приносили представители королевского дома Румынии. (Почему — не ведаю, разве что в Румынии особо почитается этот святой?..)

В наше время Святой Стефан называют самым богатым монастырем Метеор, что, в общем, заметно. Строения монументальные и в отличном состоянии. Но, однако, и он не избежал периода забвения и запустения, особенно после бомбардировок Второй Мировой… Возрождение обители началось в 1961-м году, когда обезлюдевший монастырь был преобразован в женский.

Сейчас в монастыре два собора — Старый, Святого Стефана, и Новый — в честь Святого Харлампия. Последний для посетителей закрыт.

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

А в собор Святого Стефана стояла ТАКАЯ очередь туристических групп, ведомых гидами, что я в ужас пришла… Однако, оказалось, что в одиночку не проблема тихонечко проникнуть в храм со стороны выхода))) Конечно, ни о каком спокойном созерцании внутреннего убранства и речи быть не могло — со всех сторон вещающие гиды и их «паства», но хотя бы в очереди не пришлось изнемогать. Росписи хороши… Правда, снова все на темном фоне, но такова уж греческая традиция.

Наиболее вероятной датой создания фресок считается последнее десятилетие 17-го века. Великолепна резьба по дереву.

Но вот фотать было практически невозможно — гиды кидались аки церберы, если замечали попытку… Особенно обидно, что не удалось «унести на память» Страшный суд. Драконище там бесподобный! И даже, говорят, есть белый медведь с человеческой рукой в пасти (и откуда в Греции-то?!), но я его, увы, не видела, т. к. возле фрески было не протолкнуться…

Выход из собора как раз возле уже упомянутой лавандовой лужайки, и, пожалуй, это единственное место в обители (из доступных мирянам), где можно услышать тишину…

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Очень хорош благоухающий жасмином дворик с деревянной галереей, двери из которой вели в какие-то внутренние помещения, если бы еще не видеть, сколько народа сидит, отдыхая в этом дворике…

В растрепанных чувствах, с ощущением чего-то «не случившегося», подошла я полюбоваться розами (а цветники здесь великолепные), как вдруг работник, ухаживающий за садом, срезал и протянул мне три роскошных цветка…

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

К счастью, «большое спасибо» по-гречески знаю)) И только было пошла дальше, гадая с чего вдруг такой подарок, как догнала меня монахиня и вручила еще два бутончика роз… Казалось, КТО-ТО не хотел отпускать меня отсюда в «неправильном настроении»… Ну, и конечно, покидала я стены монастыря, улыбаясь и наслаждаясь ароматом подаренных цветов…

Мощно выглядит Святой Стефан с дороги; поначалу, шагая к Святой Троице, то и дело оглядывалась и останавливалась. Монахинь там сейчас около 30, но кажется, что разместиться за стенами монастыря может гораздо больше.

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

До Святой Троицы совсем недалеко, а уж когда снова и снова невероятные виды вокруг, времени вообще не замечаешь. Благо и нужды в том нет, торопиться мне некуда.

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

И вот уже среди округлых, поражающих размерами каменюк, показались черепичные крыши шестого из доступных туристам монастырей.

В какой-то момент даже кажется, что к Агиа Триаде можно пройти «верхом», ан нет — и он на скале! Причем, сначала надо с автотрассы спуститься вниз, и хорошо так вниз,

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

затем пройти по дорожке, любуясь видом этой самой скалы с монастырем на макушке, которая с каждым шагом вроде бы еще выше делается, вырастая над тобой, а потом, благословясь, приступить непосредственно к подъему.

Пожалуй, к одному из самых впечатляющих в Метеорах.

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Вырубленные в горной породе ступени иногда буквально внутрь скалы ведут.

Но, не иначе именно из-за сложного подъема, ЗДЕСЬ НЕТ НИКАКИХ АВТОБУСНЫХ ГРУПП!!! И вообще народу очень мало.

Встречает монастырь чудесным палисадником с кустами роскошных роз. Будто награда всем дорогу осилившим!

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Первое упоминание об этом монастыре встречается в документах 14-го века и здесь, в отличие от Святого Стефана, старина ощущается… Хотя никаких «следов времени» нет, все содержится в полном порядке. Может быть «услышать» прежние века помогают царящие тут тишина и покой… Передохнуть после подъема можно, например, на деревянных скамьях в галерее «балконного замка». А какие балки деревянные над головой!..

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Конечно же, не раз встречаются здесь изображения Святой Троицы, еще до храма.

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

В соборе же — само собой. Соборный храм монастыря построен в 1475-м году, фрески центральной его части написаны в 1741-м священником Антонием и его братом Николаем. К счастью, здесь я оказалась в полном одиночестве, фотографировать никто не запрещал. Помимо фресок невозможно не восхититься искусной резьбой по дереву иконостаса и царских врат.

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

После собора проходишь на балкон (так в описании, хотя по мне так это самая настоящая терраса), где снова голова кругом от видов на окрестности. Хорошо, что можно присесть на нагретый солнцем парапет и дух перевести…

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Правда, спокойно посидеть мне не дали — рядом нарисовались два котяры, которые принялись обследовать мою сумку, пытаясь засунуть носы внутрь, и мало того, один из них, выпустив когти, сумку попробовал «вскрыть»! Честно поделилась бутербродом, но эти бандиты не верили, что «больше нет», всем своим видом предлагая подумать еще, стимулируя сей мыслительный процесс царапками по сарафану. Так меня своей невоспитанностью шокирововали, что даже фотать эту банду в два хвоста не захотелось. Теперь, правда, жалею))).

Святая Троица буквально встроена в скалу и это очень хорошо заметно, если пройти за террасу. В какой-то момент окажешься вровень с крышами обители.

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

А можно подняться еще выше, на совсем лысую «лобастую» скалу (нескользящая подошва обуви весьма желательна), откуда видны Великий Метеор, Святой Варлаам, Русану…

И тонкой нитью вьющаяся — далекоооо внизу — дорожка в Каламбаку. Ее видно в центре второго снимка в слайде.

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Мдааа… Я точно хочу именно по ней вернуться в город?! Страшноватенько … Но — где наша не пропадала? Ходят же люди? Авось и я пройду)))

Прощаюсь с монастырем — нырнув носом в охапку дивных желтых роз — и по уже знакомым ступеням топаю вниз.

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Вот ведь чудо-юдо какое внизу!!!

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Тропа в Каламбаку начинается почти у начала дорожки назад к трассе. Уходит влево и вниз. И, скажу я вам, второй раз я бы по ней точно не пошла! Не люблю, когда то и дело надо думать, куда ногу поставить.

Зато «сердце» из какого-то вьющегося растения на скале увидела…И колючечка порадовала и собой, и своей тенью.

Так называемая "тропа"... Еле угадывается среди камней

Кстати, хотя дорожка под колючкой выглядит вполне сносной, бдительность терять не следует — камни хорошо отполированы, ноги у меня пару раз по ним «ехали». После дождя идти здесь — ни боже мой!

В общем, преодолела я все же эту тропу (не иначе как под присмотром ангела-хранителя), но опыт был малоприятным. Ничего такого, ради чего стоило мучиться, не встретилось.

Зато Каламбака в финале пути поприветствовала ансамблем таких скал, что в голове зазвучало что-то торжественно-органное…

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

А вскоре еще и букет алой бугенвиллеи, растущей в колоритной деревянной бочке «победителю тропы» был «преподнесен»))).

Уффф… в отель, к бассейну, отдыхать…

Ну, а переждав послеполуденную жару, вновь в поход! В сторону Кастраки и чуть выше. Очень уж мне было интересно посмотреть, как выглядели первые монастырские поселения в горах. Идти нужно вон туда, к двум «небоскребам», от которых едет встречная машинка.

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Кастраки остается слева: маки-злаки-горы, черепичные крыши среди зелени, то есть не фотать — ну никак)))

Но вот впереди уже показалась гора, явно со множеством пещер… И — аккуратненько в ней разместился явно обитаемый монастырь! Жаль, что высоко, толком не разглядеть… Если от мальчика с девочкой посмотреть вверх — как раз и увидишь этот монастырь в скале:

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

И цветущие гранаты великанам к лицу)))

А вот этот поближе! Тут уже хорошо видно и балконы, и окна келий… И лесенку, прикрепленную к стене. Сомневаюсь, правда, что сейчас ею часто пользуются, но, видимо, на всякий пожарный держат. Мало ли что?

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Еще чуть дальше вдоль этой скалы — и вот они, совсем старые пещеры, с почти разрушившимся террасками… С таких когда-то все здесь начиналось… Каково-то тут было зимой? В дождь и ветер?..

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Под скалой обнаружилась крохотная часовенка… Видно в память о тех подвижниках, что жили в первых пещерах…

От часовни поворачиваю назад, снова всматриваясь в монастырь высоко в соседней скале.

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Туристам туда путь заказан…

Как и в ту обитель, под балконом которой я недавно прошла. Даже в ворота войти нельзя, они поначалу были открыты, но стоило сунуть туда нос, как сарафан мой был атакован острыми зубками чересчур ответственного сторожа. Подросточек породы «двортерьер отважный греческий» даже напугал слегка. (Сарафану в тот день «везло»: то когти, то зубы)))

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Перед воротами монастыря стоит симпатичная то ли церковка, то ли часовня.

Очень уж мне понравились птички над одним из ее окон — напоминание об одной из мозаик Равенны…

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Ну, а теперь — в Кастраки. Гора-«палец» покоя не дает))). В деревню на сей раз попадаю «сверху», оказываясь на совсем уж тихих окраинных улочках. «Палец» и его окружение вроде не так и далеко — над черепичными крышами домов.

Гадая, как же к нему подобраться, еще немного спускаюсь вниз, и вдруг оказываюсь возле самого колоритного отеля Кастраки — Archontiko Mesohori.

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Яркие его «кубики» видели, думаю, абсолютно все, кто, готовясь поездке перебирал в Сети варианты для ночевки в Метеорах. Действительно очень и очень симпатично. И уютно.

Главный же бонус отельчика — лужайка с видом на выразительную компанию «каменюк» с тем самым «Пальцем» среди них. (Он справа от того зонтика, что пониже).

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

И тут я поняла, что искать тропу, по которой можно подойти к горе ближе, мне почему-то совсем не хочется… Не иначе и среди красот природных может настигнуть «синдром Стендаля»…

Неспешно вернулась в Каламбаку… Последний вечер!.. Ближе к заходу солнца отправилась вновь к древнему Успенскому собору и церкви Св. Иоанна Предтечи и Св. Харлампия. Очень уж там хорошо — тихо, и небо красивое на закате.

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Именно здесь мне хотелось попрощаться с удивительными Метеорами, Богом благословенными вершинами, которым суждено было стать местом непрестанно возносимой молитвы…

Метеоры. Долгожданные... Святой Стефан, Святая Троица и прощальные впечатления

Счастье, что удалось всё это увидеть …