Эксперт Павел Бойко (guidekavkaz)
Павел Бойко — был вчера 21:32
Авторские, индивидуальные, корпоративные туры для друзей, семей, влюбленных и коллег от 1 до 10 чел

Россия Август 2023

Статья посвящена одной победе, но не в конкурсе или соревнованиях. Победе над собой, своими страхами и чертами характера. Идя на вершину, ты испытываешь гамму эмоций. Каждый шаг приближает тебя к мечте: сравняться с горой, ее силой и мощью. Насытиться энергией горы и стать сильнее самому. Ты выкладываешься физически, но заряжаешься духовно. Очищаешь ветровое стекло своей жизни. Гору нельзя покорить… ей можно только поклониться и сказать: «Спасибо тебе, Казбек! Ты пустил нас на свою вершину!»

Свою экспедицию мы назвали «Привет, КАЗБЕК!», поскольку основной задачей ставили увидеть красоту гор Северного Приказбечья, скупаться в знаменитых Кармадонских горячих источниках, сфотографировать завораживающие виды и совершить глоток воздуха в рутине трудовых будней.

Макс, Олеся, Павел, Аня

Немного о нас. Группа 4 человека: по двое представителей обоего пола. Как уже и писалось выше, все участники — гиды, кто экскурсовод, а кто горный гид-проводник. Знакомьтесь… Я — Павел Бойко, Олеся Бойко, Анна Смелова и Максим Иванов. До похода знакомы были, но в таком составе в горы не ходили. Каждый имел свою мотивацию на поход.

Подготовка

Даты похода определили в июне месяце: 14—22 августа 2023 года. Соответственно и подготовка осуществлялась заблаговременно. Главный вопрос, который мы решали уже за месяц до похода — оформление пограничных пропусков. В связи с нестабильной ситуацией в стране решили не рассчитывать на Кармадонскую заставу, а отправились во Владикавказ в Погран. управление по РСО — Алания по адресу: ул. Зураба Магкаева, д. 77.

Отвечаю на самый популярный вопрос: «Почему мы не стали оформлять пропуск на месте в Кармадонском ущелье, а заморочились с Погрануправлением»? Так как участились случаи незаконного пересечения границы с Грузией через перевал рядом с горой Казбек (один альпинист в июле 2023 г. отстал от группы в непогоду и ушел по грузинской тропе на юг, в Грузию. Его обнаружили грузинские гиды-альпинисты и отправили в Россию), то пограничники отменили экспресс-оформление пропусков для граждан РФ на месте. Также пропуск можно оформить через портал Гос.услуги, но подавать заявку необходимо минимум за 2 месяца с учетом доставки пропуска «на руки» Почтой России. Пропуск оформляется на год, так что можно планировать следующие путешествия по Северной Осетии:)) Рекомендую заранее всегда оформлять пропуска, чтобы не закончить поход так и не начав его.

Снаряжение и питание

Отличный помощник в горах

Работая гидами нам не составило труда собрать и необходимое снаряжение. Создав группу в мессенджере, мы оперативно решали все вопросы: какую палатку взять, сколько «железа», газа и многое другое. Необходимое докупали, подгоняли. В таких походах вес рюкзака всегда имеет значение, так как все вещи приходится нести на себе, и каждая лишняя вещь может оказаться тяжелой ношей. Общественное снаряжение: палатка 4ка (решили ее взять и не тащить 2 двушки. Все-таки вес), 2 веревки (позже одну оставили, пообщавшись с ребятами вернувшимися с восхождения), горелка, MSR Reactor, миникотелок на 3 литра.

Также в нашей команде шел новичок Макс, у которого не было и личного снаряжения: спальника, ботинок, пуховки, каски и т. д. Заранее мы составили список вещей, по которому легко собирали вещи, инвентарь.

«Где взять личное снаряжение, если ты никогда не занимался восхождениями?»

В пункте проката снаряжения. Во многих больших городах России имеются свои прокаты, так и у нас в регионе КавМинВод, в Пятигорске существует несколько прокатов. Полезный адрес: прокат «Снаряжение» Пятигорск ул.1-я Бульварная 10. тел: 8(8793) 32-96-08

«Какие продукты стоит использовать в походе?»

Питание в походе один из залогов успеха. Калорийность, разнообразие, легкость в приготовлении, легкий вес — важные факторы правильной раскладки питания. Обычно в спортивных группах руководитель назначает Завхоза, который полностью отвечает за питание. Он составляет меню, и перечень необходимых продуктов с учетом количества участников. В нашем случае функцию Завхоза на себя взяла Олеся, имея достаточный опыт восхождений и походов различной категории сложности. Продукты закупались заранее, тщательно продумывались. Особенно важно было радовать себя вкусными деликатесами. Сушили мясо индейки, овощи для супов. В некоторых походных условиях обычно спасает карманное мини-питание (КМП): сушеные курага, изюм, чернослив, орехи, чурчхела, леденцы, питательные батончики и т. д.

Готовим продуктовый набор

Понравилась продукция компании «Кронидов»: тушенка, готовые супы. По стоимости выше аналогичных, по качеству — разница чувствовалась, и большой плюс: не нужно нести жестяные банки.

Все продукты мы плотно упаковывали, лишнее сгружали.

А теперь… Дневник похода. Читайте его ниже. Писал его, пока живы еще в памяти яркие воспоминания.

Начало. Подход к Казбеку с севера

День 1. 14 августа

План дня. Переезд из Кисловодска в Северную Осетию, Кармадонское ущелье. Треккинг до Верхних Кармадонских ванн к ночевкам.

Раненько утром выезжаем из Кисловодска на нашей Секвойе до Владикавказа. По пути забираем Макса в Ессентуках, и Аню в МинВодах. Дорога прошла незаметно. Завтракали на границей с Северной Осетией в кафе-столовой «Сам» у гостеприимного Азамата. Очень вкусное кафе, рекомендую всем, кто едет по трассе «Кавказ» и не знает где пообедать.

В 12.00 прибываем во Владикавказ. В запасе у нас 1 час до транфсера в Кармадон. Начинаем распределять общественное снаряжение и продукты по рюкзакам, и вдруг Макс громко заявляет:

— Я забыл ботинки дома!

— Как? Они не лежали у тебя в рюкзаке?

— Нет. Они стояли рядом с ним! Ребят, что делать?

— Открывай и ищи пункты проката во Владике или специализированные магазины.

Честно говоря, ситуация на первый взгляд глупая и нелепая. Как можно было забыть ботинки! Но всякое бывает… И важный совет: составляйте обязательно список вещей, которые необходимо взять с собой перед выходом! Чего мы только не забывали: колбасу, примус, и топливо для него, документы, палатку, теперь ботинки. Путем недолгих поисков в интернете находим адрес местного магазина «Спорт-Триал». Звоним. Есть подходящие боты в прокате. Срочно едем. Через 30 минут счастливый Макс уже стоит в ботинках, и говорит, что в ближайшие 7 дней их точно не снимет, чтобы не забыть. На самом деле нам повезло, что в прокате оказался нужный размер, иначе…

Адрес магазина-проката «Спорт-Триал»: г. Владикавказ, ул. Курская, 1

+7 (8672) 76-66-78 ПН-СБ: 10:00—19:00 ВС: 11:00—17:00. http://sporttrial.ru/

13–30. Все в сборе. Заказываем осетинский пирог на обед по пути. Едем в Кармадон. В качестве трансфера заказали местный джип за 7 тыщ. Почему не поехали на своем авто до погран.поста, там вроде есть стоянка для тех, кто приезжает на своих машинках? Во-первых, стоянка не охраняемая. Во-вторых, чинить нынче автомобиль не дешево:)

Перекидываем вещи в трансфер

Команда готова «Под рюкзак!»

14–30. Добрались до поселка Тменикау, и шлагбаума, где начинается тропа по ущелью до ванн. Перекусили. Пирог отменный, сытный. Примерно час ушло на подготовку. Команда «Под рюкзак» и вперед. Отметились у погранцов: паспорт РФ и пропуск. Стартанули с высоты 1740 метров. Идем 8 километров до отметки 2 270 метров. В первый день идти не легко, сказывается вес рюкзака. Погода немного пасмурная, над нами низкие облака, что характерно для ущелья. Тропа спокойная, хорошо набитая, местами встречаются речушки с чистейшей водой.

Привет, Казбек! Восхождение на пятитысячник Кавказа

Идем по тропе в Кармадонском ущелье

Поскольку команда еще не расхоженная, то идем с частыми остановками на отдых. Когда оставалось примерно 800 метров до ночевок — стемнело, и лагерь ставили в 20–00 часов. Первый ужин в горах: горячий суп, травяной чай, пряники. Делимся первыми впечатлениями. Ночь оказалась звездной, а это предвестник ясной погоды утром. И конечно, как же не искупаться в горячих ваннах с минеральной кармадонской водой. Это особое удовольствие: расслабились и спали, как младенцы.

«Максимальная температура источников Верхнего Кармадона достигает 59°. Минерализация горячих и очень горячих источников довольно высока-от 6 до 9 граммов на литр воды. По химическому составу минеральные источники относятся к типу хлоридных натриевых вод, но с редкостным разнообразием активных микроэлементов, крайне необходимых для нормальной деятельности человеческого организма. По количеству этих микроэлементов минеральные воды превосходят минеральные воды Нижнего Кармадона. Ценность минеральных вод Верхнего Кармадона определяется также наличием углекислого газа и некоторого количества радона»

День 2. 15 августа

План дня: подъем от Верхних Кармадонских ванн до стоянки «Крест»: северо-западному контрфорсу пика ОЖД. Набор высоты: 2 270 — 3 340 метров.

Ранний подъем. Завтрак. Укладка рюкзака. Ничего не влезает. Что делать?! Как правило, так всегда и бывает в первые дни похода: вещей много и как их правильно уложить не знаешь.

Привет, Казбек! Восхождение на пятитысячник Кавказа

«Кривой» мост на стальных тросах через Колку

8–00. Выходим на маршрут. Первая преграда на пути: кривой мост через реку Колка. Мост считается «народным», поскольку сооружен на средства неравнодушных альпинистов и туристов. Мост стальной с деревянными перекладинами, немного перекошен. Стихия воды имеет разрушительную силу, и видимо мост пострадал в результате сильного паводка Колки. Все-таки непростое ущелье. Об этом чуть позже. Далее тропа уводит на зеленую морену: скопление обломков горных пород, образуемое передвижением ледников. У Верхних Кармадонских ванн сливаются 2 речки: Геналдон и Колка, образуя при этом «островок», по которому тянется маркированная тропа. За последние годы восхождения на Казбек с севера приобрели особую популярность. Возрос интерес к горе, проводятся массовые соревнования по скайраннингу, поэтому тропа отмечена вешками, синими знаками, турами из камней.

Трехкратный чемпион России, мастер спорта по альпинизму Виталий Шкель установил рекорд по скоростному восхождению на вершину горы Казбек. 17 сентября 2020 состоялось пилотное скоростное восхождение на гору Казбек (5033 м) на Кавказе. В ходе забега установлено рекордное время подъема на вершину. Виталий Шкель добежал до вершины Казбека за 4 часа 00 минут 26 секунд. А на подъем и спуск к месту старта затратил 6 часов 43 минуты 13 секунд.

Примерно 2,5 километра мы двигались до открытой части ледника Майли, где позже достали кошки и за 15 минут пересекли его спокойную часть. Ледник с виду очень мощный, с большим количеством трещин, ледяных пиков — сераков, ранклюфтов, и изрезан глубокими впадинами, по дну которых бегут речушки.

Переходим через ледниковую реку

Ледник Майли. Вид снизу

Здесь мы представили, как военный топограф, гляциолог и альпинист Андрей Пастухов поднимался к подножию Казбека в 1889 году. Не имея качественного современного снаряжения, он двигался по леднику Майли:

27 июля вместе с казаками Лапкиным, Потаповым и осетином Цараховым — Пастухов вышел на ледник Майли. Всё альпинистское снаряжение группы было сделано кустарно. Ледник сильно подтаял, движению мешали струи воды. Команда преодолевала многочисленные трещины, и Пастухов чуть не провалился в одну из них. Его спасло древко для флага, которое он намеревался установить на вершине.

Наше движение по леднику закончилось, так и не успев начаться, когда мы подошли к скальному контрфорсу: неявно выраженное ребро на крутом склоне горы. Можно сказать, что здесь мы только «побаловались» кошками, но нам они обязательно пригодятся выше. Здесь уже высота составляла 2 800 метров. Кошки сменили на страховочные системы и вооружившись усами с карабинами, мы карабкались вверх по скалам, встёгиваясь в стационарные тросы и веревки. Еще одна плюшка на маршруте: несколько лет назад сложные участки тропы по скальному контрфорсу укрепили стальными тросами. И мы по «железной дороге» Виа-Ферраты двигались вверх. Основная сложность передвижения для нас заключалась не в технической части, а скорее в физической: вес рюкзака за первый день не уменьшился и мы как улитки скользили по тросам. Поскольку с каждым новым метром чувствовалась высота, так как мы не проходили предварительную акклиматизацию, а сразу пошли на высоту.

Вид на ледник со стоянки 3030 метров

Через 250 метров подъёма «развлекуха» закончилась, и мы оказались на отметке 3 030 метров. Увидели места для ночевок: оборудованные площадки под 2–3 палатки. Горы горами, а обед — по расписанию. Встретили несколько человек, спускающихся с горы. Они пожелали нам удачи, а мы их поздравили с горой!

— Эх, хорошо здесь! — подумалось буквально на секунду, но не расслабляемся. Нам еще набирать 300 метров по вертикали. В горах расстояние измеряется не километрами, а часами в пути. Можно идти 1,5 км целый день, а можно и 30 км за 6–7 часов. Все зависит от рельефа и погодных условий. В итоге за день мы прошли около 5 км, и потратили на переход 9 часов. Много это или мало? Можно судить только со стороны. Когда ты оказываешься на маршруте, то понимаешь сколько факторов влияет на весь процесс в целом. Нам повезло, прежде всего, с погодой: отсутствие осадков и ветра. Общее состояние группы — нормальное, устали. Оказавшись на высоте 3 400 метров, мы завороженные смотрели на лучи солнца, прорывающиеся сквозь облака над горой Джимарай-хох, и буквально ощущали каждое дыхание ледопада Майли.

Олеся на стоянке «Крест». 3400 метров

Высоту 3400 взяли

Лагерь на 3400 метров называется «Крест». Такое необычные название закрепилось не просто так: более 10 лет назад здесь установили деревянный крест с иконой Божьей матери Державная. Как говорят бывалые на Казбеке альпинисты: в память о погибших на горе. Есть традиция оставлять у иконы помин в виде конфет, сахара, чая.

Лагерь «Крест» имеет большое количество мест под палатки. Раньше в «жаркий» летний туристический сезон стоянок обычно не хватало, и трудолюбивые альпинисты обустраивали новые. Кроме того, из доступных функций лагеря: «жидкая» вода (как выразилась одна туристка, спустившаяся с верхнего лагеря 4200), камень «связи», где ловит мобильная сеть.

Привет, Казбек! Восхождение на пятитысячник Кавказа

Бомбический закат в награду за труды

В этом лагере мы задержались только на одну ночь. И пока нам «фартит» с погодой решили утром идти в лагерь на 4200 метров под пик ОЖД, и уже там проходить основную акклиматизацию.

День 3. 16 августа

План дня: подъем из лагеря «Крест» до верхнего лагеря под пиком ОЖД. Перепад высоты: 3400 — 4200 метров

Утром 3-го дня мы проснулись в 6 часов. Первым делом выглядываем за борт палатки: виды просто ВАУ! Смотрим друг на друга: немного опухшие. Вода давала о себе знать, которую употребляли накануне вечером. Завтрак у нас получился быстрый: каша, какао, печенье.

Вид из нашего отеля «1000 звезд» утром

8–20. Сбор вещей и в путь. Свою цель мы уже видели, и при этом идти не становилось легче. Порою казалось, что рюкзак стал еще тяжелее, а ноги ватные, и это вполне объяснимо: при недостатке кислорода организм ослабевает и тем самым любое лишнее движение и напряжение отягощает состояние. Шли медленно, часто останавливались, перекусывали КМПшками, фоткались и снимали контент для будущего фильма. Рельеф в этот день оказался не сложным. Каменистые и осыпные участки, небольшой кусок снежника. На высоте 3700 метров встретили ребят, которые спускались с Казбека. Очень интересно было общаться со всеми, кто встречался нам на пути. Одни говорили, что гора простая и ничего сложного нет, другие наоборот пугали трудностями подъема.

Верхняя часть тропы к стоянке 4200. Вид на Кармадон

Ледник Майли. Джимарай-хох

По времени шли 6 часов, то и дело поглядывая в приложение MAPS.MЕ, пытаясь оценить сколько остается идти в метрах. Кстати, классное приложение, пользуюсь им не первый год. Указаны подробно тропы и дороги в горах и городах. Работает даже без наличия сотовой связи и интернета.

14–30. Последние метры по тропе, и мы видим Казбек. Все счастливы. Эйфория охватила нас в первые 15 минут. Мы смотрели на Казбек, а он на нас. Невероятное чувство, когда ты видишь гору воочию, а не на картинке.

Первое свидание с Казбеком

Ставим лагерь. Идем за водой. Здесь нет цивилизации, только ты и горы. Поэтому необходимо заранее заботиться о своем комфорте. Чтобы вечером и утром не топить снег для приготовления пищи, мы с Максом пробежались по лагерю и обнаружили пару пустых пластиковых бутылок, одна из которых оказалась на 5 литров. В итоге, собрав все имеющиеся бутылки, и наполнив их — у нас в запасе более 10 литров воды. Этого хватит минимум на 2 приема пищи нашей небольшой команде. Днем ледник тает и воду проще собрать в емкости, нежели вечером. Природный «краник» закрывается после 19–00 (температура опускается и снежник на леднике прекращает таять).

Палаточные «гнезда» на 4200. Наша — слева

Место под палатку в лагере «4200» выбрали пониже, так как опасались ветра, которого так и случилось. На этой высоте мест под палатки более десятка, и заняты оказались только 3: мы и еще пару палаток. После обеда — заслуженный сон, отдых. Теперь нам оставалось пройти остальную акклиматизацию и дождаться хорошей погоды. Вообще, нам с погодой во все дни повезло, Казбек оказался благосклонен к нам. Вечером мы выползли из палатки и разбрелись по лагерю. Завороженные стояли на смотровой площадке, и видели как утопает долина Кармадона в облаках. Также состоялся сеанс связи с родными и близкими. Сеть ловит, нестабильная. Ужин и снова отдых.

Закаты на Казбеке особенные

Штурмовой лагерь 4200 под пиком ОЖД

День 4. 17 августа

7–09. Проснулись на высоте 4200. Открываем палатку, выглядываем. Казбек. Здорово! До него уже близко. Сегодня стоим не месте. Отдыхаем. Акклиматизируемся небольшим восхождением на пик ОЖД. Запланировали ледово-снежные занятия. Учимся зарубаться ледорубом, правильно ходить в кошках и в связке — очень важный пункт любого восхождения. Даже если ты бывалый в горах и в совершенстве владеешь техникой, никогда не помешает повторить и поделиться опытом. В горах твоя группа, как одна семья. Отсутствуют регалии, статусы, и ценятся человеческие качества.

Утро на Казбеке. Вид из палатки

Тот самый клуб путешествий «GuideKavkaz»

Эйфория от Казбека

ОЖД — аббревиатура, которая расшифровывается Орджоникидзевская железная дорога. Именно Орджоникидзе в Советские годы назывался город Владикавказ. В горах множество вершин названо абберивиатурами, например, в Приэльбрусье существует пик МНР, т. е. Монгольской Народной республики. Пик ОЖД располагается рядом с ночевками и шли мы к нему около 15 минут, зато какие с него открываются виды на ледники Казбека, Дарьяльское ущелье и горы Ингушетии и Чечни. Кстати, под пиком ОЖД уже проходит граница России и Грузии. Немного о самом Казбеке.

КАЗБЕК — 5033. Россия, Центральный Кавказ, Боковой хребет. Стратовулкан. Последнее извержение датируется 750 г.д. н. э. Входит в список десяти вершин Российской Федерации для присвоения звания «Снежный барс России». Существует около 20 названий: Мкинварцвери — грузинское, Урсхох — осетинское, Бешлоамкорта — ингушское, Башлам — чеченское. Оригинальное «Казбек» — видоизмененное «Хьаз» — высота, «бек» — князь, то есть «Князь высоты». Первое восхождение на вершину Казбека, известное в истории европейского альпинизма, совершили в 1868 году англичане 23-летний Д. Фрешфильд и его команда со стороны Грузии. Со стороны России — А. В. Пастухов из Кармадонского ущелья в 1889 году.

Еще один интересный факт: все современные восхождения на Казбек осуществляют со стороны его северного склона, как из России, так и из Грузии. Граница двух стран проходит четко по Восточной вершине (5033), а вот тропа к ней — по территории России. Соответственно, альпинисты идущие со стороны Грузии (юга Казбека) незаконно пересекают границу с Россией, поднимаются на Казбек и возвращаются на юго-восток. Со стороны Грузии идти проще, и гора классифицируется в альпинизме -2А, из России — 2Б.

Встречая накануне альпинистов, которые спускались с горы, мы слышали от них предупреждения:

«грузинские гиды водят на Казбек толпы, более 100 человек на узкой тропе, и можно элементарно застрять в очереди на вершину».

Закат перед восхождением

Что это означает для нас? 1. Ухудшение погоды в любую секунду, что впоследствии может сыграть против нас, и мы вовсе можем не попасть на вершину. 2. Ухудшение физического состояния, и как следствие проблемы со здоровьем. 3. Эстетическое наслаждение процессом восхождения может испортить руганью и нервами на тропе со другими восходителями. Понимая все это, решаем выдвинуться на восхождение не 2–3 ночи, в полночь, и как выяснится потом, это правильное решение.

ВОСХОЖДЕНИЕ НА КАЗБЕК

День 6. 18 августа

23.00 Просыпаемся. Быстрый прием пищи и чай. Обязательный туалет, поскольку в ближайшие часы его совершить будет проблематично. Надеваем теплые вещи, страхсистемы, кошки, каски, налобные фонари. Складываем в рюкзаки: веревку, ледобуры, аптечку, перекус, чай в термосах, еще пару вещей и в путь. Команда в приподнятом настроении. Даже не верится, что выходим на Казбек.

Готовимся выходить

00–07. Ночь. Выходим на ледник. Идем по вешкам и тропе. Прогноз погоды: ясно, усиление ветра прогноз обещал к утру до 25 км/ч. Хотим успеть в погодное окно. Идем по леднику друг за другом. Темп хороший, даже немного становится жарковато. Останавливаемся под команду: «Минутка», что означает кратковременный отдых на минуту. Через 40 минут вдалеке увидели яркие огни ночного Владикавказа. Город еще спит, а мы уже нет.

01–38. Вышли на ледовое плато под Казбеком. Отдыхаем. Пьем чай и едим КМПшки. Обмениваемся впечатлением о физическом состоянии: общее самочувствие нормальное. Высота уже 4500 метров. У Олеси барахлит фонарик, меняем батарейки на новые. Хорошо, что прихватили запасной комплект с собой. Также важный совет: каждый раз проверяйте состояние кошек на привалах, особенно перед выходом на сложные участки тропы. Почему такой совет? Расскажу чуть позже.

Готовим веревку для связки

02–22. Готовим «связку». Что это такое? Группа альпинистов, связывается общей верёвкой, с целью безопасного преодоления сложного горного рельефа. Помните Высоцкий пел:

Если друг оказался вдруг,

И не друг, и не враг, а так…

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, —

Парня в горы тяни — рискни! —

Не бросай одного его:

Пусть он в связке в одной с тобой —

Там поймешь, кто такой.

Человек, идущий с тобой в связке обычно ближе любого родственника и друга. В этом человеке, ты должен быть уверен, как в себе, иначе… Но не будем о грустном. Безопасность в горах — главное! Нас четверо, поэтому все связываемся одной веревкой. Все! Let`s go! Заходим на Грузинскую тропу. Достаточно узкая, сантиметров 40–50, не то, что тропа на южном склоне Эльбруса, раскатанная многочисленными ратраками. Тропа запорошена снежной крошкой, похожей на пенопласт, идти по ней местами легко, местами не очень. Дует ветер.

— Связка, стоп! У меня кошка сильно развязалась?! — кричу всем Я.

Такого поворота не ожидал. Со стороны покажется «завяжи и иди» дальше, но в моем случае не все так просто: поскольку я стоял на узкой тропе с контруклоном в 45–50 градусов. Тропа заметена. Темно. Ребята стали на ледорубную самостраховку, а я находясь с ними в связке, вырубил в снежной корке полку, на которой смог разместиться и завязать кошку. Потерять кошку означало потерять часть индивидуальной самостраховки на склоне. Поставить под угрозу не только мое восхождение, но и всей группы. Я не мог всех подвести!

Идем выше и выше. Рассветает. Нас обходит 2 немца, и вместе с ними собака. Потом выяснится, что собака ходит из грузинского лагеря с альпинистами на гору регулярно, так как они ее подкармливают.

Подаренный Казбеком рассвет

05–56. Подходим к снежно-ледовой трещине на склоне горы. Перешагиваем ее, благо она забита снегом. Высота 4780 метров. До седловины уже близко, но идти получается не быстро из-за высоты. Темп группы низкий. Виды фантастические.

Выходим к седловине

07–00. Вышли на седловину Казбека. Ура! Отдыхаем. Макс пьет чай. Аня общается с собакой. Олеся снимает контент. Я закрепляю кошки, которые предательски чуть не подвели всю группу на подъёме. Снова вспоминаю Высоцкого:

Ну вот, исчезла дрожь в руках,

Теперь — наверх!

Ну вот, сорвался в пропасть страх —

Навек, навек.

Для остановки нет причин —

Иду, скользя

Обсуждаем, как подниматься на вершину, глядя как на нее карабкаются другие восходители. Кажется, местами встречается лед и плотный фирн.

Привет, Казбек! Восхождение на пятитысячник Кавказа

Вид с седловины на юг в Грузию

Отдыхаем на селовине

07–30. Идем на вершину. Еще одно испытание ждало Макса и Аню на подъёме: развязались кошки у обоих. Как такое может быть?! Как будто Казбек нас испытывал на прочность, подкидывая ситуации. Но это скорее человеческий фактор.

Привет, Казбек! Восхождение на пятитысячник Кавказа

Вышли на тропу к вершине

08–55. Казбек! 5033. Аааааа! Вершина. Хочется кричать, петь, прыгать от счастья, плакать. Мы здесь и сейчас! Мне кажется Я в раю! Танцую. Записываю сторис первых эмоций:

— Ребята, вершина наша! Ценой неимоверных усилий мы ее взяли! Как тут красиво, это не передать…

Вышли на Казбек

Погода супер, несмотря на стабильный ветер. Вдалеке видим Эльбрус, Дыхтау, Коштантау, горы Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии, Чечни и Дагестана, и море из облаков под ногами. Как же нам повезло с погодой, и ради этих красок и стоит сюда идти. Я счастлив!

Казбек, 5033

Танцую на вершине

09–20. Спускаемся с вершины на седловину. По пути встречаем около 50 человек, все они идут в своих связках. В основном коммерческие группы из Грузии. Нам повезло. Мы находились на вершине без толпы, и в этот момент она стала нашей. Освободили ее для других, таких же как и мы: тех, кто мечтал и хотел.

10–00. На седловине. Сейчас она залита солнцем в отличие от утра. Отдыхаем перед спуском, ведь восхождение еще на закончено. Впереди один из самых сложных этапов: спуск в лагерь к палатке.
Как правило, многие дилетанты считают, что восхождение — это когда ты стоишь на вершине и раскинув руки в сторону, кричишь: «Ура!». Не так. Это только часть процесса. Обратный путь многим восходителям дается сложнее из-за истощенности организма, поскольку кучу сил ты потратил идя к вершине. У нас силы оставались. Не расслабляемся! Нужно идти пока ветер не усилился, каждая час-минута имеют значение.

Развилка двух троп

11–19. На развилке троп. Фух! Сложная часть тропы позади. Снова отдыхаем. Кто-то присел, кто-то прилёг. Аня захотела кушать, Макс пить, а я просто полежать на рюкзаке. Только Олеся стояла, так ей было проще переносить обратную дорогу. Иногда лучше не садиться и не ложиться, чтобы быть в сознании. Увидели ребят, которые также спустились с горы, и направлялись в Грузию. Сказали, что им не удалось сделать погран.пропуск быстро, и поэтому они поехали в Степанцминду. Решили взойти со стороны юга. Вообщем, обратно шли не быстро, то и дело останавливались, видели вдалеке лагерь и мечтали о горячем чае.

На спуске к лагерю. Гора Спартак слева

12–26. Мы в лагере. Снимаем кошки, снаряжение, теплую одежду. Пьем чай, едим. И теперь приходит осознание произошедшего. Уставшие, но довольные собой, своим маленьким подвигом, легли отдыхать. Проспали 4 часа. Вечером ужин и даже немного горячительного. Теперь можно отметить: «Ура! За вершину!» Мы благодарили Казбек за эмоции. Аня закрыла свой гештальт, поскольку в прошлом году ей не удалось взойти из-за плохой организации похода. Такое тоже бывает. Важно выбирать себе правильных проводников!

День 7. 19 августа

07–00. Ночью выпал снег, и палатку чуть накрыло. В горах погода меняется моментально. Нас уже ничего не держало на высоте 4200, и мы решили спуститься к горячим Кармадонским ваннам. Сбор вещей произошёл быстро. Продуктов оставалось мало. И мы скользили вниз по склону, к лагерю на 3400 и затем к скальным перилам. На спуске встретили множество групп, которые также как мы пару дней шли медленно и тяжело в гору. Мы пожелали им удачи, они нас поздравили с горой.

Встретили местного портера, который буквально бежал вверх с рюкзаком. Портер — горный носильщик вещей, который за 300 руб/кг сможет дотащить ваш груз в лагерь на 3400. Живет в летний сезон в палатке у горячих ванн, и таким образом зарабатывает на жизнь.

Снег в лагере 4200

Спуск по заснеженной тропе

Описывать спуск подробно я не стану, так как он проходил по маршруту нашего подъёма. На спуске нужно быть всегда внимательным, следить за каждым шагом: может полететь камень, а можно соскользнуть по снежному кулуару. Идти лучше компактной группой, не разрываться.

Вышли на ледовую Морену. Впереди Кармадон

13–00. Вышли на пологую часть ледника Майли, спустившись с ВИА-Ферраты. Всей команде понравилось идти по тросам вниз. Элементы скалолазания не где-нибудь на учебных склонах, а сразу на маршруте, что встречается крайне редко, тем более на Кавказе.

14–30. Ставим лагерь у горячих ванн. Обед. Купание. Как сказал один старый фотограф-альпинист, который несколько дней жил уже у ванн:

«Восхождение на Казбек — это хороший повод посетить верхние Кармадонские горячие ванны»

После восхождения горячие ванны ощущаются как-то по-особенному. Расслабляемся. Не верится, что все подходит к завершению. Грустно.

Привет, Казбек! Восхождение на пятитысячник Кавказа

Давно мечтал посетить верхние ванны

День 8. 20 августа

08–00. Покидаем ночевки и горячие ванны. Буквально бежим вниз по долине Геналдона, а еще какие-то 6 дней назад мы медленно шли здесь и не знали, что ждет впереди.

Горы, до свидания!

13–00. Прошли паспортный контроль у пограничников. Обязательный пункт. Также связались со службой МЧС Северной Осетии: они поздравили нас с восхождением и успешным возвращением! В селении Тменикау нас ждала машина, а уже через 2 часа мы вкусно обедали во Владикавказе. И мы не переставали говорить: «Спасибо тебе, Казбек! Ты сделал нас чуточку сильнее»

Именно так: как к живым мы и относимся к горам. В этом и заключается наше жизненное кредо.

Послесловие

Любое восхождение, не важно на высокую гору или низкую открывает нам путь к себе, к своему характеру, привычкам, эмоциям. Дает нам стимул к развитию и работе над ошибками, делает нас сильнее морально, и открывает другой духовный мир.

Закончу словами:

Жизнь — на вершины всходить и взойти.
Жизнь — это значит не сбиться с пути.
Трудно? Но пусть не робеет душа,
В снежную бурю, под ветра гуденье
Будем карабкаться, трудно дыша.
Жизнь — восхожденье. Жизнь — восхожденье.
Манит вершина, светла и строга,
Золотом солнце покрыло луга,
Снежные вихри на каждом шагу
Тщетно пытаются сеять смятенье,
Все ж мы дойдем, утопая в снегу,
Жизнь — восхожденье. Жизнь — восхожденье.
Жизнь — это значит дорога крута,
Жизнь — это вечно в глазах высота.
Видеть вершину всегда пред собой,
Видеть сквозь бурю, сквозь тучи препятствий,
И по камням, по тропе ледяной
Все подниматься! Все вверх подниматься!

Кайсын Кулиев, 1955

P.S: Если Вы дочитали до конца мой опыт, значит Вам не составит труда оставить сердечные благодарности и написать пару слов в комментариях в поддержку автора, который 3 дня готовил эту статью:)) Всем добра!

Цикл материалов "ПУТЕШЕСТВИЯ по КАВКАЗУ"

1. 5 вариантов добраться из аэропорта Минеральные Воды в Кисловодск или Пятигорск?