Турист Сергей Махинин (SVM)
Сергей Махинин
был сегодня 6:17

Прогулка по Ростову Великому. Часть первая

Ростов Великий — Россия Август 2023

Вам никаких не хватит слов

При виде этой панорамы,

Чтоб ими описать Ростов,

Его монастыри и храмы!

Ростов Великий один из древнейших городов нашей страны, упоминавшийся в летописях еще в 862 году. Интересно, но название Ростов «Великий»,которое, к примеру, можно встретить в любом туристическом путеводителе на самом деле не существует. Официально это просто Ростов и был им всегда, хотя я думаю, этот город явно заслуживает быть Великим, хоть и в прошлой жизни. Приставку «Великий» город получил во второй половине 19-го столетия после публикаций историка, археолога и этнографа А.Титова много лет изучавший город. С тех пор этот титул крепко «приклеился» к названию города.

Подавляющее большинство гостей города первым делом посещают Ростовский кремль, что логично и закономерно, а на остальной город уже не остаётся ни времени, а может даже и желания. А мне же наоборот хотелось больше уделить внимание именно городу вне Кремля-об этом(внекремлевском Ростове) и пойдёт речь в первой части прогулки, оставив шикарный Кремль(Архиерейский двор) на «десерт».

Начнем нашу прогулку по древнему городу у стен Ростовского кремля, с коротенькой улицы Каменный мост, эффектно смотрящаяся на фоне Кремля. Улочка примыкает к главной ростовской достопримечательности с запада, ведя прямиком к главному входу. Название улицы пошло от моста располагавшегося некогда над рвом перед ростовской крепостью

С запада и частично с севера к Ростовскому кремлю примыкает Соборная площадь. Напротив западной стены Архиерейского двора расположен комплекс зданий, который ранее назывался «корпус против соборной ограды»,построенный на излете 18-го века. Архитектура этих зданий дает представление о выдержанных в стиле классицизма типовых «фасадах» времени перестройки городского центра по регулярному плану 1779 года

Комплекс зданий напротив Ростовского кремля переносящий нас минимум на два века назад.

Далее на Соборной площади (в советское время-площадь Октябрьской революции) располагается двухэтажное, длинющее, дореволюционное торговое здание, формирующее во многом облик площади

До революции компактный центр города заключенный в земляную крепость, ограниченную валами официально именовали «кремлем».И эта территория воспринималась как единое целое-в нем не было улиц, а почтовый адрес его жителей был предельно прост-«Ростов, кремль, дом такой-то».Разбивку на улицы центр получил уже в советское время, естестевенно наполнив их революционным содержанием.

Одной из таких улиц является-улица 50-летия Октября плавно переходящая из Соборной площади. С южной стороны улочки находится територия Архиерейского двора с торговыми лавками, а напротив-еще один «квартал-корпус»-«Емельяновский ряд»(1780—1798 гг.,арх. И.Левенгаген).Наиболее значительные средства на его сооружение внесли ростовские купцы Иван, Петр и Алексей Емельяновы. Во второй половине 1830-х-начале 1840-х годов обветшавший Емельяновский ряд был отремонтирован. Тогда же появились украшающие его поныне два четырехколонных портика по краям и колоннада посередине

Купцы Емельяновы были первыми,кто рискнул вложить свой капитал в застройку Ростова по новому регулярному плану.В сооружении Емельяновского ряда принимали также участие купцы Щаповы и Хлебниковы.

Напротив «Емельяновского ряда» располагается Гостиный двор, занимающий целый квартал, построенный в начале 1840-х годов. Новый торговый дом появился стараниями городского головы И.Кекина, доходы, которого пошли в городскую казну. В прежние времена здесь располагалось до сотни торговых лавок. Сейчас Гостиный двор полностью укутан строительной пленкой-находится на реконструкции. Поэтому для полноты картины я взял дореволюционные фотографии из сети, чтобы визуализировать эту часть исторического центра

Гостиный двор на фоне Успенского собора Ростовского кремля.На этом кадре практически ничего не изменилось-здания совершенны те же.

Здесь нужно сделать небольшое отступление относительно реконструкции Гостиного двора. Не секрет, что всеми любимый нами, за свое историческое наследие, Ростов Великий выглядит, мягко сказать, неподабающе городу Золотого кольца. НО, ТЕПЕРЬ ЕСТЬ РАДОСТНАЯ НОВОСТЬ(правда, новости уже минимум полтора года) в город «идут» огромные деньги на благоустройство, реставрацию объектов культурного наследия и создания современной инженерной и туристской инфраструктуры в рамках проекта «Ростов Великий»-духовный центр России».На самом деле там внушительный список работ и реконструкция Гостиного двора лишь малая толика от всего запланированного. У тех, кто поедет в Ростов в следующем году уже заметят преобразования к лучшему. А вообще программа рассчитана на несколько лет. Я думаю вернуться сюда через три-четыре года чтобы воочию увидеть(если все пойдет по плану) древний, но помолодевший и заметно похорошевший Ростов.

Но вернемся на ул.50-летия Октября к Гостиному двору. Практически посередине торгового двора возвышается храм Спаса на Торгу. Церковь была построена в 1685–90 годах на пожертвования горожан на месте старой сгоревшей. Через полтора века вокруг нее был построен Гостиный двор. В 19-м веке с западной стороны храма были пристроены приделы. В советское время церковь закрыли, а старинные фрески частично покрыли побелкой. Долгое время в храме располагалась городская библиотека, пока в 2009 году церковь с баланса Ростовского музея не была передана в ведение Ярославской епархии

Церкви на этом месте начали строить еще в 13-м веке.Сохранившийся до наших дней храм имел два престола,освященных в честь Всемилостивейшего Спаса и Илии Пророка.В середине 19-го века была построена колокольня(не сохранилась).

Идем далее, вторая половина улицы 50-летия Октября также застроена зданиями постройки конца 18-го-середины 19-го века. Прежде здесь располагались лавки, конторы, жилье, гостиница

Фрагмент застройки нечетной стороны ул.50-летия Октября.

Есть в Ростове и своя небольшая пешеходная улица — улица Маршала Алексеева, длиной около двухсот метров. Частично она проходит возле Гостиного двора и упирается в сквер князя Василько

Дом Хлебникова-Сорогина с лавками,построенный в 1880-е годы.В 1913-17 годах здесь располагалась гостиница Лионъ,как впрочем и сейчас.

В данный момент сквер князя Василько на масштабной реконструкции и он полностью огорожен, но в конце года должно состояться его открытие. Это еще один штрих к масштабному преображению исторического центра города. Главным его украшением будет новехонький памятник князю. Василько-ростовский князь, внук Всеволода Большое Гнездо, княживший во время монголо-татарского нашествия. Тогда в ходе битвы князь попал в плен, где его пытали и попросту убили. Впоследствии Василько Ростовский был причислен к лику святых.

На фото рендеры будущего сквера

Идея поставить памятник князю-герою возникла почти три десятка лет назад.В 1995 году у Водяной башни Ростовского кремля был установлен закладной камень на месте будущего памятника,деньги на которого нашлись только сейчас.

Прогуляемся ещё по одной старинной улице исторического центра — улице К.Маркса (до чего же не подходят подобные названия улиц для древнерусского, исторического города). Застроенная зданиями из Российской империи улица берёт своё начало у Соборной площади и уходит в восточном направлении. Посмотрим ряд зданий с этой улицы

Здания торговых лавок второй половины 19-го века.

Примерно на середине ул. К.Маркса находится одна из старейших церквей Ростова-церковь Вознесения Господня, иначе называемая Исидора Блаженного-памятник архитектуры оставленный городу Иваном Грозным, который неоднократно бывал в Ростове на богомолье. Храм был построен на месте погребённого блаженного Исидора в 1566 году. В 17-м и 18-м веках церковь не раз перестраивалась, так в 1786 году был пристроен южный придел св. Исидора. В позапрошлом веке вместо прежней шатровой колокольни была выстроена новая в классичестических формах, существующая и поныне. В 1930 году храм был закрыт и передан в ведение Ростовского музея, а через 72 года в церкви возобновились богослужения

Церковь Вознесения Господня уникальна тем,что здесь погребены четверо святых подвизавшихся в юродстве Христа ради.Самым известным из них был-святой Исидор Твердислов,живший в 15-м веке.

В самом конце улицы находится Мытный двор-торговое здание-копия Ростовского Гостиного двора. Это и неудивительно-оба этих сооружения спроектировал арх. А.Мельников в одном стиле, только Мытный двор был построен немного раньше (1830-е гг.).Сейчас торговое сооружение также принимает продавцов и покупателей, но только по субботам во время работы Центрального рынка

Мытный двор (название сооружения происходит от слова Мыто,означавшего особый сбор за провоз товара на торги).

Мытный двор вместе с Гостиным двором, а также с многочисленными городскими торговыми лавками были частью крупного комплекса обслуживающего знаменитую Ростовскую ярмарку, приносящую городу немалый доход. Были времена когда городская ярмарка занимала третье место в России по товарообороту. Устраивалась она обычно весной и длилась до трех недель. В период расцвета ярмарочной торговли открывалось более тысячи лавок. Из них немалая часть возводилась специально для ярмарки, а потом убиралась.

Перемещаемся обратно к Кремлю. От восточной его стены отходит улица с интересным названием — Советская площадь (до революции-Рождественская площадь), названная по одноимённому женскому монастырю, основанному в 14-м веке племянником Сергия Радонежского святителем Феодором. Сейчас Богородице-Рождественский монастырь возобновлен и находится на долгоиграющей реконструкции. Из всего монастыря на сегодня, можно сфотографировать, пожалуй, лишь Тихвинскую церковь, которую недавно отреставрировали и освятили

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского монастыря была построена в 1841-47 годах.В следующем десятилетии была пристроена трапезная с приделами в честь святителя Николая и великомученицы Варвары и Толгской иконы Пресвятой Богородицы.В 1926 году храм был закрыт.В 2023 году освящён заново.

Рядом с Рождественской обителью находится церковь Николая Чудотворца на Подозерье, которая приписана к монастырю. Храм был построен на средства прихожан в 1745–1751 годах в стиле провинциального барокко с двумя приделами: в честь святителя Николая Чудотворца и во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».В конце 1920-х годов церковь закрыли, в ней долгое время работал кондитерский цех вплоть до 1990-х гг. В 2004 году реконструированная Никольская церковь была освящена

По преданию,деревянная церковь стояла на этом месте еще в домонгольское время.

Далее за Рождественским монастырём на Советской площади располагается Городской сад, он же парк-уютный зелёный уголок Ростова. Городской парк имеет двухвековую историю, основанный еще в 1830-х годах он также как и сейчас являлся местом отдыха, развлечений и народных гуляний. До революции в Саду работали электротеатр «Варьете»,Зелёный театр и даже деревянный цирк, а на берегу озера располагалась беседка-причал для лодок. Сейчас причала нет, зато есть небольшая приятная набережная. Это пока единственный благоустроенный участок озера Неро

В 1908 году на центральной аллее сада в стиле неоклассицизма была построена существующая и поныне каменная беседка-ротонда.

Советская площадь застроена зданиями из дореволюционной эпохи(за исключением, может быть пары зданий). Посмотрим эти постройки современников царей и императоров

Бывшее здание присутственных мест в комплексе с острогом и двумя флигелями было построено в 1841-43 годах в стиле классицизма.В 1870-72 гг. здесь даже находилась тюрьма.В советское время здесь располагалась коммуналка,сейчас отель.

Улица Советская площадь на пересечении с Окружной улицей становится Пролетарской (до революции Ярославская) и идет дальше на северо-восток. Как раз здесь, в начале Пролетарской находится одно из самых красивых зданий города-бывший особняк купцов Селивановых. Свой современный вид в стиле модерн здание получило в 1909 году, где каждый фасад здания обладал своим уникальным декором, а кровля была украшена изящными шпилями. Красивое здание доведенное, чуть ли не до руин, было недавно реконструтровано и в нем открылась гостиница «Селивановъ»

Дом Селивановых состоит из нескольких разновременных частей объединенный общим замыслом.Средняя одноэтажная-в 1780-х годах,надстроенный над ней этаж-в 1890-х годах.А в 1909 с севера и юга были пристроены еще два объема.

Идем дальше, по адресу Пролетарская 46 в усадьбе купца И.Шлякова, совсем недавно открылся Музей фарфора. В экспозиции музея представлена коллекция фарфоровых и фаянсовых изделий 18-20-х веков производства Китая, Западной Европы, ну и конечно России. Этот дом примечателен еще и тем, что здесь жил основатель музея в Ростовском кремле, работающий и поныне, Иван А.Шляков, а среди его гостей были небезызвестные художники В.Верещагин и М.Нестеров

Дом Шлякова был построен как одноэтажный на раннем этапе каменной застройки города,в начале 19-го века.В 1870-х годах перестроен с добавлением второго этажа.В советское время в здании располагалась начальная школа.

Буквально в сотне метров от Дома Шлякова, на пересечении ул. Пролетарской и пер. Перовского находится церковь в честь иконы Божией Матери Одигитрии, но в Ростове больше известный как храм святых Космы и Дамиана. Каменная церковь была построена в 1775 году на месте старой деревянной, которая в свою очередь стояла на территории бывшего древнего монастыря в честь этих святых. После закрытия храма в 1926 году, здесь располагался Дом пионеров, во время войны-казарма. После Великой Отечественной-жилье, затем пункт приёма стеклотары. Мучения церкви закончились в 1995 году, когда её передали верующим, затем отреставрировав

При постройке храма в 1775 году главный престол был освящён в честь иконы Божией Матери Одигитрии.Приделы во имя святых Космы и Дамиана Римских и святых Константина и Елены.

Идем дальше, там где улица Пролетарская заканчивается и начинается Желябовская, чуть поодаль, красуется промышленный памятник архитектуры-бывшая РОстовская ЛЬнопрядильная МАнуфктура «Рольма»,а ныне одноименный ТРЦ. Здание фабрики было построено в 1878 году в стиле модерн, а основателем мануфактуры стал ростовский, а позже и петербургский купец А. Л. Кекин. Интересно, Алексей Леонтьевич строил завод не для личной выгоды, а чтобы дать заработок своим землякам, которых он никогда не забывал. Прибыль от работы фабрики Кекин вкладывал в благотворительность, при мануфактуре были основаны школа и приют, а позже была построена и мужская гимназия. По завещанию все свое имущество А.Кекин передал городу, включая и «Рольму»,проработавшую благополучно до конца 1990-х годов, но затем обанкротившись

На кекинской фабрике было смонтировано современное по тем временам оборудование:20 прядильных,1 крутильная,4 чесальных,8 ленточных машин,20 ткацких станков и паровая машина.

От «Рольмы» уже «рукой подать» до Свято-Богоявленского Аврамиева женского монастыря. Обитель была основана на рубеже 11-го и 12-го веков, по легенде-на месте сокрушения преподобным Авраамием идола язычников Велеса. Вскоре после основания монастыря он стал одним из оплотов христианской колонизации на северо-востоке Руси. В свое время обитель сильно пострадала от нашествия Батыя и в Смутное время от поляков. В 1914 году, тогда еще, мужской монастырь был расформирован, а на его территории разместился эвакуированный из Белоруссии Ефросиниевский женский монастырь. А в 1929 году обитель и вовсе закрыли. В 1990-е годы Богоявленский Аврамиев монастырь был возвращен РПЦ.К этому времени обитель потеряла свой прежний облик, в особенности это касается мощных стен, снесенных еще в тридцатые годы.

Первым, что встречает путника в Авраамиеве монастыре — величавая надвратная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, осенявшая вход в обитель. Была построена в 1680-х годах, но в первой трети 19-го столетия была перестроена: в стиле классицизма возвели колокольню и портик на западном фасаде храма. Узнаваемыми чертами памятника 17-го века остались две башни по бокам Никольской церкви

Сейчас мощи преподобного Авраамия Ростовского находятся в Спасо-Яковлевском монастыре.

До середины 16-го века все сооружения монастыря были деревянными. В 1553–54 годах по повелению И.Грозного строится Богоявленский собор. Это была царская благодарность обители за ее «чудесный» жезл, тот самый, которым преподобный Авраамий сокрушил языческого идола и способствовавший покорению Казани. Специалисты ставят Богоявленский собор в один ряд с крупнейшими произведениями древнерусского зодчества 16-го века. И хотя в настоящее время он понес множество утрат, все равно он производит, довольно таки, сильное впечатление

После возведения собора в нем было три придела.Первый-в честь прп.Авраамия,Ростовского чудотворца.Он расположен в северо-западном углу(на фото-виднеется сзади) и имеет шатровое завершение.Второй,юго-западный,придел посвящен апостолу и евангелисту Иоанну Богослову.Над ним возвели звонницу...

Третий храм Авраамиевского монастыря — храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с обширной трапезной, возведенный в середине 17-го века. Введенскую церковь капитально «обновили» в 1802 году, придав ей черты классицизма, да так, что узнать в ней памятник эпохи 17-го столетия могут только специалисты. В советское время в бывшем храме располагался детский сад, затем санаторий, а потом вообще вытрезвитель

Покидаем древний Богоявленский Авраамиев монастырь и отправляемся обратно в центр Ростова, кстати, расстояние от Кремля до монастыря составляет около 2,5 километров. А при желании можно по ул. Мира пройти на Ярославское шоссе,57 и посмотреть единственную в Ростове современную церковь-церковь Державной иконы Божией Матери. Нарядный, красивый храм строился более 20 лет, а освящен был совсем недавно-в 2021 году. Нижний придел храма освящен в честь Царственных Страстотерпцев

Царственными Страстотерпцами Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая Второго и его семью.

Стоит сказать о планировке улиц центральной части Ростова. Она повилась в 1779 году, после утверждения Екатериной Второй нового регулярного плана застройки города полностью менявшую прежнюю схему. Новый план предусматривал радиально-кольцевую планировку улиц, где главной доминантой был Кремль, а от него(вернее от улицы Окружной расходились веером 11 улиц-лучей).Постепенно центр города был застроен каменными зданиями, каменными же были дома и на магистральных улицах. На прочих улицах не возбранялось и деревянное строительство. Так, к примеру, если в 1779 году в городе было лишь 6 каменных зданий, то к 1856 году их было уже 169 и что-то мне подсказывает, что бОльшая часть из них до сих в «строю».

Погуляем кратенько по этим радиальным улицам-лучам, посмотрим примечательные здания и храмы. Кстати, по одному такому «лучу»-улице Пролетарской(Ярославской) мы уже только что пробежались.

Самым примечательным гражданским зданием Ростова, достойное столиц, является бывшая мужская гимназия имени А.Кекина. Находится она на улице Моравского, и все кто пешком идет или едет на транспорте от Кремля до ЖД вокзала, ее обязательно увидят. Здание было построено в 1910 году по проекту арх. Трубникова. Учебное заведение было построено на средства купца А. И. Кекина, который завещал все свое огромное состояние городу с условием постройки гимназии и университета. Гимназию построить успели, а университет-нет из-за начавшихся в стране катаклизмов в виде революции. В советское время бывшая гимназия превратилась в Среднюю школу № 1.В 1990-е годы школе вернули статус гимназии, а затем и имя, в честь именитого земляка

В 1912 году в гимназии была открыта астрономическая обсерватория,оснащенная телескопом.Тогда же появился астрономический кружок выпускающий свой научный журнал.

Еще ряд интересных зданий с улиц-лучей

Здание бывшей Плешановской богадельни.Учреждение было построено купцом,почетным гражданином города Д.Плешановым в 1873 году.В богадельне находили приют престарелые и увечные мужчины и женщины всех сословий,а также сироты,которых учили ремеслам.Сейчас здесь работают налоговики.Ул.Спартаковская,142.

Теперь посмотрим остальные храмы располагающиеся в историческом центре Ростова.

На улице Гоголя, бывшей Никольской, расположен храм Николая Чудотворца на Всполье. Церковь была построена в 1813 году в формах классицизма на месте деревянной Никольской церкви древнего Сретенского монастыря. В храме два престола: святителя и чудотворца Николая и Сретения Господня. До революции в Ростове насчитывалось более двух десятков приходских храмов. Многие из них не сохранились, либо сохранились, но в измененном виде. А вот церкви Николы на Всполье повезло, она сохранила и внешний облик и внутреннее убранство. В 1930-е годы церковь была закрыта, а в самый разгар Великой Отечественной войны открыта вновь и с тех пор и не закрывалась более

В советское время Никольская церковь носила статус кафедрального храма.

На улице Декабристов, бывшей Ивановской, располагается церковь Толгской иконы Божией Матери, сооружённая в 1760-х годах, на месте старого деревянного храма во имя Иоанна Предтечи. В храме два престола: в честь Толгской Божией Матери;в честь Иоанна Предтечи и святого великомученика Власия. Толгская церковь была действующей на всём своём историческом пути, даже в лихие, антирелигиозные советские времена. А одно время, до войны, она была вообще единственная работающая в Ростове

В городе Толгская церковь,известна также как церковь блаженного Иоанна Милостивого,поскольку здесь покоятся мощи этого святого.Святой блаженный Иоанн Власатый,Милостивый,Христа ради юродивый,ростовский чудотворец,живший во времена И.Грозного.

А теперь прогуляемся в сторону главной природной достопримечательности Ростова-озеру Неро. К сожалению, какой-либо благоустроенной набережной здесь до сих пор нет, в наличии имеется лишь просёлочная дорога вдоль озера. Но, в планах комплексного развития и благоустройства исторического центра города, набережная должна появится в ближайшее пару-тройку лет. Очень хотелось бы, чтобы так и случилось. А пока из интересного на улице Подозерка, выполняющая роль набережной находится небольшая пристань с прогулочными корабликами и Поклонный крест. Этот крест напоминает нам о том, что Ростов одним из первых древнерусских городов, вслед за Киевом принял христианство, а само крещение горожан происходило, непосредственно, в озере Неро

Освящение креста состоялось в 2015 году.В этом году исполнилось ровно тысячу лет со дня преставления Крестителя Руси равноапостольного князя Владимира.

Между озером Неро и Кремлем расположился аутентичный райончик частной деревянной застройки. Здесь в красивых, по деревенски уютных домиках, разместились гостевые дома, небольшие музейчики и даже художественная галерея

Территория дома творчества-галереи Хорс.Он располагается в деревянном здании конца 19-го века.Здесь наряду с выставками современного искусства,экспонируется коллекция художественной эмали(финифти) и работает домашний музей русского быта с интерьерами 19-го-20-го века.

Теперь прогуляемся по одной из самых интересных улиц города-Ленинской, это еще одна улица-луч, уходящая в западном направлении от Кремля в сторону Спасо-Яковлевского монастыря. Главная улица старинного Ростова в разное время именовалась по-разному: сначала Московской, затем Покровской(по названию церкви Покрова Пресвятой Богородицы), а с 1924 года-Ленинской. Но независимо от названия именно эта улица всегда была самой престижной, самой красивой в Ростове. Улица как минимум на протяжении трех кварталов сохранила свой дореволюционный облик. По требованию городских властей она застраивалась только солидными, каменными домами и усадьбами. Жили здесь в основном богатые купцы, в частности, известные и влиятельные фамилии ростовских предпринимателей: Кекины, Щаповы, Плешановы, Мальгины, Титовы, Мясниковы. Эти люди многое сделали для развития города и оставили на память здания стоящие до сих пор на Ленинской. Их поподробнее и посмотрим.

Дом Мальгиных. Построен в 1855 году крупным хлеботорговцем М.Полежаевым, затем здание перешло Мальгиным, которые владели домом вплоть до революции. Дом знаменит тем, что в 1858 году здесь останавливался император Александр Второй с женой и дочерью Марией, когда приезжал поклониться ростовским святыням. В доме с тех времен сохранился чугунный балкон, с которого приветствовал горожан император. После отъезда государя хозяин дома навсегда закрыл двери балкона, чтобы никто не мог стоять и ходить там, где ходил царь. В советское время в здании располагался детский сад, затем поликлиника

Мальгины,вторые владельцы дома,прославились богоугодными пожертвованиями-они щедро давали деньги Спасо-Яковлевскому и Варницкому монастырям,устраивали приюты для неизлечимых больных.

Напротив дома Мальгиных располагаются два здания принадлежавшие некогда купцам Плешановым. Два разновременных здания были объединены хозяевами в один усадебный комплекс. Основатель известного купеческого рода М. М. Плешанов был выходцем из крестьян, вырастивший свой капитал на производстве и торговле сальных свечей. За свои заслуги в сфере благотворительности Максим Михайлович получил звание потомственного почетного гражданина Ростова. После смерти отца его дело продолжили сыновья, в частности Дмитрий на свои деньги построил богадельню в Ростове

Первая часть обширной усадьбы Плешановых.Здание построено в первой половине 19-го века.Сейчас здесь располагается гостиница и ресторан.

В соседях у Плешановых располагается усадьба купцов Кекиных. Главный дом усадьбы был построен в конце 18-го столетия, а в начале 19-го владельцами этого здания становится семья Кекиных, чей вклад в развитие города сложно переоценить. После революции усадьба Кекиных была национализирована и передана сельскохозяйственному техникуму. В начале века в здании открылся Музей ростовского купечества. В музее открыта экспозиция «Кекины-род, судьба, наследие»,рассказывающая об истории и культуре ростовского купечества. Здесь воссозданы интерьеры комнат, представлены подлинные предметы, документы, портреты и фотографии рода Кекиных

Помимо экспозиции Кекины-род,судьба,наследие,в музее представлены экспозиции Дамская гостиная и Столовая,переносящие посетителей в 19-е столетие.

В этом же квартале находится трёхэтажное здание принадлежавшее роду Мясниковых. Этот дом построил для себя в начале 19-го века купец и основатель династии Фёдор Борисович. Это здание было одним из самых заметных в провинциальном Ростове, поэтому и неудивительно, что здесь останавливались высокие гости: Мария Фёдоровна супруга императора Павла Первого;государь Николай Первый. А в 1837 году- цесаревич Александр Николаевич-будущий император Александр Второй. В 1869 году по просьбе Ростовской земской управы правнуки Фёдора Мясникова пожертвовали здание городу для открытия в ней больницы. И вот уже полтора века в здании лечат людей-сегодня здесь также находится больница

Ещё одно здание, на Ленинской, принадлежащее представителям старинной купеческой фамилии-Титовым. Этим домом владел краевед, общественный деятель, археограф и коллекционер А. А. Титов. Вместе с известным знатоком древнерусского искусства -И.Шляковым в 1880-х годах Титов занимался реставрацией обветшавшего Кремля. А через несколько лет они вместе основали Ростовский музей древностей, прообраз нынешнего музея-заповедника «Ростовский кремль»

Здание построено в середине 19-го столетия.После революции в доме разместилось училище механизации сельского хозяйства,затем сельхозтехникум.

На Ленинской (Покровской)улице можно встретить несколько музеев. Один-Музей купечества мы уже видели. Также здесь можно найти сказочный музей «Царевны-Лягушки».Усадьба в которой «проживают» лягушки была построена в 1790-х годах. Долгие годы ей владел купеческий род Малышевых, а теперь владеют сказочные персонажи. В музее собрана солидная экспозиция из 6,5 тысяч различных лягушек из разных городов, стран и материалов

Идея создания музея Царевны-Лягушки возникла не случайно.Ранее на этих землях жили представители финно-угорского племени меря,а лягушка была у них священным животным,ну или земноводным.

Совсем недавно в Ростове на улице Ленинской открылся новый частный музей — Музей народного искусства. Здесь собрана уникальная коллекция, разместившаяся в хорошо отреставрированном старинном деревянном доме 19-го века. И чего здесь только нет! Расписные двери, шкафы, прялки, посуда, предметы обихода, утварь, иконы и многое другое. Кстати, музей гордится тем, что его экспонатов не касалась рука реставраторов, все настоящее и подлинное

Этот музей открыл коллекционер и этнограф А.Ильин,который вот уже 35 лет собирает уникальные экспонаты русского творчества.

Посмотрим еще «порцию» старинных домов с дореволюционной Покровской

Дом №1 по Ленинской-один из старейших домов этой улицы.Был построен в 1775 году.Потомки его первого хозяина-купца В.Д.Щапова-проживали здесь вплоть до 1917 года.

Прежде, чем покинуть главную купеческую улицу Ростова, посмотрим церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которой и была, собственно, названа эта улица. Покровская церковь в каменном исполнении строилась с 1795 по 1803 год, а ранее на этом месте стояла деревянная церковь, уничтоженная пожаром. Храм был построен в стиле барокко, имел пять изящных глав и не менее изящную колокольню. В свое время храм считался одним из самых богатых по внутреннему убранству, так как его прихожанами являлись богатейшие купцы жившие на Покровской. В 1929 году церковь была закрыта, разорена, главы разобраны, была также снесена колокольня. Сначала здание церкви использовали военные в виде стрелкового зала, затем здесь была столовая, жилье и склад, впрочем, вполне себе стандартная антирелигиозная жизнь, практически любого советского храма. Новая жизнь Покровского храма началась в 1998 году, когда церковь была отдана верующим

В храме три престола:Покрова Пресвятой Богородицы;святых апостолов Петра и Павла;святого Николая Чудотворца.

А теперь направимся в архитектурную и духовную жемчужину Ростова, его ярчайшую достопримечательность, после Кремля, разумеется, в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, улица Ленинская как раз ведёт в его сторону.

Яковлевский монастырь был основан в конце 14-го столетия епископом Иаковым. Будучи изгнанным из города ростовским князем и жителями Ростова, Иаков покинул паству и избрал местом своего пребывания берег озера Неро к западу от Ростова, где и была впоследствии основана новая обитель. В летописях сохранились упоминания о том, что дважды монастырь подвергался разорению. Сначала досталось от татарского хана Едигея (1408 г.), а вторично-двести лет спустя от польско-литовских захватчиков. С середины 18-го столетия Яковлевский монастырь входит в период своего расцвета, становясь центром духовной жизни не только Ростова, но и всей Ярославо-Ростовской епархии. В последней четверти 18-го-первой трети 19-го века весь монастырский ансамбль(за исключением Зачатьевского собора) был заново отстроен в камне. Благодатный период Спасо-Яковлевского монастыря был завершен в 1929 году, когда его банально закрыли, и на его территории расположились военные, торговые склады и жилье горожан. В 1991 году обитель была возвращена верующим в достаточно хорошем состоянии.

Осмотрим для начала монастырь снаружи

Рядом с Яковлевским монастырем находился Спасо-Песоцкий монастырь.Во второй половине 18-го века две этих обители были объединены в одно целое с названием Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

Внутрь обители заходим через красивые Северные (Святые) ворота, построенные в конце 1770-х годов

В 1765 году указом Екатерины Второй Яковлевский монастырь был удостоен титула ставропигии,благодаря чему вышел из епархиального подчинения и поступил напрямую в ведомство Синода.Столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри.В частности,такого статуса удостоился,примерно в одно время с Яковлевским-Соловецкий монастырь.

На территории монастыря оказываемся в окружении куполов, колонн, портиков, изящной лепнины, нимало не соответствующей, скажем откровенно, традиционно аскетичному монастырскому уставу, призывающему к скромности и воздержанности. Половина монастыря, где проживают монахи, естественно, находится под запретом. В этой половинке находятся братские кельи, трапезная и настоятельский корпус, построенные в 1780-90-е годы

Изначально все постройки обители были деревянные,первое каменное здание-Зачатьевский собор был построен в конце 17-го века.

Колокольня монастыря была возведена в 1777–79 годах и была встроена в восточную стену. Стиль постройки классицизм, как практически, и весь монастырскй комплекс

Внутри верхнего яруса находились часы,к сожалению,не пережившие советских времен.

Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий, позднее Зачатьеский собор (Зачатия праведною Анною пресвятой Богородицы), выстроенный к 1686 году, на месте старой деревянной церкви. В 1836 году на месте старого Иаковлевского придела был пристроен храм святого Иакова Ростовского(основателя обители), образовав тем самым единое целое с Зачатьевским храмом. В этом храме был захоронен святитель Димитрий Ростовский, причем он сам указал в завещании место своего погребения именно в Зачатьевском соборе, хотя ему как митрополиту полагалось место упокоения в кафедральном Успенском соборе

Впоследствии причисленный к лику святых (в 1757 году,спустя 48 лет после смерти),святитель Димитрий Ростовский в России пользовался поистине всенародным почитанием,его мощи привлекали паломников со всей страны,среди которых были как простые крестьяне,так и высокопоставленные сановники.

Рядом с Зачатьевским храмом расположен роскошный собор святого Димитрия Ростовского. Этот храм стал наиболее значительным сооружением эпохи классицизма в Ростове. Был построен в 1795–1801 годах на средства графа Н. П. Шереметева, оттого и имевший неофициальное название Шереметевский. Граф был крупнейшим благотворителем монастыря за всю историю обители: помимо строительства собора, он жаловал монастырю облачения, золотую и серебряную церковную утварь. Даже после его смерти монастырь получил золотую митру с драгоценными камнями на раку с мощами свтителя Димитрия. В самом конце строительства в трапезной части храма были устроены два придела: святого Николая Чудотворца и святого Димитрия Солунского

Н.П.Шереметев желал создать и создал храм,достойный мощей святителя Димитрия Ростовского,которые как рассчитывал граф,будут перенесены сюда после окончания строительства.Однако Ярославская епархия не благословило перенесение мощей из Зачатьевского храма в Дмитриевский.

На Спасо-Яковлевском монастыре, пожалуй, закончим нашу первую фотопрогулку. Оказывается и помимо Ростовского кремля в Ростове Великом есть много чего интересного. А скоро, буквально, через пару-тройку лет Ростов преобразится и станет еще краше, подкрепив тем самым статус Жемчужины Золотого Кольца.

Будьте здоровы, любите путкшествия!