Турист Евгения К (user385840)
Евгения К
была 9 апреля 18:53

Дагестан — Россия Апрель 2023

Отель ВОСТОК Дневники путешественницы. Дагестан 2.

Все решает послевкусие. Во всем. Все

зависит от того, что почувствуешь после.

После общения, после поцелуя, после ссоры,

после секса, после кофе, после взгляда.

Это «после» во многом является определяющим

Предисловие.

На самом деле это моя третья поездка в Дагестан. Про первую я уже писала. Про вторую рассказа нет, так как осенью мы повторили часть первого путешествия, поэтому я решила не описывать его.

22/04/2023

С моей лучшей подругой Элей встретилась в аэропорту Домодедово. Так получилось потому, что летим отдыхать вместе, но из разных городов. Элечка из Санкт-Петербурга, я из Сыктывкара. Времени до вылета было довольно много, поэтому мы пошли в бизнес зал, где можно с комфортом ожидать посадку. Билеты на самолет были куплены в компании S7, в этот период они были самыми бюджетными.

Полет прошел обыкновенно и в 16:20 мы приземлились в аэропорту города Махачкалы. Вызвали Яндекс-такси и поехали в свой отель. Несмотря на то, что бронировали отель еще в январе, возникли трудности с наличием мест, так как часть путешествия выпадала на майские праздники.

Отель Центральная, корпус 2, нас не разочаровал, комфортный номер полулюкс на четвертом этаже с видом на море. Очень просторный, с хорошей мебелью, комфортным наполнением. В стоимость включен завтрак, что тоже очень удобно. Отель бронировали на сайте Ostrovok.ru. Отель Центральная корпус 2

Отель Центральная, корпус 2
Фото: © Евгения

Мы заселились и пошли прогуляться по набережной. Вечерняя набережная в лучах заходящего солнца выглядела просто волшебно, а музыка моря дополняла эту картину. В парке много цветущих кустарников, на клумбах тюльпаны. Так приятно, после длинной зимы, видеть цветы и чувствовать их аромат.

Ужинали мы в небольшом ресторанчике «Папаха» с местной кухней.

23/05/2023

Позавтракали в отеле и решили сходить на рынок за вкусняшками. Первоначальный маршрут по навигатору был полтора километра, да и дорогу мы знали с прошлого приезда. Мы шли по знакомым улицам, обсуждая планы на день. На глаза попал художественный магазин, в который мы заходили в прошлом году. В этот раз здесь была довольно молодая продавец. Увидев натюрморт, начатый еще в прошлом году, но до сих пор не законченный, мы заметили, что работа продвинулась. Продавец рассказала, что картину пишет ее мама, а она ее учит рисовать. Мы разговорились, вспомнили прошлый визит, полюбовались выставленными в магазине работами. Потом я решила купить несколько кистей, получила очень хорошую консультацию при выборе и пару кистей в подарок к своей покупке. Полные впечатлений мы вышли из магазина и просто шли по улице. Навигатор показал, что мы отклонились от маршрута. Мы немного поплутали, ругая гаджеты, потом спросили дорогу у местной женщины. Она была доброжелательной, сама не знала, где рынок, но помочь хотела, поэтому отправила нас неизвестно куда. Когда мы поняли, что маршрут еще удлинился и начали искать новый путь, к нам подошла женщина нашего возраста и сказала, что проводит нас до рынка, так как нам по пути. По дороге мы очень хорошо общались, она рассказала про свою семью, про некоторые обычаи в Дагестане, про то, как недавно праздновали Уразу.

Наконец, мы пришли на рынок. На наш любимый продуктовый рынок, где можно купить все, что душе угодно! Мы взяли домашней сметаны, сыр, яйца, овощи и всякую зелень. Купили килограмм клубники. Первая клубника в сезоне всегда кажется самой вкусной. После этого, счастливые вернулись в отель. Трекер показал, что погуляли мы 12 с лишним километров. Так что навигаторам в полной мере доверять нельзя, искусственный интеллект может вредничать.

24/05/2023

После завтрака вышли на улицу в ожидании нашего гида. Мне его рекомендовала знакомая из Сыктывкара, как надежного, хорошего человека. В этот день мы поехали в Чечню. Проезжая по территории Дагестана, мы видели очень много красивых ландшафтов, большие стада овец, пасущихся коров и просто великолепные маковые поля! Жаль только, что эту красоту скоро пустят под бульдозеры, так как в этом месте запланировано строить мусороперерабатывающий завод.

И вот, наконец, мы въехали в Чечню. Населенные пункты отличались от дагестанских более планомерным размещением домов, одинаковыми заборами и чистотой на улицах. Я не хочу сказать, что в Махачкале грязно, но в Чечне не просто чисто, тут все вылизано. Въезд в каждый город украшают ворота. Везде портреты Р.Кадырова, надписи «Ахмат — сила!» и поздравление с праздником Уразы на чеченском языке.

Первое место, где мы остановились — мечеть имени Аймани Кадыровой (Сердце Матери) в Аргуне. Мечеть построена в честь матери Р.Кадырова в современном стиле хай-тек, открыта в 2014 году. Вокруг нее разбит парк с водоемами. Мы переоделись в подобающую одежду и зашли внутрь. Купол мечети имеет высоту 23 метра. Мечеть имеет четыре этажа. В центре тридцатиметровая великолепная хрустальная люстра диаметром 30 метров, кроме нее есть еще около 70 других источников света. Мечеть может вместить 15000 человек. С наступлением темноты на мечети включается подсветка, поэтому каждый раз можно увидеть разные цветовые оттенки. Выйдя из мечети, мы немного погуляли по парку, любуясь цветущими деревьями, рыбками и черепахами в пруду.

И снова Дагестан, 2023

Через некоторое время мы приехали в Грозный и припарковались недалеко от парка цветов, расположенного рядом с комплексом Грозный-сити. В летнее время этот парк, судя по фотографиям, смотрится очень красиво. В апреле еще не все цветы были посажены, поэтому красоту ландшафтного дизайна мы могли только представить в своем воображении.

Мы пошли посмотреть знаменитую мечеть Сердце Чечни. Около мечети стоит скульптура-копия благословенного дерева, под которым останавливался пророк Мухаммад во время первого торгового путешествия в Сирию. Скульптура выполнена в натуральную величину и смотрится очень эффектно.

И снова Дагестан, 2023

Для посещения мечети мы переоделись в специальную одежду за ширмой. Честно говоря, мечеть в Махачкале нам понравилась больше, там больше ощущается душевный комфорт. Здесь было неимоверно душно, да и женщины на входе были не сильно приветливы.

Мечеть была построена в 2008 году в честь Ахмата Кадырова. Внутренние стены оформлены белым мрамором. Молитвенная ниша, которая показывает направление в Мекку, имеет огромные размеры. Стены мечети украшены национальными чеченскими узорами, выполненными специальной натуральной краской. Аяты из Корана выполнены напылением золота высшей пробы. Люстры просто шикарные. Их форма повторяет форму знаменитых мечетей в Мекке. Несколько тонн бронзы, два с половиной килограмма золота, тысячи кристаллов Swarovski ушло на изготовление 36 люстр, освещающих мечеть.

По традиции первый этаж мечети предназначен для мужчин, второй — для женщин. Кстати мечеть имеет свой сайт, где можно послушать молитвы и совершить виртуальную экскурсию.

Власти Чечни хотят, чтобы Грозный был похож на Дубай. Поэтому в центре появился первый многоэтажный комплекс «Грозный-сити-1». В составе комплекса 7 небоскребов: 1 гостиница, 1 офисный центр и остальные апартаменты. Квартира здесь даже по московским меркам стоит очень дорого порядком 8–12 миллионов рублей. Через дорогу планируется построить «Грозный-сити-2», где будут 100-этажные дома. Я очень люблю высотные смотровые площадки, поэтому пройти мимо было никак нельзя. Хотя высота совсем небольшая — крыша 30-этажного дома. Со смотровой площадки открываются панорамы города, а также вид на резиденцию Р.Кадырова. Фотографировать резиденцию нельзя, за этим очень пристально следит охрана. Мне в кадр случайно попал кусочек территории резиденции и очень настойчиво вежливо кадр попросили стереть.

И снова Дагестан, 2023

В Махачкалу мы вернулись примерно в 18 часов. После поездки я подарила Муслиму одну из своих картин. Вечером праздновали мой день рождения в грузинском ресторане «Пиросмани». Этот ресторан расположен недалеко от гостиницы, имел хорошую оценку в отзывах. Мы действительно хорошо провели время, очень вкусно поужинали.

25/04/2023

После завтрака мы решили посетить музеи: Музей этнографии «Дагестанский аул» и национальный музей Тахо-Годи. Цены на посещение музеев радуют, это очень доступные места, пенсионерам есть скидка при покупке билетов.

Дагестанский аул — небольшой музей, экспонаты которого расскажут о быте горцев. Есть много образцов национальной одежды из разных районов Дагестана.

И снова Дагестан, 2023

Национальный музей Тахо-Годи находится в этом же здании. В нем более 20 залов. Здесь собраны древние книги, одежда, ювелирные изделия и оружие, произведения живописи и скульптуры, которые расскажут об истории Дагестана с древнейших времен по сегодняшний день. В коридорах музея большая экспозиция, посвященная жизни и творчеству Расула Гамзатова. В этом году праздную его 100-летний юбилей.

Очень приятно, что к сотрудникам музея можно обратиться с любым вопросом, касаемо экспонатов или традиций и получить замечательную консультацию. Иногда смотришь на какой-либо предмет и не знаешь, для чего он использовался. Смотрители залов очень приветливы, хорошо знают историю и дают полную информацию по экспонатам.

Мы провели в музеях довольно много времени и получили массу удовольствия от их посещения. Когда мы вышли из национального музея, нас окликнул охранник. Остановились, гадая, что он хочет. И оказалось, что он решил угостить нас конфетами! Это было так приятно!

Остатки дня прошли в прогулках по набережной, по городу.

26/04/2023

После завтрака за нами заехал гид Муслим. Наш путь лежал в горы. В прошлую поездку мы не успели посмотреть достопримечательности в горах, поэтому в этот раз решили заполнить этот пробел.

По дороге мы проезжали очень длинный Гимринский тоннель, его протяженность составляет 4 304 м.

Он соединил 9 районов республики с центром. Строительство тоннеля начали еще в советское время и закончили в 2012 году. Тоннель строили с двух сторон в очень сложных геологических и климатических условиях. В 1991 году проходчики встретились, но строительство было приостановлено. Тоннель использовался очень ограниченно, только для подвоза материалов для строительства Ирганайской ГЭС. В 2007 году в связи с контртеррористической операцией доступ туда был вообще закрыт. Когда жизнь в республике наладилась, сооружение решили реконструировать. Около 300 рабочих трудились на этом объекте и закончили работы по реконструкции в 2012 году.

И снова Дагестан, 2023

Первой нашей локацией стало Ирганайское водохранилище. Бирюзовая вода которого завораживает. На берегу есть несколько смотровых площадок со скамейками, качелями и местами, где можно выпить кофе. Виды открываются просто потрясающие!

Следующая локация — селение Хунзах, где расположены водопады Тобот. Кроме того из селения открываются великолепные виды на горную долину. В селении есть Аранинская крепость, построенная в 1867 году, которая неплохо сохранилась до наших дней. Когда-то Александр II останавливался здесь на ночлег. Площадь крепости — почти три гектара, на территории есть военно-исторический музей, военкомат и больница. Кстати в Хунзахе довольно много гостевых домов. Среди них есть гостевой дом Ума. Из его окон открываются великолепные виды. Приятно, наверное, проснувшись, посмотреть в окно и увидеть водопад. Контакт владельца: Магомед +7 (928) 554-44-82. Информацию об этом гостевом доме можно также увидеть в VK, там есть видео и фотографии. Скажу сразу, что бронировать надо заранее, так как место очень популярное. Если вы хотите добираться в Хунзах самостоятельно, то с Северного автовокзала в Махачкале можно доехать на маршрутке.

И снова Дагестан, 2023

Мы выехали из Хунзаха в сторону Матласского водопада. Остановились в красивом месте. Вышли из машины, и я увидела кота! В довольно безлюдном месте по траве важно шел черный кот с белой грудкой. Увидев меня, он пошел в мою сторону и остановившись в паре метров, начал кувыркаться и мурлыкать. Я пожалела, что у меня с собой не было никаких кошачьих вкусняшек, чтобы угостить его за такое цирковое представление.

Мы расположились на склоне с видом на водопад. Муслим принес два бокала, домашние вино и сыр с лепешкой. Нет ничего вкуснее перекуса на природе! Дальше наш путь лежал в Матласскую каменную чашу.

Это необычное, даже мистическое место с особой энергетикой. Солнце красиво освещает стены этого каменного мешка. Говорят, что даже в жару здесь всегда сыро и прохладно. Это расщелина в каменном плато и мы ходили по его дну, проходя по довольно узким природным тоннелям. Длина теснины всего 90 метров, ширина 17 м, а высота целых 30 метров! Мощь и сила скал заставляют себя чувствовать карликом. Мы были просто зачарованы этим почти инопланетным пейзажем.

И снова Дагестан, 2023

Поднявшись из этого каменного мешка, выпили чай из трав и пошли фотографироваться на скалах. Кстати, здесь есть небольшой магазин сувениров, построена имитация орлиного гнезда на дереве, куда можно подняться по лестнице и почувствовать себя почти птицей.

Недалеко есть мемориал, посвященный Льву Толстому и наибу Хаджи-Мурату. Две каменные глыбы символизируют мощь и скромность этих великих людей.

И снова Дагестан, 2023

Рядом расположена небольшая мечеть, сложенная из камня.

Культовое сооружение было закрыто, поэтому посмотреть его внутри не удалось.

На обратном пути мы пообедали в местном кафе. Огромные порции вкуснейшей еды!

В Махачкалу вернулись к вечеру, гид умело объехал все пробки, и мы еще засветло были в гостинице.

27/04/2023

Обычно после дальней экскурсии мы делаем перерыв в один день. Однако гид посоветовал поехать на следующий день после поездки в Хунзахский район. Потому, что в пятницу наплыв туристов гораздо больше, а нам хотелось посмотреть все красоты без окружения толпы.

После завтрака мы выехали в сторону Сулакского каньона. На бархане Сарыкум и в парке Главрыба мы побывали осенью, поэтому из своего маршрута эти две локации исключили.

Первое место, где мы остановились — Чиркейское водохранилище. Это водохранилище находится в 80 км от Махачкалы на реке Сулак. Оно появилось после строительства Чиркейской ГЭС, которая является второй по высоте в РФ среди арочных плотин. Высота плотины ГЭС 232,5 м. Потрясающе! Длина водохранилища 37 км, ширина 7 км, а глубина достигает 220 м. Это самое большое водохранилище на Северном Кавказе.

И снова Дагестан, 2023

Нам не повезло в полной мере насладиться видами водохранилища, так как воды в апреле было мало. Люди местами ходили по дну, чтобы дойти до прогулочных катеров. Но зато: когда еще представится возможность, посмотреть, что на дне. А где-то под водой находятся и остатки русского военного укрепления, которое построили для охраны моста через реку Сулак в 1841 году и два затопленных после постройки плотины поселения. Везде можно найти свои плюсы. На берегу водохранилища есть гостевые домики, рядом кафе. Мы немного погуляли по берегу и поехали смотреть нашу цель — Сулакский каньон. Первое место, где мы остановились, находится недалеко от ГЭС. В этой локации мы были осенью, изменилость только состояние природы вокруг. Глубина каньона в некоторых местах достигает 1920 метров. Он на 63 м глубже Большого каньона в США, Протяженность каньона 53 км. Я очень люблю высоту, поэтому, бывая в подобных местах, испытываю эйфорию.

И снова Дагестан, 2023

Виды с края каньона открываются просто фантастические. Миллионы лет река пробивала себе дорогу среди скал. Вода идеально бирюзового цвета. Как красиво!

Следующая локация — смотровая площадка в поселке Дубки. Дубки — необычное место. Во-первых, несколько необычное для Дагестана название, во-вторых в Дубках практически нет частного сектора. Поселок состоит, в основном, из панельных домов. Построен он был для строителей ГЭС в 60-е годы. Однако местного колорита здесь достаточно!

Мы подъехали максимально близко к оборудованной смотровой площадке. Множество киосков с сувенирами манило подойти. Чего там только нет: магнитики, вязаные изделия, папахи, украшения. С площадки открывается потрясающий вид на каньон и селение Забутли. Внизу по реке Сулак несутся прогулочные катера, над каньоном парят орлы. Кстати, по дороге сюда нам повезло увидеть орлов довольно близко. Зрелище впечатляет!

И снова Дагестан, 2023

Мы полюбовались шикарными видами и поехали дальше. Минуя дубовую рощу, рядом с которой паслись кони, мы прибыли на следующее место. Нам повезло, что Муслим знает эту локацию, так как не все гиды могут отвезти туда.

В папахах, с бокалами домашнего вина мы сфотографировались на фоне каньона. Виды на горы открывались потрясающие, вдалеке был виден город Кызылюрт.

И снова Дагестан, 2023

Следующая остановка около пещер Нохъо. В переводе с аварского название переводится «пещера». Это недавно открытое для туристов место. Однако его популярность очень быстро набирает обороты. Пещеры не являются природными. Ранее при геологоразведке для строительства Миатлинской ГЭС были пробиты штольни, которые впоследствии остались заброшены. Местные гиды обнаружили их и превратили в интересный туристический комплекс. Проходы в штольнях расширили и соединили подвесным мостом длиной 70 м. Высота моста над дном каньона — 60 метров. Рядом построен более капитальный металлический мост. Здесь можно прокатиться на зиплайне. Пещеры расположены по обеим сторонам каньона, есть смотровые площадки, кафе, туалет и магазин сувениров. Вход в пещеры платный, 500 руб. весной 2023 г.

И снова Дагестан, 2023

Везде довольно высокие ограждения, так что прогулка безопасна. Поездка на Сулакский каньон доставила нам массу удовольствия благодаря тому, что наш гид, знает столько интересных мест.

По пути в Махачкалу пообедали в придорожном кафе с дагестанской и турецкой кухней. Порции, как везде в Дагестане, огроменные.

К вечеру приехали в гостиницу. Я решила подарить Муслиму еще одну свою картину с видом Сулакского каньона. Подписала, поблагодарила за поездку и пошла в гостиницу.

Прошел час. Я решила подбить баланс наших расходов и обнаружила, что не заплатила за экскурсию. Очень неудобно получилось. Позвонила с извинениями гиду. Он сказал, что ничего страшного, встретимся завтра.

28/04/2023

День решили посвятить прогулке по городу и шоппингу. Проходили по улице мимо детского магазина. Все крыльцо, стены до второго этажа, окна были украшены красными плюшевыми медведями разных размеров.

И снова Дагестан, 2023

На дверях магазина было объявление про благотворительный концерт, который организует магазин.

Зашли в кафе, выпили кофе с вкуснейшими эклерами.

И снова Дагестан, 2023

Обедать решили в Шашлычной № 1. Этот ресторан имеет очень хорошие отзывы в интернете, и действительно, обед был великолепен. Нежнейшие люля, сочный шашлык, много зелени и салат с карамелизованными баклажанами.

Ближе к вечеру заехал Муслим. Подождав пока рассосутся пробки на дорогах, мы отправились на смотровую площадку горы Тарки-Тау.

Вид на вечерний город очень красивый.

29/04/2023

В 12 часов за нами заехал Муслим и отвез нас в другую гостиницу. Это Отель ПиК. Бронировали на сайте Ostrovok.ru Смена гостиницы произошла из-за того, что уже в январе были проблемы с бронированием.

Мы приехали на новое место, наш номер был еще не готов. Здесь отличный сервис: нам предложили подождать, пока будет готов номер, в другом номере. Муслим предложил оставить вещи и проехать по району, чтобы мы могли потом легко ориентироваться. Через час мы заселились в свой шикарный двухкомнатный люкс.

И снова Дагестан, 2023

Решили прогуляться и по пути пообедать. Недалеко от гостиницы есть парк и озеро. Обедали в семейном кафе рядом с озером.

И снова Дагестан, 2023

Неспешно дошли до памятника русской учительнице.

После этого пошли в кинотеатр смотреть фильм «Вызов». Фильм нам очень понравился, время пролетело незаметно.

На улице нас ждал сюрприз: погода испортилась, начинал моросить дождь, поэтому в гостиницу вернулись на такси.

30/04/2023

День начали с прогулки на рынок Ирчи Козака. На самом деле в этом районе два больших рынка. Очень много разнообразных товаров, много местных продуктов. Мы довольно много времени провели там. Обновки не купили, но с интересом изучили ассортимент.

01/04/2023

День перед отъездом. После завтрака сходили на море. Погода была очень ветреная, но мы с удовольствием погуляли по берегу.

И снова Дагестан, 2023

Дальше наш путь лежал в музей г. Махачкалы. Приняли решение идти пешком.

По пути зашли в очень хороший магазин с турецкой одеждой.

Из нашей программы оставался только музей Махачкалы. Мы не знали, работает он или нет в праздничный день, тем не менее решили сходить. Я протянула руку к ручке двери, а она неожиданно распахнулась. На пороге стоял пожилой охранник. Мы спросили, открыт ли музей. Музей был закрыт, но охранник пустил посмотреть. Это было удивительно! Музей небольшой, много фотографий города, есть экспонаты, связанные с театрами и кино, картины, несколько современных скульптур из металла. Среди экспонатов альбомы с фотографиями артистов советских времен, книги про них. Фотосъемка разрешена, альбомы можно листать, книги тоже. Место очень атмосферное. Интересно местоположение музея. Он находится в постаменте памятника русской учительницы. Мы поблагодарили охранника и пошли в гостиницу.

И снова Дагестан, 2023

По пути встретилось интересное кафе.

Ужин мы заказали в кафе рядом с гостиницей. Завтра мы летим домой.

02/05/2023

В аэропорт приехали примерно за два часа до вылета. Зарегистрировались на стойке. В зоне досмотра у нас отобрали алкоголь, подарочные бутылочки по 100 мл. Причем доказать, что они разрешены к провозу не удалось. Настроение было испорчено, потому что не осталось сувениров для друзей, а деньги были просто истрачены впустую. Причем осенью мы тоже брали с собой такие же бутылочки и вопросов в зоне досмотра не возникало. После этого инцидента остался очень неприятный осадок. И от ситуации в целом и от манеры общения с пассажирами сотрудников.

Самолет задержали на час без объяснения причин. Хорошо, что у нас не было стыковочных рейсов. Ближе к вечеру мы были в Москве. Но это уже совсем другая история….

Все дороги земли приведут к Дагестану,

Все дороги любви мне напомнят о нем…

Я с вершины чужой, как тоскующий странник,

Все хочу разглядеть мой покинутый дом.

Расул Гамзатов

P. S. Мир такой большой и разный, хочется повидать как можно больше, но в этом большом и многогранном мире есть места, куда хочется вернутся. В Дагестане очень красивая природа, там просто удивительные ландшафты. Море. Богатая история. Однако я думаю, что главное богатство Дагестана — это люди. Очень приветливые, хранящие свои обычаи, гостеприимные и веселые.