Турист Marsel Shakurov (Marsel_Shakurov)
Marsel Shakurov
был сегодня 12:48

Ярославль — Россия Май 2023

Вообще между майскими праздниками у нас была запланирована поездка по Тюменской области, но она скоропостижно отменилась, а билеты до Москвы под нее уже были куплены. «Не пропадать же добру» — подумали мы с девушкой и стали искать замену. Новгород и Псков отменились по причине неприятно удивившей дороговизны билетов (не то, чтобы совсем дорого, но и при этом значительно выше ожидаемого), поэтому решено было ехать в другой древний русский город — Ярославль

Расположен Ярославль в 250 км от Москвы, поэтому сюда можно добраться примерно миллионом способов. Мы выбрали сидячий вагон поезда «Дневной экспресс» и через 3,5 часа вышли на Московском вокзале Ярославля

Конец алфавита, начало кольца

Вокзал расположен чуть в стороне от туристического центра, поэтому заселению в отель предшествовала неспешная прогулка по улице Свободы

Улица Свободы — классическая центральная улица с помпезными сталинскими домами, которая есть в каждом российском городе от Мурманска до Хабаровска (севернее и восточнее почти наверняка тоже такие есть, но пока не доводилось доехать). Немного разбитые тротуары, чуть-чуть запыленные окна первых этажей, пара пустынных площадей с городскими учреждениями… Такая улица есть в вашем городе, есть она и в Ярославле

Конец алфавита, начало кольца

В конце концов, улица Свободы упирается площадь Волкова, после которой становится улицей Кирова, которая, в свою очередь упирается в одну из стен главной ярославской достопримечательности — местного кремля

Но о кремле позднее. Пока же сворачиваем налево и мимо театра Волкова продолжаем движение к отелю. Театр Волкова — а полное имя Российский театр драмы им. Ф. Волкова — это старейший театр в России, основан он еще в 1750 году. Знаю, что многие специально едут в город ради посещения спектаклей, но в силу малой любви к зрелищам и большой к хлебу! мы ограничились лишь несколькими взглядами со стороны. Более того, уже дома выяснилось, что даже ни одной толковой фото здания театра я не сделал, поэтому постыдно прикрепляю фотографию из интернета. Думаю, что без театра этот отзыв был бы не полным

Конец алфавита, начало кольца

Заселившись в отель, мы решили оставить посещение кремля на завтра, а пока побродить по местным улицам, хранящим, как было сказано в буклете отеля, «дух старинного русского купеческого города». Начали с улицы Первомайской — одной из самых больших улиц в центре. Как раз на Первомайскую одним из своих фасадов выходит театр Волкова, здесь же находятся очевидные вехи большого города вроде KFC или Burger King, а также достопримечательности более заметные — такие как Гостиный двор или так называемая Ротонда. Кстати, важный момент: именно на улице Первомайской есть несколько магазинов, в которых очень рекомендую закупаться съестными сувенирами. Мы воспользовались услугами «Сырной Биржи» — отличный выбор сыров, сбитня, чая из Ярославской и соседних областей. Но на фото не биржа, а как раз Гостиный двор с Ротондой

Первомайская улица, как и многие улицы в центре, заканчивается (или начинается) у стен кремля, но мы поворачиваем направо и оказываемся на небольшой улице Нахимсона

Конец алфавита, начало кольца

Почти в каждом доме на улице Нахимсона находятся заведения не очень высокой и совсем не высокой кухни, отзывы о них разные, найти можно кафе на любой вкус. Но, пожалуй, самое интересное заведение скрывается в одном из дворов. Комедию «Афоня» снимали именно в Ярославле, поэтому несколько назад инвесторы открыли пивную в стилистике СССР, украсили ее атрибутами из фильма и фотографиями, а у входа поставили скульптуру, изображающую Борщова, А Эн и друга Колю

Пройдя чуть-чуть по Нахимсона снова сворчиваем направо, потом налево и оказываемся на Революционной улице. Главная достопримечательность этой улицы — нулевой километр Золотого кольца, но памятный знак настолько непримечательный, что лучше выложу очень стильную табличку на одном из домов

Конец алфавита, начало кольца

С уличным искусством в Ярославле, кстати, все отлично. Очень приличное количество интересных граффити, единственное, что они, как правило, прячутся во дворах

Минутка арт-культуры закончена, возвращаемся к прогулке. По Революционной мы оказываемся в Демидовском саду, который перетекает в площадь Челюскинцев, бульвар Мира и в итоге приходим к Успенскому собору

Конец алфавита, начало кольца

Снова небольшое отступление: Ярославль вообще отличает какое-то огромное количество церквей. Я понимаю, что картина достаточно привычная для многих городов Центральной России, но в Ярославле они как-то расположены, что практически в любом месте в кадр фотоаппарата будет попадать церковь. Например, церковь Похвалы Пресвятой Богородицы и Дмитриевская церковь соседствуют на улице Октябрьской

На Богоявленскую церковь не хочет смотреть памятник Ярославу Мудрому с 1000-рублевой купюры

Конец алфавита, начало кольца

А Церковь Спаса на Городу находится в непосредственной близости от Успенского собора

Ладно, возвращаемся к описанию города. Обойдя Успенский собор…

Конец алфавита, начало кольца

… мы должны были выйти на стрелку Которосли и Волги, на которой в честь 1000-летия Ярославля в 2010 году был разбит парк — «настоящая гордость города», как обещал упомянутый буклет в гостинице. К сожалению, в мае 2023 года набережная была перекопана, чтобы попасть в парк, надо было сделать приличный круг, так что мы ограничились взглядом издалека

Набережная в Ярославле многоуровневая, ее, как и во многих городах портят электросамокатчики, где-то стоят ларьки с глинтвейном (алкогольным и не очень), но в целом набережная как набережная. Стоит сказать, что майские выходные в центральной части России выдались на удивление холодными, что так же не распологало к променадам населения. По набережной мы дошли до Ярославского речного порта, согрелись глинтвейном и пошли в одно из заведений города

Конец алфавита, начало кольца

Уже вечером, возвращаясь в наш скромный отельчик, оценили несильное присутствие подсветки на ярославских достопримечательностях, что сильно выделяло яркую часовню Александра Невского напротив такого же темного здания правительства области

Следующий день, как уже было сказано, решено было посвятить прогулке по Ярославскому кремлю. О возрасте здешнего кремля говорить сложно, да и не кремль это в привычном понимании. Ведь Ярославский музей-заповедник, который чаще и называют кремлем — это территория бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Упразднен монастырь был в конце XVIII века, а церкви на его территории построены, как считается, веком раньше

Конец алфавита, начало кольца

Пройдя в ворота, мы с девушкой услышали грозный женский оклик, вопрошающий о билетах. Да, вход на территорию заповедника платный, даже для прогулок меж культовых сооружений. Мы пожали плечами, в чужой монастырь со своим уставом лезть не стали, и пошли искать кассу. Касса обнаружилась тут же, в одной из башен, вход стоил 80 рублей, были многочисленные комбо-варианты или варианты, предлагающие какие-то экспозиции. Тут взгляд упал на строчку «Звонница», выбор тут же был сделан. Залезть повыше, чтобы посмотреть побольше — это прям то, что всегда интересно и красиво. Покупая любой билет, входной квиток приобретать уже не надо. Итак, 250 рублей, и ты можешь гулять по территории сколько угодно, еще и на колокольню пустят

На территории достаточно стандартный монастырский набор построек: несколько церквей, дом настоятеля, главный собор, трапезная и т. д. В Ярославле был найден список «Слова о полку Игореве», поэтому одно из зданий отдано под экспозицию памятника русской литературы. Раньше посетители могли увидеть символ Ярославля — медведицу, но сейчас вольер пуст: зверь по причине преклонного возраста отправлен на полный пенсион и покой

Итак, звонница. Несколько смотровых ярусов, самый высокий на высоте 32 метра. Видим цель, идем к цели

Конец алфавита, начало кольца

По узким лестницам поднимаемся начинаем подъем

Проходим мимо колоколов, попутно читая на информационных стендах информацию о них

Конец алфавита, начало кольца

В узких окнах начинают появляться городские достопримечательности

Наконец, самая верхняя площадка. Смотровая на колокольне — единственная в исторической части города, есть еще колесо обозрения, но виды с него значительно хуже, это признают сами ярославцы

Конец алфавита, начало кольца

Обзор круговой, видна и историческая часть города с примерном миллионом куполов церквей

И более новая часть города, которая раскинулась на другом берегу Которосли

Конец алфавита, начало кольца

Но не всем вид Ярославля внушает благоговение и удовольствие

К числу последних отнесу себя и я. Я не был в Ярославле около 20 лет, и показалось, что в городе мало что изменилось. Это не было чувством той приятной ностальгии, которая иногда накатывает в местах, связанных с детством. Это было чувство, что за 20 лет ничего не было сделано, чтобы привести город в настоящий туристический центр. Город, по которому будет приятно гулять и в который будет хотеться вернуться. Надеюсь, я не обижу этими словами жителей города. Но осталось ощущение, что туристов сюда не слишком хотят привлекать, а вернее тратить на это деньги. Вы же приехали — смотрите что есть. Кроме смотровой Ярославль запомнится лишь двумя заведениями общепита — в одном меня назвали «сэр», а в другом было чертовски вкусно. Так что если будете в Ярославле, посетите «Багет, паштет и желтый плед» — думаю, что в этом случае город покажется вам чуть лучше