Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 22:02
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Муром — Россия Май 2021

Более чем уверен, нет в Муроме человека, кто бы не знал про Зворыкина! Владимир Козьмич Зворыкин (1888–1982) — русско-американский инженер считается отцом телевизора.

Владимир родился в Муроме в семье купца первой гильдии. Отец торговал зерном, владел пароходной компанией, был председателем Муромского общественного банка.

В раннем возрасте Владимир проявил тягу к физике. Во время плавания по Оке чинил неисправности в электросети отцовских судов. Закончив ремесленное училище в Муроме, отправился на учёбу в Санкт-Петербург.

В период обучения на 2 курсе Технологического института Зворыкин участвовал в 1907 г. в проведении первых опытов в области «дальновидения» и электроники. Во время Первой мировой войны служил в войсках связи в Гродно, затем работал в офицерской радиошколе в Петрограде.

В гражданской воевал на стороне белых, дважды чудом избежал расстрела. Во время второй командировки в США правительство Колчака пало. Возвращаться было некуда. Зворыкин устроился в американскую компанию, но не нашёл понимания из-за языкового барьера, продолжив опыты самостоятельно.

В 1923 году Зворыкин подал патентную заявку на телевидение, осуществляемое полностью на электронном принципе (патент был получен после судебных разбирательств лишь 20 декабря 1938 года).

В последующем неоднократно бывал в Европе, в том числе в СССР.

В. К. Зворыкину принадлежат более 120 патентов на различные изобретения. Он получил большое число различных наград. В частности, в 1967 году президентом США Линдоном Джонсоном ему была вручена Национальная научная медаль США за научные заслуги за 1966 год.

Увы, нам остаётся только сожалеть, что в результате гражданской войны Россию покинул столь значимый специалист.

Памятник В. К. Зворыкину, возле отчего дома, торжественно открыли 31 июля 2013 г. В честь праздника собралось большое количество муромлян. Из США приезжала внучка Владимира Козьмича. Скульптор изобразил Зворыкина молодым, сидящим на скамейке возле родного особняка. Именно в таком возрасте он покинул Муром.

Город, судьбы, музеи

Дом Зворыкиных (ул. Первомайская, д. 4) — трехэтажный особняк с мезонином XIX века, один из самых больших и красивых в городе. Ещё совсем недавно его занимал Историко-художественный музей.

Здание на склоне горы. Из-за трещин в фундаменте, появилась угроза обрушения.

Город, судьбы, музеи

Музейную экспозицию разделили на две части: историческую и художественную. Последней выделили соседний особняк (Первомайская 6), до революции принадлежавший Городской управе.

Дом двухэтажный. Первое, чему поражаешься, это чугунная лестница. Ажурная и красивая она единственное что сохранилось от первоначального убранства.

Экспозиция в четырёх залах второго этажа общей площадью более 200 кв. м.

Неизвестный художник. Св. Франциск из Паолы. Середина XVIII века.

В основу легло собрание графов А. С. и П. С. Уваровых из Карачаровского имения под Муромом.

С. Тончи (1756-1844). Портрет М.А. Нарышкиной. Начало XIX века.

В 1918 г. оно оказалось национализировано. Предметы интерьера передали в музей, который был сформирован незадолго до этого.

Неизвестный художник. Портрет Д.Л. Нарышкина. Начало XIX века.

У истоков образования стоял академик живописи И. С. Куликов.

Город, судьбы, музеи

Он сделал всё, чтобы уникальная мебель и картины не были уничтожены и разграблены.

Сергей Семёнович Уваров (1786–1855) — русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения (1833–1849).

Был женат на графине Екатерине Алексеевне Разумовской (1781–1849), фрейлине императрицы Елизаветы, дочери графа А. К. Разумовского.

Город, судьбы, музеи

В браке родилось три дочери и сын — Алексей Сергеевич (1824–1884), которого считают отцом отечественной археологии. В своё время к супруге Алексея Сергеевича Прасковеи Сергеевне (в девичестве Щербатовой) сватался Л. Н. Толстой, но ему было отказано.

В экспозиции целый ряд художников мирового уровня.

Неизвестный художник. Голландия (?) Битва XVII-XVIII век.

А.Е. Архипов (1862-1930). По Оке. 1890-е годы.

С.И. Светославский (1857-1931). Птицы на озере. Начало XX века.
С.И. Светославский (1857-1931). Пейзаж с аистами. Начало XX века.

Помимо картин, скульптур и старинной мебели украшением коллекции являются фарфоровая и хрустальная посуда европейского и отечественного производства.

Изящные статуэтки украшали дома не только людей богатых.

Город, судьбы, музеи

Они стоили относительно недорого. Купить мог мещанин и разночинец.

Через сотню лет фарфоровые фигурки не потеряли притягательности.

В далёком 1989 г. мне довелось посетить Муромский историко-художественный музей. Как я уже писал, он располагался в доме Зворыкиных. В настоящем историческая часть квартирует по адресу ул. Московская 13.

Город, судьбы, музеи

Московская — единственная улица в городе сохранившая историческое название. В 20-е годы она была Профсоюзной, в 1935 году — улицей Каманина.

Названия не прижились. В 1956 г. улице вернули первоначальное имя. От центральной площади Московская вела на Москву, отсюда и название. Вот как примерно с этой же точки она выглядела до революции.

Город, судьбы, музеи

А. С. Уваров хотя и считается отцом отечественной археологии, в сформированном на основе его усадьбы музее седого прошлого мало.

В конце апреля 1918 года положение образовавшегося музея осложнилось — помещение было реквизировано под Высший военный совет.

Музей закрывать не стали, просто переставили два шкафа с экспонатами в коридор.

Большой удар по научному обществу и созданному им музею нанесло белогвардейское восстание, которое происходило 8—9 июля 1918 года в Муроме, Рыбинске, Ярославле.

Город, судьбы, музеи

Инициативная группа оказалась замешана в заговоре.

В результате последующих событий часть Уваровской коллекции оказалась утеряна.

Город, судьбы, музеи

Историческая экспозиция по большей части рассказывает о купеческом и мещанском быте.

Муром на Оке. Река выполняла роль транспортной магистрали, что дало толчок развития купечеству.

После революции, вплоть до своего ареста в 1938 г., в Муроме проживал бывший бакинский миллионер Н. А. Меликов.

Город, судьбы, музеи

Ему принадлежала часть музейных предметов, которые оказались конфискованы.

Яркой жемчужиной коллекции является картина неизвестного художника позапрошлого века «Крещение Муромского народа князем Константином».

Город, судьбы, музеи

Отмечу также старинный стол из массивного дерева.

Сотрудники музея по разные его стороны разложили старые фотографии Мурома и его жителей.

По словам музейного гида, для кормления младенцев в позапрошлом веке использовали особые бутылочки. После молока как следует не промывали, что приводило к болезням и смертям. Секрет раскрыли к концу XIX века.

Город, судьбы, музеи

Предметы купеческого быта безусловно интересны.

С другой стороны, жизнь рабочих и крестьян никак не представлена, что для исторической экспозиции минус.

В следующих залах церковная утварь и иконы. До революции в городе и было множество церквей и четыре монастыря. Часть храмов безвозвратно утрачено, но монастыри восстановлены. О Муромских святынях постараюсь рассказать отдельно.