Турист Анна (scross84)
Анна
была 1 апреля 19:38

Бодрум, Тургутреис — Турция Июнь 2023

Это был очень непредсказуемый отпуск. Мы покупали билеты и бронировали отель поздно вечером всего за два дня до вылета, но при этом были ограничены во времени и привязаны к месту. Поэтому особо изучить направление перед поездкой не удалось. Знакомились с местностью и достопримечательностями уже на месте.

Мы остановились не в самом Бодруме, а в 20 км от него. Городок Тургутреис. Маленький курортный город, лишенный каких бы то ни было достопримечательностей. Вдоль берега моря — отели, чуть дальше — жилые дома. Что в Бодруме, что в Тургутреисе не видели высотных зданий. Все не выше трёх этажей.

Отель достался достаточно бюджетный, но это скорее наша вина — торопились при бронировании и не изучили отзывы. Это сказалось в первую очередь на качестве питания. Для Турции был нетипично скудный шведский стол. За разнообразием пришлось ходить в рестораны.

Стоит также отметить, что Тургутреис — город, в котором преимущественно отдыхают сами турки. Европейские туристы есть, но их меньше, и в основном это туристы из Восточной Европы — русские, поляки, болгары. Сам же Бодрум ориентирован в основном на европейских туристов. Цены в магазинах и ресторанах или в лирах, или в евро, а часто сразу в обеих валютах. Мы же приехали с наличными долларами. Их тоже принимают, но зачастую возникает сложность с пересчетом цены в доллары. И курс заведомо невыгодный для туристов. В Бодруме, говорят, можно найти обменники (я специально не искала), а в Тургутреисе это оказалось бесполезным занятием. Меняют в отелях на ресепшене или в магазинах могут дать сдачу за покупку в лирах. Но поменять большую сумму (от 100 USD) не получится. У меня не получилось.

Видимо, из-за ориентации на европейских туристов Бодрум является также самым дорогим регионом в Турции. При этом крупных производств в регионе нет. Местные живут в основном за счет сферы туризма, а она обеспечивает их лишь один сезон в году.

Другая проблема, с которой можно столкнуться, — в Бодруме почти не говорят по-русски. Турки, работающие в туристической сфере, только начинают изучать русский язык. Более того, в отеле были проблемы и с английским языком. Спасались с помощью программ-переводчиков.

Итак, Бодрум. Самый нетипичный регион в Турции.

Архитектура Бодрума больше похожа на греческую, нежели на турецкую, — белые домики с небесно-синими наличниками. Да и до Греции по прямой ближе, чем до аэропорта.

Берега Турции омываются четырьмя морями: Средиземным, Эгейским, Черным и Мраморным. Самые популярные курорты расположены на Средиземном море — оно теплое и спокойное. Бодрум стоит на побережье Эгейского моря. Это море запало мне в душу ещё с момента знакомства с ним в Греции. Оно более холодное и почти всегда волнующееся. Но очень красивое!

При этом климат в регионе засушливый. Это чувствуется и сейчас по скудной растительности. Особенно заметно, когда проезжаешь мимо холмов, которые покрыты достаточно редкими зарослями.

В старые времена для сбора дождевой воды были построены куполовидной формы цистерны, которые и сейчас встречаются по всему Бодруму и его окрестностям. Ямы в таких цистернах уходят вглубь на 7–8 метров.

История Бодрума уходит корнями в глубокое прошлое. На его месте находился древний город Галикарнас. Мавзолей в Галикарнасе (гробница карийского сатрапа Мавсола, сооружённая в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии II) включен в список семи чудес Света. Сейчас от него остались руины, их можно посетить за 50 лир.

На территории музея можно увидеть восстановленный образ мавзолея.

Кусочек Греции в Турции. Бодрум и Тургутреис

Практически ровесником мавзолея является и античный театр в Бодруме. Своих фотографий у меня не сохранилось, поэтому для полноты отзыва прикладываю фото из интернета.

Ещё одно воспоминание о древнем Галикарнасе — остатки Миндосских ворот.

Единственная сохранившаяся часть 7-километровой стены, окружавшей город. Да и то, над нынешним обликом ворот немало поработали реставраторы. По легенде эти ворота не мог взять сам Александр Македонский (что не помешало ему позже сравнять Галикарнас с землёй). Доступ к этой достопримечательности абсолютно свободный, но, что радует, следов вандализма нет. Рядом с воротами находятся уже подлинные сохранившиеся остатки римских гробниц (а сразу за ними начинается частная территория).

Настоящей жемчужиной среди достопримечательностей Бодрума является замок Святого Петра, построенный родосскими рыцарями-госпитальерами в начале XV века. На строительство замка как раз разобрали остатки мавзолея. Замок строился на возвышении над морем в первую очередь как оборонительная крепость, выдержал за свою историю неоднократные осады со стороны османских войск. И по сей день замок хорошо сохранился, хотя, конечно же, в нем проводились и восстановительные работы.

В настоящее время в стенах замка находится крупнейший в мире Музей подводной археологии. В музее выставлены экспонаты, поднятые со дна моря: амфоры, статуи, украшения.

Кусочек Греции в Турции. Бодрум и Тургутреис

Есть свидетельства и других культур, например, шумерской.

Тамже можно посмотреть на модель Улубурунского корабля. Так назвали финикийский корабль, затонувший у мыса Улубурун юго-восточнее города Каш в турецкой провинции Анталья в конце XIV века до н. э. Его обнаружение ныряльщиками в 1982 году стало сенсацией в научном сообществе.

Кусочек Греции в Турции. Бодрум и Тургутреис

А вдоль побережья Бодрума выстроились уже современные яхты и прогулочные катера. Их количество впечатляет. Чтобы посмотреть на самые дорогие экземпляры, надо ехать в соседний Ялыкавак, но мы туда не добрались.

Поскольку мы отдыхали с ребенком, то долгие экскурсионные туры на целый день брать не стали (и тем более не поехали осматривать достопримечательности самостоятельно). Если кому интересно, из туров на весь день в Бодруме предлагаются поездки в Эфес, Памукале и Дальян. Мы же взяли развлекательные экскурсии: морскую прогулку и джип-сафари. Рекомендовать не могу. На кораблике можно покататься с целью полюбоваться на красивое море и не более того.

Описание тура завлекает гротом исполнения желаний и поездкой на верблюдах. Грот желаний выглядит так.

Кусочек Греции в Турции. Бодрум и Тургутреис

А на верблюдах вы просидите от силы 2–3 минуты. Стоит ли оно того? Будет также купание в открытом море недалеко от берега. Но глубина в месте купания весьма приличная, поэтому я бы советовала его только тем людям, кто уверенно держится на воде. Да, я поплавала.

Джип-сафари было сопряжено с перестрелками из водных пистолетов между машинами. Выбраться сухими у нас не было шанса. Однако мне понравилось, как организован трансфер из другого города. Индивидуальная машина, и всё строго по времени. Ждать нигде не пришлось.

В целом отдых получился хорошим. Эгейское море в середине июня было ещё холодное, да и ветер по вечерам тоже дул холодный. Но везде цвели бугенвиллии и олеандры, что добавляло красоты и романтики на фоне восхитительно прекрансого моря!