Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была сегодня 11:35
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Нижний Тагил — Россия Апрель 2023

Так бывает: читаешь о городе с интересом и ехать туда — не то чтобы семь верст киселя хлебать. А едешь и семь верст, и семьдесят, и хлебаешь кисель где-то совсем в других местах. Наверное, Тагил еще долго прятался бы в слепом пятне, но в этом году звезды сложились определенно в его пользу, и вот я уже стою в пригородной кассе вокзала Екатеринбурга, прошу билет на вечернюю «Ласточку» и, пока кассирша оформляет его, слышу, как слева и справа в соседних кассах людям отвечают: всё, до Тагила билетов нет. Последний ухватила! Пожалуй, это хороший знак… значит, завтра тоже повезет. А пока впереди свободный вечер, полный неожиданного очарования — нет, не таким представляла я себе этот рабочий город.

Вечерняя прогулка

Как Тагил столицей был

Итак, два часа комфорта в «Ласточке», 15 минут до гостиницы Мини-отель Малахитовая, полчаса на чек-ин, и можно гулять по прохладному апрелю — восемь вечера, темно и в то же время ярко. Ощущение «с корабля на бал» однозначно про это.

На этом балу даже полузаброшенная территория вялотекущей стройки напоминает райские кущи,..

Как Тагил столицей был

…что уж говорить о центральном проспекте (разумеется, Ленина) и центральной площади — Театральной!

Драмтеатр им. Мамина-Сибиряка

«Ожидающие» ребята озабоченно смотрят на часы, не замечая красоты вокруг,..

Как Тагил столицей был

…а молодая пара радуется прекрасному вечеру, и малыш, кажется, сейчас взлетит из маминых рук (скульптура «Семья»).

Я гуляю по набережной реки Тагил, обхожу вокруг дома Окуджавы — если бы назавтра не нужна была свежая голова, можно было бродить еще и еще. Ничего, впереди будет почти целый день, полный Тагила при дневном свете.

Культурный центр Дом Окуджавы. В 30-е годы здесь жила семья Булата Окуджавы. В 37-м отец поэта, первый секретарь горкома партии Шалва Степанович был расстрелян, мать уехала с детьми в Москву.

Утренняя прогулка

С утра карета превратилась в тыкву Тагил смотрится уже более ожидаемо.

Как Тагил столицей был

И театр, и полусказочные ворота выглядят вполне обычными объектами обычного города.

До обеда есть время, чтобы прогуляться вдоль основных улиц, как советует «Малахитовая линия». Об этом пешеходном маршруте писали, наверное, все, кто рассказывал о Тагиле, не буду повторяться. Покажу, что больше запомнилось.

Цирк

Улица Уральская — одна из самых старых, заселяться начала 300 лет назад. Рядом завод, пруд — живописно и удобно, так что жили здесь люди небедные. Даже сейчас что-то такое чувствуется в этих домах, хотя отпечаток зажиточности постепенно сменился элементом обшарпанности.

Уральская, 6 - дом купца Всехвального, сейчас краеведческая библиотека

Не могла не зайти в Парк советской скульптуры. Идея его создания появилась в 2017 г. Началось с бюстов Ленина и Сталина — тиражных, т. е. массовых работ. Из окрестностей города, бывших пионерских лагерей привезли еще несколько, и четыре года назад парк был открыт.

Основной стала скульптура «Учительница», установленная на центральной клумбе, остальные расположили вокруг нее с учетом перспективы пополнения. Ее предоставил частный предприниматель из Верхней Салды. Символ страны, первой победившей безграмотность, прославление труда учителя — действительно, удачное решение.

Как Тагил столицей был

После открытия парка стали поступать другие предложения от частных лиц; часть экспонатов нашли в близлежащих пансионатах и санаториях; в 2021 г. три разрушавшихся скульптуры привезли из Невьянска. Парк продолжает расширяться, здесь планируется создать «живую среду» с музыкой советских лет и доступом посетителей к недавно обнаруженному подземному ходу. Кто знает, может, через несколько лет всё запланированное удастся увидеть… или хотя бы прочитать о нем на нашем сайте))

А мне пора ехать в поселок, на мероприятие, ради которого я и посетила Тагил. Остановка рядом с парком, в ожидании автобуса рассматриваю весьма оригинальный памятник Ленину — вождь пролетариата стоит на земном шаре, который, в свою очередь, водружен на пирамиду из книг, а на их страницах начертаны ленинские заветы. Интересен и объект, и его история — памятнику уже 98 лет, а идея дизайна принадлежит школьному учителю рисования А. И. Фролову.

Как Тагил столицей был

Как в любом современном городе, в Тагиле уживаются исторические монументы и новые арт-объекты.

Городской ангел

Можно было бы погулять подольше вокруг них, но время поджимает, автобус подходит, и я еду навстречу основному событию дня.

Нижний Тагил — столица ТД-23

Нет такого города, который не стремился бы найти и прославить если не на весь мир, то хотя бы в масштабе страны некую уникальную изюминку, присущую только ему или наиболее развитую именно в этом городе. Автомобильная и янтарная, рыбная и арбузная — пожалуй, в каждой области есть такие неформальные столицы. А Тагил получил этот статус совершенно официально, правда, всего на год. Он объявлен столицей Тотального диктанта. Интересно, что главный город ТД выбирается голосованием среди всех желающих. Поскольку акция «Тотальный диктант» зародилась в Новосибирске, первые восемь раз он и был столицей без вариантов. Затем повезло Владивостоку, Таллину, С-Петербургу, Якутску и Ярославлю. Я несколько раз голосовала за Екатеринбург, но удача проплывала мимо)) А так хотелось написать ТД именно на главной площадке страны — но, увы, то слишком далеко, то вот вроде недавно была в тех краях… И наконец все срослось как нельзя лучше. Еще осенью прошлого года я взяла билеты в Сибирь по очень приятной цене. На 9 апреля из Екатеринбурга. И, узнав, что ТД состоится 8 апреля о, ровно полгода прошло! в Нижнем Тагиле, сразу поняла: вот туда-то я и поеду, напишу и на следующий день спокойно себе полечу куда хотела. Так оно все и вышло.

Как Тагил столицей был

Сразу отвечу тем, кто не знает, что конкретно означает столичный статус а такими по крайней мере в моем окружении оказались все ))): на главную площадку приезжает автор текста диктанта и диктует его сам. Неважно, где он живет — например, когда я писала пять лет назад свой первый диктант (в родном городе), автором текста была Гузель Яхина и диктовала она его во Владивостоке. А в этом году, наоборот, автором стал Василий Авченко, прибывший в Тагил из Владивостока. (Кстати, в 24-м году автором назначена екатеринбурженка Анна Матвеева, но главная площадка разместится аж на Камчатке).

Ну, а теперь собственно о главной площадке страны. Почему-то Тагил решил выбрать место для нее не в самом городе, а в поселке Черноисточинск. Ничего страшного, поселок почти в черте города и ходит туда городской автобус. Прибыв чуть пораньше, можно было побродить по поселку, но, не скрою, волнение мешало безмятежно разглядывать стандартные поселковые улочки, и я сразу пошла к зданию администрации, где и проходил диктант.

За воротами оказалась внезапная арт-зона, но уделила я ей внимание уже после. А сейчас — в зал, в зал!))

Автор Василий Авченко

Главная площадка собрала около 200 человек — я об участниках. Плюс организаторы, волонтеры, несколько десятков тележурналистов (трансляция велась на 12 стран) и сам автор. Читал Василий хорошо, четко, без нарочитых пауз. Текст, кстати, интересный для путешественников — «Экология по Арсеньеву». Речь о том самом Арсеньеве — ученом, исследователе дальневосточной тайги. Дерсу Узала тоже упоминался в тексте.

Ну все! Время истекло, сдаем бланки с диктантом, получаем по кусочку «фирменного» торта. Можно выдохнуть и выйти. Я иду в Музей наличников — прямо в этом же здании, уютный зал с наличниками, ткацкими станками и ткачихами.

Гештальт закрыт, и с легкой душой я возвращасюь в Тагил — до вечера осталось время на еще одну прогулку.

Дневная прогулка

…И еще один музей. Разумеется, краеведческий — коль скоро на изучение города у меня были всего сутки, где, как не здесь, узнать его историю Тагила в сконцентрированном формате.

Памятник первому российскому паровозу у входа в музей - паровозу Черепановых

Как всегда, торжественно клянусь планирую посвятить Краеведческому музею отдельный отзыв, а пока расскажу о нем вкратце. Осмотр начинается с этапа от эпохи палеолита до раннего железного века. Второй зал — освоение рудных месторождений, создание уральских металлургических заводов. Затем XIХ век, экспозиция о тагильских изобретателях. В следующем зале представлены картины, скульптуры и мозаика того же времени. За ним продолжается та же тема с акцентом на роль Демидовых в истории и культуре округа. Потом идет зал с уникальными образцами заводской продукции конца XIX века, а в последнем зале на втором этаже выставлены экспонаты ХХ века.

Камин из малахита и итальянского мрамора, часы из дома Демидовых (XIX в.)

Интересно и в целом не очень отличается от других краеведческих музеев, особенно в промышленных городах. В Сочи, конечно, экспозиции в основном другого рода. Подбирая фотографии, вспомнила, как меня зацепил среди плакатов раннего социализма вот этот — призывающий женщин класть «свой кирпич» в фундамент великой стройки. И на втором слайде — бюст Фаины Васильевны Шаруновой, первой в мире женщины-горнового. Она работала на Нижнетагильском металлургическом заводе и в 26 лет, за год до войны, встала к доменной печи, призвав женщин овладевать рабочими специальностями. В 20-30-е годы женщины взяли в руки кайло и лопату, сели на трактор. Видимо, этого было мало, надо еще и к доменным печам встать. Вот такой появился в городе повод для гордости…

История всегда дает повод задуматься, еще и за это я люблю исторические музеи…

И еще один фрагмент истории напоследок — ведь на следующий день у меня вылет, так что вечером возвращаюсь в Екатеринбург. Демидовская дача, живописный комплекс… хочется сказать, старинных построек, но нет. Усадьба так-то была построена тагильским инженером Фотием Швецовым еще в первой половине XVIII века, затем перешла к князю Демидову, затем — обычная история — пришла советская власть и дачу постигли метаморфозы: комитет комсомола, дом отдыха, техникум, детский сад, спортивные секции и спортбаза с лодочной станцией, благо пруд рядом. Неудивительно, что все эти превращения привели к плачевному финалу, последними пользователями усадьбы стали, как водится, банальные бомжи. По счастью, власти города решили восстановить ее, и десять лет назад, после сноса двух третей построек и создания новых этажей, флигелей и даже фонарей открылся новый музей «Демидовская дача». О нем детально рассказывали наши свердловские туристеровки, не буду дублировать. Место замечательное, погуляла с удовольствием!

* * *

Как Тагил столицей был

Так прошло полгода назад мое знакомство с Нижним Тагилом. Второй по величине город области нельзя осмотреть целиком за день и даже за два. Но что интересовало, я увидела — исторический центр, музей, старые скульптуры и еще более старые дома. А главное — написала диктант и даже получила представление о Черноисточинске)) Поездка себя оправдала. Спасибо всем, кто повторил ее вместе со мной, и приятных вам путешествий!