Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 14:54
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Старая Русса — Россия Июнь 2023

— Вы не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
— Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот.
— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
— Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!
Михаил Булгаков

Во второй половине XIX века Старая Русса была уже известным на всю страну курортом. Сюда приезжали отдыхать и лечиться многие известные люди. Весной 1872 года, по совету родственников, сюда отправилась семья Фёдора Михайловича Достоевского — в поисках уединения и покоя, а также с надеждой укрепить хрупкое здоровье своих детей.

Достоевский бессмертен!

Спустя полтора века в Старой Руссе многое напоминает о великом русском писателе. К примеру пустые стены двух домов на улице Минеральной украшают граффити. Одно из них изображает самого Фёдора Михайловича.

На стене дома напротив изображён герой его романа «Братья Карамазовы».

Достоевский бессмертен!

Церковь Великомученика Георгия Победоносца изначально была построена в 1410 году, перестроена в 1740 году. Храм был приходским для Достоевских, здесь они крестили своего младшего сына, который родился в Старой Руссе.

Недалеко от него находится Никольская церковь, интересная тем что изначально она была построена ещё в 1371 году, т. е. до Никоновской Реформы. И по сей день она является старообрядческой.

Достоевский бессмертен!

Ещё одна старая церковь — Церковь Мины Мученика. Год её постройки неизвестен, по примерным оценкам — XIV — XV век. В отличие от двух предыдущих церковь в значительный мере сохранила первоначальный облик.

Первоначально Достоевские проводили в Старой Руссе только лето, беря в аренду дачу, которую впоследствии приобрели в собственность. На её веранде любили играть их дети. Сейчас здесь экспонируется портрет Достоевского кисти В. Г. Перова, написанный за 11 дней до первого приезда писателя в Старую Руссу.

Достоевский бессмертен!

В столовой обычно проходили семейные трапезы. На столе, накрытом на шесть персон — подлинный сервиз из фарфора и серебряные предметы. Обед у Достоевских проходил неспешно. Взрослые никогда не заводили разговоров «о чём-нибудь серьёзном выше понимания детей».

Небольшая, уютная комната, соседствующая со столовой, принадлежала когда-то супруге писателя Анне Григорьевне. Здесь мы можем видеть её рабочий стол и портфель для деловых бумаг с вышитой монограммой А. Д. (Анна Достоевская).

Интерьер кабинета писателя был воссоздан по фотографии, сделанной Анной Григорьевной в 1885 году. В этой комнате писатель оставался на долгие ночные часы. Обычно он начинал работу в 9 часов вечера и писал до 4–5 утра. Здесь были созданы две части романа «Подросток», знаменитая «Пушкинская речь», а также большая часть романа «Братья Карамазовы».

В гостиной Достоевские устраивали дружеские приёмы.

На стенах комнаты можно видеть фотографии хозяев дома и их детей.

Окна дома, в котором жили Достоевские, выходят на набережную реки Перерытицы. Поэтому ничего удивительного нет в том что в наши дни эта набережная носит название набережной Достоевского.

Достоевский бессмертен!

Это тихое место и прогуливаясь здесь можно увидеть некоторые любопытные объекты. Например, Кот Учёный.

Дерево с глазами.

Достоевский бессмертен!

В реке обитает огромное количество уток, среди которых за многими следуют целые выводки утят. Некоторые из утят ещё совсем пушистые, недавно вылупившиеся, но на воде держаться уверенно. Собираясь на набережную уместно прихватить с собой батон хлеба, а лучше два — утки всё съедят.

Что нас поразило, так это то что утки начисто лишены черт сотрудничества, за каждый кусочек булки они устраивали настоящие драки между собой. В таких боях все средства хороши. Например «лишнюю» соперницу можно эффективно прогнать напав на её птенцов. При этом сами «мамаши» не стеснялись отбирать хлеб у своих же утят, тем ничего не доставалось. Да они и не пытались его хватать, сбивались в кучу, видимо, рассчитывая, что так их не затопчут.

Старая Русса во многом повлияла на творчество великого писателя, в особенности на его роман «Братья Карамазовы». В общем-то Скотопригоньевск, в котором происходит действие романа, во многом срисован со Старой Руссы времён Достоевского. В 2018 году на набережной Достоевского, в бывшем доме купца Беклемишевского, был открыт Музей романа «Братья Карамазовы».

Достоевский бессмертен!

«Вы не поверите, до какой степени я занят, день и ночь, как в каторжной работе! Именно — кончаю Карамазовых, следственно, подвожу итог произведению, которым я, по крайней мере, дорожу, ибо много в нём легло меня и моего…» писал великий писатель И. С. Аксакову в августе 1880 года.

Следующий зал воспроизводит гостиную Фёдора Павловича, главы семейки Карамазовых. В романе он предстаёт как развратный, бестолковый тип, пьяница, обладатель стотысячного состояния.

Ещё один зал в музее посвящён женским образам — Катерине Ивановне Верховцевой и Аграфене Александровне Светловой (Грушеньке).

Катерина Ивановна Верховцева

В детской воссоздан интерьер комнаты мальчика-гимназиста Коли Красоткина.

Интерьер трактира, в котором происходит встреча Ивана и Алеши Карамазовых.

Соседствует с музеем здание, украшенное сразу двумя граффити. В левой его части — Грушенька из «Братьев Карамазовых», в правой — Катерина Ивановна из «Идиота».

Сама Грушенька имела реальный прототип в лице Агрипины Меньшовой. Её дом до сих пор находится на другом берегу Перерытицы. Выглядит заброшенным, хоть и обнесён забором.

Достоевский бессмертен!

После прогулки по местам Достоевского мы решили подкрепиться. В Старой Руссе есть несколько ресторанов, связанных с именем великого писателя. Среди них ресторан «Достоевский»(находящийся на территории курорта Старая Русса), кафе Раскольниковъ и ресторан Карамазовы. В Раскольниковъ было бы уместнее сходить у нас Петербурге, там где наказание вместе с, собственно, преступлением и свершились. Поэтому мы выбрали Карамазовых.

В тот вечер в основном зале была полная посадка, приехало сразу несколько туристических автобусов. Поэтому нас посадили на террасе.

Достоевский бессмертен!

Взяли борщ и старорусскую уху. Порции по-ресторанному маленькие в больших тарелках.

Скоблянка — блюдо из картофеля, грибов и мяса. Было популярно во времена Достоевского.

Достоевский бессмертен!

Мясо по-строгановски с картофельным пюре в хлебном горшочке.

С собой взяли старорусских ржаных пряников, чтобы попить чаю в номере.

Достоевский бессмертен!

Фёдор Михайлович Достоевский действительно бессмертен. Память о нём живёт в городе, в котором он создавал одни из лучших своих произведений.