Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была вчера 20:48
""

Задонск — Россия Август 2023

Не скажу, что побывать в Задонске когда-нибудь было моей мечтой. Да и название это я вспоминала только по пути на юг, в Сочи, Крым или на Кавказ, да и то, если была хорошая погода, и даже с трассы М4"Дон» было видно ослепительно горящее на солнце золото куполов его храмов.

Задонск

Но сейчас, приехав в Елец, было бы не логичным не заглянуть и к его соседу, находящемуся всего в сорока километрах. Никогда не стремилась посещать какие-либо места ради галочки, но сейчас, похоже, так и получалось.

Ничто не влекло меня в этот город, и въезжала я сюда с некоторой опаской, боясь повторения впечатления, произведенного накануне Ельцом, который по-первости насторожил пусть и аутентичной, и купеческой, но сильно потрепанной жизнью застройкой, переплетением проводов и засильем автомобилей в историческом центре.

Но буквально с первой минуты, как перед нами расступились улочки Задонска, я поняла, что… мне тут нравится, и дальше это ощущение лишь окрепло. Не знаю, что было тому виной — радость от установившейся наконец-то ясной погоды (в отличие от вчерашнего дня, в течение которого нам задорно трепал нервы дождь, то разверзаясь практически библейскими хлябями небесными, то поливая из грибного душа, изредка балуя кратковременными прояснениями), или воодушевление, царившее на территории Рождество-Богородицкого монастыря, куда мы направились в первую очередь — люди готовились к крестному ходу. Как оказалось, сами того не ожидая, мы приехали в монастырь в день знакового события — сегодня отмечался праздник в честь святого чудотворца Тихона Задонского.

Задонск

Рождество-Богородицкий монастырь с его сверкающими золотыми куполами, храмами и постройками небесно-голубого, белого и синего цвета — одна из главных достопримечательностей Задонска. Паломники и туристы приезжают сюда, чтобы поклониться его святыням — чудодейственному списку Владимирской иконы и мощам преподобного Тихона Задонского.

Тихон Задонский жил здесь с 1769 года, здесь написал свое основные духовные сочинения, здесь же скончался и был похоронен.

Задонск

Святитель Тихон был молитвенником и аскетом, жил в бедной обстановке, употреблял скудную пищу. Несмотря на болезненное состояние, нередко занимался тяжелыми работами — колол дрова, косил сено. К нему в келью приезжали многочисленные верующие, которых он наставлял, благословлял, утешал. Беднякам помогал деньгами, детей учил молитвам и приучал их к богослужению. Мирил соседних дворян и ходатайствовал перед ними за крестьян.

Задонск

Богородицкий мужской монастырь, именуемый ныне Рождество-Богородицкий, основан двумя старцами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1620 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная.

Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном. В дошедших до нашего времени копиях писцовых книг говорится: «За рекою Доном монастырь Тешевский., а церковь поставлена, и в церкви образа местные, книги и ризы, у церкви колокола, и все церковное и монастырское строение двух старцев Кирилла и Герасима».

Задонск

Первый деревянный монастырь сгорел при пожаре в 1692 году. Через 5 лет его восстановили, а спустя 100 лет обитель возродилась в камне.

Сегодняшний монастырь — это огромный комплекс, включающий 6 храмов, колокольню, жилые корпуса и целый ряд других строений. В 1988 году обветшавшие и частично разрушенные постройки монастыря, закрытого в 1920-е годах, вернули РПЦ. С начала 90-х началось восстановление монастырского комплекса.

Задонск

Cейчас в монастыре проживают около 400 насельников, а благодаря 500 гектарам земли, которыми он владеет, он сам себя обеспечивает продуктами питания.

Как я уже писала, монастырь готовился к празднику. Тут и там были видны трудящиеся насельники — территория подметалась, мастерился помост для выступлений, расстилались ковры, туда-сюда сновали подростки с тележками, полным нашинкованных овощей — готовилась трапеза.

Задонск

Здесь же приют для животных размещал клетки с кошками для передачи в добрые руки. Судя по возмущенным воплям, кошкам подобная перспектива явно не нравилась.

Четкого плана, куда податься дальше в Задонске, у меня не было, поэтому просто отправились бродить по близлежащим к монастырю улочкам. Но, даже если вы к поездке не готовились, две следующие достопримечательности вы не пропустите, потому что они находятся в двух шагах от монастыря, на улице Карла Маркса (до революции она называлась Дворянской). Первая из них-дом аптекаря Ульриха. Дом считается одним из лучших образцов жилой архитектуры стиля ампир в Задонске, и сейчас здесь размещается краеведческий музей.

Задонск

Второе интересное здание поблизости от монастыря — музей народных промыслов «Русская фантазия», посвященный разным видам русского народного творчества. Музейная экспозиция размещается в старинном купеческом доме.

А между монастырем и музеем убегает вниз, под горочку, к руслу реки Тешевка, пешеходная улочка Каменная Гора. Выходит она к Центральной (ранее — Торговой) площади, доминантой которой является Успенский собор.

Задонск

По ней мы и решили пройти, привлеченные красивым видом на собор.

Задонск

Дошли до речушки Тешевки, где сейчас идет реконструкция пространства вдоль русла, так что через пару-тройку лет Задонск станет еще привлекательнее.

Задонск

Обнаружили музей прессы «Антресоль». Заходить в него не стали, но и само здание — само по себе произведение искусства (современного).

Задонск

По соседству с «Антресолью» находится маленькая мыльная лавка, вот туда мы заглянули. Здесь можно приобрести сувенирное мыло ручной работы, увидеть редкие советские сорта мыла, а также познакомитесь с предметам быта старины. Сайт лавки сообщает, что еще здесь можно принять участие в мастер классе по изготовлению и нарезке натурального мыла ручной работы.

Задонск

Минуя старинные домики, вышли к Центральной площади Задонска.

Задонск

Ранее она называлась Торговой. Здесь находились уездное и приходское училище, больница и церковь при ней, торговые лавки.

Задонск

Стоящий здесь Успенский собор — одно из красивейших религиозных сооружений Задонска. Храм был заложен в 1798 году, а уже в 1800- м его освятили.

Отсюда открывается вид на Рождество-Богородицкий монастырь, откуда мы пришли.

Задонск

Куда-то на монастырь указывает и экспрессивная фигура Владимира Ильича.

Задонск

Дальше немножечко поблуждали по задонским улочкам, стараясь поймать атмосферу дореволюционного провинциального города,

Задонск

почувствовать обаяние прошлых веков.

Дошли до почтового отделения, чтобы купить и отправить открытку с видами Задонска подруге, увлекающейся посткроссингом, но среди банок с тушенкой и прочими товарами первой необходимости, реализуемыми почтой России, открыток не обнаружили.

Задонск

Съездили на противоположный от исторического центра берег Дона, чтобы отыскать открыточный вид на монастырь и город, но не преуспели. Доехали до разрекламированной лавки «Задонские угощения», но и здесь неудача — лавка была закрыта.

Задонск

Ну да и ладно, впереди у нас был парк чудес «Кудыкина Гора», о котором я вам уже рассказывала.