Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была вчера 19:47

Пыскор — Россия Сентябрь 2023

В Пермском крае более сотни заброшенных церквей, красота которых поражает, а их судьба навевает грусть… В прошлом году, когда я была в Пермской художественной галерее, то заинтересовалась историей Пыскорского монастыря, который был переведен в Пермь в 1781 году. Очень хотелось побывать в месте, откуда начиналась история империи Строгановых. В этом году это осуществилось, благодаря Валерию Исаеву, который организовал тур «Зов Пармы -2». До Пыскора мы добрались на второй день нашего путешествия.

Над селом Пыскор, в котором проживает около 1000 человек, возвышается памятник архитектуры федерального значения Никольская церковь. Никольская церковь построена как больничная для Спасо-Преображенского монастыря в 1695 году на средства солепромышленника Григория Шустова. Памятник в плачевном состоянии, и это все, что осталось от богатейшего монастыря России.

Край заброшенных церквей

Монастырь был основан в 1560 году. А начиналось все еще раньше. В 1552 году в Прикамье приезжает потомственный солепромышленник Аникий Федорович Строганов (1488–1569) и начинает там соляной промысел. Аника стал наследником солеварен, которые его отец построил в Солвычегодске, в 18 лет. Проявив инициативу и деловую хватку, он вскоре становится владельцем большей части земли и запасов соли в городе, а затем самым крупным солепромышленником России. Прослышав о месторождениях соли в Прикамье, он с двумя сыновьями переезжает сюда, оставив в Сольвычегодске третьего сына Семена. В 1658 году Аника решил узаконить свой промысел и посылает своего сына Григория к Ивану Грозному с просьбой отдать для освоения земли вдоль Камы и Чусовой, объяснив, что здесь никто не живет, и земли малопригодны для развития. Получив от царя грамоту, они строят первый город на Каме, рядом с впадением в нее реки Пыскорка. Сначала город назывался Камкор, а позднее прижилось название Пыскор. Строгановы развивают соляной промысел, строят варницы. В двух километрах от Камкора в 1560 году создается Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Пыскорский монастырь владел несколькими солеварнями и вотчинами, был один из богатейших монастырей России. Строгановы постоянно поддерживали монастырь. В монастыре было четыре каменных храма и пятиэтажные хоромы. Монастырь в Пыскоре существовал до 1755 года, немного не дожив до двухсотлетия. В 1756 году архимандрит Иуст по невыясненным причинам решил перенести монастырь на новое место. Разобрав все строения, кроме Никольской церкви, монастырь перенесли на шесть верст дальше. Через 20 лет строения рухнули. В Пермской художественной галерее есть план нового монастыря.

Край заброшенных церквей

После обрушения монастырь перевели в Соликамск, а потом в Пермь. Никольская церковь была оставлена жителям Пыскора. В храме висят иконки, планируется сделать здесь монастырское подворье.

Край заброшенных церквей

Под Пыскорским монастырем были подземные ходы, которые исследовали археологи в 1915 году. Закончить исследования помешала война, а потом вход завалило.

Рядом с Никольской церковью новый храм, построенный в 2012 году, который посвящен чудотворцу Трифону Вятскому. Трифон Вятский принял постриг в Спасо-Преображенском мужском монастыре и какое-то время был здесь иноком вместе с Аникой Строгановым, также в конце жизни ставшим монахом под именем Иоасаф.

Край заброшенных церквей

Когда Преподобный Трифон покинул монастырь, то в варницах кончился соляной раствор. За Трифоном посылали делегацию, и после его возвращения производство наладилось. Но, потом Трифон все-таки покинул Пыскорский монастырь и основал Вятский Успенский монастырь, где был настоятелем.

Если пройти по дороге вверх, то на горе стоит крест в память о Трифоне Вятском.

Фото Анны Кудрявцевой

Сюда, на Пыскорскую гору приходят современные монахи и поют благодарственные молебны. Отсюда прекрасный вид на Каму.

С другой стороны вид на современное село Пыскор.

Край заброшенных церквей

Внизу еще один заброшенный храм.

Край заброшенных церквей

От Спасо-Преображенского собора Свято-Троицкого женского монастыря осталось не очень много. От храма открывается вид на Каму.

Край заброшенных церквей

После 1564 года Строгановы перебираются на новое место и основывают город Орел, который первоначально называют Картедан.

Отсюда Строгановы отправляют в поход на Сибирь бывшего атамана разбойников Ермака.

Край заброшенных церквей

Городок Орел страдал от наводнений, поэтому в 1606 году внук Аники Строганова Никита основал Новое Усолье, которое становится столицей Строгановских владений. Поселение назвали Новым Усольем, потому что Усолье уже было, так называли тогда Соликамск. В настоящее время город называется просто Усолье. Когда в студенческие годы мы были на практике в Березниках, то приезжали по воде в Усолье и видели заброшенный храм с воронами под куполом. В настоящее время приятно было посмотреть на восстановленный Спасо-Преображенский собор. В прекрасном состоянии Никольская церковь, построенная в 1820 году по проекту Воронихина, который родился в Усолье.

Край заброшенных церквей

Только один храм одиноко возвышается в заболоченном месте.

Церковь Владимирской иконы Божией матери (Рубежная), построенная в 1774 году, находится в плачевном состоянии.

Край заброшенных церквей

Сейчас Усолье один из самых маленьких городов Пермского края, фактически отдаленный район Березников. Новым Усольем называют современный район Березников, построенный недалеко от Усолья и состоящий из высоток и инфраструктуры.

Наш тур продолжается дальше на север, в места более древние, где я никогда не была, и куда не дотянулись Строгановы.

На следующий день утром мы гуляем по Чердыни.

Край заброшенных церквей

В маленьком городе с населением 4,5 тысячи человек сохранилось шесть старинных храмов. Это настоящий музей под открытым небом. Но наш путь лежит дальше на север, к Ныробу.

Наша первая остановка через 6 км от Чердыни в селе Покча. Сюда в 1472 году после сражения под Чердынью пермяков с москвичами была перенесены столица Перми Великой. Столица здесь была 60 лет. Покча была основана завоевателем пермских земель Федором Пестрым. После пожара, испепелившего новую столицу до тла, административный центр Великопермского княжества был снова перенесен в Чердынь. На этом месте, где стоит заброшенный храм сгорели две деревянные церкви.

Край заброшенных церквей

Каменная Благовещенская церковь стоит на высоком берегу реки Колвы. Храм построен в 1785 году. Тогда Покча была центром баржестроения, церковь была очень нужна. В 1910 году проведена реконструкция храма, использованы формы и приемы древнерусской архитектуры. В 1920 году церковь была закрыта. С 1 сентября 1933 года по 1958 год в здании действовала электростанция Чердынской МТС. В настоящее время церковь разрушается, и по мнению экспертов восстановлению не подлежит.

Как же живописны эти развалины…

Край заброшенных церквей

Как же красива была эта церковь.

Край заброшенных церквей

Наша следующая остановка в Вильгорте, поселении основанном в 1579 году. В переводе с пермяцкого Вильгорт-новая деревня, хотя название звучит по-европейски. В Вильгорте проживает около 600 человек, здесь есть школа и садик. Троицкая церковь в Вильгорте построена в 1779 году. Во времена СССР здесь был сначала склад, а потом клуб. Сейчас храм восстанавливают, изредка проводят службы, вход закрыт.

Край заброшенных церквей

Через три километра от Вильгорта другое село — Камгорт, население которого менее двухсот человек. Церковь Введения во храм не очень старая, построена в 1915 году.

Край заброшенных церквей

Только внутри не особо красиво…

Край заброшенных церквей

Конечной точкой нашего маршрута был Ныроб. Здесь храм действующий. Никольской церковью невозможно налюбоваться.

Край заброшенных церквей

Батюшка в церкви оказался очень приветливым, и мы долго с ним разговаривали. Спросили и о заброшенных храмах. Здесь больше проблем, чем кажется. Если найдут средства и храмы восстановят, то их еще надо содержать и служить в них, что в малонаселенной местности большая проблема. И грустно…Не хотелось бы на месте этих храмов увидеть груду кирпича… На обратной дороге мы заехали в Соликамск и полюбовались на восстановленные храмы. Все-таки это так красиво.

Иоанно-Предтеченская церковь, 1728 год
Спасская церковь, построена в 1691 году. Архангельская церковь, зимняя. построена в 1725 году
Слева направо - Крестовоздвиженский  собор ( 1698 год), Воскресенская церковь (1721 год0, Троицкий собор (1697 год)
Слева направо - Крестовоздвиженский собор ( 1698 год), Воскресенская церковь (1721 год0, Троицкий собор (1697 год)

Ближе к ночи мы гуляли уже по Губахе. Вечером неплохо смотрится церковь Иконы Божией Матери, построенная в 2007 году.

Край заброшенных церквей

Но, это совсем другая история. Не будем же мы сравнивать женский портрет современного художника с мадонной Рафаэля или хотя бы «Неизвестной» Крамского. Но, так и стоят перед глазами эти величественные заброшенные храмы на севере Пермского края.