Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Понда, Старый Гоа, Гоа — Индия Декабрь 2022

Спустя год после возвращения завершаю своё повествование про Индию рассказом о том, что мы увидели в штате Гоа помимо пляжа. Для тех, кто не помнит, как именно меня там торкнуло, о моей совершенно непредсказуемом и внезапном иррациональном чувстве можно почитать вот тут.

По штату Гоа мы взяли нетяжелую однодневную обзорную экскурсию, в которую входил традиционный индуистский храм, национальный парк Моллем с водопадом Дудсхагар и садом специй неподалеку от города Понда на притоке реки Мандови и столица штата с названием «старый Гоа».

Рано утром на рассвете нас привезли в один из множества традиционных индуистских храмов, расположенных по дороге из Морджима к Дхарбандору. Это был традиционный «дом Бога», именно так с санскрита переводится слово «мандира», храм.

Вокруг да около Гоа

Все традиционные храмы имеют строгую определенную архитектуру: кубическое святилище гарбхагриха — «чрево храма», в котором расположен алтарь с главным мурти. Над святилищем строится округлая шикхара, к алтарю примыкает антарала — помещение между святилищем и залом для молящихся (типа как в наших храмах неф), дальше сам колонный зал — мандапа, прихожая — ардхамандапа и портик.

Помимо основного здания обычно на территории есть дополнительные мандапы — павильоны для паломников, для танцевальных представлений, для свадебных ритуалов, для размещения статуй богов и т. д.

Вокруг да около Гоа

Поскольку было раннее утро — мы застали издалека обряд очищения огнём.

После знакомства с храмом нас ждал городок Дхарбандора. Нууууу, громко сказано «городок», но именно оттуда организуют все экскурсии в Моллем и к водопаду. Это традиционное индийское поселение с соответствующим колоритом.

Там нас пересадили вот в такие джипы и мы отправились в путь.

Национальный парк Моллем

Этот национальный парк называют еще Бхагван Махавир. Он находится на границе с штатом Карнатака, вдали от океанского побережья. Это самые настоящие джунгли с большим количеством животных.

Если честно, кроме огромного количества мартышек мы никого не видели)

Со слов гида в этом национальном парке можно встретить и слонов, пантер, и леопардов, но я полагаю, что они обитают вдалеке от шумных туристических маршрутов. Часть прогулки по живописным джунглям заповедника проходила у нас на автомобиле, еще часть пешком. Наш путь проходил среди лиан, камней и множества обезьян.

Мартышки адаптированы к туристам, знают, что их будут кормить, высматривают что у тебя в руках. Поэтому мы заранее прикупили бананов и орехов.

Водопад Дудсхагар

Название водопада переводится, как «молочный океан».

Вокруг да около Гоа

С происхождением этого названия связана красивая легенда. В одноименной реке Дудхсагар любила купаться принцесса, у которой была своеобразная привычка: после купания в реке она выпивала молоко из кувшина. Но однажды она заметила, что кто-то за ней подглядывает, застеснялась, решила прикрыть свою наготу кувшином и вылила молоко в воду. И после этого вода стала молочного цвета. Со своими 310 метрами он является вторым по величине в стране.

Водопад вливается в красивейшее озеро с кристально чистой водой. Считается, что вода в этом озере обладает целебными свойствами, и поэтому наш провожатый настоятельно рекомендовал нам искупаться в озере и очиститься от всех болезней. Но я не решилась спускаться в воду по скользким огромным камням, тем более, что вода там реально холодная, да еще и рыба под ногами крутится. В общем я не стала испытывать судьбу.

Вокруг да около Гоа

На половине своей высоты водопад пересекается с маршрутом железной дороги Лонда-Мадгаон и иногда прямо через водопад проезжает поезд, весело сигналя туристам.

Вдоволь погуляв у водопада и среди лиан, накормив всех обезьян в округе мы поехали дальше.

Сад специй Pascoal Spice Village

Сад специй расположен в джунглях, на притоке реки Мандови.

Построен он весьма традиционно, мы в подобном были на Шри-Ланке — пальмы, зелень, цветочки. Красота!

Специй показывают много, дают сопровождающего местного, но русскоговорящего. Про каждую из специй рассказывают, что это, как растет, как употребляется, в каких условиях собирается, в чём её особенность.

Банан конечно не специя, но тут рассказали про листья — их можно использовать и в качестве посуды, в них можно запекать всё что угодно, из этих листьев делают и зонты, и крыши — короче, универсальный материал.

Вокруг да около Гоа

А это один из самых острых в мире сортов перца. Оказывается, для измерения остроты есть специалтная шкала — шкала Сковилла для измерения количества капсаицина в продукте, и острота определяется в сковилях.

Как это работает:

»спиртовой экстракт капсаицинового масла из сушеного перца смешивают с раствором воды и сахара до такой степени, что группа дегустаторов едва улавливает тепло перца. Перцу присваиваются единицы Сковилла в зависимости от того, насколько масло было разбавлено водой для достижения этой точки» — источник

Т. е. если у перца 50 тыс сковиллей, то масло капсаицина из этого перца было разбавлено в 50 000 раз и на этой цифре дегустаторы почувствовали остроту. Чем это число больше. тем продукт острее. Зарегистрированный максимум — 2.2 млн сковиллей у перца сорта Carolina Reaper. Есть еще и научный химический метод определения остроты у американцев конечно, шкала ASTA с соотношением к шкале Сковилла 1:15. Кстати, перцу горошку остроту дает пиперин, а имбирю гингерол (ну видимо от слов Pepper и Ginger).

В конце экскурсии по саду специй нам предложили пройти какую-то аюрведическую процедуру, которая очистит все чакры и сделает вас вечно молодым, (вечно пьяным) вечно здоровым. Я не рискнула принять в ней участие — смесь специй сваренных в масле наливали из половника куда то на загривок. Давид сказал, что очень горячо.

«Старый Гоа»

С последней частью обзорной экскурсии по Гоа нам повезло не очень, т. к. часть старого Гоа была закрыта, проходил какой то праздник, и в обещанный нам кафедральный собор святой Екатерины мы не попали. Конечно же начали мы с арки вице-королей. Это такое топовое культовое историческое место в Гоа. Эту арку поручил построить правнук Васко де Гамы, который был вице-королем Португалии. Вот он, вверху арки.

Вокруг да около Гоа

Построена арка из специального индийского кирпича под названием латерит. Во внутренних стенах постройки находятся плиты с надписями.

Раньше внутри арки были ворота, а ключи от этих ворот хранились у вице короля. Между аркой и городом — обычная индийская реальность.

Потом мы прошлись к месту, куда особо не возят туристов — португальский храм святого Каэтана. Эта церковь построена в 1661 году на деньги Театинского ордена, находится под охраной ЮНЕСКО.

Вокруг да около Гоа

Странно, что называется она именем Каэтана, а посвящена св. Деве Марии Божественного Провидения.

Но Каэтан был основателем монашеского ордена театинцев, на деньги которых строился храм, поэтому так. Очень красивый храм как снаружи, так и внутри — большой купол, семь алтарей.

Это единственная сохранившаяся купольная церковь в Индии.

Вокруг да около Гоа

Считается, что за образец была взята церковь святого Петра в Риме. Церковь окружает ухоженный красивый парк.

На этом нам быстренько свернули экскурсию, хоть и обещали еще прогулку по Панаджи. Вот они, минусы организованных экскурсий! Но ничего, я еще вернусь досмотреть всё, что не досмотрела!