Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была вчера 18:56
""

Елец — Россия Август 2023

Недавно наша Оксана опубликовала рассказ под названием «Зачем в Елец?», где привела убедительные аргументы в пользу посещения этого города. Не сказать, чтобы я вообще когда-либо задавалась этим вопросом, но пришло время отпуска, и нужно было решать, куда бы отправиться. На поездку мы могли выкроить не более трех дней, поэтому места искали не очень далеко от дома. Изначально я хотела в Рыбинск, но прогноз погоды пророчил там такие дожди, что пришлось подумать получше. Тогда-то и вспомнился Елец, а в дополнение к нему — Задонск. Да и в Липецкой области я до этого не была, пора было знакомиться. В нагрузку прихватили еще и Ефремов Тульской области. Урбанистические пейзажи мы каждый день разбавляли природными — познакомились с заповедными Воргольскими скалами, панорамами природного парка «Кудыкина Гора» и убегающими в даль перспективами Красивомечья.

Итак, Елец. Туда вам нужно, если вы хотите окунуться в атмосферу купеческого города, где сохранилась каменная и деревянная застройка, и не просто отдельные домики, а целые улицы. Этот один из древнейших городов России — впервые он упоминается в Никоновской летописи в 1146 году. Елец — город-воин, построенный на самой границе того самого «Дикого поля», бастион, о который разбивались многочисленные набеги кочевых племен. Иван Бунин, проучившийся несколько лет в гимназии Ельца, позднее напишет о нем: «Самый город тоже гордился своей древностью и имел на то полное право: он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих черноземных полей Подстепья на той роковой черте, за которой некогда простирались „земли дикие, незнаемые“, а во времена княжеств Суздальского и Рязанского принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые видели зарева страшных ночных и дневных пожарищ, ими запаляемых, первые давали знать Москве о грядущей беде и первые ложились костьми за нее».

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

Не раз за свою историю Елец был стерт с лица земли, а в XIII — XIV веках его четырежды разоряли и сжигали кочевники. С наступлением мирных времен Елец разбогател, основой его процветания стала торговля хлебом. К концу XIX века купцов первой гильдии здесь было больше, чем в уездной столице, и император приравнял Елец в торговых правах к губернским и портовым городам. По-настоящему губернским городом у Ельца стать не получилось — по легенде, городу пообещали присвоить этот статус, если в нем построят 33 церкви. Успели построить 31.

Сегодня предлагаю вам мой маршрут по Ельцу, то, что можно, сильно не торопясь, посмотреть за один день, тем более, что исторический центр здесь достаточно компактный.

1.Елецкие куранты. Это старинная водонапорная башня, построенная в 1872 году, и шестьдесят лет снабжавшая водой центральную часть города. В 1932 году в городе усовершенствовали систему водоснабжения, и башня больше не использовалась по назначению. Кирпичная кладка XIX века пострадала во время ВОВ — верхние зубцы сооружения были сорваны взрывами.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

Башню хотели снести, но затем все-таки нашли новое применение, сделав из нее городские куранты.

Через дорогу от курантов — два здания, построенных во второй половине XIX века, в них располагались городские торговые ряды — молочные (сейчас — типография) и рыбные (сейчас — художественный отдел Елецкого краеведческого музея).
Елец: мал городок, да старше Москвы на годок
2. Сквер имени Бунина расположился у подножия башни-курантов. Здесь стоит памятник Ивану Бунину и инсталляция с цитатами из его произведений. В темное время суток она подсвечивается изнутри, но при нас подсветка почему-то не работала, как и находящийся здесь же фонтан.

3.Площадь Ленина — центральная площадь Ельца. Ее заложили в конце XVIII века, до революции она звалась Архангельской,

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

по названию храма Михаила Архангела, который и теперь находится здесь.

На площади теснились торговые ряды, стояли лавки состоятельных купцов. Часть построек сохранилась и до наших дней, например, слева на фото ниже — бывшее здание хлебной биржи.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

4. Улица Мира, точнее, ее пешеходный участок. Дореволюционное название улицы — Торговая. С конца XVIII века это была главная улица Ельца. Богатые купцы открывали здесь лавки с выпечкой, керосином, специями. Здесь были конторы, самые дорогие магазины и гостиницы.

Большинство домов того времени сохранилось до наших дней.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

Например, симпатичный домик на фото ниже сначала был жилым, потом в нем размещалось Дворянское собрание, общество велосипедистов, где проводились концерты, духовно-нравственные чтения, лекции, балы-маскарады, синематограф «Экспресс», а в советское время здание приспособили под кинотеатр «Ударник».

Сейчас на этой улочке расположились сувенирные магазинчики, кафе и рестораны.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

Здесь же — памятник народному художнику СССР и почетному гражданину города Николаю Николавичу Жукову, проведшему детство в Ельце. Если кто-то, как, например, я, спросит, чем известен этот художник, достаточно вспомнить книги о Ленине, которые мы читали в школе. Ленин в детстве, Ленин в юности, Ленин в Разливе, Ленин на новогодней елке — все это Жуков. Среди работ этого художника также картинки из журналов «Мурзилка» и «Колобок», и даже знаменитый дизайн пачки папирос «Казбек».

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

Николай Жуков изображен рисующим с натуры свою дочку Арину, а рядом стоит мальчик — Никита Михалков, сын его друга Сергея Михалкова.

5. Вознесенский собор — пример русско-византийского стиля авторства Константина Тона. Тон начал проектировать собор в провинциальном городе уже после строительства им Храма Христа Спасителя в Москве, в 1844 году.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

Строительство храма затянулось на 44 года.

6. Красная (Соборная) площадь — здесь когда-то зарождался Елец, она была частью крепости.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

По преданию, площадь названа Красной из-за потоков крови защитников города, что текли по ней. Это место стало свидетелем жестокого боя с полчищами Тамерлана, напавшего на город в 1395 году, а жители города приняли решение защищать город до последнего.

Позднее площадь играла важную административную роль в жизни города. Здесь находилось здание присутственных мест, где в разное время размещались квартиры городничего, земский и уездный суд и казначейство. Обрамляли площадь торговые ряды.

Интересно прогуляться и по улочкам, окружающим Красную площадь.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

7. Пожарная каланча. Построена она была в 1865 году, изначально была деревянной, но с развитием городской черты Ельца деревянную ветхую башню заменили каменной, с сигнальными устройствами.

Пожары не раз уничтожали Елец до основания, поэтому очень важно было сделать наблюдательный пункт для пожарных. Елецкие купцы-кожевники Дмитрий и Николай Валуйские на собственные средства учредили при кожевенном заводе пожарную команду, превосходно оснащенную для того времени. Пожарная команда с обозом и инвентарем выезжала на городские пожары, а также в ближайшие села и деревни. Валуйские первыми шли в огонь. «Где Валуйские, там несчастья нет» — часто говорили в Ельце.

Увидеть дозорного, который с высоты каланчи наблюдал за обстановкой в городе, можно было еще в 60-е годы XX века.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

В здании с каланчой, где до сих пор сохранилась смотровая площадка, по-прежнему размещается городская пожарная часть.

8.Городской парк Ельца. Чтобы отдохнуть от каменных, пусть и исторических, джунглей, добро пожаловать в парк! Здесь, кроме зелени и колеса обозрения, вы найдете оленя — символ Ельца,

и памятник Бунину-гимназисту.

9.Великокняжеская церковь. У нее есть и другое название — храм святых благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского — небесных покровителей великого князя Михаила Александровича Романова, хлопотавшего о строительстве церкви, и известного в Ельце купца Александра Николаевича Заусайлова, финансировавшего это самое строительство.

Это храм, построенный в 1911 году — самый нарядный и молодой храм Ельца, в его облике переплетается византийский, неорусский и модернистский стили.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

Рядом с Великокняжеской церковью стоит Дом призрения — нарядное здание с двуглавым орлом на шпиле. Его построили в 1913 году в стиле боярских палат под богадельню в память 300-летия династии Романовых. На фронтон бокового фасада нанесли изображение древнерусского города в мозаичной технике. По легенде, за художественное оформление панно отвечал художник Виктор Васнецов, но документальных свидетельств этому нет.

10.Пешеходный Каракумский мост и сквер Пушкина. Строительство Каракумского моста через реку Быстрая Сосна началось в 1931 году. Чуть позже, в 1933, по нему прошли автомобили исторического автопробега «Москва-Каракумы-Москва».

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

В декабре 1941 года, во время 5-дневной оккупации, мост был разрушен. В апреле 1942 года его реконструировали, мост был стратегическим объектом. Правда, второй Каракумский мост стал не совсем новым: приспособили стальной клёпаный железнодорожный мост.

После строительства нового, железобетонного, автомобильного моста-дублёра через Быструю Сосну мост оказался бесхозным. В 2005 году отреставрированный Каракумский мост торжественно открыли и отдали пешеходам.

Пройтись по Каракумскому мосту стоит хотя бы для того, чтобы с противоположного берега полюбоваться на нарядные храмы исторического центра и Быструю Сосну.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

11. Старинные улочки Ельца. А вот здесь у меня для вас плохая новость — чтобы погулять по ним вдоволь, одного дня не хватит точно.

Город заслуживает того, чтобы остановиться здесь и на неделю, и больше.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

Ходить по улочкам, которые видели Петра I, Бунина и Пришвина.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

Заглянуть в художественный музей с полотнами Айвазовского, зайти в музей знаменитого елецкого кружева, а еще лучше — сразу на историческую фабрику по его производству.

Посетить музеи Тихона Хреникова, Ивана Бунина, Николая Жукова,

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

пройти пешими маршрутами заповедника «Галичья гора» (один из его уголков, Воргольские скалы, я вам еще покажу).

Мы закончили прогулку по Ельцу в том же месте, где ее и начали — под городскими курантами, потому что на ночлег остановились в отеле «Винтаж», находящемся через дорогу от них.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

На куранты выходило наше окно, и каждые 15 минут мы слышали их мелодичный звон (точно не засекала, но, по-моему, начинают отбивать они время в 8 часов утра, и бьют до 21.00, так что спать это не мешает).

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

От отеля остались только приятные впечатления. Отличный ремонт, интерьер в классическом стиле, удобные кровати и белоснежное белье.

В номере — кондиционер, телевизор, холодильник, электрический чайник, чайные кружки.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

В санузле-ослепительная чистота, фен, полный набор полотенцев. Одноразовые кусочки мыла, шампунь, гель для душа пополняются ежедневно.

На этаже — кулер.

В стоимость проживания входит завтрак, сервируемый в кафе отеля. На выбор предлагают кашу или яичницу, все остальное — на шведском столе, выбор блюд — стандартный: омлет, творожная запеканка, сосиски, блинчики, кабачковые оладьи (ибо-сезон), свежая выпечка (пирог или печенье), молоко, соки, чай, кофе (есть кофемашина), сметана, сгущеное молоко, мед, джем, из овощей и фруктов помню огурцы и апельсины.

Елец: мал городок, да старше Москвы на годок

Где пообедать и поужинать: а все на тех же площади Ленина и улице Мира, рядом с которыми находится «Винтаж». Здесь расположено множество различных едален на любой вкус и кошелек. Из проверенного: сеть грузинских ресторанов «Старик Хинкалыч» (среди прочего — вполне неплохие хинкали по цене от 35 руб./штука), и пиццерия «Томато» — ассортимент тот же, что и в других городах.

В следующей публикации будем исследовать окрестности Ельца — пойдем гулять на Воргольские скалы.

Цикл материалов "Знакомимся с Липецкой областью"