Турист Алла Шабалина (ala)
Алла Шабалина
была вчера 13:06

Библ — Ливан Март 2023

Ливанский город Джебейль в мировой истории известен под греческим именем Библос. Это один из древнейших постоянно населенных городов на Земле и объект ЮНЕСКО. Основали его хананеи больше семи тысяч лет назад, новому городу дали имя Гебал. Постепенно иноземные торговцы исказили его до Гибл. К тому времени, когда хананеев везде уже называли финикийцами, имя города звучало как Библ.

Некоторые исследователи утверждают, что судя по раскопкам, люди жили тут задолго до хананеев-финикийцев, стало быть, Джебейлю уже примерно 9000 лет. Как бы там ни было, непроглядная бездна времени существования Библоса спрессована в его земле во множество культурных слоев и упакована в наследие разных эпох. Вот сейчас мы идем по древнеримской дороге в сторону средневековой крепости, под стенами которой стоит архаичное поселение финикийцев.

Ливан, ч.6. Библос — память времени

В начале 12го века крестоносцы успешно завершили первый поход в Святую землю и, чтобы утвердиться на завоеванных территориях, стали быстро насаждать крепости по всему Ближнему Востоку. В Библосе франки возвели небольшой, но мощный по тем временам замок с четырьмя угловыми башнями. В центре поставили главную башню с толстыми стенами — могучий донжон. О масштабах цитадели можно судить по маленьким человечкам, едва заметным на фоне стены.

Замок крестоносцы посадили на древнеримский фундамент, а для кладки стен использовали каменные блоки из построек предыдущих эпох. В дело пошли даже античные колонны — уложили их так, будто воплощали продуманный дизайнерский проект.

Ливан, ч.6. Библос — память времени

Крепость была окружена глубоким рвом, через который построили монументальный каменный мост. Рва больше нет, но единственная дорога в крепость по-прежнему проходит через этот высокий мост.

Мы вошли в замок, и внутри башни поднялись на смотровую площадку.

Фото: © arxitektor

Хорошо бы забраться на самую высокую центральную башню, виды оттуда должны быть получше, и площадка там есть, но донжон был закрыт.

Ливан, ч.6. Библос — память времени

С угловой башни открывается панорамный вид на раскопки в сторону моря. В 19 м веке археологи обнаружили древний город под толстым слоем земли, на котором стояла деревня. 20й век снес деревню — ничего не поделаешь, серьезные исследования требуют жертв. Один традиционный ливанский дом 18го века решили оставить. По нему видно, как много грунта пришлось снять и вывезти, чтобы докопаться до древних руин. Одноэтажный домик с глубоким подвалом стал двухэтажным домом на высоком подиуме.

Перед ливанским домом из земли выступают стены главного финикийского храма Библа (справа на фото). Построен он в 3 м тысячелетии до н. э. Храм посвящен богине Баалат Гебал. Считалось, что она — владычица и покровительница города.

Ливан, ч.6. Библос — память времени

С крепостной башни хорошо видна финикийская городская стена и ближе к морю — классические колонны, установленные вдоль древней улицы во времена римской империи. Мы только что шли по такой же улице за пределами археологического парка.

Прямо под нами у крепостной стены раскопаны финикийские дома горожан 3го тысячелетия до н. э. Ранний бронзовый век! Вы когда-нибудь видели такие древние жилые постройки? Я — нет. Из такой глубины времени обычно доходят до нас только культовые сооружения, а здесь — целый квартал жилых домов! Тут, конечно, еще копать и копать, но уже сейчас видно, какими маленькими были комнаты и насколько узкими были улицы.

Ливан, ч.6. Библос — память времени

А здесь руины L-образного храма, который сгорел в 3 м тысячелетии до н. э. До сих пор неизвестно, кому он посвящен, Считается, что это самый древний храм Библа. Через несколько веков над ним был построен Храм Обелисков. Чтобы добраться до L-образного храма, археологи выкопали Храм Обелисков и перенесли его на 40 м в сторону.

Храм Обелисков — так ученые условно назвали непонятно кому посвященный храм, но в его дворе стоят многочисленные обелиски. Датируют храм примерно 21 м веком до н. э. На одном обелиске удалось прочитать надпись, и на ее основе сделали вывод, что, вероятно, храм посвящен богу Решефу. Этого древнего бога войны и первозданной природы почитали египтяне и многие семитские народы. Среди обелисков в центре фото есть камень с дырой — это финикийский якорь.

Ливан, ч.6. Библос — память времени

Мы уже спустились в археологический парк и подходим к уникальному некрополю 2го тысячелетия до н. э. Это 9 захоронений царей Библа. На дне вертикальных шахт, вырубленных в скале на глубину 9–12 м, в боковых нишах стоят каменные саркофаги. Нигде в мире не обнаружены подобные погребальные колодцы. Пока еще не все саркофаги подняты наверх, и не все поднятые покинули древний Библ.

В одну погребальную шахту можно спуститься по узкому тоннелю. Там вот уже больше трёх тысяч лет стоит на своем месте саркофаг финикийского царя. Судя по сколотым краям крышки, его пытались открыть, но, видимо, ничего не получилось — гроб по-прежнему закрыт. Полагаю, в такой тесной нише вскрыть саркофаг невероятно трудно.

Ливан, ч.6. Библос — память времени

Большую сенсацию в научном мире произвела вскрытая в 1923 году шахта царя Ахирама. На его базальтовом саркофаге обнаружили самую раннюю в мире надпись, состоящую из букв. До этого финикийцы, как и многие народы в то время, говорили на своем языке, а писали аккадской клинописью. Бурное развитие и активная торговля породили уйму различных списков, поручений и прочих документов. Писать приходилось очень много, а учиться грамоте — очень быстро. Наконец, финикийцам надоело заучивать огромное количество чужих крючков и они разработали первый в истории буквенный алфавит. 22 буквы вместо 600 аккадских символов — это был настоящий прорыв! Финикийский алфавит не содержал гласных, но и без них удобное линейное письмо быстро завоевало древний мир. В итоге финикийский протоалфавит дал развитие еврейскому, арабскому и европейскому письму. Греки добавили гласные, и на этой основе появились алфавиты всех европейских народов!

Саркофаг Ахирама давно переместился в бейрутский Национальный музей — там вообще много экспонатов из Библоса. Интересно, как долго еще неведомый царь, к которому мы спустились, будет оставаться в своей погребальной шахте? Оставим его покоится с миром и будем выбираться отсюда наверх.

Ливан, ч.6. Библос — память времени

Рядом с царским некрополем находится римская зона раскопок. Улицу с колоннами мы видели с башни замка, а вот амфитеатр на краю утеса открылся только когда подошли к колоннаде. В Библосе был небольшой театр, а сохранилось и того меньше, всего лишь пятая часть.

Построили театр в 218 году немного в другом месте. Чтобы раскопать под ним более древний культурный слой, археологи перенесли театр так же, как переносили Храм Обелисков,

Ливан, ч.6. Библос — память времени

Хананейское название города Гебал означает «Колодец Бога». Так же трактуется и финикийское Библ, ведь это всего лишь видоизмененное временем слово Гебал. Поселение и вправду образовалось вокруг единственного источника воды на скалистом утесе. По легенде, в этом месте счастливо завершилась длинная история страданий богини Исиды, и на радостях она подарила людям колодец. Жители ходили сюда за водой на протяжении всей истории Библоса вплоть до 1932 года! Культурные слои подняли уровень земли вокруг колодца, глубина которого и без того 20 метров. На защиту драгоценного источника встали подпирающие стены. Кстати, вам не кажется, что арабское Джебейль — это тот же хананейский «Колодец Бога»: Гебал — Гебейль — Джебейль?

Мы прошлись по финикийской зоне раскопок и немного по римской, но археологический парк Библоса — это мозаика артефактов разных цивилизаций. Есть тут доисторический квартал, хананейские храмы, античный бассейн, греческий водовод, персидская крепость, византийский квартал — много свидетелей истории города вышло из небытия после сноса деревни и снятия нескольких метров грунта. От этой сердцевины Библос наращивал свои вековые кольца, и чем ближе к центру, тем выше плотность построек разных эпох

Ливан, ч.6. Библос — память времени

Через какие-то 300 метров от крепости крестоносцев стоит Собор Иоанна Крестителя, построенный теми же крестоносцами в 1115 году. За свою жизнь храм испытал почтение и забвение, разрушался, восстанавливался и переосвящался несколько раз.

В отличие от утилитарной крепости, сложенной по-быстрому из того, что было, к церкви крестоносцы отнеслись с должным уважением — об этом говорят аккуратные стены и каменные украшения входа.

Фото: © arxitektor

При соборе работает скаутский колледж. Он разместился в красивом ренессансном здании напротив храма.

Ливан, ч.6. Библос — память времени

Собор Иоанна Крестителя находится на улице, ведущей в порт — через 5 минут мы пришли в один из самых старых морских портов на Земле. В эпоху финикийцев Библос был главным портом страны и одним из крупнейших в древнем мире.

С этого порта финикийцы экспортировали в Египет кедровый лес, вино и оливковое масло, обратно привозили, в основном, папирус. Египетский папирус имел желтый оттенок, и только в Библе научились его выбеливать. Дорогой, но красивый и качественный белый папирус пользовался большим спросов у греков, бумагу из Библа они так и называли — библос. Постепенно финикийское имя города Библ изменилось на греческое Библос, и все, написанное на белом папирусе стали также называть библос. Библио — множественное число от слова библос, которое означало несколько папирусов, скрепленных по одному краю, т. е. собранных в книгу. Отсюда и библиотека, и библиограф, а название Священного Писания «Библия» означает всего лишь «Книга». Выходит, если бы люди аккуратно воспроизводили имена чужих городов, главная книга христиан называлась бы Гебалия?

Ливан, ч.6. Библос — память времени

Теперь в старом порту швартуются прогулочные катера и небольшие рыбацкие лодки

На берегу посетителей ждут кафе и бары. Заглянув в первое попавшееся уличное кафе, увидела там три древних колонны, а на стене — каменные якоря, которым вполне может быть несколько тысяч лет. Я балдею! Им в Библосе некуда девать такое несметное количество исторических артефактов!

Ливан, ч.6. Библос — память времени

Нельзя в Джебейле пропустить Старый Базар, или Олд Сук. Со времен османской империи и по сегодняшний день тут идет оживленная торговля и работают уличные музыканты.

Старый Базар представляет собой квартал небольших улочек. Сегодня он обслуживает многочисленных туристов. Бывшие османские лавки, постоялые дворы и конюшни преобразованы в магазины, гостиницы и рестораны.

Ливан, ч.6. Библос — память времени

Охотникам за сувенирами однозначно надо идти сюда! Мы и идем — вон наши группа, а впереди «Чапаев на лихом коне»!

Фото: © arxitektor

Вдруг гид Оксана решительно предлагает зайти в лавку каких-то белых камней с силуэтами рыб. О, Господи, чем только не торгуют на Олд Сук! А, главное, кому нужна эта ерунда? Оказалось, это не просто лавка. Это музей фоссилий — подлинных окаменелостей морских обитателей, живших 100 миллионов лет назад! И называется музей-магазин под стать содержимому: Память Времени.

Ливан, ч.6. Библос — память времени

История музея семьи Аби Саад закрутилась случайно. Однажды дед нынешнего хозяина заведения Пьера, нашел в горах ископаемую рыбу. Ему стало интересно и он начал регулярно ходить на охоту за окаменелостями. Заразил этой страстью своего сына, а тот — своих четверых сыновей. Внук Пьер с головой окунулся в палеонтологию, стал ученым. В деревне Хьюла недалеко от Библоса они вместе с братьями купили участок карьера, плотно нашпигованный фоссилиями (классический танатоценоз) и в 1991 году открыли частный музей. В Памяти Времени выставлены окаменелости ископаемых рыб, креветок, кальмаров, скатов и прочих жителей доисторического моря. Специалисты отмечают уникальное качество фоссилий. Есть тут и редкие экземпляры, и единственные в своем роде с удивительной сохранностью мягких тканей.

И, чтобы окончательно добить убедить нас, что все тут настоящее, включая ученого палеонтолога, показали книги авторства Пьера Аби Саад, статьи о нем в серьезных изданиях, ведь он сотрудничает с разными университетами и музеями. Есть его находки и в Бейрутском музее окаменелостей. Компания ВВС сделала фильм о Пьере и его работе.

Ливан, ч.6. Библос — память времени

Пьер показал процесс раскрытия плитки известняка, добытой в карьере. Внешне по ней не понять, есть отпечаток внутри, или нет, поэтому очень аккуратно откалывают тонкие пластины. Маленькую рыбку обнаружили только в 3 м по счету осколке.

Я редко покупаю сувениры. По поему глубокому убеждению, сувенир должен быть аутентичным — созданный местным на месте, желательно из местных материалов. А еще он должен нравиться и быть доступным по цене. У нас есть две коллекции, которые мы пополняем в путешествиях, но не всегда удается найти что-то подходящее. Тем более, не вдохновляет сувенирный мусор за рамками коллекций. Но такое напоминание о стране, как здесь — настоящая находка! И это - совсем не ерунда! Только представьте, насколько это уникальный сувенир: подлинная сертифицированная окаменелость возрастом 100 млн лет, приобретенная в одном из древнейших городов мира!  Конечно, берём!!!

Тут, в Библосе закончилась ливанская часть нашего тура. Вообще-то, мы едем в Сирию, просто в этот раз Слава добавил в программу три дня в Ливане. Теперь-то я понимаю, насколько это было счастливое провидение, не пустившее меня в Сирию в прошлом году! Ливан, в который я ни разу не собиралась, захватил мой интерес с первого дня. Более того, этот первый ливанский день — еще один подарок судьбы, потому что по ошибке мы прилетели на сутки раньше и дополнительно к программе смогли посетить потрясающие места. За время тура многое увидели, еще больше не успели посмотреть — небольшая территория Ливана слишком плотно напичкана историческими, культурными и природными сокровищами. Плюс чистое море и хорошие пляжи! Думаю, на пару недель тут легко можно набрать приятных туристических занятий в спокойном темпе. С чистой совестью могу сказать, что Ливан стал для меня открытием года!