Турист Алла Шабалина (ala)
Алла Шабалина
была вчера 13:06

Джуния — Ливан Март 2023

Пещера ДЖЕЙТА ГРОТТО

Пожалуй, самым раскрученным чудом природы Ливана является пещера Джейта Гротто. Слава о необыкновенной красоте этой пещеры гонит сюда всех туристов, посещающих Ливан. Ну, может и не всех. Просто мне трудно представить туриста, у которого хватает глупости не посмотреть Джейту, потому что это надо видеть!!! А дома — рассказать друзьям. Только вот показать свои фото не получится — снимать в залах запрещено. На входе в пещеру кладем технику и сумки в шкафчик под ключ. Можно оставить в кармане смартфон, рамок-пищалок нет, но мне не хотелось воровато озираться на охранников, чтобы сделать шпионский кадр. Был у меня план, где взять фото, ведь показать неземную красоту Джейты все равно как-то надо. Но мой план с треском провалился, поэтому для иллюстрации рассказа использую фотографии из открытого доступа в ЖЖ Евгения Касперского. Чтобы сделать их, Касперский получал специальное разрешение в министерстве туризма Ливана.

Фото: © Е. Касперский

По сути, Джейта Гротто — это двухуровневая система пещер, соединенных короткими коридорами. Исполинские гроты верхнего уровня образуют сплошное подземное пространство протяженностью 2,2 км. Потолки в некоторых местах достигают высоты 120 м. Для посещения доступны первые 750 м — это три огромных грота!

Сначала мы попадаем в живую часть пещеры, здесь сквозь толщу горы по капельке сочится вода, поэтому продолжают расти сталагмиты и сталактиты. Эти два термина различаются только одной буквой, которая поможет вам никогда их не путать: сталагМит стоит на зеМле, а сталакТит висит на поТолке. Процесс сверхмедленный — образования подрастают на 0,5–4.5 см за 100 лет, т. е. меньше миллиметра за год! Глядя на гигантские фигуры, прикидываю, что растут они уже несколько тысячелетий.

В мертвой зоне сухо. Здесь все наросты застыли в неизменном виде, с тех пор, как на них упала последняя капля. Теперь, когда вездесущий человек пришел сюда, он обязан беречь и сохранять этот вроде бы реальный, но все же фантастический подземный мир. К тому же, в теле пещерных скульптур кроется тысячелетняя летопись климата на планете.

Иду и не перестаю удивляться колоссальным объемам пещеры и причудливой фантазией природы, предстающей, к тому же, в цветной подсветке. Довольно и трёх залов, чтобы обалдеть от восторга и почувствовать себя маленьким гномом в невероятном сказочном мире.

Фото: © Е. Касперский

Крутые коридоры соединяют верхний и нижний уровни Джейты, перепад высот порядка 60 м, но эти пути не для туристов. Мы выходим на улицу и мимо Стража Времени идем на другой вход.

Ливан, ч.5. Джейта и Харисса

Нижняя пещера намного длиннее верхней, ее протяженность 6,9 км, но в отличие от верхней, тут низкие своды. В пещере нет мостков, во всю ширь от стенки до стенки разлилась подземная река. Вода этой реки питает водопроводную систему Бейрута. Для осмотра гротов садимся в лодку и плывем вглубь горы. Когда мы были во втором зале, где охрана не могла нас видеть, гид Оксана разрешила сделать несколько кадров на смартфон. Добавлю их в слайдшоу в качестве доказательства, что мы там действительно были))

Фото: © Е. Касперский

Впечатления сумасшедшие! Я выплывала по подземной реке из грузинской пещеры Прометей, спускалась в глубину пещеры Зевса на Крите, но Джейта Гротто превзошла их и все другие пещеры, в которых я была до этого.

А теперь о провале моего плана.  Как-то я привыкла, что если не разрешают фотографировать, то на выходе продают хорошо сделанные профессионалами фотооткрытки. И давно поняла, что запрет на фото обычно оправдан, даже если не очевиден. Поэтому не собиралась фотать исподтишка в надежде купить в магазинчике открытки с видами Джейты, или еще лучше — диск. Так вот, отдельных фотографий пещеры не было вообще. Предлагали потертую гармошку с фотографиями отвратительного качества, я своим стареньким смартфонон снимаю лучше. К моей радости, после раскопок из-под прилавка извлекли единственный диск. Дома я поняла, что лучше бы его не нашли — такое же отвратительное качество фотографий, к тому же их мало, а видео на диске нет вообще. Не понимаю, что мешает магазину компенсировать запрет на фото хорошим видеоматериалом, всегда популярным у туристов, как обычно это делают в таких местах. Это была ложка дегтя, которая, впрочем, не смогла испортить огромную бочку меда.

ЛИВАНСКИЙ КЕДР

Из подземелья Джейты мы едем на гору Харисса. Склоны этой горы покрыты кедровым лесом и я, наконец, могу близко увидеть это легендарное дерево. С древнейших времен его ценная древесина пользуется огромным спросом. Священные ливанские кедры упоминаются в Библии, а мудрый царь Соломон использовал их для строительства храма в Иерусалиме. На протяжении веков кедр был символом Ливана. Он и сегодня присутствует на флаге страны. В Ливане говорят: мужчина должен быть надежным и сильным, как кедр.

Фото: © фото из интернета

Сегодня на планете осталось мало мест произрастания ливанского кедра. То, что в Сибири мы называем кедром, на самом деле — кедровидная сосна, она кардинально отличается от настоящего кедра.

Ливан, ч.5. Джейта и Харисса

Из-за феноменальной плотности древесины его называют железным деревом. Изделия из кедра считают вечными, они не гниют в воде, не пересыхают, жучки его не грызут. Эти качества и сгубили дерево. Массовая вырубка на корабли, мебель и прибыльный экспорт в безумных масштабах извели кедровые леса в традиционных областях распространения на Кипре и в Сирии. Появление паровозов чуть не привело к окончательному исчезновению кедра в Ливане — кедровое полено горит намного дольше любого другого.

Естественное воспроизводство катастрофически не успевает за уничтожением лесов. В кедровой шишке нет орешков, он размножается чешуйками. Те орешки, что мы употребляем как кедровые, на самом деле — сосновые. Отделившись от кедровой шишки, чешуйка должна улететь как можно дальше, без интенсивного южного солнца она не прорастет. В то же время кедру для развития нужен зимний снег, а с потеплением климата в южных горах все меньше и меньше снега. Такой набор необходимых условий делает очень трудным распространение железного дерева. Возможно, горы Ливана — единственное место на планете, где ещё растут кедры.

Ливан, ч.5. Джейта и Харисса

Кедр живёт по нескольку тысяч лет, но растёт очень медленно и только через 500 лет начинает «взрослеть». В детстве он похож на ёлку. Различить деревья можно по иголкам. У кедра они мелкие, короче, чем у елки, тем более — у сосны, и растут не по всей ветке, а пучками на расстоянии друг от друга. Чем старше дерево, тем больше иголок в пучке и тем плотнее хвойная масса укрывает ветку.

На шестом веку жизни макушка кедра начинает загибаться.

Ливан, ч.5. Джейта и Харисса

Постепенно верхушка дерева становится плоской — из веток формируется плато. Основные ветки принимают положение параллельно земле, а густая хвоя сверху накрывает их плотным покрывалом

Ливан, ч.5. Джейта и Харисса

В 20 м веке человечество, наконец, озаботилось сохранением уникального дерева — ливанский кедр занесен в Красную Книгу. Несколько кедровых рощ получили статус заповедников, а Хорш-Арз-эр-Раб, в переводе Божественный Кедровый Лес, включен в список ЮНЕСКО. Я хотела  увидеть настоящий кедр, и знала, что не будет времени на заповедник, поэтому надеялась на случайную встречу. И вот, в последний день Ливан неожиданно показал мне кедры на горе Харисса, да еще на разных этапах жизни!

Гора ХАРИССА

Впрочем, приехали мы на гору совсем по другому поводу. Здесь на высоте почти 700 метров над уровнем моря стоит почитаемая статуя Святой Девы Марии Ливанской.

В конце 19го века французы отлили бронзовую скульптуру, привезли ее в Ливан, установили на вершине горы и сказали: «Вот вам в подарок покровительница страны — Нотр Дам дю Либан»! Девятиметровая Дева Мария видна из любой точки прибрежного города Джуния, расположенного у подножия Хариссы. Оттуда каждый год в мае пешком поднимаются христиане к Ливанской Богоматери, чтобы зажечь свечу в часовенке, которая находится под скульптурой внутри высокого постамента. Сам постамент с наружной винтовой лестницей символизирует восхождение паломников на гору, а лестница ведет на верхнюю площадку непостредственно к Деве Марии.

Рядом со статуей стоит маронитский собор Нотр Дам дю Либан. Необычное здание из стекла и бетона, похожее на космопорт, появилось на горе в 1970 году. По задумке авторов, фасад собора в честь покровительницы Ливана должен напоминать национальный символ страны — ливанский кедр.

Ливан, ч.5. Джейта и Харисса

Тыльная сторона собора выполнена в виде корабля финикийцев, создавших на этих землях первую цивилизацию, из которой вырос Ливан. Вспомним, что финикийцы строили свои корабли исключительно из кедра.

Напротив Собора в кедровом лесу скрывается католическая базилика Святого Павла. Отсюда над кронами деревьев видна его высокая колокольня.

Ливан, ч.5. Джейта и Харисса

Конечно, в популярном месте есть сувенирный магазин — как ни странно, это здание с двумя крестами в то время, как на соборе мы не нашли крестов.

В магазине можно купить чудодейственные товары, иконы и разное по мелочи. Приятно и просто посмотреть — мне очень понравилась оригинальная иконопись на коре дерева.

Ливан, ч.5. Джейта и Харисса

С обзорной площадки Хариссы открывается панорамный вид на морское побережье. Где-то слева можно увидеть северные кварталы Бейрута, но где кончается Бейрут и начинается другой город — не разобрать. Отсюда видно, как плотно застроен берег Средиземного моря. Города сплошной чередой переходят один в другой. Между ними зажата и Джуния, куда мы должны спуститься.

Рельсовый фуникулер везет нас с вершины горы на уровень станции канатной дороги. Там пересаживаемся в кабинку и летим над кедровым лесом, соснами и крышами города Джуния.