Турист Алла Шабалина (ala)
Алла Шабалина
была вчера 13:06
Лучший материал
недели

Батрун — Ливан Март 2023

В марте 22г. мы с Андреем очень сильно кусали локти. Ну, никак не получалось принять предложение Славы поехать с ним в Сирию. А ух, как хотелось увидеть Пальмиру! И понималось, что другого шанса не будет — мы же не безумцы соваться без нянек в проблемный регион! Тему-то закрыли, но…что может быть естественнее веры в чудо? Оно и случилось! Случилось, как и полагается чуду — внезапно, ослепительно и вовремя! Ровно через год Слава (вот молодец!) неожиданно снова позвал в Сирию! Что? Через Ливан? Да хоть через Альфа-Центавру — едем!

Так, можно сказать — случайно, мы оказались в Ливане. На радостях при покупке билетов я ошиблась с датой начала тура. Вслед за мной повторили ошибку еще несколько человек. В итоге полгруппы прилетело в Бейрут на сутки раньше. Но мы уже знали, что лишний день совсем не будет лишним, а очень даже нужным, потому что обнаружив промах, договорились с гидом Оксаной на дополнительную экскурсию в сумасшедшее место, не включенное в программу тура.

Выезжаем из Бейрута, слушая вводную справку гида о Ливане — кому интересно, смотрите со звуком.

Гид Оксана

Впечатление от страны во многом зависит от гида — от того, что он может рассказать не только по программе, но и за ее рамками, а для этого надо жить в этой стране, знать ее изнутри. Оксана вышла замуж за ливанца и живет здесь 15 лет. Мы нещадно эксплуатируем этот факт — задаем кучу вопросов о повседневной жизни, которую обычный турист никогда не увидит. Поэтому многое из того, что я сообщу о Ливане, рассказано Оксаной (с нее и спрос, если что))) На фото она предпоследняя.

Водопад БААТАРА.

Водопад Баатара можно назвать чудом Ливанских гор. Над этим шедевром природа трудилась 160 миллионов лет.

До чего же необычный пейзаж! Поток воды высотой 225 м падает в пропасть, над которой нависают три этажа узких перешейков — понятно, почему за этим местом закрепилось еще одно название: Пропасть Трёх Мостов.

Мы свободно гуляем по среднему мосту. Ходи, где хочешь, заглядывай в бездну — нет ни ограждений, ни строгих табличек. Номинальная веревочка вяло намекает на опасность. А если поддашься бесовскому искушению постоять на самом краю и улетишь в пропасть, то сам дурак — тебя предупреждали. Не зря же Баатара получил неофициальное прозвище Глотка Дьявола. Люди с позитивным мышлением окрестили его водопадом Св. Георгия. Наверное, не упал — значит, победил гада! Такие вот мощные ассоциации возникают тут у народа.

Фото: © arxitektor

Впрочем, кому тут падать? Кроме нас и нет никого! Далеко не все ливанцы знают о своем сокровище, не говоря уже о туристах. Вообще, мир узнал о Баатара только в 1952 году благодаря открытию одного французского спелеолога. Редким путникам незачем было заглядывать за густые заросли в стороне от горной тропы.

Ливан, ч.1. Глотка Дьявола, стена и лимонад

Нам повезло увидеть водопад в полной силе — в марте его кормит тающий снег. По этой же причине не пошли за веревку на мокрый и скользкий карниз внутри пещеры — мы же не безумцы тешить дьявола. Говорят, летом поток пересыхает, но ходить туда все равно опасно. Вода и ветер продолжают работать над изменением вида Баатара. Как долго ещё продержатся мосты над пропастью — одной природе известно.

БАТРУН, ЮНЕСКО.

С заснеженных Ливанских гор мы спустились на берег Средиземного моря в город Батрун. Он входит в число древнейших постоянно населенных городов мира. Первые упоминания о нем датируются 15 в. до н. э., но считается, что город значительно старше.

Ливан, ч.1. Глотка Дьявола, стена и лимонад

Пока идем по улице с сувенирными лавками, которая на самом деле не улица, а сук, т. е. старый базар оттоманских времен, немного слов о финикийцах, основавших Батрун и целую россыпь городов на территории Израиля, Ливана, Сирии и Палестины.

Ливан, ч.1. Глотка Дьявола, стена и лимонад

Примерно 7 тысяч лет назад хананеи пришли с Красного моря на восточный берег Средиземного и начали тут обживаться. Территория созданных ими полисов называлась страной Ханаан. Почему в истории они остались как финикийцы — науке точно не известно.

Одни считают, что «финикиец» пошло от египетского «строитель кораблей», ведь финикийцы были лучшими мореплавателями в древнем мире. Их корабли ходили по всему Средиземному морю вплоть до Атлантического океана.

Другие кивают на греков: Финикия по их теории означает «страна пурпура». Здесь из местных моллюсков добывали пигмент, на основе которого производили редкие красители высочайшего качества. Ярко-красный и темно-фиолетовый пурпуры не тускнели столетиями и были настолько дорогими, что их называли царскими, ведь только знать древнего мира могла позволить себе пурпурные одежды.

Оксана выдала версию, по которой опять же виноваты греки, но в этом варианте «финикиец» означает «красномордый». Не краснолицый, а именно красномордый — так насмешливо в Элладе прозвали моряков из Ханаана, у них после долгого плавания были красные обветренные лица. По этой причине сторонникам «красномордой» теории очень не нравится, когда славных хананеев обзывают финикийцами.

Так, или иначе, но название страны Финикия стало вполне легитимным и заменило Ханаан даже в документах того времени.

Тысячелетия уничтожили почти все, построенное финикийцами, тем удивительнее сохранность Финикийской стены в Батруне.

Ливан, ч.1. Глотка Дьявола, стена и лимонад

Первый раз вижу такой способ защиты от морских волн. Необычно и то, что основа этой стены естественная, не рукотворная. Это часть песчаной дюны, окаменевшей миллион лет назад. Для строительства зданий финикийцы начали вырезать из дюны песчаник, и, чтобы море не мешало разработкам, оставили переднюю стенку шириной 1–1.5 м. Проблемные места укрепляли камнями, а края понемногу достраивали, пока длина стены не достигла 225 м. Оказалось, стена не только хорошо защищает от штормов и приливов, но и серьезно тормозит захватчиков. Римляне в свое время продолжили добычу песчаника, а когда выгребли весь камень, стенку решили оставить — полезная оказалась вещь! Сегодня она местами обрушилась, но все еще сдерживает ярость моря.

Финикийскую стену мы разглядываем с галереи маленькой греческой церкви Св. Марии Морской.

Ливан, ч.1. Глотка Дьявола, стена и лимонад

Когда-то тут стоял древнеязыческий храм, потом из его блоков и на его фундаменте возвели византийскую церковь, а в 19в из этих же блоков сложили эту, Св. Марии Морской. В Ливане подобная преемственность культовых мест на протяжении тысячелетий встречается довольно часто. И то правда — чего добру пропадать? И место намоленное, неважно каким богам, и камни — в дело!

Табличка на церкви написана на 3х государственных языках — арабском, французском и английском.

Ливан, ч.1. Глотка Дьявола, стена и лимонад

В Ливане ребенок должен говорить на всех этих языках уже в 3 года, иначе его не возьмут в начальную школу. Готовит детей к начальной школе детский сад, куда ребенок обязательно ходит с 1 года. Честно, не понимаю, как родители не сходят с ума, силясь понять малыша, у которого еще жуткая «каша во рту», а он уже лопочет на нескольких языках. У Оксаны в семье в обиходе 4 языка (плюс русский). Сын запросто переходит с одного языка на другой, не путая их между собой. В общем, не бойтесь ехать в Ливан, проблем в общении с местными не будет — что ни спросите, а вы же наверняка спросите по-английски, вас поймут и ответят.

В старой гавани красуется маронитский собор Святого Стефана, он же — церковь рыбаков. Возвели его в начале 20в на месте небольшого храма времен Крестовых походов. Кто такие марониты, расскажу в следующей части.

Фото: © arxitektor

Ну, церкви — это для прихожан и туристов, а среди ливанцев Батрун славится вкуснейшим лимонадом. По словам Оксаны, именно в Батруне в глубокой древности был придуман напиток на основе лимонов и розовой воды. С тех пор местный лимонад пользуется неизменным успехом, и ливанцы обязательно просят знакомых привезти из Батруна этот напиток Богов. Да-да, когда я попробовала, именно так и подумала, — напиток Богов!

Ливан, ч.1. Глотка Дьявола, стена и лимонад

После стакана освежающего лимонада гулять легко и приятно. В закоулках исторического центра туристов почти нет. В древних домах продолжают жить горожане. По мере сил они поддерживают свои жилища и следят за чистотой вокруг них.

Фото: © arxitektor

Для сохранения общественных зданий в начале 21в был запущен проект реконструкции, в котором приняла участие и Россия. Тут же, на центральной площади старого города, находится Русский Дом — ливанский центр культурных связей с Россией.

Ливан, ч.1. Глотка Дьявола, стена и лимонад

Новые дома строят в стилистике старого Батруна, поэтому город сохранил атмосферу прошлых веков, не даром его называют живым музеем. При этом внутри зданий полно современных баров и клубов, ведь Батрун — весьма популярный в Ливане курорт. Оксана любит здешний пляж с мелкой белой галькой, благодаря чему вода в море всегда чистая. И в целом, ухоженный малоэтажный городок наполнен курортной безмятежностью.

Фото: © arxitektor

Бонусный день завершаем в прибрежном ресторане.

Ливан, ч.1. Глотка Дьявола, стена и лимонад

Мало того, что ни разу не желанный Ливан удивил и восхитил с первого дня — отличный повод поднять бокал, так сегодня ещё день рождения у Лены — бесспорный аргумент в пользу хорошего ресторана! Мы очень рады, что Лене повезло так интересно и красиво провести этот день!

Ливан, ч.1. Глотка Дьявола, стена и лимонад

Эх, зависнуть бы тут на денек-другой! Днем понежиться на пляже, вечером посидеть в кафе с видом на морской закат. Но вторая половина группы уже собралась в Бейруте, и мы возвращаемся с чувством предвкушения дальнейших интересных открытий в новой стране.