Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 13:34

Сочи, Адлер — Россия Декабрь 2022

Порой вроде не планируешь писать на какую-либо тему, но окружающая обстановка сама к этому подталкивает. Началось всё с группы скульптур, изображающая героев фильма «Бриллиантовая рука».

В 1968 году была снята замечательная советская комедия «Бриллиантовая рука», а 23 августа 2010 года в Сочи появилось две скульптурные группы, посвященные персонажам фильма.

Одна группа состоит из 4 фигур семьи Горбунковых: Семёна Семёновича, его жены Надежды Ивановны, сына Максима и дочки, имя которой в фильме так и не озвучили.

По следам героев фильма «Бриллиантовая рука»

Вторая группа из 2 фигур — контрабандисты Геша и Лёлик.

Создатели скульптур постарались максимально приблизить их к образам, которые были показаны в фильме.

Главный герой — скромный экономист «Гипрорыбы» Семен Семенович Горбунков, бывший фронтовик, отправляется в круиз, в результате чего закручивается спираль его приключений, связанных с контрабандой бриллиантов.

По следам героев фильма «Бриллиантовая рука»

Образ Семёна Семёновича Горбункова создавался сценаристами специально под Юрия Владимировича Никулина, другие претенденты на эту роль не рассматривались.

В роли жены Семёна Семёновича Горбункова — Надежды Ивановны Горбунковой — снялась Нина Павловна Гребешкова.

По следам героев фильма «Бриллиантовая рука»

Помимо Гребешковой на роль пробовалась Ия Сергеевна Савина. По признанию Гребешковой к предложению Гайдая сыграть Надежду Ивановну она поначалу отнеслась без энтузиазма: «Жена Горбункова — бело-розовый зефир». Но роль удалась.

В роли сына Горбункова — Максима снялся восьмилетний мальчик Дима Николаев.

По следам героев фильма «Бриллиантовая рука»

До «Бриллиантовой руки» Дима снялся в фильме «Крылья» (1966), после — в фильмах «Шаг с крыши» (1970), «Это мы не проходили» (1975), «Розыгрыш» (1976). Но жизненный путь он выбрал другой.

Дмитрий Александрович Николаев окончил режиссёрский факультет ГИТИСа. Работал режиссёром постановщиком в государственных театрах Москвы, Питера и других крупных городов страны, работал в 16-ти странах Европы.

Дочку Горбункова, имя которой так и не было озвучено, сыграла пятилетняя девочка Саша Лисютина.

По следам героев фильма «Бриллиантовая рука»

Мало того, что у девочки в фильме не было имени, так еще её озвучивала Клара Михайловна Румянова. Возможно именно тогда сложился замечательный тандем Папанов-Румянова, который впоследствии озвучил роли Волка и Зайца в мультфильме «Ну погоди!».

Александра Михайловна Лисютина больше в кино не снималась. Она окончила Московский медицинский стоматологический институт и много лет проработала стоматологом в городской поликлинике № 28.

Контрабандист Геннадий Петрович Козодоев, он же Геша, в сценарии именовался Графом. Официально Геша работал манекенщиком. Сыграл его Андрей Александрович Миронов.

По следам героев фильма «Бриллиантовая рука»

Кандидатами на роль Геши Козодоева помимо Миронова были Георгий Михайлович Вицин, Рудольф Григорьевич Рудин, Валерий Бенедиктович Носик.

Причём хотя Вицин не снялся в фильме нм в одной из ролей, но в фильме он присутствует. Леонид Иович Гайдай время от времени снимался в своих фильмах в эпизодах. В «Бриллиантовой руке» он сыграл пьяницу в подворотне. А вот озвучил этого пьяницу Георгий Вицин.

Советский кинокритик и киновед Марк Ефимович (Хаимович) Зак положительно отозвался о сыгранной Андреем Мироновым роли: «Роль сделана актёром в лёгких, порхающих ритмах, в быстрой смене музыкальных движений и поз, похожих на „па“ непрерывного танца, который кружит Гешу по жизни.»

Персонаж Анатолия Дмитриевича Папанова Лёлик является в фильме напарником Геши.

По следам героев фильма «Бриллиантовая рука»

Это был не первый опыт совместного участия Андрея Миронова и Анатолия Папанова в кино — в 1966 году они снялись в картине Эльдара Александровича Рязанова «Берегись автомобиля». На роль Лёлика также пробовались Михаил Иванович Пуговкин и Леонид Моисеевич Сатановский. В сценарии Лелик именовался Механиком, но и как в случае с Козодоевым это прозвище в фильм не вошло.

Многие реплики Лёлика, адресованные Геше, стали афоризмами. Просто поразительно, как любят у нас туристы на счастье тереть носы скульптурам. Не избежали этой участи и бронзовые герои комедии «Бриллиантовая рука».

Эти скульптуры находятся рядом с морским вокзалом, от пирса возле которого Семён Семёнович Горбунков отправился в круиз.

По следам героев фильма «Бриллиантовая рука»

Оказывается многие эпизоды фильма снимались в Сочи и Адлере.

«Бриллиантовая рука» разобрана на фразы, которые стали крылатыми. В ресторане «Плакучая Ива» звучит фраза «Федя, дичь!» и там же герой Юрия Никулина поёт песню про зайцев. Этот ресторан снимали в павильоне № 6 киностудии «Мосфильм», но на что только не пойдёшь ради рекламы. Ресторан «Курортный» на своём сайте утверждал, что именно в нём снимались эти сцены. После смены названия ресторан называется «Федина дача».

Но я когда спускался вниз от дома Иооанниса Политиди, то увидел другое заведение с вывеской «Плакучая ива».

По следам героев фильма «Бриллиантовая рука»

Но в отличие от «Плакучей Ивы» из фильма, это было не одноэтажное здание, здесь даже лифт был.

Эта «Плакучая Ива» является рыбным рестораном от альянса White Rabbit Family Юг.

По следам героев фильма «Бриллиантовая рука»

Когда вернулся в Адлер, то стало интересно, в каких же местах я еще побывал, связанных с фильмом.

На набережной реки Сочи встречался Горбунком для получения инструкций от милиционера. На набережной я побывал, но в каком именно месте была встреча, даже не задумывался.

По следам героев фильма «Бриллиантовая рука»

В Адлере жил в отеле «Южное Взморье», набережная вдоль Чёрного моря в Адлере длинная. Где-то на неё снималась сцена, в которой звучала фраза Лёлика «Дитям — мороженое, его бабе — цветы. Смотри, не перепутай!».

Правда Геша всё перепутал, но потом исправился.

Гостиницу «Атлантику» изображала в фильме гостиница «Горизонт» в Адлере. Она же служила местом жительства съемочной группы во время ее работы в Сочи с 17 мая по 4 июля 1968 года.

Есть даже байка про эту гостиницу. Вспомните эпизод в конце фильма, когда Горбунков вываливается из автомобиля и сваливается вниз. Для съёмок этого эпизода использовали манекен, которому придали черты сходства с Никулиным. Хранился манекен в «Горизонте». Некая уборщица обнаружила манекен и решила, что это труд артиста. Сплетни о смерти Никулина поползли не то только по Адлеру и Сочи.

Следов гостиницы я не отыскал, она долгое время стояла уже в наше время полуразрушенной, а потом её снесли. Что-то начали строить, но до завершения еще далеко. Попытка же в последний вечер пребывания в Адлере подойти поближе к этому месту оказалась неудачной.

По следам героев фильма «Бриллиантовая рука»

В Сочи есть дом, в котором в фильме жила семья Горбунковых, но где это место находится даже сказать точно не могу. Хотя его адрес на многих интернет-ресурсах присутствует.