Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 17:56

Пенза — Россия Октябрь 2023

Съездить в Пензу я собиралась, как и в другие административные центры наших регионов, но в начале списка желаний она не стояла. За меня решил «Аэрофлот», ваучер которого, полученный за несостоявшуюся в 2020 году поездку во Францию-Швейцарию, болтался уже три года. Поскольку «Аэрофлот» Екатеринбург не балует, выбор рейсов не велик: Москва и Сочи. Из того, что предлагалось из Москвы по европейской части страны, выбрала Пензу. Это только кажется, что страна большая, выбор огромный. А дошло до дела: где-то уже был, а куда хочешь, или пока не пускают, или вообще самолеты не летают.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Итак, Пенза. Самолет прилетел вовремя, погода пока радовала (но недолго). Аэропорт в Пензе носит имя Виссариона Белинского, знаменитый критик и публицист примерно с пятилетнего возраста и до поступления в Московский университет жил в Пензенской губернии. В Пензе ему установлено четыре памятника.

Больше всего порадовало, что аэропорт в Пензе находится недалеко от города и связан с ним большим количеством общественного транспорта.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

До ближайшей к гостинице остановки с комфортом доехала минут за 25 на троллейбусе. «Старый город» находится в самом туристическом центре Пензы — на пешеходной улице Московской. Но о гостинице я уже рассказала, могу смело рекомендовать всем, собирающимся в город с целью знакомства с достопримечательностями.

Что же есть интересного в Пензе? Начнем с того, что Пенза основана в 1663 году, следовательно, исторические достопримечательности должны быть обязательно. А меня они ждут сразу за порогом гостиницы.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Улица Московская — одна из старейших улиц города, она появилась в середине XVII века, практически одновременно с возникновением города. Изначально называлась Спасской, так как начиналась от Спасской башни городской крепости. В XVIII веке это уже была главная улица города, а поскольку по ней шла дорога на Москву, ее стали называть Московской. Интересно, что и улицу Московскую не обошло переименование. С 1919 по 1937 год она называлась Интернациональной.

На Московской, конечно, есть современные здания, в основном торговые центры, как и полагается главной туристической улице города, но здесь сохранена и историческая застройка XIX — начала XX века. Пензенские купцы первые двухэтажные дома стали строить именно на Московской. К 1863 году улица была полностью вымощена, а в 1905 году ее осветили электрические фонари.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Участок улицы Московской от Соборной площади до Драматического театра стал пешеходным еще в конце XX века, конечно, ее сразу стали называть «пензенским Арбатом». Здесь, как и в прежние времена, первые этажи занимают кафе, рестораны, аптеки, парикмахерские, магазины. В хорошую погоду на Московской многолюдно и днем, и вечером.

Спасский собор

Гуляя по Московской, придется подниматься на горку, где на Соборной площади стоит Собор Спаса Всемилостивого. Он восстановленный, освящен в 2022 году неподалеку от места, где стоял до 1934 года пензенский кафедральный собор, великолепный образец архитектуры классицизма, построенный в 1800—1824 гг. Взорвали, как и многие другие храмы страны.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Теперь Спасский собор, как и прежде, архитектурная доминанта исторического центра города: высота соборной колокольни со шпилем и крестом — 82,5 метра.

У собора воссоздана на своем первоначальном месте Евлампиевская церковь-усыпальница, там перезахоронили останки пензенских архипастырей XIX века. Церковь-усыпальница во имя святых мучеников Евлампия и Евлампии Никомидийских первоначально была построена рядом с собором в 1880–1882 годах и взорвана вместе с ним.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Красивое трехэтажное здание с шестиколонным портиком неподалеку от собора — Архиерейский дом, построенный в XVIII веке как резиденция пензенских наместников. После упразднения Пензенской губернии в здании разместился Архиерейский дом. Как и до революции здесь по-прежнему резиденция пензенского архиерея.

Архиерейский дом

Вокруг Соборной площади много городских достопримечательностей. Стоит погулять по Лермонтовскому скверу,

полюбоваться зданием Художественного училища имени К. А. Савицкого,

Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого

увидеть памятники Михаилу Лермонтову и Карлу Марксу, здания прошлых веков. Губернаторский дом, построенный в конце XVIII века, который сейчас занимает картинная галерея.

Пенза — город зеленый, здания здесь снимать сложно, мешают деревья, но скверы и парки его очень украшают. Многие скверы примыкают к пешеходной улице Московской. Вот, например, сквер «Кукушка», главная достопримечательность которого — «Часы с кукушкой». Часы идут точно, к сожалению, прокукует ли птичка, я ждать не стала.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Рядом расположена Фонтанная площадь, где в теплое время года работает красивый светомузыкальный фонтан. К сожалению, октябрь уже не сезон для фонтанов, на его месте рабочие строили какой-то помост, возможно, это консервация на зиму.

В сквере на площади есть один интересный арт-объект, это скульптура Юрия Ткаченко «Радушный кентавр». Скульптура неоднозначная, когда установили, вызвала споры среди пензенской общественности. Мнения разделились: одним понравилось, другие требовали немедленно убрать. Как это все знакомо! У нас недавно из-за жалоб убрали одну скульптуру с улицы Вайнера, и тут же начались голосования с требованием вернуть. Мне кентавр понравился, он очень позитивный и, как я поняла, туристы с удовольствием с ним фотографируются.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Что работает вне зависимости от сезона, так это знаменитый пензенский «Градусник». Этот гигантский термометр высотой 12,5 метров установили в 1970-х годах на здании в стиле модерн доходного дома купца Кузьмина, построенном в 1910 году.

Подсветка — это уже результат реконструкции, выполненной в наши дни, поэтому особенно эффектно «Градусник» смотрится вечером.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Пенза — город литературный, здесь, кроме Лермонтовского сквера, есть Пушкинский, скверы Белинского, Дениса Давыдова, Максима Горького. В каждом, конечно, установлен памятник.

Памятник Денису Давыдову

Парк в Пензе не один, я заглянула в ближайший — Центральный парк культуры и отдыха им. А. Г. Белинского. Парк замечательный, осенью особенно хороши клены, а здесь их много. Жаль, в поездках мало времени для таких прогулок.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Интересно было посмотреть на стоящий в парке недавно восстановленный пензенский Планетарий. В здании с двумя башенками в 1928 году была открыта Народная обсерватория им. И. Н. Ульянова. В годы войны здесь размещалась метеослужба, а после капитального ремонта здания в 1954 году установили первый планетарий. Это был последний деревянный планетарий в Европе, но дерево разрушается, в 2021 году здание пришлось разобрать из-за аварийного состояния и построить заново.

Памятников Ленину в Пензе много, один из них стоит у Планетария.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

С памятником «Первопоселенцу» мне не повезло. К нему я попала на второй день к вечеру, когда погода испортилась. Поняла, что лучшее время для снимка — первая половина дня, а утром погода испортилась окончательно.

Памятник посвящен основателям и первым жителям города, его открыли в 1980 году в память о 600-летии Куликовской битвы. На противоположной стороне улицы можно видеть остатки оборонительного вала городской крепости XVII века. Пенза была основана как город крепость на засечной черте.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

За памятником «Первопоселенцу» находится смотровая площадка, откуда открывается вид на восточную часть города, а также на Спасо-Преображенский мужской монастырь, основанный в 1688/89 годах на горе между рекой Сурой и крепостью Пензой.

В городе, действительно, много самых разных памятников: посвященных военным событиям разных лет, известным местным жителям, знаменательным датам. Есть и неплохие городские скульптуры: «Последний штрих» — памятник, посвященный пензенским ювелирам, или забавная скульптура «Пензяк толстопятый», на которой написано:

»Рождение этого высказывания народная молва приписывает Александру Васильевичу Суворову. Во время перехода русских войск через Альпы в 1799 году почти все солдаты, кроме пензенских, растерли ноги до крови. На просьбу Суворова объяснить это обстоятельство пензяки показали ему носки с двойной пяткой, которые вязали в их краях. В ответ Александр Васильевич воскликнул: «Ну и молодцы, пензяки толстопятые!»

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Иногда, гуляя по городу, можно обнаружить вот и такой уголок памяти прошлого.

Главная площадь города — площадь Ленина появилась на карте в 1950-х годах, до этого с XVIII века на протяжении многих десятилетий на этом месте находилась Нижняя Базарная площадь. Современный вид она обрела в 1959 году, когда был сдан в эксплуатацию Дом Советов, где сейчас размещается Правительство Пензенской области. Автор памятника В. И. Ленину на площади — скульптор Е. В. Вучетич.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Пенза — город многонациональный, здесь рядом сосуществуют христианская и исламская культура: помимо двух монастырей и около двух десятков православных церквей есть соборная мечеть, католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и синагога.

Церковь Троицы Живоначальной Троицкого епархиального женского монастыря

Пензу называют столицей Сурского края, она стоит на обоих берегах реки Суры, правого притока Волги. В 2020 году участок набережной длиной около полутора километров благоустроили. Выглядит симпатично, думаю, в теплую погоду набережная пользуется популярностью у горожан.

Вид на набережную с моста Дружбы

Через Суру в пределах города построено несколько мостов — автомобильных, железнодорожных, пешеходных. Если с набережной посмотреть налево, можно видеть автомобильный Бакунинский мост, а за ним — решетку ж/д моста. Слева на снимке — 25-метровый обелиск монумента Славы, который местные за форму называют «Ростком».

Неподалеку от Бакунинского моста есть причал, откуда в теплое время года можно прогулять по Суре на катере. Как вы понимаете, в начале октября уже и от причала следов не осталось, только закрытые будочки, где продают билеты.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Теперь посмотрим налево: это пешеходный вантовый мост «Дружбы», построенный в 1975 году. Свое название он получил гораздо позже, в 2008 году, когда в Пензе проходил 3-й региональный Конгресс неправительственных организаций Совета Европы. С него открываются лучшие виды на набережную, я успела на него забежать утром перед поездкой на экскурсию.

Любителям деревянной архитектуры в Пензе тоже есть, чем взгляд порадовать, но за такими «домиками» придется походить, их немного. Так, самое красивое, на мой взгляд, здание Музея народного творчества я сфотографировать не смогла, в последний день помешал дождь.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

В современных районах Пензы также есть интересные объекты, но у меня было всего 1,5 дня на знакомство с городом, еще один день пропал из-за погоды, он и для музеев не сгодился — понедельник. Поэтому планы съездить в современные районы так и остались планами, многое видела только из окна автобуса по пути на загородные экскурсии.

В Пензе достраивают красивое здание Цирка, можно порадоваться за детей города.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Здание Пензенской областной филармонии открыли в 2013 году. Здесь большой зал с самым современным сценическим оборудованием и великолепной акустикой на 753 посадочных места, музыкальная гостиная на 200 мест с органом, а также арт-кафе со сценой для джазовых концертов. Левее филармонии — большой киноконцертный зал «Пенза», в кадр не попал, так как снимала из окна микроавтобуса.

Хочу показать вам еще одно современное здание, встретившееся мне на улице Карла Маркса. Это клубный дом «Капитал», сданный в эксплуатацию пару лет назад. Посмотрела их сайт, в здании всего 12 квартир, 4 двухэтажных пентхауса, а на первом этаже коммерческие помещения. Стоимость квадратного метра 180 000 рублей. Не удивительно, домик украшают Атланты!

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Чем можно заняться в Пензе, кроме прогулок «за достопримечательностями»?

Можно пойти в театр. Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского — один из старейших в стране. В далеком 1793 году был открыт первый в истории города театральный сезон: давали комедию «Обманщики» по пьесе, написанной самой Екатериной II.

В 1916 году в Пензе построили «Народный дом им. Императора Александра II», его сразу арендовал Пензенский драматический кружок, из которого и вырос Театр драмы. Здание служило делу искусства до 2008 года, пока не сгорело в большом пожаре, оставившем от него одни стены. Новое здание с фасадом в стиле неоклассицизма открыли в 2010 году.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Театр в Пензе не один, еще есть Театр юного зрителя, кукольный театр «Кукольный дом» и театр «Доктор Драпертутто» в »Доме Мейерхольда». Всеволод Эмильевич Мейерхольд, театральный режиссер, актер и педагог, родился в Пензе, окончил гимназию, здесь сделал первые шаги на театральной сцене. Доктор Драпертутто — его псевдоним.

Здание — мемориальный дом семьи Мейерхольдов, кроме театра здесь работает музей. Отец режиссера, купец второй гильдии Эмилий Фридрих Мейерхольд, был известным в Пензе и за её пределами виноделом. Всеволод Мейерхольд жил в этом доме с 1881 по 1896 год.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

У «Дома Мейерхольда» установлен памятник режиссеру, актеру и педагогу работы скульптора Юрия Ткаченко.

Любителям музеев в Пензе есть, чем заняться: Пензенский государственный краеведческий музей, Литературный музей, Музей народного творчества, Музей им. И. Н. Ульянова, Музей В. О. Ключевского, Мемориальный дом-музей им. Н. Н. Бурденко, уникальный Музей одной картины им. Г. В. Мясникова.

Я успела посетить Пензенскую областную картинную галерею им. К. А. Савицкого, посмотреть ее постоянную экспозицию. Достойный музей, я о нем еще расскажу. Особенно хороша коллекция русского авангарда, произведений Аристарха Лентулова в таком количестве я не видела еще нигде. Что неудивительно, Лентулов родился в Пензенской губернии и учился в Пензенском художественном училище.

Здание Крестьянского поземельного банка

В основе собрания Пензенской картинной галереи лежит коллекция произведений русского и зарубежного искусства, подаренная городу губернатором Н. Д. Селиверстовым. Картинная галерея открылась в 1892 году, она получила название картинной галереи Селиверстова. Первым директором галереи был художник Константин Аполлонович Савицкий, его имя носит сейчас Художественное училище и галерея.

Галерея занимает два стоящих рядом здания. Главное — здание Крестьянского поземельного банка, построенное в 1910–1912 годах по проекту архитектора А.И. фон Гогена в стиле скандинавского модерна, здесь находится основная коллекция. Корпус № 2 — здание Губернаторского дома.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Вход в здание Губернаторского дома со двора, а напротив входа установлен памятник художнику Константину Савицкому, имя которого носит Картинная галерея.

А еще можно отправиться на экскурсию! Пензенская земля богата родившимися здесь известными людьми: Лермонтов, Белинский, Радищев, Куприн, Ключевский, Малышкин… Поражает обилие писательских имен, чьи судьбы связаны с этими местами. Собираясь в Пензу, я запланировала день на экскурсию в Тарханы и стала искать, что предлагают турфирмы города. Предложения не радовали, в основном индивидуальные экскурсии, никаких групповых, но поиски продолжала. Уже накануне отъезда наткнулась на две турфирмы, на сайте которых были групповые экскурсии в Тарханы. Одна не ответила ни на звонок, ни на письмо, а вот другая откликнулась сразу и предложила не только Тарханы, но и другие экскурсии.

В результате, пожертвовав одним днем для прогулок по Пензе, я посетила:

• Троице-Сканов женский монастырь — памятник русского каменного зодчества 18–19 вв.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

• Пещерный мужской монастырь.

• Дом-музей А. И. Куприна — единственный в России музей писателя.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

• Пушкинский центр имени Н. Н. Пушкиной-Ланской в путевом дворце Арапова.

• Единственный в стране музей-усадьбу В. Г. Белинского.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

• Музей-заповедник «Тарханы», а также могилу поэта и церковь Михаила Архангела в селе Лермонтово.

• Дом-музей писателя А. Г. Малышкина. Писатель В. Пикуль считал себя последователем А. Г. Малышкина, завидуя его умению владеть словом.

Четыре дня в Пензе — много это или мало

Как видите, мне еще есть о чем вам рассказать. Поездкой в Пензу я осталась довольна, пусть планы немного испортила погода, запланированный на последний день поход по достопримечательностям пришлось свернуть из-за дождя. Почему мне понравилось в Пензе, я думаю, понятно из моего рассказа.

В заключение совет на основании собственного опыта: лучшее время для посещения Пензы с мая по сентябрь. Весной город будет украшен цветущими деревьями, в сентябре — красивая яркая осень, еще работают фонтаны. В октябре погода неустойчива, уже короткие дни и свет не лучший для фотосъемки, да и осень начинает некрасиво рыжеть, особенно к концу месяца. А много или мало четыре дня для знакомства с Пензой, решайте сами.