Турист Кувшинов Виктор (shatyn2703)
Кувшинов Виктор — был сегодня 8:43
Попробую разгонять мглу на холмах Грузии ))

Ташкент — Узбекистан Май 2023

«Истинное назначение вашего путешествия — это не место на карте, а новый взгляд на жизнь.» ГЕНРИ МИЛЛЕР

Почему-то в советское время нас не слишком тянуло посетить разные союзные республики. С одной стороны казалось, что это будет сделать никогда не поздно. С другой стороны как-то интереса особого не было, кроме, пожалуй, республик Прибалтики, они казались практически Европой. Вроде как Петр туда окно рубил, виделось — там цивилизованней и нам ментально ближе, что в настоящее время стало утверждением неоднозначным… Туда ли, куда надо, или не совсем, царь-батюшка окно прорубил…))

Автор до распада СССР посетил из союзных республик только Украину, Латвию и Армению. Теперь, когда все республики стали независимыми государствами, их статус повысился, многие успешно развивают туризм, что подтвердили путешествия по Белорусии и Литве. До автора в конце концов дошло, какой кладезь исторических, культурных и природных чудес во многих из них скрыт. К тому же триггером этого озарения послужил ряд известных событий… Хоть и попасть в них стало посложнее, чем в советские времена, но лучше поздно, чем никогда.

Узбекистан как вариант для путешествия возник уже давно, но реализовался только в мае этого года. При обдумывании маршрута возникла дилемма. Привыкли мы за последние годы к самостоятельным поездкам на своем или арендованном авто. Все-таки такой вариант дает больше свободы перемещения и вариативности. Но, подумав, решили в Узбекистан отправиться проверенным дедовским способом — купив путевку на групповой тур. Ехать туда на своем авто показалось далековато, а развитость сферы аренды автомобилей в стране вызвало сомнения…

Памятник Амиру Тимуру

По личному опыту групповой тур может оказаться испорченным по нескольким основным причинам. Во-первых, это слабый, непрофессиональный гид. Во-вторых, слишком большое количество туристов в группе. В-третьих, наличие туристов скандальных, всем недовольных и вечно устраивающих разборки. Скажу сразу — нам повезло по всем трем пунктам. Народу в группе было человек 20, все люди адекватные и контактные.

Ну, а гид — Сабир, оказался просто находкой. О нем несколько слов хочу сказать отдельно. Образованный человек, знающий несколько языков, «поживший в Европах», возивший по стране группы английских туристов, «человек мира» в хорошем смысле этого слова)) Грамотный, знающий историю своей родины и историю вообще. Сгусток позитива, помнящий все ходы и выходы на самых интересных объектах на маршруте и лучшее время их посещения, а также друг всех местных жителей — от рыночных продавцов и официантов до режиссеров местных театров, человек, обладающий выдержкой и чувством юмора.

У входа на рынок Чорсу. Гид Сабир в оранжевой рубашке ))

И что нечасто встречается в наше время — русофил, вечный убежденный агитатор за Россию и ее культуру. Рекомендовать его как гида сложно, потому что он много времени проводит в Латвии, где у него организована какая-то детская футбольная школа. Недавно он написал мне, жаловался, что изнемогает в борьбе с русофобией. Я посоветовал ему плюнуть и поберечь здоровье, а то результат будет такой же как у Дон Кихота в его борьбе с ветряными мельницами.

Так что проехались мы по стране в составе тура с названием «Магия Узбекистана» очень позитивно, с огромным интересом и хорошим настроением маршрутом Ташкент-Самарканд-Бухара-Хива. Важно, что время на самостоятельные прогулки по городам тоже оставалось.

Базар Чорсу

Уж коль поместил фото рынка, точнее базара «Чорсу», то следует отметить, что это один из крупнейших базаров Узбекистана и Средней Азии, расположенный в старой части Ташкента. Он был известен ещё в средние века и имел большое значение в дороге Великого шёлкового пути. В центральной части базара находится монументальное купольное сооружение диаметром около 75 метров.

Базар Чорсу

Но общая территория базара гораздо больше, центральную часть окружают торговые ряды с павильонами. Конечно, на восточном базаре дурманящие запахи и изобилие вкусностей! Надо сказать, что по базарам мы ходим обычно как обычные зрители, вдыхая ароматы и любопытсвуя, так как искусством торговаться и получать от этого удовольствие не владеем совершенно. Когда в 90-е годы я попытался поторговаться на стамбульском базаре и, когда мне казалось, искусно сбил цену, продавец-турок неожиданно обиделся, надулся, и, махнув рукой, убрал вожделенный свитер под прилавок))

Улица Шота Руставели с многочисленной рекламой концертов артистов-иноагентов - как у нас в мирные времена...

В Ташкент мы прилетели на день раньше начала тура, чтобы спокойно его изучить. Поселились в приличном, но ничем не примечательном отельчике в районе улицы Шоты Руставели, ходили по городу пешком или передвигались на метро — до ближайшей станции «Айбек» было минут 15 неторопливой ходьбы. Метро в городе в основном еще советской постройки, хотя сейчас активно сооружаются и новые станции. Метрополитен Ташкента, открытый в 1977 году, является гордостью Узбекистана. Это было первое метро в Средней Азии, которое строилось в сложных сейсмологических условиях.

Любопытно было посмотреть на станции, с некоторыми из самых известных мы ознакомились. Станцию «Космонавтов» мы застали практически пустой.

Станция «Алишера Навои» оказалась более заполненной пассажирами,

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

а ее дизайн показался наиболее интересным. Общепризнанно она считается самой красивой в городе.

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

А на станции «Пахтакор» было нормальное такое столпотворение в час пик.

Кстати, в районе базара Чорсу находится несколько интерересных локаций. Стоит посмотреть знаменитое медресе Кукельдаш, построенное в 1570 году в эпоху правления династии Шейбанидов. Вход в медресе декорирован разноцветной мозаикой и майоликой, на фасаде выделяются двухъярусные резные балкончики и угловые башни.

Медресе Кукельдаш

В этом же районе мы прошлись по улочкам древней махалли — кварталу с мечетью, жители которого осуществляют местное самоуправление. В Узбекистане они довольно распространены, хотя в Ташкенте их осталось мало.

Также стоит уделить внимание Мечети Ходжа Ахрар Вали (Мечети Джами), которая, как сообщают справочники, является единственным ташкентским образцом Пятничной мечети дворового типа, распространенного в Средней Азии в позднем Средневековье.

Мечеть Ходжа Ахрар Вали

Первое здание мечети было построено в 1451 году. За прошедшие века она множество раз перестраивалась и реставрировалась, а в 2003 году она была заново отстроена с применением современных методов строительства и отделки. Внутри почти не было верующих и симпатичные интерьеры можно было спокойно сфотографировать.

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

В этом же районе мы попытались попасть на смотровую площадку, теоретически находящуюся в цилиндрическом здании в парке. Но сейчас здание принадлежит какому-то детскому центру и доступ на смотровую площадку закрыт, мы не поняли, открывается ли он вообще. Зато увидели местный планетарий из которого гурьбой бежали школьники.

Далее мы направились в сторону площади Амира Темура, в центре которой высится памятник великому полководцу, известному также как Тамерлан. Последним, кто занимал здесь место «великого хромца», был теоретик коммунизма Карл Маркс. Но после распада СССР местное коммунистическое начальство быстро поняло, что это деятель недостойный и ненациональный и сменило его на Тамерлана в рамках поиска национальных героев-государственников.

Памятник Амиру Тимуру

Конечно. завоеватель он был великий, как и Александр Македонский и Чингис-хан. Но если вспомнить, сколько крови они пролили, корректно ли их считать национальными героями? Вопрос без ответа… Вокруг площади со сквером расположен ряд интересных зданий.

Гостиница Узбекистан
Гостиница "Узбекистан"

На площади расположены знаменитые куранты — один из символов узбекской столицы. Здание было построено в 1947 году в память о солдатах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Примечательно, что часы на башню были привезены в качестве трофея из Германии.

Между гостиницей «Узбекистан» и зданием с курантами расположен Дворец форумов.

Дворец форумов

Недалеко от сквера Амира Темура находится музей Тимуридов, который мы посетили. Он посвящен истории развития Средней Азии в период властвования Тамерлана и всей его династии. В музее хранится около 5000 экспонатов соответствующей эпохи. Здание музея постройки 1996 года интересной архитектуры, интерьер украшен мрамором, сусальным золотом и восточными миниатюрами. Я думаю, что этот музей достоин отдельного отзыва.

Музей Тимуридов

А еще мы с удовольствием изучили Музей искусств Узбекистана, о котором рассказано здесь. Основу коллекции музея составляет собрание предметов искусства князя Н. К. Романова.

Музей искусств Узбекистана

Надо сказать, что в городе на улицах встречаются много молодых людей, с рождаемостью в Узбекистане дело обстоит прекрасно) Школьники, студенты интеллигентного вида, очень доброжелательные, совершенно непохожи на мигрантов-гастарбайтеров)) Кто-то гуляет по городу, кто-то занимается спортом.

Встреча поколений )

После посещения музеев мы отправились в сторону площади Независимости, по дороге осмотрев здание Дворца Романовых, к сожалению, из-за забора — сам дворец для посещения закрыт. Вроде бы там сейчас находится дом международных приёмов МИДа Узбекистана. Это очень необычная достопримечательность города. Здание было возведено для князя Николая Романова, племянника Александра II и внука Николая I, и долгое время являлось княжеской резиденцией.

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

Строение представляет собой изящный одноэтажный особняк из серо-жёлтого кирпича, украшенный резными решётками и декоративными башенками, у центрального входа расположены бронзовые фигуры лежащих оленей. История жизни владельца интересна и необычна. Он подавал большие надежды — выпускник Академии Генерального штаба стал первым из Романовых, окончившим высшее учебное заведение, причём в числе лучших — с серебряной медалью. После завершения учёбы путешествовал за границей, где начал собирать свою коллекцию западноевропейской живописи. Участвовал в составе русских экспедиционных войск в походе на Хиву, где проявил себя геройски, был награждён орденом Святого Владимира 3-й степени.

При этом данный представитель тогдашней золотой молодежи был Enfant terrible или, говоря просто, раздолбай, не жалевший батюшку и маменьку… Особенно он отличался в коварном женском вопросе, вечно связываясь с дамами полусвета или, в лучшем случае, с неподобающим для члена царской семьи происхождением.

При дворе ему не простили увлечения американской танцовщицей Фанни Лир, с которой связана мутная история — его обвинили в краже драгоценностей у матери и удалили из Петербурга, объявив умалишенным… Но Великий князь уроков не извлек — тайно обвенчался с дочерью городского полицмейстера, что вызвало очередной скандал. Александр III дозволил узаконить морганатический брак, при этом молодым было предписано отправиться жить в Ташкент. Здесь князь остепенился, принимал участие в работе Императорского Русского географического общества, занимался работой, связанной с изучением Средней Азии.

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

В Ташкенте Николай Константинович приобрёл известность многими благородными поступками, например, построил в городе театр, получив от императора 300 тысяч рублей на постройку дворца. Он и скончался в Ташкенте вскоре после революции.

Государственный академический большой театр имени Алишера Навои

По дороге к площади Независимости мы миновали здание Большого театра имени Алишера Навои, который был построен по проекту академика Алексея Щусева, и открыт в 1947 году.

Недалеко находится памятник Шарафу Рашидову, известному руководителю республики советских времен.

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

А на другой стороне улицы находится площадь Независимости, за ней расположен правительственный квартал, границы которого патрулировали милиционеры.

Зато можно было подойти к «Арке добрых и благородных устремлений», такое вот название в китайском стиле))

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

Правее арки на территории парка располагается Воинский мемориал с Вечным огнем, посвященный павшим в Великой Отечественной войне. Он очень ухожен, особенно было приятно, что местные старшеклассники фотографировались у стены с именами погибших земляков. Такое отношение к памяти выгодно отличается от стран, сами знаете каких, которые сносят воинские памятники…

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

Другие локации Ташкента мы посещали уже на следующий день в составе собравшейся группы, сначала осмотрев монумент «Мужество», который посвящен крупной природной катастрофе — землетрясению, случившемуся 26 апреля 1966 года. В результате подземного толчка был полностью разрушен весь центр города, без крыши над головой остались свыше 300 тысяч человек из проживавших тогда в Ташкенте полутора миллионов. Справочники утверждают, что погибли всего восемь человек, а ранено было несколько сот жителей. Эти цифры могут вызывать сомнения при такой масштабности разрушений. С другой стороны, хотя в советское время многое и замалчивалось, но данные по погибшим в Ашхабадском землетрясении 1948 года или Спитакском 1988 года признавались в десятки тысяч человек. Хочется верить, что Ташкенту все-таки повезло.

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

Бронзовая скульптура изображает семью перед лицом опасности: женщина держит ребёнка, а мужчина пытается их защитить. На стене за монументом — барельефы с фигурами архитекторов, строителей, военных, то есть всех тех, кто воссоздавал город из руин. Он был полностью восстановлен за 3,5 года, в восстановлении участвовала вся большая страна — СССР.

Далее мы отправились в старую часть города посетить комплекс Хазрати Имам (Святого Имама), являющийся главным религиозным центром Ташкента. Здесь располагаются наиболее значимые городские мечети и медресе, которые хорошо сохранились благодаря систематической реставрации, а частично это вообще новые постройки, как Соборная мечеть Хазрати Имам, возведенная в 2007 году по инициативе Президента Республики Ислама Каримова.

Вход в мечеть Хазрати Имам

Мечеть имеет два купола и два минарета высотой 53 метра.

Внутренняя часть куполов украшена сусальным золотом, а при входе в мечеть расположены двадцать резных колонн из сандалового дерева. Это самая крупная и любимая прихожанами мечеть города.

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

Она оборудована системой микроклимата и электронными табло, показывающими время намаза.

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

Мечеть была практически пустой, интерьеры мечети очень красивые, ими можно долго любоваться, прогуливаясь по мягким коврам…

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

Пройдя дальше мечети по территории комплекса замечаешь слева какую-то шикарную стройку. Гид Сабир рассказал, что это строится некий Исламский центр, подробности функционирования которого пока неясны. Финансирует стройку известный узбекско-российский миллиардер Алишер Усманов, бывший муж знаменитого тренера по художественной гимнастике Ирины Винер.

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

Интересно небольшое здание медресе 16 века Муйи Мубарак, которое выполняет функции музея. В медресе расположена библиотека Управления мусульман Узбекистана, главным экспонатом которой является Коран халифа Усмана, который датируется 644–648 годами. При халифе Усмане, зяте пророка Мухаммеда, впервые решили записать все каноны учения в священной книге — Коране. Считается, что было написано шесть экземпляров, пять из которых были разосланы в главные города халифата. Первый экземпляр халиф оставил себе. Он был убит при его чтении и на страницах священной книги остались следы его крови.

Медресе  Муйи Мубарак
Медресе Муйи Мубарак

Тамерлан, завоевавший в начале 15 века Османскую империю, назначил халифом себя и вывез Коран на территорию нынешнего Узбекистана. Также в здании медресе хранится волос пророка Мухаммеда. Фотографировать там запрещено, за этим строго следили служительницы.

Медресе Барак-хана

Медресе Барак-хана построено в 1532 году по указанию внука Улугбека — Науруз Ахмед-хана, имевшему прозвище «Барак-хан», что означает «удачливый». Двери келий Медресе украшены слоновой костью и цветными металлами.

Внутренний двор Медресе Барак-хана

Сейчас в здании медресе расположено множество сувенирных лавок и магазинчиков.

Чуть в стороне находится мавзолей Хазрати Имама, в честь которого весь комплекс и назван. Возведен он в 16 веке в честь Хазрати Имама (Абу Бакра ибн Исмаил аль-Каффал аш-Шоший, жил 9–10 века) — имама города Ташкента, ученого, знавшего семь языков, знатока Корана и хадисов, поэта и ремесленника. Он почитается во всем исламском мире.

Мавзолей построен из жжёного плиточного кирпича, украшен майоликой, имеет прямоугольную форму.

Вблизи от мавзолея Хазрати Имама находятся здания исламского университета, в котором обучались многие видные исламские деятели России, в том числе отец Рамзана Кадырова Ахмат-Хаджи Кадыров.

После культурной программы нас побаловали программой кулинарной — посещением центра плова «Беш Козон». Здесь можно в полной мере погрузиться в атмосферу Средней Азии, насладится вкусом узбекской кухни.

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

Плов готовится в 5-ти огромных казанах, за процессом на открытой кухне можно понаблюдать. Дровишки подбрасываются в огонь, масло булькает, запахи дурманят, процесс идет…

Повара словно фокусники на представлении. Я совсем не гурман, но плов оценил, как и атмосферу места. Здесь много туристов, но и местные жители посещают его с удовольствием, место популярное, что является неким «знаком качества».

Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

Здесь же выпекают очень вкусные лепешки.

В заведении действует система самообслуживания, но поскольку мы пришли с группой, наш стол был уже накрыт.

Центр плова находится рядом с телебашней высотой 375 метров, она хорошо видна буквально из любого района города. Башня была возведена в 1985 году с учётом сейсмоопасной обстановки и способна выдержать землетрясение мощностью до 9 баллов. На высоте 94 метра действует смотровая площадка и ресторан. Но мы ее не посетили, а по плану тура отбыли далее — в Самарканд-Бухару-Хиву.

Самарканд

Ташкент сейчас является современным мегаполисом, в котором где-то около 2,5 миллионов жителей. Исторически это один из старейших и важнейших городов на Великом Шёлковом пути из Китая в Европу, что предопределяло его роль как центра торговли. В разные времена Ташкент входил в состав разных государств, сменявших друг друга.

В советское время русские жители города составляли 40–45 процентов населения, сейчас, по разным оценкам, их доля вряд ли превышает 15 процентов. Тем не менее это одна из самых крупных зарубежных русских диаспор. В городе достаточно зелени, скверов и парков, по нему приятно погулять.

Бухара

Много школьников и студентов, которые выглядят очень культурно и ведут себя вежливо. Мне показалось, что у молодежи сильный интерес к общению с западными туристами, которых в Узбекистане немало — в людных местах обращал внимание на оживленные беседы местных с туристами на разных языках, от испанского до французского.

Хива

Во время прогулки по Ташкенту нас, лучезарно улыбаясь, догнала пара молодых людей и задала вопрос на английском. Услышав ответ на русском, один из них разочарованно протянул: «Я думал, вы американцы…" и они удалились. Каких откровений они хотели от американцев, осталось невыясненным)) Но заметно, что рекламы Кока-колы полно, даже во вред рекламе плова, и стар и млад ее пьет на улицах, хоть это и вредная для здоровья штука. Вот она — мягкая сила в действии))

В заключение добавлю, что в Ташкенте достаточно много интересных мест, музеев, храмов разных религий, которые мы не успели осмотреть из-за лимита времени. И еще — в Узбекистане несложно найти банки, принимающие рубли по нормальному курсу, в мае за рубль давали где-то 130 сумов, так что валюту тратить в поездке необязательно. Коллеги, рекомендую Узбекистан, уверен, что вам понравится!