Турист Сергей Махинин (SVM)
Сергей Махинин
сейчас на сайте

Прогулка по Ростову Великому. Часть вторая

Ростов Великий — Россия Август 2023
10 36

Ростов Великий не велик,

По нашему ранжиру,

Но православный его лик

Известен всему миру.

В первой части прогулки по городу мы посмотрели все интересности Ростова вне стен Архиерейского двора-Кремля. Не секрет, что многие туристы и гости города едут специально сюда, чтобы насладиться величием этого архитектурного сооружения. Во второй части нашей прогулки как раз и сосредоточимся на подробном осмотре этой жемчужины древнерусской культуры и архитектуры.

В середине 17-го столетия митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич задумал построить себе резиденцию. Да не простую, а которая должна была полностью соответствовать раю в его библейском описании: пруд в центре, фруктовый сад и при этом быть окруженными мощными стенами с башнями. Именно этот замысел и лег в основу будущего Архиерейского двора. На строительство которого потребовалось около четырех десятков лет. Возводить его начали в начале 1650-х годов, а закончили в первой половине 1690-х уже после смерти Ионы Третьего, скончавшегося в 1690 году.

Посмотрим сначала Ростовский кремль снаружи и обойдем его стены и башни по периметру. А начнем мы с западной стены, где располагается центральный вход в Митрополичий двор

1 из 5
Самый что ни на есть открыточный вид на Ростовский кремль.В 17-м веке этот ансамбль был призван продемонстрировать величие Ростовской епархии одной из крупнейших на Руси.

Что касается архитектуры Кремля, то она лишь внешне напоминает военную. Какого-то серьезного нападения Архиерейский двор бы вряд ли выдержал, хотя этого, в общем-то и не требовалось. Тем не менее, архитектура у сооружения выдержана именно в традициях русского оборонного строительства.

Изначально Архиерейский двор был поставлен рядом с Соборной площадью, где уже возвышался древний Успенский собор. В 1754 году эти две территории были объединены общей оградой в один комплекс, тогда же были поставлены и Святые врата, через которые сейчас осуществляется проход на Соборную площадь

1 из 2
Святые врата на фоне величественного Успенского собора.

Далее за Святыми вратами ограда превращается в торговые лавки, которые находятся на северной и частично восточной стороне Кремля. Эти торговые заведения были построены в 1830-40-е годы взамен старой ограды

1 из 3
Среди торговых лавок выделяется старая часовня построенная в 1831 году.Сейчас здесь находится иконная лавка и скорее всего тоже часовня.

В 1787 году архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль, соответственно туда же переехал митрополит. А Ростовский митрополичий двор стал никому не нужен, несколько десятилетий он стоял заброшенным-в зданиях расположились склады, богослужения прекратились. Потихоньку пошли разговоры о сносе всего ансамбля, но местное купечество взяло Архиерейский двор под свою опеку и за свой счет провело реставрацию. К 1883 году после масштабной реставрации, длившейся более 20 лет Кремль был спасен и восстановлен, а в Белой палате был открыт общедоступный музей. В 1910 году Госдума издала указ по которому Ростовский кремль стал общероссийским музеем, а на его содержание стали регулярно выделяться деньги из казны.

Посмотрим на Архиерейский двор с восточной и южной стороны. С восточной стороны Кремля летом и осенью этого года проходят масштабные работы по реконструкции сквера Василько, который должны открыть к концу года. Здесь появится памятник святому князю Василько Ростовскому и пешеходная зона. А пока идут строительные работы и восточный фасад сооружения с прилегающей территорией выглядит несколько неопрятно, посмотрим на картинку с рендера будущего сквера

1 из 3
Главным украшением реконструированного сквера будет новехонький памятник князю Василько-внуку Всеволода Большое Гнездо,княжившего во время монголо-татарского нашествия.

Сейчас, как впрочем и два века назад, ансамбль Ростовского кремля состоит из трех частей отделенных друг от друга внушительными стенами: Владычий двор, Митрополичий сад и Соборная площадь. Начнем нашу прогулку по цитадели с бесплатной части, а именно с Соборной площади. На ней вот уже пять веков величаво возвышается главный храм Ростовской земли — собор Успения Пресвятой Богородицы. До этого, на этом месте, сменили друг друга четыре(или три-информация по этому поводу разнится) храма, первый из которых, бревенчатый, был построен еще в конце 10-го века. Нынешняя Успенская церковь была построена в 1508–12 годах, хотя точной даты строительства источники не сохранили. Архитектура храма во многом схожа с одноименным собором Московского кремля и тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. До 1787 года собор был усыпальницей ростовских князей и архиереев. Здесь покоятся мощи митрополита Иона Сысоевича, а также мощи ростовского удельного князя Василько Константиновича. В 1935 году храм был закрыт, уникальный памятник архитектуры отдали под склад кофе-цикорной фабрики, затем в 1950-х годах передали Ростовскому музею-заповеднику. В 1991 году собор возвращен в лоно православной церкви, кстати он единственный из шести храмов Ростовского кремля является действующим. Вход в храм открыт для всех желающих, правда, внутри стоят, который год, строительные леса-интерьер собора на долгоиграющей реставрации

1 из 5
У южной стены собора под спудом находятся мощи святого Леонтия Ростовского,а в юго-западном углу под спудом-мощи святого Феодора Ростовского.

Неотъемлемой частью Соборной площади и Успенского собора является его звонница, образуя с ним единый комплекс. Но только звонница была построена на 17 десятков лет позже, в 1682 году при Ионе Сысоевиче, который к этому времени заканчивал обустраивать Архиерейский двор. Изначально звонница была трехпролетная, но звон, который получился из набора колоколов не устроил митрополита. Тогда он пригласил именитого мастера Ф.Терентьева, который и отлил самый могучий ростовский колокол. Но возникла проблема, куда его можно было бы разместить? Пришлось строить еще один пролет звонницы в 1689 году-больше, чем три предыдущие. Сейчас на звоннице 15 колоколов, изначально их было 13,два были добавлены в 19-м веке. На нижних этажах звонницы располагается небольшая церковь Входа Господня в Иерусалим и хозяйственные помещения

1 из 2
Звонница обладает уникальным акустическим эффектом.Дело в том,что между колоколами и землей находятся пустоты-это создает эффект резонанса.Плюс рядом находится огромное открытое пространство-озеро Неро,усиливающий акустический эффект.

На звонницу можно подняться. На входе сидит специально обученный человек, который за 150 рублей наличкой пропускает всех на верх колокольни, где можно обозреть окрестности и познакомиться поближе с легендарными ростовскими колоколами. У крупных колоколов есть свои имена: самый крупный «Сысой» (2000 пудов) это, тот из-за которого пристраивали дополнительный пролет и названный в честь отца митрополита Иона Сысоевича;«Полиелейный»(1000 пудов);«Лебедь»(500 пудов) и другие. Надо сказать, откровенно, ростовский колокольный звон просто шикарен, недаром эти звоны считаются эталонными в нашей необъятной стране. Послушать эти божественные звуки можно в районе пяти вечера, вернее без пяти пять. Плюс для туристов за определенную плату, разумеется, звонари исполняют, а их несколько человек, такие мелодичные и душевные звоны

1 из 9
Помимо Сысоя,Полиелейного и Лебедя на звоннице располагаются еще именные колокола:Голодарь(2.7 т.);Баран(1,3 т.);Красный(0,5 т.);Козел(0,32 т.);Набатный(106 кг.).Остальные колокола поменьше не имеют названий.

Рядом с Успенским собором располагается небольшой арт-объект, а именно тактильная модель собора и звонницы. Рядом-табличка со шрифтом Брайля с информацией о достопримечательностях

2
Это пятая для городов туристического маршрута Золотое кольцо модель,открытая в рамках проекта-Особый взгляд на Золотое кольцо.Установлен в 2023 году.
Это пятая для городов туристического маршрута Золотое кольцо модель,открытая в рамках проекта-Особый взгляд на Золотое кольцо.Установлен в 2023 году.

С соборной площади открывается самый лучший вид на Ростовский кремль, а еще лучше со звонницы Успенского собора. На площадь выходит северный фасад Архиерейского двора, он идентичен западному, но что-то подсказывает, что это была главная лицевая часть древнерусского ансамбля

1 из 5
Ошеломительный вид на Архиерейский двор со звонницы Успенского собора.

Ну, а теперь заходим внутрь грандиозного ансамбля через главный вход, кстати проход на территорию Двора платный-100 рублей, но заходить и выходить можно неограниченное число раз. Существуют различные варианты единого билета, самый дорогой из которых стоит 1800 рублей, есть и подешевле. А можно выбрать, например одну экспозицию и просто прогуляться по территории. В общем варинтов масса, на любой вкус и кошелек.

К концу 19-го века у наших сограждан стал появляться активный интерес к истории. Особенно-к допетровской. Не обошли эти тенденции стороной и Ростов. Местные краеведы и по совместительству купцы А.Титов и И.Шляков подключают к этому процессу заинтересованных купцов, Императорское Археологическое общество, и дело сдвигается с мертвой точки. В 1883 году в свежеотреставрированной Белой палате открывается музей церковных древностей, который и явился прообразом нынешнего Ростовского историко-архитектурного музея-заповедника. Благодаря музею, который находился здесь и в советское время, в общем-то мы и имеем сейчас этот уникальный, аутентичный памятник допетровских времен

1 из 4
В 1730 году в результате пожара была уничтожена кровля на всех церквях кроме Успенского собора,выгорели архиерейские палаты,многие хозпостройки и большинство башен.

Не секрет, что Ростовский кремль стал съемочной площадкой легендарной комедии Л.Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».И если царские палаты снимали в павильонах, то кремлескую натуру Москвы 16-го века снимали как раз в Ростове. По этому поводу на территории Кремля расставлены стенды-фотографии со сценами из знаменитого фильма. А самое интересное, что во время моего визита в Ростов, в конце августа, вокруг Кремля снова сновали туда-сюда стрельцы и множество людей явно приехавшие в город не для туристических целей. Оказалось, что здесь снимали римейк «Ивана Васильевича»-«Иван Васильевич меняет все».Не знаю, конечно как к этому относится, тем более что снимал его ТНТ, но прикоснуться косвенно к созданию пусть и дешевого римейка Великого фильма было приятно

1 из 4
В этом году исполнилось ровно 50 лет как Комедия,снятая по мотивам пьесы М.Булгакова вышла в прокат.

Теперь, когда мы уже осмотрелись на территории Двора, будем более или менее подробно осматривать объекты Кремля. И начнем мы с надвратной церкви Иоанна Богослова. С нее по сути и начинается знакомство с древнерусским сооружением, потому как под ней находится главный вход и касса музейного комплекса. Храм был построен в начале 1680-х годов, его строительство стало завершающим этапом строительства кремлёвского ансамбля. В интерьере церкви сохранилась стенная роспись о завершении которой в 1683 году сообщает храмозданная надпись на восточной стене. Интерьер церкви мы посмотрим позже, когда будем гулять по стенам, переходам и галереям Кремля. В 1788 году церковь Иоанна Богослова, как впрочем, и другие храмы Архиерейского двора были лишены богослужений. В храме «поселились» винные и соляные склады. А в начале 19-го века её вообще хотели разобрать на стройматериалы, однако благодаря протесту ростовского городского общества храм был спасен. Первую долгожданную реставрацию церковь Иоанна Богослова дождалась в 1880-х годах, затем в 1950-х прошла комплексная реставрация всего Кремля, тогда же храму и вернули первоначальный допетровский облик

1 из 2
В конце 1880-х годов церковь Иоанна Богослова была серьёзно реставрирована на средства,главного благотворителя Ростова А.Л.Кекина,кстати,он же делал значительные вклады и в музей церковных древностей.Два года длились реставрационные работы,был исправлен фундамент,чуть ли не заново сложены стены,А кроме того от побелки 1860-х годов освободили фрески 17-го века.

Рядом с церковью Иоанна Богослова находится представительное здание, назывывшееся в свое время Государевыми хоромами, потому как предназначались для приема высоких гостей, в том числе царей и императоров. Более известное название этих хором-Красные палаты. Построены они были в 70-80-е годы 17-го столетия. В середине 19-го века Палаты подверглись вандализму: второй этаж здания был разобран вместе с фресками, а первый полноценно переделан в склад, здесь прорубили ворота и замуровали окна. Былая красота вернулась к Красной палате лишь в 20-м веке, во время реставрации 1960-х годов, когда был восстановлен первоначальный вид здания с потрясающим крыльцом

1 из 5
Красные палаты получили такое название от старо-русского-красивый.И действительно белокаменное двухэтажное здание выделяется среди прочей архитектуры своим нарядным обликом.

Сейчас Красные палаты полностью заняты музейными выставками и экспозициями. В конце лета на первом этаже здания проходила(она проходит и сейчас) любопытная выставка «Иван Васильевич-путешествие во времени»-этакий портал времени, где посетители перемещаются из Москвы 16-го века, в год 1972.На втором этаже размещаются постоянные экспозиции:«Хвост кометы, работы „левых“ художников начала 20-го века» и «Ростовская земля-с древнейших времён и до конца 15-го века».Посмотрим чуть подробнее вторую экспозицию о древностях Ростовской земли

1 из 5
В шести залах экспозиции представлены более двух тысяч подлинных предметов найденных здесь же в Ростове и окрестностях.

Напротив Красных палат располагается крупное трёхэтажное здание Самуилова корпуса(Митрополичий корпус), ныне плотно укутанное строительной сеткой и лесами. Корпус получил своё название по имени Самуила Миславского-духовного владыки, который его существенно перестроил и надстроил в свою бытность архиерея(1776–83 гг.).Однако до сих пор сохранились значительные фрагменты строительного объёма 1650–80 годов, возведённые при митрополите Ионе. В 19-м столетии в здании размещалось Духовное училище. Так как сейчас здание находится на реставрации, для полноты картины фото взято на просторах интернета

3
В настоящее время в здании располагается научная библиотека,музейное хранилище,выставочные залы.
В настоящее время в здании располагается научная библиотека,музейное хранилище,выставочные залы.

А теперь обратим внимание на выделяющейся своим нарядным видом от остальных белоснежных храмов Кремля — церковь иконы Божией Матери «Одигитрии».Храм был построен в 1692–93 годах в стиле Московского барокко уже после смерти митрополита Ионы Сысоевича, при его приёмнике Иоасафе, став заключительной постройкой Архиерейского двора. Необычная декоративная раскраска, придающая объем плоским стенам, выполнена позднее-примерно, в последней трети 18-го века, а изначально церковь была кирпично-красная с белыми выступающими частями. Сейчас в здании на первом этаже располагается администрация музея, на втором-экспозиция «Сокровища Ростовского кремля»

1 из 3
В 1966 году здание храма было передано в ведение Ростовского музея-заповедника.

Экспозицию в церкви иконы Божией Матери «Одигитрия» составляют произведения 17–19 веков, объединенные принадлежностью к барокко и рококо. Это художественное серебро, иконы, храмовая скульптура, комплекты облачений священнослужителей и предметы использовавшиеся при совершении церковных обрядов. Особый интерес представляет, непосредственно, сам интерьер бывшей церкви, его шикарные своды и стены

1 из 10
Интерьер церкви славится своим богатым убранством.Своды и стены покрыты изящной лепниной.Огромные картуши со скульптурными головами ангелов и митрами украшены пальмовыми и дубовыми ветками,раковинами и другими мотивами барочного декора и орнамента.

Посмотрим ещё одну церковь Архиерейского двора — надвратную церковь Воскресения Христова, подобную храму Иоанна Богослова. Она также находится над Вратами, только, если храм И.Богослова венчает современный вход в Кремль, то Врата Воскресенской церкви ведут на Соборную площадь. Датой постройки храма считают 1670 год. Облик церкви Воскресения поражает контрастным сочетанием сурового, почти лишенного украшений верха храма с нижней частью, в изобилии украшенной разнообразным кирпичным узорочьем. После 1787 года в храме прекратились богослужения, на его нижних этажах были размещены склады и ледники. В 19-м веке Воскресенская церковь, как впрочем и остальные строения Ростовского кремля стали приходить в упадок. В начале 1860-х годов в храме был проведен косметический ремонт, через три десятка лет проведена научная реставрация. Ну и в 1950-х была проведена еще одна масштабная реставрация здания

1 из 3
С трех сторон на уровне второго этажа храм окружен галереей.На первом этаже на южном и северном фасадах расположены богато декорированные проездные и пешеходные ворота.

В Воскресенской церкви начинается увлекательный маршрут прогулки по кремлевским стенам, по пути следования которого можно заглянуть в два храма: Воскресенский и Иоанна Богослова, пройтись по галереям и переходам, а также увидеть много, очень много, фресок 17-го столетия. Стоить заметить, что это мероприятие можно совершить только в теплый сезон-с 29 апреля по 1 октября. Цена вопроса-350 рублей

1 из 12
На восточной стене Воскресенской церкви в технике фрески изображен иконостас.Такие расписные иконостасы являлись характерной чертой ростовских домовых храмов.

Как бонус прогулки по крепостным стенам и галереям воспринимается Музей церковных древностей в Белой палате, где собственно маршрут и заканчивается. Двухэтажная Белая палата была построена в 1675 году и первоначально назывылась Столовой палатой, что соответствовало ее функции-здесь митрополиты устраивали торжественные трапезы. На первом этаже Палат располагалась «хлебня» или пекарня-по современному. Ближе к концу 19-го столетия Белая палата пришла в запустение. В 1883 году по инициативе основателей Ростовского музея А.Титова и И.Шлякова Палата была отреставрирована и в этом же году здесь был открыт Музей церковных древностей

1 из 11
Белая палата с шикарной лестницей ведущей на второй этаж.Чуть позади церковь Спаса на сенях.

Белая палата примыкает к церкви освященной в честь Нерукотворного образа Спасителя Иисуса Христа или как ее еще чаще всего называют-церкви Спаса на Сенях. Храм построенный в 1675 году был личной церковью митрополита Ионы, а затем и других ростовских владык. Несколько раз Спасская церковь страдала от пожаров, в конце 1780-х годов храм остался без богослужений и был вообще отдан под склад соли и вина. Реставрация церкви началась ближе к концу 19-го столетия, после визита великих князей в Ростов и личного распоряжения государя. Еще одна комплексная реставрация прошла в 1950-х годах, а в 90-е годы были восстановлены храмовые росписи

1 из 6
Лучший вид на Спасскую церковь открывается со смотровой площадки Водяной башни.Вход в храм расположен на гульбище,соединяющемся с Самуиловым корпусом(это тот,что в строительных лесах),который служил жильем для митрополитов.

Ровно напротив церкви Спаса на Сенях расположен довольно протяженный Г-образный в плане корпус хозяйственного назначения, построенный в 1670-80-е годы. В этом корпусе первоначально размещались службы, обеспечивающие жизнедеятельность архиерейской резиденции: ледник, сушила(сухие склады), пивоварня, многочисленные кладовые палаты и др. Сейчас Кладовые палаты используются по прямому музейному назначению. Здесь находится центр исследования колокольного искусства в Ростове Великом с экспозицией «Колокола и колокольчики».А также здесь можно увидеть археологическую коллекцию музея, которая экспонируется в режиме «открытого хранения».Она формируется с 1883 года-по настоящее время. Сейчас в коллекции уже более 35000 экспонатов

1 из 6
В 19-м веке Кладовые палаты,в период запустения Ростовского кремля,приспосабливались под различные нужды,оттого первоначальный облик был искажен.Лишь при реконструкции и реставрации 1950-60-х годов зданию вернули первоначальный вид.

Кладовые палаты соседствуют с башней над Водяными воротами(Водяной башней).В этой башне, я думаю, бывали все гости Ростовского кремля, потому как здесь располагается смотровая площадка с потрясающими видами. Сама башня была построена в 70-80-е годы 17-го столетия. Через ее ворота, в свое время, осуществлялся проезд из Архирейского двора на восток и к озеру Неро. Проведенные реставрации 1890-х и 1954 года вернули Водяной башне первоначальный древнерусский облик

1 из 7
Ошеломительный вид со смотровой:Воскресенская надвратная церковь,Успенский собор и его звонница.

К водяной башне примыкают Митрополичьи кельи на сушилах и погребах или кратко-Дом на погребах. За прошедшие века он неоднократно перестраивался. Самая ранняя часть, примыкающая к Водяной башне, относится к 70-80-м годам 17-го века. Тогда в здании находились склады, а в подвалах погреба-холодильники, которые зимой забивались льдом с озера Неро. В 1698 году этот корпус был расширен и получил еще один этаж, частично каменный, частично деревянный, где разместились новые митрополичьи кельи. Сейчас в здании находится книжная лавка и кафе «Погребок»

1 из 2
В 19-м и 20-м веке здание использовалось под жилье вплоть до 1969 года.Затем бывшие кельи были реставрированы и в 1973 году здесь открылась гостиница Дом на погребах,которая,если я не ошибаюсь,работает и сейчас.

Рядом с Митрополичьими кельями-напротив, расположилось самое древнее здание Ростовского кремля-здание Судного приказа. Оно было выстроено в 1650-60-х годах. Митрополичий судный приказ имел право судить духовенство епархии и мирских людей по делам, вверенным церковному суду. Также здесь осуществлялось управление Ростово-Ярославской митрополией. На первом этаже здания сейчас работает Арт-студия «Зеленая полоса»,где проходят мастер-классы по росписи керамических изделий, финифти, декупажу, музейной открытки

1 из 2
В здании Судного приказа писались основные указы и распоряжения митрополита,рассылавшиеся потом наместникам,десятским и поповским старостам,которые осуществляли управление обширными округами епархии.

Теперь прогуляемся по третьей части Ростовского кремля-Митрополичьему саду. Его территория находится с южной части Владычьего двора и отделена от него стеной. В саду сейчас как и при Ионе Сысоевиче произрастают яблони, груши, сливы и вишни. Правда, тот изначальный фруктовый сад был утрачен в конце 18-го века, а тот, что мы видим сейчас был воссоздан в 1990-е годы

1 из 8
Ещё до строительства Архиерейского двора на территории Митрополичьего сада располагался Григорьевский монастырь.Археологами было установлено место,где находился старинный келейный корпус того монастыря,сейчас план того здания оформлен боскетом из кустов кизильника.

Заключительная церковь Ростовского ансамбля — церковь Григория Богослова как раз находится на территории Митрополичьего сада. Храм был построен в 1670-е годы, на месте древнего Григорьевского монастыря, ведущего свою летопись с 13-го, и упразднённого в начале 17-го века. После перевода кафедры из Ростова в Ярославль Григорьвская церковь запустела, обветшала и ее даже готовили к сносу. Но тут подоспели реставрации 1860-80-х годов, благодаря которым храм Григория Богослова жив и поныне

1 из 2
Вместе с церковью Григория Богослова рядом была сложена шатровая колокольня,которую разобрали в 1860 году за ветхостью.

Григорьевской церковью и Митрополичьим садом, пожалуй, закончим нашу прогулку по Ростовскому кремлю. И отправимся в Конюшенный двор, который находится напротив по-соседству. Сейчас это новый музейный объект и по совместительству памятник архитектуры 17-го века. Здание было построено в 1680–90 годах как часть общего архитектурного ансамбля Ростовского кремля. Изначально здесь содержались породистые лошади и располагались кареты митрополита и его гостей. Изначальный вид Конюшенного двора был изменен перестройками 18-го и 19-го столетий. В 20-м веке уникальный архитектурный комплекс, единственный из сохранившихся подобных памятников 17-го века был на краю гибели, но его вовремя реанимировали

1 из 3
В 19-м веке здание было реконструировано в стиле провинциального классицизма и использовалось для размещения воинских казарм и складов.В советский период Двор также использовался под склады.

Уже к 1970–80 годам Конюшенный двор подошёл в ужасном состоянии. Лично видел это сооружение в 2012 году, тогда это были просто-напросто руины. В 2013–19 годах прошла масштабная реконструкция и теперь Конюшенный двор предстал перед нами во всём своём великолепии. Пройдем на территорию двора, благо что вход туда бесплатный

1 из 7
Любопытный арт-объект на территории Конюшенного двора.

На сегодняшний день в свежеотреставрированном Конюшенном дворе располагаются музейные экспозиции: музей финифти и выставка «Кареты и сани».

Ростовская финифть-известный с середины 18-го века местный художественный промысел, своего рода символ города и возможно главный его бренд. Собрание музея финифти формируется с начала основания ростовского музея(1883 г.) по настоящее время. В него входят произведения мастеров всего периода бытования промысла: от финифтянщиков 18-го века до эмальеров современности.

На экспозиции «Кареты и сани» представлены ряд любопытных моделей карет. Их и посмотрим

1 из 10
Все представленные экспонаты на выставке являются подлинными раритетами,которые были выкуплены у собственников и отреставрированы силами одной из частных фирм.

Ну что же, покидаем гостеприимный Ростов Великий-древнейший город нашей необъятной страны, без преувеличения, город-жемчужину Золотого кольца. Покидаем, чтобы вернуться сюда вновь, благо что через несколько лет город должен кардинально преобразится, во всяком случае историческая его составляющая.

Будьте здоровы, любите путешествия!

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Ростове
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии