Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev
сейчас на сайте

Владикавказ — Россия Апрель 2023

Лечу. Смотрю.

Отступил от правила. Не пишу про командировки и работу. Но здесь случай особый, вроде бы командировка, но не совсем обычная. Театр Вахтангова на то и носит имя великого режиссера, чтобы прославлять основателя. Вот они строили, строили и наконец построили. Точнее восстановили. Дом музей Евгения Вахтангова во Владикавказе. Открыть решили торжественно и с помпой. Директор театра Кирилл Игоревич Крок, благодаря энтузиазму которого все состоялось, пригласил вашего покорного слугу на праздник открытия. Лечу!

Вылетать надо 29 апреля, билетов нет. С трудом нашел на рейс авиакомпании «Победа», чтобы протянуть ноги (в прямом смысле слова) выбрал место XL, билет туда и обратно обошёлся в 43000 рублей! Low-cost по-русски! При этом, как и положено низкобюджетной авиакомпании, в полёте ноль сервиса. Даже на стакан чая в не можете рассчитывать. Максимум — стаканчик воды, за которым надо сходить к стюардессе, которая гордо стоит весь полёт в служебном отсеке. А ещё актёр в развязанной и немного хамской манере рассказывает по трансляции, как вам будет плохо, если вы попытаетесь покурить в туалетной комнате. Нет кармана на впереди стоящем кресле!

Владикавказ. Вахтангов

Даже инструкция по безопасности просто накатана на спинку. Если вы взяли в руки книгу, её придётся держать в руках, положить некуда, а если добавить тот самый стаканчик с водой?

Вместо обычных 2 часов 20 минут полёт длится 3 часа 10 минут, из-за СВО самолёт летит на Астрахань, поворачивает над Каспием направо и приближается к Владикавказу. Прилетели. Здание аэропорта выглядит необычно: небольшая коробочка с одним (!) телетрапом-рукой. Этакий однорукий бандит проситель!

Владикавказ. Вахтангов

Организация отличная, нас встречают и сразу приглашают в ожидающую машину. Нас, это потому, что нас двое в машине. Дорога из аэропорта проходит по краю Беслана, пригорода Владикавказа. Прямо около проезжей части арка входных ворот кладбища погибших детей и взрослых в трагедии в Бесланской школе. Над аркой надпись — «Город Ангелов». Очень хочется остановиться, почтить память невинных жертв, но неудобно, со мной ещё один человек. На обратном пути обязательно сделаю это.

Едем дальше, за окном индустриальный пейзаж крупного производства, водитель поясняет — это крупный ликёро-водочный завод, водку выпускает. В 90-х в Осетии расплодилось множество водочных заводов, но сейчас всё отошло к московским владельцам.

Владикавказ. Вахтангов

Дорога проходит по центральным улицам пригородных сёл, а вот уже и город, хотя сразу это не поймёшь, по первости Владикавказ напоминает большую южную станицу.

Особенность ландшафта, потрясающие снежные вершины Кавказских гор фоном к долине, по которой мы передвигаемся. Правда их уже не совсем чётко видно из-за облачности. Забегая вперёд скажу, это была единственная встреча с горным окружением, на все последующие дни они погрузились в густую облачность, чтобы не отвлекать нас своим потрясающим видом от ответственного мероприятия.

Но отель в столице республики совсем даже не станичный, а вполне столичный — Double Tree by Hilton. Не знаю, насколько он в наше время Hilton, но вывеску никто не снимал.

Владикавказ. Вахтангов

Вывеска полностью оправдывает внутреннее содержание, безукоризненная обстановка номера, интерьеры, окна в пол, отличная ванная комната.

Есть ресторан внизу, есть на самом верхнем этаже с панорамным видом на город. Осетинские пироги есть и снизу, и сверху, а как без них?

Вот сложная у меня задача, постараться не трогать служебную часть, но в этом рассказе сложно так сделать, впечатления от знакомства с Владикавказом и Осетией перемешаны с масштабным мероприятием, на которое был приглашён. Кирилл Игоревич позвал поужинать в компании известных и приятных людей. И место при этом выбрал интересное, Modern Chef называется, расположено в неприметном подвале около центральной улицы Мира.

Владикавказ. Вахтангов

Вкусно и красиво, еда с выдумкой, но расшифровать не смогу, пишу почти через три месяца после поездки.

Не получается без события. Ну как так, десерты доедаем, а Кирилл Игоревич уже умчался на репетицию. Мы — следом. По мокрой улице, дождь продолжает моросить. Проспект Мира, главная улица города, почти пешеходная, только трамваи нарушают наше спокойствие, добираемся до главного места завтрашнего события — площади Свободы. На фоне проспекта Ленина, улиц Куйбышева, Кирова, название, согласитесь, звучит несколько вызывающе. Если учесть, что фасадом на площадь выходит здание администрации Главы Республики и Правительства, с одной стороны, а напротив здание Верховного суда, то, можно сказать мы находимся на главной площади Республики Северная Осетия-Алания. Огромная сцена сооружена для завтрашнего концерта, построена трёхэтажная конструкция для технических служб, расставлены телевизионные камеры, передвижные вагоны станций телемонтажа видны в соседнем переулке, на расстоянии слышится приглушённый гул электрогенераторов, всё по-взрослому!

Владикавказ. Вахтангов

Идёт репетиция и дождь продолжает идти. Перед сценой режиссёры завтрашнего шоу Эльдар Трамов и Ася Князева корректируют выступающих артистов театра. И конечно с ними Кирилл Игоревич Крок.

Людей в столь поздний час на улице практически нет, так что процесс происходит без посторонних глаз. В какой-то момент на сцену вышел актер театра Артур Иванов с песней Гарика Сукачёва «Я остаюсь». Заводит. В этот поздний час под дождём энергичная песня заводит всех присутствующих, их немного, но все пускаются в пляс.

Репетиция окончена, пора спать, уже за двенадцать, но Кирилл Игоревич неутомим: — Пойдёмте! Тут недалеко, покажу вам, что у нас в результате получилось.

Музей Вахтангова расположен буквально в 300 метрах от площади на улице Чермена Баева, являющейся продолжением проспекта Мира. В полночный час дежурят посты полиции, но мы свои, нас беспрепятственно пропускают. Кирпичные фасады двухэтажного особняка аккуратно подсвечены, видно, что их долго и бережно приводили в порядок.

Владикавказ. Вахтангов

Внутри всё хорошо. Тщательно воссозданные интерьеры, предметы быта и личные вещи великого режиссера. Экспозиция дополнена интерактивными экранами, превращающими посещение музея в увлекательный квест. И всё это только для нас, в час ночи. Супер!

Пора спать, под всё тот же моросящий дождь возвращаемся в гостиницу. Так прошёл вечер и ночь первого дня пребывания во Владикавказе.

День второй. Праздник.

На календаре 30 апреля, во Владикавказе праздник. Кто-то усмехнётся, какой праздник 30 апреля, когда настоящий праздник завтра, 1 мая, день международной солидарности трудящихся. Но жители Владикавказа проявили солидарность со своим великим земляком и решили достойно встретить его на родной земле. Ведь не даром организаторы назвали задуманное «Путь Домой».

Владикавказ. Вахтангов

Дождь злорадно продолжает бесконечно моросить, а я проигнорировал автобус и решил дойти пешком. Сократить маршрут можно пройдя через Центральный парк города имени Коста Хетагурова. Комендантский, Ерофеевский, Городской, Трек, Пролетарский — столько названий сменил парк за свою долгую историю, это старейший парк на Северном Кавказе, был разбит в 30-е годы XIX века перед Комендатурой крепости. Вековые деревья, пруды, грот, фонтаны, историческая беседка, а сейчас передо мной цветут тюльпаны.

Владикавказ. Вахтангов

Кордоны полиции любезно пропускают всех обладателей волшебного беджа «Гость», торжественная церемония открытия дома-музея начинается с посадки аллеи кустов сирени — любимого цветка драматурга. Потом были речи под дождём, очередь на вход для посещения (но мы то уже видели!), фуршет в арт-кафе и… свободное время до концерта, которое организаторы заполнили экскурсией по городу. Кстати, к оформлению арт-кафе в доме-музее имеет отношение компания, в которой работает ваш покорный слуга, сценический свет и видеопроекцию поставляли мы.

Владикавказ. Вахтангов

Далеко идти не надо, экскурсия начинается прямо за домом музеем на площади Штыба. Так, хочешь, не хочешь, сделаем отступление. Владикавказ был образован после присоединения Грузии к России в 1784 году указом Екатерины в качестве крепости (самой южной среди других) для охраны военно-грузинской дороги. Крепость основал генерал-поручик П. С. Потёмкин, он и дал название Владикавказ. Статус города присвоили позднее, в 1860 году. В середине XIX века на этом месте образовалась площадь, назвали Краснорядской. После революции площадь переименовали в честь местного революционера Семёна Штыбы, памятник которого и сейчас можно найти с противоположного от реки края площади посреди одноимённой улицы. В 2007 году решением горисполкома площадь обратно переименовали, но название не прижилось. А что, я согласен, Штыба короткое и звучит прикольно, на язык хорошо ложиться, и ладно с ним, с революционером.

Похожая история с мостом, что переброшен через Терек. Отлили из Чугуна в Англии в 1860 году, спустя три года установили, назвали незатейливо в честь материала, из которого мост был изготовлен. Стоп! Нет! Назвали Ольгинским в честь супруги великого князя Романова. Но название Чугунный проще и понятней, оно и прижилось. На открытках начала XX века я видел ещё более простую версию — Железный!

Со временем понадобилось мост расширить, построили новый железобетонный в конце 50-х, а пролёты старого перенесли на мост Кладки, тот самый, который я уже успел пересечь несколько раз менее чем за сутки, он буквально упирается в нашу гостиницу Hilton.

Владикавказ. Вахтангов

Чугунный мост решили переименовать в Орджоникидзиевский, попробуйте произнести — язык сломаешь. Конечно, Чугунный, так его все и зовут. Мои попытки выяснить, а всё-таки, какое официальное название моста сегодня, не увенчались успехом, на картах Яндекс написано Чугунный, в Google тоже. Похоже, толком никто и не знает, может вы разберётесь?

В 1990-х по краям установили четырёх барсов, новый символ Республики, так они оскалясь и стоят, но местные кошки и собаки их не боятся.

Владикавказ. Вахтангов

А прямо перед нашим приездом мост украсили к предстоящему Дню Победы, тема Великой Отечественной войны очень широко представлена в городе. Оно и понятно, осетины, кавказский народ, прежде всего воины, мужественны, умеют воевать, защищать страну, семью, Родину. По количеству Героев Советского Союза на душу населения осетины на первом месте среди республик и регионов нашей страны. И сейчас для участия в СВО сформированы целые осетинские бригады.

Вернёмся на площадь, посреди которой стоит памятник горцу Дзаугу Бугулову, которому присвоили звание отца-основателя города. Дескать, бежал из горного села из-за кровной мести, заодно основал деревеньку, назвав её Дзауджикау, так осетины и зовут свою столицу, так что у Владикавказа два названия: на русском и осетинском, надписи на здании аэропорта тому подтверждение. Винегрет с топонимикой!

Владикавказ. Вахтангов

Прямо перед памятником выложена кусочками гранита карта города: дома, улицы, площади. Правда, я долго топтался по ней, не обращая никакого внимания, будущие путешественники — будьте внимательными!

Замерзли. Наконец пришло время сесть в автобус, едем! Пересекли мост, не останавливаясь гид обращает наше внимание на памятник всаднику по левую руку. Это легендарный дважды Герой Советского Союза, герой Монгольской народной республики, осетин, генерал Плиев. Памятник эффектно стоит на берегу, конь вздыбился на задних ногах, готовый к прыжку вперёд, прямо в Терек, но видимо, по задумке автора, конь настолько сильный, что запросто перемахнёт через бурную реку и окажется на другом берегу.

Друзья! Я увидел фото памятника в Сети при ясной погоде. Кардинально меняет всё! Просто фантастический, захватывающий дух на фоне Кавказских гор. Нет! Во что бы то не стало надо вернуться и увидеть город при другой погоде.

Фото взято из <a href=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9e/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7._%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%98.%D0%90.%D0%9F%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%83.jpg target=_blank>открытого источника</a>
Фото взято из открытого источника

Пересекли мост, свернули направо на набережную и буквально через пару минут оказались у нашей гостиницы. Всё? Экскурсия закончилась? Нет, просто прямо около отеля расположена ещё одна важная городская достопримечательность — суннитская мечеть или мечеть Мухтарова.

Владикавказ. Вахтангов

Кстати, её прекрасно видно из окна моего номера. Мечеть построил в начале прошлого века азербайджанский нефтепромышленник Муртаза Мухтаров в честь своей супруги, уроженки Владикавказа. Экскурсовод поведал интересную деталь, в 30-е годы большевики решили снести мечеть, но командир татарской роты с оружием в руках защищитил мусульманскую святыню, так архитектурный шедевр сохранился до наших дней.

Очень лёгкая, красивая мечеть, внутри потрясающе хороша, но насладится смог только на чужих фото, формат быстрой автобусной экскурсии на 30 человек не позволял задержаться. Ну, вот ещё один повод вернуться.

Владикавказ. Вахтангов

Едем, переезжаем по Кировскому мосту обратно в центральную часть города, сворачиваем на улицу Миллера (неужели того, из Газпрома?) и на пересечении с улицей Льва Толстого останавливаемся у Лютеранской кирхи.

Фото взято из <a href=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/18/%D0%A1-%D0%9E_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%28%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%85%D0%B0%29_03.jpg target=_blank>открытого источника</a>
Фото взято из открытого источника

Владикавказ — многоконфессиональный город. Армянская, Осетинская церковь, мечеть и вот, пожалуйста, Лютеранская кирха. Немцы во Владикавказе оказались ещё со времён службы в русской армии в гарнизоне крепости, потом подтянулись учителя, врачи, аптекари. Земля в городе была дешёвой. Лютеранская община подала прошение о выделении участка земли под строительство и получила положительное решение. Нынешнее здание появилось в начале XX века. В советское время в кирхе крутили кино, потом обосновалась местная филармония. Но здание постепенно приходило в упадок. В дело вмешался знаменитый земляк, покровитель Осетии и осетин, Валерий Гергиев. Кирху поставили на реконструкцию, которая с успехом завершилась в 2016 году. Компания, в которой работает ваш покорный слуга, отметилась и здесь, обеспечив сцену осветительным оборудованием. Теперь кирха имеет название «филиал Мариинского театра — Северо-Осетинская государственная академическая филармония». Сотрудники Мариинского театра, того, что в Санкт-Петербурге, с лёгким цинизмом дали более короткое название — Мариинка-5. Об этом во время экскурсии я сообщил сотрудникам осетинского филиала, они не знали. Почему с цинизмом? Потому что ненасытный великий маэстро открывает филиалы в таком количестве, что нетрудно запутаться и тем более язык сломать. М1 — историческое здание Мариинского театра, М2 — новая сцена, М3 — концертный зал Мариинского театра в Санкт-Петербурге, М4 — филиал во Владивостоке и вот М5 — здесь во Владикавказе. Посвятил вас в закрытую внутрицеховую нумерацию.

В холле при входе есть небольшая выставка театрального костюма, само помещение кирхи выделяется сине-голубыми витражами на окнах. Сюда, конечно, надо приходить на концерт, например, на выступление мужского хора национальной песни.

Владикавказ. Вахтангов

При выходе заметил большой плакат на противоположной стороне улицы, посвящённый героям Великой Отечественной войны. Таких сейчас в городе много, очень много. Но этот примечателен именем героя — Гергиев Абисал Заурбекович. Что-то мне подсказывает, неслучайно именно этот плакат появился перед входом в филармонию.

Пора подкрепиться. Организаторы привозят нас в заранее забронированный ресторан «Дар». Традиционный кавказский стол с овощами, шашлыком, соленьями ну и конечно с осетинскими пирогами. Я предпочёл пирог со свёклой и сыром, на осетинском языке называется цахараджын, у него оригинальный, слегка кисловатый вкус. Но есть и все другие разновидности — с мясом, картофелем, черемшой, капустой, даже тыквой. Ко всем овощным начинкам добавляется сэр сыр. Даже Википедия пишет, чем тоньше тесто, тем пироги лучше. Хорошо сделанным в Осетии считается пирог с тонким слоем теста и обильной (хотя и не выпирающей наружу) начинкой. Пирог с толстым слоем теста считается признаком неопытности хозяйки. Как-то неудобно писать… у нас в Зеленограде есть лавка, где пекут осетинские пироги, вот там тесто тоньше, чем все пироги, которые я пробовал здесь.

Экскурсия продолжается, едем смотреть представление в государственный конно-драматический театр «Нарты». Ангар в лесопарковой зоне на окраине Владикавказа. Арена наподобие цирковой, примерно 100 — 150 мест. Вы бывали в конно-драматическом? Я — нет. И вот что я вам скажу — обязательно побывайте! Получите удовольствие! Зарядитесь энергией и настроением! Акробатические трюки на скаку выполняют обворожительные наездницы и мужественные наездники. То есть Нарты, богатыри из кавказского эпоса. А ещё виртуозные и зажигательные ритмы на барабанах, национальные танцы и бой на саблях. Не пропустите! «Нарты» — когда искусство всегда на коне! (лозунг театра)

Вернулись в гостиницу. До начала концерта ещё остаётся время и я, по просьбе уже обретённых товарищей, отправился на поиски… да, да, эликсира от дождя и холодной погоды. В аптеке по дороге мне ничего эффективного предложить не смогли, но показали в сторону вывески впереди — там помогут! Так я оказался на проспекте Коста́. Коста Хетагуров — важная фигура для осетин, носит статус «основателя осетинской литературы», его именем также назван Центральный парк, о котором я уже писал, республиканская литературная премия, Северо-Осетинский госуниверситет, села в Северной и Южной Осетии и ещё много чего. А я стою на проспекте Коста́ с целью найти тот самый волшебный эликсир, вчера вечером у меня уже была возможность прогуляться по главному проспекту Мира, есть возможность сравнить. Проспект Коста́ отличается радикально — здесь нет парадного лоска и шика, это жилая среда обитания. И есть свой шарм, уют какой-то что ли. По атмосфере отдалённо напоминает кубанские станицы, которые я часто посещал в детстве. Одно-, двухэтажная застройка, основательные особняки, кое-где имеются собственные дворы, увитые зеленью и никаких панельных многоэтажек. Дорогих, хорошо отреставрированных купеческих домов из прошлого тоже не видно, зато есть особняки с башенками из настоящего. И своя «Азбука Вкуса» для местных обитателей. Москвичи — взгляните!

А ещё аптека, пивной магазин по соседству, зубной кабинет, салон красоты, ресторан. Всё для жизни!

Владикавказ. Вахтангов

А как вам Нива, скрещенная с 24-й Волгой? Так мило — сказала бы моя дочь Катя.

Владикавказ. Вахтангов

Наконец я нашёл то, что искал, называется просто и незатейливо — Alkoshop. Множество видов микстуры и эликсиров, выбрал небольшую плоскую, произведённую в Дагестане. Уже потом, по дороге в гостиницу в голову пришла мысль, а как отнесутся полицейские на постах с рамками к моей инициативе? Понравится ли она им? Терзаемый сомнениями решил оставить в номере, а потом и вовсе увёз в Москву.

Дождь опять усилился, я надел на себя всё более-менее тёплое, что было с собой и отправился на концерт. Город ждал праздника. Несмотря на дождь публики было много, вся площадь заполнена. Позднее прочитал, по данным МВД Республики на концерте присутствовало более 6000 зрителей, весьма значительный показатель для города с населением 300000 человек. Описывать концерт нет смысла, лучше посмотреть на телеканале Культура. Охарактеризую так: грандиозно! Не было таких сложных и драматических шоу в городе до, не думаю, что будет после. Ну, только если Кирилл Игоревич в раж не войдёт…

Владикавказ. Вахтангов

Очень тепло жители Владикавказа приняли московских артистов, устроили длительные овации, поддерживали, как могли. Четыре часа под моросящим дождём прошли незаметно, я лично посмотрел с большим интересом и удовольствием. Эмоции были, это важно.

Владикавказ. Вахтангов

А потом был банкет на 400 или 500 человек, хорошая компания и пеший поход в гостиницу в третьем часу ночи. Праздник удался!