Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была 28 апреля 23:43

Москва — Россия Июнь 2023

Территориально Измайлово находится относительно недалеко от района, где я родилась и выросла, поэтому бывать там мне приходилось не раз. В школьные годы мы выбирались купаться на Измайловские пруды и речку Серебрянку. Помню также вернисаж, который работал на Измайловском острове в конце 80-х, и что-то вроде блошиного рынка.

Измайлово. Азбука русского зодчества

В начале 90-х на Измайловском рынке, одно время, было что-то вроде толкучки, на которой можно было разжиться шмотками: здесь в равной мере предлагались «самопал» от швейных корпоративов и «форца» от челноков.

Позднее в Измайлово появились первые сувенирные киоски, со временем преобразовавшиеся в торговые ряды из деревянных павильонов.

Измайлово. Азбука русского зодчества

Чем только не завлекали иностранцев! Купить можно было все, от ушанки или буденовки, до расписанных вручную шахмат, кружек и т. д. и т. п.

Мне подобные места не настолько интересны, чтобы ехать туда специально, но на Вернисаже торговала моя подруга, поэтому я все же частенько туда наведывалась.

Однако этим летом мы с дочкой стремились в Измайлово не ради рынков, толкучек или сувениров. Теперь это место оказалось в топе моего списка достопримечательностей, которые очень хотелось посмотреть. Потому что за то время, что мы не бывали в Москве, здесь успели выстроить уникальный культурно-развлекательный комплекс с имитацией архитектуры начала 17 века.

Измайлово. Азбука русского зодчества

Я никогда не страдала снобизмом, и от слова «новодел» меня коробит, — всегда ощущаю в нем неуважение к вложенному строителями труду. Конечно, огорчают примеры излишне грубой реконструкции, когда, приводя в порядок тот или иной исторический памятник, реставраторы увлекаются и буквально строят новое, в ущерб исторической правдоподобности. Но в Измайлово не тот случай. Возведенный здесь комплекс — это качественная стилизация в стиле неоисторизм. Он дает возможность нам и нашим детям воочию оценить образцы русского зодчества 16–17 веков.

Кроме того, все строения комплекса настолько красочные, что ещё издали становится понятно — он не претендует на звание монументального памятника истории, но приглашает нас в русскую сказку и обещает приподнятое праздничное настроение.

Измайлово. Азбука русского зодчества

Вообще, настроение в тот день и так не подкачало, поскольку к нашей с дочкой прогулке в Измайлово присоединились Максим и Виктор.

Кремль построен по принципу укрепленного городища — в древности именно такие структуры были оптимальны для выживания. Внутри поселения как правило располагались жилые покои феодала и церковь, а к городищу примыкали ремесленный посад и рыночная площадь.

В качестве «жилых покоев» в Измайловском кремле выступает Дворец русской трапезы. Он находится в самом центре комплекса и буквально поражает своей архитектурой, основой для которой послужили оставшиеся планы московских дворцов и усадеб царских времён, а также гравюры известного русского гравёра Ивана Зубова.

Измайлово. Азбука русского зодчества

Глядя на это великолепное сооружение, можно наглядно изучать древние традиции русского зодчества. На Руси, богатой лесами, за века деревянного строительства сформировалась своеобразная красочная архитектура с изобилием резных украшений. Она радостная, праздничная, как расписное пасхальное яичко.

У крыш богатейший декор: тут вам луковичные купола, и примеры «бочек» и шатров. Роспись крыш яркая и броская, с красочными треугольными, ромбовидными и чешуйчатыми орнаментами.

Измайлово. Азбука русского зодчества

А помимо особенных крыш, сколько других прекрасных деталей: наличники, балюстрады, консоли… И, в качестве образца деревянной скульптуры — фигуры мифологических грифонов, символизирующие власть и могущество.

Внутри многочисленных сооружений Измайловского кремля расположился целый музейный комплекс. Музеи небольшие, тематические: есть музей оружия и музей русской водки, музей бабы Яги и галерея «Арт-Кремль», наполненная предметами антикварной мебели, для воссоздания атмосферы старинной усадьбы.

Измайлово. Азбука русского зодчества

Даже есть действующий ЗАГС.

Измайлово. Азбука русского зодчества

Мы побывали в сказочном музее бабы Яги. Зачем, не знаю, просто так, под настроение.

Как в любом достойном комплексе для досуга, в Измайловском кремле большой выбор мест для перекуса.

Измайлово. Азбука русского зодчества

И в смысле сувениров раздолье: на ярмарке «Вернисаж в Измайлово» предлагают самые разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства народных мастеров.

Вообще, нередко путешествуя в компании иврито-говорящих израильтян, я неплохо изучила их реакции, и могу уверенно сказать, что если бы группу привезли в подобное место, у всех наступил бы эстетический, гастрономический и фотографический экстаз. Во всяком случае, в восторг иностранцы приходят и от меньшего. Взять хотя бы реконструированную крепость Рабат в грузинском Ахалцихе.

Дочь моя тоже воспринимала все с ожидаемым воодушевлением иностранки. И, ха-ха, с большим напрягом узнала лишь одного из этих двух персонажей:

Измайлово. Азбука русского зодчества

А я впервые серьёзно задумалась о том, насколько же уникальна русская архитектура. И, вроде бы, явственно чувствуется азиатское влияние, но чего-то похожего сходу в голову не приходит. Самобытный, неповторимый стиль.

Очень важным объектом в комплексе является Храм Святителя Николая. Раньше, основывая поселение, в нем обязательно закладывали православный храм.

Измайлово. Азбука русского зодчества

При строительстве Измайловского кремля тоже не стали отступать от традиции и возвели деревянную церковь, которая на сегодня самая высокая в Москве. Мы, к сожалению, застали храм в строительных лесах, так что фото только на общем плане:

Понравилось, что резная главка, временно снятая (или новая) расположена при входе в храм и ждёт, когда её водрузят на место. Можно подробно рассмотреть.

Внутрь церкви мы, конечно, заглянули, и на колокольню поднялись, полюбовались сверху видом Измайловского кремля.

Пожалуй, если бы мы с дочкой поехали в Измайлово вдвоём, то зависли бы в развлекательном комплексе значительно дольше. Ели бы, пили, по ярмарке ходили, короче, так бы и развлекались.

Измайлово. Азбука русского зодчества

Однако, с нами был Максим, который к любым прогулкам по Москве относится вдумчиво, поэтому незаметно, за разговорами, мы покинули территорию кремля и отправились исследовать старейшее дворянское имение Москвы — Царскую усадьбу «Измайлово».

Люблю контрасты, особенно мгновенные. Например, как в этот раз, когда при переходе на Серебряный (Измайловский) остров, почти детские веселье и несерьёзность вдруг перетекли в состояние покоя и тихого очарования.

Измайлово. Азбука русского зодчества

Царская усадьба «Измайлово» ныне является памятником федерального значения. Эти владения, ранее принадлежавшие боярскому роду Измайловых, подарил боярам Романовым сам Иван Грозный в 1654 году. Позднее, по указу царя Алексея Михайловича, в имении был насыпан искусственный остров, на котором построили зверинец и создали галереи с лабиринтами, множеством зеленых беседок и цветников. Бывшие царские охотничьи угодья стали частью дворцового хозяйства, где в уникальных оранжереях начали выращивать диковинные по тем временам бахчевые: арбузы и дыни.

До наших дней мало, что дошло, увы. Имение пришло в упадок даже не после революции, а задолго до нее, когда российскую столицу перенесли в Петербург. Но это место успело сыграть свою особую роль в истории Отечества.

Измайлово. Азбука русского зодчества

Именно здесь в 1688-м году шестнадцатилетний Пётр (первый), наводя порядок и разбирая склады в загородном Государевом дворе, обнаружил суденышко иноземного производства — тот самый английский ботик, ныне всем известный, как «дедушка российского флота». Нидерландский плотник Брандт отремонтировал находку, установил мачту и парус, и на этом ботике молодой Пётр совершил свое первое плавание — по Серебряному пруду, речке Серебрянке и далее по Яузе.

Памятник Петру Великому в Измайлово (1998, скульптор Л.Е. Кербель)

После того, как в Российской империи появилась новая столица, Санкт-Петербург, Измайловская усадьба понемногу стала пустеть и разрушаться. В 1850 году по указу императора Николая I, в Измайлове была создана богадельня для ветеранов Отечественной войны 1812 года. Специально для богадельни архитектор К. А. Тон, оформил парадный въезд на остров с моста, украсив его чугунной аркой в стиле ампир. Арка должна была олицетворять триумф русского оружия и храбрости русских воинов. Но если честно, стоит представить в красках, как постаревшие и одинокие ветераны «триумфально» отправляются через эту арку в свой последний приют, делается грустно.

Чугунная арка (триумфальные ворота) в усадьбе Измайлово, памятник архитектуры 1859 года.

Сразу за воротами был разбит сквер и установлен чугунный фонтан в виде чаши, украшенной головами четырёх львов. Фонтан на месте. Не знаю, тот ли самый. Он находится перед зданием отреставрированной Покровской церкви.

Измайлово. Азбука русского зодчества

Покровский храм воздвигли в центре острова в 1680 году, и он был одним из грандиознейших сооружений в России того времени. Каменное строение, сравнимое размерами с современным шестиэтажным домом — только представьте, каким величественным оно было в глазах людей, живших в 17 веке.

Убранство Покровской церкви не сохранилось, ни пятиярусный иконостас внутри, который оформляли лучшие живописцы и резчики, работавшие в Кремле, ни фасады снаружи. Когда-то своды (закомары) были полностью покрыты изразцами. Реставраторы определили, что для заполнения всего обширного поля закомар мастера использовали всего шесть типов изразцов, политых золотисто-зеленой глазурью. Так что Покровский храм, пусть и отреставрированный, не вернулся к нам пока во всем былом великолепии.

А вот Мостовая башня, наоборот, выглядит, как конфетка. Я видела в сети фотографии этого сооружения до реставрации и, должна сказать, изменения радуют. Трёхъярусная Мостовая башня (1671–1679) была частью каменного арочного моста через Серебряный пруд.

Измайлово. Азбука русского зодчества

Башня служила парадным въездом в усадьбу Измайлово. В первом её ярусе находились стрелецкие караульни, во втором — комнаты звонарей, на третьем, самом верхнем, была колокольня соседнего Покровского собора. Второй этаж использовался также, как отапливаемая палата для приемов гостей. До сих пор на углах четверика (крытой галереи) башни можно видеть трубы от утраченных печей.

Мостовую башню также, как и Покровскую церковь, украшают изразцы, их здесь 384 (288 расположено на завершении первого яруса, 96 — между вторым и третьим ярусами). Их сохранение и воссоздание представляло наибольшую сложность для реставраторов. Что интересно, во время своей длительной и кропотливой работы специалисты обнаружили, что изразцы первого яруса уже были воссозданы — в 1840–1850-х годах. Как и на утраченных полихромных изразцах, здесь изображены фрукты и птицы, символизирующие райский сад.

В качестве примера фото из музея усадьбы: панно изразцовое рельефное полихромное из четырех изразцов «Птица с плодами» (из декора колокольни церкви Святых Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках, - 1689 год).

Вместе с тем выяснилось, что изразцы, расположенные между третьим и вторым ярусами, — подлинные изразцы XVII века. Их реставрация проходила прямо на месте. К изразцам я сейчас вернусь, осталось закончить пару абзацев об усадьбе.

В советское время в помещениях Мостовой башни и даже в воротах Государева двора были устроены коммунальные квартиры. Поразительно, хотя вроде не должно удивлять, из фильмов и книг мы все знаем, как остро у молодого государства стоял квартирный вопрос.

Измайлово. Азбука русского зодчества

Передние и Задние ворота Государева двора были построены в 1682 году в центре стены, разделявшей двор на хозяйственную и парадную части. Их строили по единому чертежу, заимствуя некоторые архитектурные особенности ворот в Коломенском. Сейчас эти ворота считаются одним из наиболее ранних сохранившихся памятников в стиле «нарышкинского барокко».

И последнее. В бывшей царской вотчине сохранилось главное здание усадьбы, в котором сейчас находятся различные музейные экспозиции. По совету Максима, мы посмотрели экспозицию «Печи и изразцы».

По идее, можно бы написать об этом отдельный отзыв, но в нем тогда придётся искусственно дотягивать общую тональность восхищения, которая в данном рассказе, надеюсь, присутствует сама собой и с самого начала. Поэтому коротко и самую суть: увиденное стало открытием и заставило меня изменить всю систему собственных приоритетов, которая сложилась на основе впечатлений, привезенных из прежних путешествий.

Измайлово. Азбука русского зодчества

До сих пор я считала Португалию и Испанию непревзойденными в смысле изготовления «фасадной» керамики азулейжу, а также отдавала должное восточным странам, которые достигли совершенства в плиточной отделке мечетей и дворцов. И всё это лишь потому, что «там» сохранилось множество примеров, а в России многое утрачено и едва-едва начинает восстанавливаться.

В отличие от иноземных образцов керамической плитки, русские изразцы не только красочны, они ещё и рельефны.

Рельефы с изображением Евангелистов из Свято-Данилова монастыря в Москве. Изготовлены в 17 веке мастером Степаном Ивановым по прозвищу Полубес. Выше - изразцы керамической надписи с колокольни церкви Мучеников Адриана и Наталии, что в Мещанской слободе (1688 год).

Сюжетов росписи — великое множество, в том числе и жанровые сценки, которые, собранные в цельное панно, превращаются в иллюстрированный рассказ.

Измайлово. Азбука русского зодчества

В экспозиции значительное место занимают камины и печи немецкого и финского производства, которые украшали московские особняки и доходные дома во второй половине XIX века. Они очень элегантные, но их стиль именно европейский.

Изразцовый камин (1879), изготовленный на фабрике «Майсен порцелан» в Германии. Происходит из московского дома на Цветном бульваре, 15.

Тем интереснее сравнивать их элементы с теми, которые изготавливали в России 17-го века:

Фрагмент печи из Новоспасского монастыря (18 в.)
«Царь Соломон». Вставка в печь, 17 в.

Архитектурный стиль 17 столетия часто называют «московским узорочьем». Это было время расцвета русского изразцового искусства, когда яркими, многоцветными изразцами стали украшать не только печи, но и здания — церкви, колокольни, терема.

Измайлово. Азбука русского зодчества

Все последующие дни своего пребывания в Москве я мысленно возвращалась к открытию, сделанному в маленьком музее изразца: на Руси умели делать не хуже, чем в европах и на востоке. Теперь я знала, куда смотреть и замечала. А посетив Крутицкое подворье, где изразцовую отделку вернули на целый теремок, осознала, что «не хуже» — не то слово. Очень круто! Потому что не просто красиво, а, в очередной раз, — неповторимо, самобытно и радостно.