Турист Marsel Shakurov (Marsel_Shakurov)
Marsel Shakurov
был вчера 11:42

Тобольск — Россия Июнь 2023

В Тобольске я мог оказаться еще в 2016 году. Когда возвращался с Байкала через все более-менее крупные города, то по незнанию забронировал в Тюмени две ночи. Обойдя город за день, задался вопросом, что же делать на второй день, и обратился за помощью к администратору хостела. «Съездите в Тобольск», — не моргнув глазом, ответила блондинка, привыкшая к коротким и безапелляционным разговорам с вахтовиками, а потому дальнейшего объяснения не последовало.

В Тобольск, так в Тобольск, только нужно больше информации. Забив искомые данные в гугл, я сразу же увидел многообещающую ссылку: «Находясь в Тюмени, обязательно посетите Тобольск…». Начало интересное, поэтому я перешел на сайт и увидел великолепное продолжение: «… Тобольск — тихий сибирский город в 250 км от Тюмени». «Все-таки за Уралом расстояния измеряют совсем иначе», — подумал я, закрыл статью и остался в Тюмени.

В 2023 году Тобольск снова замаячил перед глазами, командировка на неделю не была особо желанной, но на работе моего мнения никто не спрашивал, так что оформляем рабочую поездку. За 7 семь лет, прошедших между возможностями для поездки, Тобольск прилично изменился. Одна государственная корпорация запустила в окрестностях города крупнейшую промышленную площадку, а город стал взамен получать свою долю налогов, на которую стал улучшать свой внешний вид. Плюс не забываем про пресловутую пандемию, которая сделала для развития внутреннего туризма больше, чем все правительственные ведомства вместе взятые. Так что будем считать, что Тобольск ждал моего приезда 7 лет и хорошел год от года.

Первое и, возможно, главное, что изменилось в Тобольске — появившийся аэропорт. Да, рейсов всего несколько в неделю (даже не каждый день). Да, сам аэропорт размером с большой магазин. Да, он в 30 км от города. Но это все-таки полноценный аэропорт с полноценными рейсами. К прибытию самолетов привязан один из маршрутов здешнего автобуса — 94 рубля, и вы в историческом центре города.

Аэропорт, кстати, получил название «Ремезов» — в честь ученого Семена Ремезова. Ремезов рисовал карты, строил дома, писал книги, что-то изобретал… Не зря его теперь называют «сибирским Да Винчи». Памятник Ремезову стоит в самом центре Тобольска.
В сибирском городе ангелов

Но главное место в центре города, занимает, конечно же, местный кремль — самый восточный из сохранившихся в России.

На территории тобольского кремля выделяются несколько зданий. Доминантой выглядит Софийско-Успенский собор, заложенный еще в XVII веке.

В сибирском городе ангелов

Вторым заметным зданием является Гостиный двор. Он помладше, построен в самом начале XVIII века.

Территорию кремля в привычном нам понимании — за каменными стенами и без свободного доступа — сейчас занимает Тобольская епархия. Так что главой современного тобольского кремля можно считать Митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия.

В сибирском городе ангелов

Наконец, еще одно здание, входящее в комплекс кремля — Тюремный замок, здание бывшей тюрьмы, в котором содержались ссыльные. Сейчас в здании очень добротный музей, о котором будет отдельный отзыв. А пока — фото для привлечения внимания.

Следующее заметное здание — Рентерея. За этим мудреным словом скрывается хранилище государственной казны. Так как здание несло важнейшую функцию, его проектом занимался лично Семен Ремезов, аккуратно расположив помещение в ущелье между двумя холмами. Сейчас в здании музей.

В сибирском городе ангелов

К Рентерее, кстати, ведет достаточно необычная улица с еще более необычным названием — Прямской взвоз, которая проходит под музеем и уходит в Нижний посад, но о нем позднее.

Вообще, кремль находится на Красной площади, которую и стоит называть центром современного Тобольска.

В сибирском городе ангелов

Видимо, в XIX веке показалось, что кремля, тюрьмы и губернского музея для площади маловато, поэтому здесь построили еще и водонапорную башню.

Кремль, как и положено, стоит на высоком холме, с которого открывается чудесный вид на окрестности. Исторически Тобольск состоял из Нижнего посада и Верхнего посада. Верхний посад — это как раз кремль и аккуратные исторические особнячки, а Нижний — это в основном частный сектор. Как раз Нижним посадом и любуются на смотровых кремля.

На одном из предыдущих фото можно увидеть реку, на берегах которой и стоит Тобольск. И это — вот тут внимание! — не Тобол, а Иртыш. Исторически поселение было основано в месте слияния Тобола и Иртыша, но сейчас устье Тобола достаточно далеко от центра города. Видимо, Иртышск не так хорошо звучит или поселение переехало, а еще русло отводили, чтобы кремлевский холм не подмывало… В общем, в Тобольске — Иртыш.

В сибирском городе ангелов

В нескольких километрах от города через Иртыш перекинут достаточно основательный мост, но из-за экономии топлива популярностью пользуется паромная переправа. Паром пересекает течение реки каждые минут 30, насчет заполняемости и цен не знаю. Кстати, видимо, именно этим паромом пользовались герои фильма «Война» Алексея Балабанова, действие которого частично происходит в Тобольске .

В Нижнем посаде взгляд сразу падает на Базарную площадь с выделяющеся церковью Захарии и Елисаветы. Итак, спускаемся по Прямскому взвозу, поворачиваем направо и через пять минут выходим на площадь. Которая, прямо скажем, производит не лучшее впечатление.

В сибирском городе ангелов

Район в целом немного неопрятный, если не сказать больше. Какие-то заброшенные дома приятного вида, развалившиеся старые особняки… Например, Новый Гостиный двор выглядит значительно хуже Гостиного двора в кремле.

Тобольск подарил миру несколько значительных личностей, самая известная из которых — Дмитрий Иванович Менделеев. Памятники Менделееву стоят вне исторического центра, а чуть ли не единственный памятник Нижнего посада изображает другого уроженца города — композитора Александра Алябьева, автора романса «Соловей». Соловей, мой соловей, голосистый и так далее.

В сибирском городе ангелов

Апофеозом этой разрухи становится пешеходная улица Мира, на которой установлены лавочки, велопарковки и прочую ерунду, которую выдают за благоустройство. При этом по обе стороны улицы словно на выставке стоят развалившиеся и разваливающиеся исторические здания, которые, по ощущениям, никто не хочет восстанавливать, но на которых гордо висят мемориальные таблички о том, что это памятник истории и архитектуры.

Заканчивается улица Мира еще одним значимым для Тобольска зданием — домом, где какое-то время прожил на тот момент уже не император России Николай II.

Музей находится в достаточно невзрачном здании, особенно на фоне стоящего напротив особняка купца Корнилова.

В сибирском городе ангелов

По Нижнему посаду можно совершить небольшой променад, любуюсь неплохими видами на кремль и пересекая здешние многочисленные каналы.

Постепенно делаем круг и по еще одному улице-взвозу, на этот раз Никольскому, поднимаемся на Красную площадь. Никольский взвоз отделяет кремлевский холм от холма, на котором сейчас обустроен сад Ермака. В центре сада стоит памятный обелиск, посвященный покорителю Сибири, а со смотровой в саду открываются неплохие виды на кремль.

Вход в сад Ермака расположен у Губернского музея Тобольска, перед которым установлен памятник ретро-экипажу.

В сибирском городе ангелов

Когда через несколько дней погода стала получше, памятник облюбовали ученики здешних художественных школ, которых вокруг кремля множество.

Проходим мимо губернского музея и видим еще одно заметное здание — так называемый Дом мастеров.
В сибирском городе ангелов

По улице Семена Ремезова идем в еще одному тобольскому важному историческому месту — старому Завальному кладбищу. В непосредственной близости от кладбища можно увидеть памятник Робинзону Крузо и Пятнице. Почему такой странный выбор, спросите вы? Дело в том, что Даниэль Дефо написал продолжение своего романа, в котором Робинзон оказался в Сибири и какое-то время прожил в Тобольске.

Не сказать, что Завальное кладбище обделено вниманием туристов, но и туристического ажиотажа здесь нет. Хотя место интересное — множество старых могил, примечательных деталей, заметных памятников.

Пожалуй, главная достопримечательность кладбища — могилы трех декабристов. На Завальном кладбище похоронены Семен Краснокутский, Александр Барятинский и Вильгельм Кюхельбекер.

В непосредственной близости от кладбища разбит Сквер декабристов с памятникам женам первых российских революционеров.

В сибирском городе ангелов

Еще одно значимое захоронение на Завальном кладбище — могила Петра Ершова, автора сказки про конька-горбунка. Писатель родился в Тобольской губернии, умер в Тобольске, а сейчас его образ активно эксплуатируется в туризме. На улице Ремезова есть сквер Ершова с несколькими заметными скульптурами, активно продается сувенирка с героями сказки, а на одной из построек создано масштабное граффити.

Фото: © Могила Ершова

Кстати, в Тобольске вообще любят масштабные муралы. Один из таких можно увидеть на улице Ремезова рядом с Завальным кладбищем. Изображает рисунок… Семена Ремезова.

В сибирском городе ангелов

Завальным кладбищем кончается историческая часть города, дальше уже идет современная часть с проспектами, ТЦ и многоэтажками. Своеобразным рубежом является перекресток с круговым движением, в центре которого установлена стела «Тобольск — жемчужина Сибири».

В новой части города достопримечательностей поменьше, среди которых внимание привлекает Тобольская костерезная фабрика. Здешние умельцы берут кость коровы, зуб кашалота, бивень мамонта, лосиный рог и просто отсекают от него все лишнее — такой вот рецепт шедевра. При фабрике есть магазин на любой вкус и кошелек, так что ежедневно с 8 до 17 можно приобрести эксклюзивный сувенир. Еще есть возможность заказать экскурсию, но я попал на фабрику в день народного промысла, поэтому работники уже начали отмечать профессиональный праздник.

Вот таким можно увидеть Тобольск за день-два. У меня была целая неделя, поэтому я ходил примерно одними и теми же маршрутами днем…

… ночью…

… и на закате.

В какой-то момент я задумался о месте, откуда можно снять кремль более масштабно. Поэтому в один из последних дней в городе я выбрался на Панин бугор. Панин бугор — природный памятник в нижней части Тобольска, небольшой земляной холм, названный Паниным то ли в честь помещика, который первым здесь поселился, то ли в честь поляков, которые жили здесь в ссылке. Сейчас Панин бугор — излюбленное место отдыха тоболяков, а на месте, с которого, судя по всему, открывается лучший вид на кремль, построена городская подстанция:) но кое-что все-таки снять удалось.

Те, кто дочитал до этого момента и не читал предыдущие отзывы, возможно, уже ломают голову — а почему город ангелов? Дело в том, что несколько лет назад по Тобольску расставили 10 фигурок ангелов, которые являются героями театрализованного гида и от первого лица рассказывают о городе. Наводишь смартфон на QR-код и слушаешь аудиоотрывок. Идея отличная, к тому же появляется азарт увидеть всех ангелов — благо, на это уйдет несколько часов, ведь Тобольск — город небольшой.

Архитектурный ангел (Прямской взвоз)

Подытоживая: Тобольск — очень достойный вариант путешествия на пару дней, тем более сейчас чуть проще добраться, чем несколько лет назад. Здесь есть местный колорит, понимание развития туризма и достаточно много достопримечательностей, которые достойны вашего внимания. Я пробыл в Тобольске больше нужного, поэтому желания вернуться сюда у меня нет, но вам советую — ведь в Сибирь по своей воле ехать намного приятнее

Подписывайтесь на наш с девушкой канал о путешествиях

p. s. в Тобольске обнаружился достойный конкурент федеральной сети. На территории Тюменской области, кстати, не продают алкоголь в дни федеральных праздников, но если в разлив — то можно.