Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 20:45

Рим — Италия Июнь 2019

Вообще-то я всю неделю настраивалась на то, чтобы в выходные начать писать о недавней Греции, но…

Но, тут в Москве вдруг случилась первая (и, подозреваю, последняя) за лето тридцатиградусная жара. Из глубин шкафа (опять же впервые за лето) было извлечено платье, в котором я когда-то гуляла по Риму во время очередной длинной стыковки. Ну, и нахлынуло… Захотелось повспоминать…

В Рим я в тот раз попала по пути из Доломитов рейсом из Вероны. Причем, в Вероне тоже была крохотная остановка, т. к. не хотелось трепать нервы: рейс в Рим был в 11–05, теоретически успеть на утреннем поезде из Альто Адидже можно, но впритык. Потому последовала примеру многих, и отправилась в Верону накануне вечером, забронировав на ночь Novo Hotel Rossi, расположенный в десяти минутах ходьбы от вокзала Верона Порта Нуова, возле которого, как известно, находится остановка шаттлов в аэропорт. Для одной ночи отельчик самое то (надо бы о нем тоже рассказать…), для более длинного пребывания в городе я бы советовала что-то более романтичной Вероне соответствующее.

Впрочем, как выяснилось, далеко не всем она таковой кажется… Перед моим римским рейсом, в 11–00 стартовал Аэрофлот до Москвы. Уши на остановке шаттла мигом среагировали на родную речь, которую не слышала уже давненько: две пары делились впечатлениями. Одни приехали с озер, и им все понравилось, а другие жаловались, что Верона — ничем не примечательный город: «Мы столько уже видели, всю Италию объехали, никакой разницы». Ну что тут скажешь… Разве что пожалеть бедолаг?.. Избави Бог от «замыленности» взгляда и очерствения души…

Через пару часов, в Риме, выйдя из электрички на вокзале Трастевере, невольно вспомнила тех путешественников. Ох, представляю, как бы у них ТУТ лица вытянулись! Сразу бы Верону оценили!)))

На Рома-Трастевере я попала впервые. Почему-то считала, что это и в самом деле ВОКЗАЛ, вроде Термини или Тибуртины, а оказалось нечто вроде средней величины станции. Занесло меня сюда, ясное дело, в стремлении погулять по одному из самых уютных районов Рима, давно эту мечту лелеяла. Но ни сама станция, ни прилегающая площадь уютными отнюдь не выглядели. ГДЕ?! Где тот милый Трастевере, о котором почти семь лет грезила? Я-то думала, прямо от вокзала и начнется, ан нет!.. До милоты надо ехать на трамвае № 3, а лучше № 8, или на автобусе N. Пешком, во-первых, не близко, во-вторых, ничего приятного в такой прогулке не будет; уж на что не люблю подобные выражения, но реально — смотреть по пути нечего.

Ближайшую к станции остановку трамвая не сразу нашла (она, если стоять спиной к Рома-Трастевере, будет слева, на улице, вливающейся в привокзальную площадь, по пути есть киоск, где можно купить билеты, автоматов не видела) и в расстройстве проводила взглядом «восьмерку», лихо промчавшуюся мимо. Воскресенье!.. Когда-то теперь следующий будет?! Но, оказалось, что трамвайчики в Риме даже и в воскресенье бегают исправно и с небольшими интервалами. Ждать пришлось не больше десяти минут.

Жара в тот день стояла изрядная, спасаясь от нее, решила ехать прямо до набережной Тибра, то есть до остановки Belli. И вот тут уже — Buongiorno, Roma! Наконец тот самый Рим, который не любить невозможно…

Несколько часов в Трастевере...

Кружевная тень платанов, свежий бриз от воды, остров Тиберина, мост Цестия … Пинии!

Несколько часов в Трастевере...

Как же давно я здесь не была! И как же все памятно, оказывается! Будто и не было семи лет…

По мосту Гарибальди перехожу Тибр и отправляюсь восполнять пробелы: искать Понте-Ротто («сломанный» мост).

Несколько часов в Трастевере...

Даже и не знаю, каким образом в свой первый приезд в Рим умудрилась, будучи рядом, не заметить столь живописную развалину. Руине этой, когда-то звавшейся мост Эмилиа, страшно сказать, сколько лет — 179 год до н. э. — а беда с ней стряслась «совсем недавно» в 1598-м))) Почему не восстановили — Бог весть, но оно и к лучшему: получился отличный арт-объект, к которому нынче стекаются любители красивых видов.

Несколько часов в Трастевере...

Ну, а потом по Понте Палатино возвращаюсь ЗА Тибр и углубляюсь в долгожданные улочки римского «заречья»… Разумеется, перед поездкой был заготовлен солидный перечень окрестных церквей, монастырей и музеев.

Никак не для нескольких часов, а денька так на два минимум… Мало того — церкви Трастевере в обязательном порядке закрываются на сиесту, а я как раз к ее началу там и окажусь… Так и не решившись отдать чему-то предпочтение, в кои веки положилась на волю случая, и отправилась просто бродить по узким, увитым плющом, виноградом, бугенвиллеей и жасмином улицам, в поисках обожаемых «деталек», коих наверняка здесь немало.

Несколько часов в Трастевере...

Попадется по пути что-то «из списка» — хорошо, нет — да и ладно!

Несколько часов в Трастевере...

И, как это обычно и бывает, стоит только «махнуть рукой на…», моментально очутилась на крошке-пьяцце перед такой же крошкой-церковкой, оказавшейся «одной из»: Сан-Бенедетто ин Пишинула. Колокольня ее считается самой маленькой в Риме, а колокол — самым старым в городе (1069 год!).

Несколько часов в Трастевере...

Радующими душу пустячками Трастевере одарил щедро, от Мадонелл и уютных ресторанчиков,

Несколько часов в Трастевере...

до лотков с белыми грибами и лисичками (вообще не думала, что они в Италии растут!).

Несколько часов в Трастевере...

Ну, а прочитав название одной из улиц — San Francesco a Ripa — поняла: еще одной церкви «из списка» быть!

Несколько часов в Трастевере...

Тем более, что очень хотелось «собрать комплект»: главной достопримечательностью Сан-Франческо считается творение великого Бернини «Экстаз блаженной Людовики Альбертони», а несколько лет назад мне повезло побывать в Санта-Мария делла Виттория, куда прям-таки толпы стремятся, дабы увидеть «Экстаз Святой Терезы». К счастью, до Сан-Франческо толпы почему-то пока не добрались. Тишина и безлюдье на уютной площади перед церковью, и такая же тишина внутри. Не иначе именно поэтому Людовика Альбертони произвела на меня большее впечатление, чем Святая Тереза. Все же куда приятнее, когда никто не толкается и не мельтешит, стремясь сделать селфи.

Несколько часов в Трастевере...

И еще очень понравился необычный, непонятно откуда льющийся свет в часовне (боковые окна спрятаны от зрителя), и головки очаровательных путти, взирающих «с небес» на происходящее.

Прочее убранство церкви тоже не оставит равнодушным — пышное барокко! Особой роскошью отличается капелла Роспильози-Паллавичини: полихормный мрамор, лепнина, позолота. Но мне, видимо на контрасте, особенно запомнилась белоснежная фигурка юной матери с двумя малышами.

Несколько часов в Трастевере...

Символизирует сия группа «Человеколюбие». Говорят, если попасть в Сан-Франческо в солнечный полдень, именно эта скульптура будет озарена столпом света, струящимся с высоты.

Несколько часов в Трастевере...

Между прочим, архитектор капеллы — Никола Микетти, один из создателей Большого каскада Петергофа и дворца в Стрельне. Такие вот пересечения…

Несколько часов в Трастевере...

Духовное в Трастевере замечательно соседствует с насущным — симпатичные кафешки на каждом шагу. Я заскочила чуть не в первую попавшуюся, и пицца там оказалась «пальчики оближешь».

Хотела было отыскать одну из культовых джелатерий, но в итоге притормозила у заведения ни в какой «топ-чего-то» не включенного, и не зря: вишневое мороженко с шоколадом и орешками запомню надолго, в моем личном рейтинге место в тройке лидеров ему обеспечено!

Несколько часов в Трастевере...

Подумывала уже шагать к трамвайной остановке, чтобы выдвигаться в аэропорт, когда нежданно-негаданно обнаружила вход в базилику Сан-Кризогоно.

Само здание ничем церковь не напоминало, чуть мимо не прошла. Чудеса да и только! Собираешься просто гулять, а первоначальный план сам собой потихоньку выполняется…

Несколько часов в Трастевере...

Ой, какие тут полы! Какое великолепное «косматеско»!

Несколько часов в Трастевере...

А поднимешь голову вверх, и еще одно АХ: фантастический, цвета морской волны, кессонный потолок с умопомрачительной золоченой резьбой…

Несколько часов в Трастевере...

Еще запомнилась одна из Мадонн: в богатых одеяниях, с царской короной на голове, с роскошными колье и браслетом.

Несколько часов в Трастевере...

А под ней — мозаичные символы евангелистов.

Трастевере — в чем и не сомневалась — обаял и удивил обилием интересностей, о многих из которых и не подозревала.

Несколько часов в Трастевере...

Как же благоухала лаванда вот в этом крохотном скверике!

А здесь буйствовала вовсю лантана:

Несколько часов в Трастевере...

Красавица-сеньора в прямо-таки сибирской шубке милостиво позволила себя запечатлеть. Удивительно, но страдающей от жары она совсем не выглядела. Кошки, конечно, тепло любят, но плюс тридцать четыре даже и для них многовато…

На прощанье еще и супермаркет на пути нарисовался. Я уже было смирилась с тем, что на сей раз сыров не привезу: чемодан ведь целый день накануне куковал в камере хранения отеля, потом девять часов в багажном отделении Фьюмичино, а там жарища просто немыслимая, но — не отпустила Италия без вкусняшек, grazie mille и за это тоже…