Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 21:30

Новосибирск, Горно-Алтайск — Россия Май 2023

День 9 и 10 — бесконечный путь возвращения.

Проведя ночь на турбазе Замульты, утром двинулись в сторону Горно-Алтайска, по пути заглянув в Музей минералов в Верх Уймоне. Неожиданно оказалось очень интересно, ведь в детстве я мечтал стать геологом. Особенно впечатлили необычные картины. Художник берет пластину из кедра, инкрустирует ее специально выбранными пластинами минерала. А затем пишет поверху картину маслом, максимально используя в сюжете природный рисунок инкрустирующего камня. Очень необычно и очень здорово — думал прикупить, но цена от 25 тыщ охладила мой пыл.

Итоги Алтайского путешествия

Очень ждал свидания с Давыдковскими пещерами, представляя, как буду бродить по загадочным подземным лабиринтам. Оказалось, что для осмотра доступен только небольшой грот. А интересные подземелья наглухо забиты археологами. От огорчения решили подняться к гроту, что у комплекса Колыбель человечества. Плакат сулил 40-минутный крутой подъем, мы же управились за 15 минут))) Было тяжело и жарко, но весело. А виды на шуструю речку сквозь молодые сосны очень хороши.

Итоги Алтайского путешествия

Неподалеку заметил слияние ручья с речкой, расслабился и нарушил главное майско-алтайское правило — не ходить по высокой траве. Вроде бы отряхнулся, осмотрелся и сел в машину. Случайно бросив взгляд на штанину, с ужасом увидел, что крошечная тварь, быстро перебирая лапками, ползет вверх по джинсам. Клещ залез на меня, несмотря на спрей, которым я обливался каждый день. Если бы кровопийца добрался до моего жаркого тела, неприятностей было не миновать. Без сомнения, меня спас Ангел-хранитель!

Итоги Алтайского путешествия

Когда часами едешь бок о бок с водилой, о многом тянет поговорить. Как выяснил, работа водителя-гида на Алтае совсем не сахар: в сезон три выходных в месяц, одна командировка длится от 7 до 10 дней. Весь день за рулем + закупки продуктов, вечером готовка ужина для группы, утром подъем в 5–6, готовка завтрака и заготовка перекуса на день. Работает он на турфирму, заработки, по сравнению с Москвой, очень скромные, зато есть постоянная работа, за которую платят деньги.

Судя по цене тура, я был уверен, что доходы турфирмы очень велики. Однако, узнав, сколько дерут за свои услуги турбазы, понял, что маржинальность этого бизнеса совсем невелика. Турбизнес в России беспощаден к туристам: учитывая короткий сезон в 3–4 месяца, все хотят срубить денег на целый год.

Итоги Алтайского путешествия

Последняя турбаза Искра в одноименном поселке, оказалась самой лучшей на маршруте, как по интерьерам, так и по еде. Перед воротами т/б настоящая церковь, правда, не ясно для кого, поселок то почти вымерший. Пасутся две очень общительные козы, знают точно, что туристы всегда их хлебушком покормят. А еще очень дружелюбная и ласковая черная кошечка, похожая на котенка. Не пропустит ни одного туриста, ко всем с добротой, лаской и вниманием: подойдет, боками о ноги потрется, на лавочке рядом посидит. А уж если ее погладить и почесать за ушком — закадычным другом станешь.

Итоги Алтайского путешествия

Симпатичные рубленные 2х этажные домики поставили прямо у берега узкой, но быстрой речки. Территория очень зеленая и ухоженная, расставлены фигурки животных, на берегу банька. На другом берегу высокий и очень живописный утес. А какими ужинами и завтраками нас там потчевали — пальчики оближешь. Несмотря на идеальные условия, спал очень плохо, а утром пошел дождь, видать, он оплакивал конец нашего тура. Остаток пути до Г-А оказался еще более безликим, чем предыдущий день, приехали в город уже после обеда.

Итоги Алтайского путешествия

Остро стоял вопрос: чем заняться завтра. Планировал заглянуть в Бийск: для бешеной собаки два часа на автобусе в один конец — не крюк))). Однако, обратных билетов уже не было. Очень хотелось в Тавдинские пещеры, которые располагались по пути тура, но нас туда не завезли(((Обзвон турфирм результата не дал: несмотря на солидную цену в 3 тыщи, мест не нашлось. Оставался самостоятельный путь, но была одна проблема — автобусное сообщение на Алтае хилое, рейсов очень мало. К пещерам, которые расположены около кластера Бирюзовая Катунь, можно доехать на проходящем автобусе. А привязать возвращение к расписанию обратных рейсов невозможно.

Рискнул ехать в Тавдинские пещеры сам, и не прогадал! Погода выдалась на загляденье, за прошедшие две недели природа восстала от зимней спячки и зазеленела. И самое главное — то цветение маральника, на которое мы клюнули при покупки тура, и не увидели во всей красе, началось именно сейчас.

Итоги Алтайского путешествия

Автобус останавливается на Чуйском тракте, водиле надо сказать кодовое слово «у Моста» а дальше пару км пешком через подвесной мост над Катунью и территорию туристического кластера Бирюзовая Катунь. Туркомплекс пока пуст, кафе только готовятся к сезону. На вид все очень достойно — свеженькие домики турбаз, торговые ряды, кафе и рестораны, чистота, цивильные бесплатные туалеты. Большой пруд обнесен забором — там купально-загоральная зона, вход 500 рубликов. Представляю, какое столпотворение здесь в сезон — не протолкнуться(((

Итоги Алтайского путешествия

На берегах полноводной и своенравной Катуни густая поросль сосняка. В полную силу зацвел маральник — красота, только ходить меж кустарников совсем не стоит: зловредные и очень опасные клещи проснулись и активизировались.

В Тавдинские пещеры пускают только с экскурсоводом, и это правильно.

Итоги Алтайского путешествия

Заявлено, что длина пещер едва не 5 км. Есть два варианта — короткий, когда тебя проводят метров 150 по подземельям. И длинный — на полдня в спелеологическом снаряжении, но в мае эта опция не действует(((Подняться ко входу в пещеры не очень легко — подъем крут, а проход по пещерам всего минут 10–15. Потом немного по горным тропкам, где можно полюбоваться кустами обильно цветущего маральника, и, милости просим на спуск и выход. Несмотря на краткость экскурсии, она понравилась.

Итоги Алтайского путешествия

Остается прогуляться до берега реки, полюбоваться течением Катуни и взглянуть на памятник Рериху. Теперь самый сложный этап — возврат в Г-А: вышел на тракт, а автобусов нет как нет. Решил попробовать автостопом: мимо мчался поток шикарных машин, в основном пустых, только ни одна из них не желала взять попутчика. Мне сильно повезло, минут через 15–20 остановилась невзрачная машинка с таким же как я, пенсионером за рулем, они лихо домчали меня до города.

Оставалось много времени на прогулку по городу. Второй раз решил забраться на гору Тугая к живописной беседке. Подниматься нелегко, но с высоты открываются замечательные панорамные виды на весь город, раскинувшийся в горной долине. Как же изменился пейзаж за прошедшие две недели: снежная зима сменилась буйной зеленой весной. Заснеженный лыжный спуск на Комсомольской горе практически полностью стаял.

Итоги Алтайского путешествия

Начать знакомство с городом вполне логично с центральной площадь Ленина с неизменным Ильичем, зданием Народного хурала. Национальным театром и Дворцом правосудия. Рядом сквер Чорос-Гуркина: каждая республика обязана иметь своего национального героя, сравнимого со старшим русским братом. Чорос был художником — учеником самого Шишкина, и считается что он преуспел в живописи. Его бронзовая скульптура располагается в сквере, а соседняя улица названа его именем.

Итоги Алтайского путешествия

В городе есть даже кинотеатр, едва не единственный — Голубой Алтай, он почти на берегу местной речки. Здание старое и красивое, зал большой, но ходят в него 2–4 человека.

В квартале от центра — Парк камней: небольшая композиция рядом с жилым домом, а напротив Родник, где можно набрать чистой и вкусной воды.

Итоги Алтайского путешествия

Чуть дальше от центра Макарьевский храм — рубленый по сибирской традиции из цельных стволов и очень красивый на вид. Еще дальше Парк победы со стелой в честь погибших воинов и бюстом Василию Маргелову — легендарному создателю войск ВДВ. Десантники шутят, что служат в «Войсках Дяди Васи».

Итоги Алтайского путешествия

В городе есть еще университет со скромным памятником Пушкину у входа. На территории, как пишут, есть несколько музеев, но попасть туда не удалось — в сб-вс он не работают.

День 12 последний — городской автобус не шатко не валко довез до а/п Г-А, который очень мал, судя по всему, родом из середины 70гг. Как же я любил самолеты и полеты раньше! Даже предвкушение вылета уже было сладостным. Нынче многое изменилось — бесконечные контроли перед посадкой, ожидание вылета и предполетные проверки сильно напрягают и снижают удовольствие(((

Обратно летел с пересадкой в Новосибе, так дешевле, хотя и дольше, туда летит небольшой Эмбраер, всего-то в полете меньше часа. Над Новосибом что-то пошло не так, зелененький самолетик затрясся, и начал активно качать крыльями, причем, на малой высоте. Народ сразу притих и насторожился, но посадка прошла штатно.

Итоги Алтайского путешествия

Приземлившись в солнечном а/п, думал поехать в центр Новосиба, но времени не хватало, решил потусить в а/п, и не зря. Толмачево является хабом для а/к S7 — бывшей Сибири. На территории расположились несколько музейных самолетов времен СССР: Ту-154, Ту-134 и ИЛ-86 с логотипами Сибири. На всех типах я многократно летал по нашей необъятной Родине, а позже и за границу. Но, в те времена мы бредили аэробусами и боингами, считая их верхом авиастроения, которым наши самолеты в подметки не годятся. Отлетав во времена СССР на советских самолетах едва не сотню раз, после госпереворота 1991 г. начал летать на Эрбасах и Бобиках. Только тогда запоздало понял, что наша авиатехника была совсем не хуже, а во многом лучше западной.

Итоги Алтайского путешествия

Поразило здание а/п Толмачево — гигантское, монументальное и футуристичное. Огромные колонны, поддерживающие свод необъятного корпуса, почему-то напомнили интерьеры Аватара. Уж не знаю, как было тут до пандемии, но, в этот раз в гигантском помещении находился лишь десяток пассажиров. С высоты третьего этажа единичные фигурки пассажиров далеко внизу казались крошечными. Гигантизм постройки кардинально диссонировал с мизерным пассажиропотоком: для меня было очень приятно — в последние десятилетия терпеть не могу столпотворение. Однако, как тут дела с экономикой процесса — большой вопрос.

Итоги Алтайского путешествия

Вокруг аэровокзала есть несколько кафе — да, недешево, но все равно дешевле, чем в самом вокзале. Решил съесть плов в кафешке, что почти на выезде — на вкус полнейшая гадость, потом плевался долго. Обратный полет не запомнился ничем, кроме досады от подленькой системы рассадки паксов: на двух рейсах меня посадили на самые хреновые места. До Москвы я вообще летел на самом последнем ряду у прохода прямо у туалета.

Эту гадкую практику Сибирь стянула у Победы: специально сажать паксов на самые паршивые места, если он не готов платить дополнительно, уже купив неадекватно дорогой билет. Ночной полет ДМД- Г-А длился 4 часа, нас там не кормили, и это нормально. Дневной полет Новосиб-ДМД длится 3,5 часа, когда покупал билет, я посчитал, что днем еды тоже не будет. Заказал себе обед, заплатив еще пятихатку, а остальных пассажиров кормили бесплатно — вот досада(((

Итоги Алтайского путешествия

Подведем итоги: По погодным условиям мы не увидели классические красоты Алтая в полном объеме, и, прежде всего, изумительный цвет алтайских рек. Насладиться обещанным массовым цветением маральника удалось только тем, кто приехал уже после нашего отъезда. На Мультинские озера поездка выдалась экстремальной — озера были еще во льду.

Есть поговорка: «пировали — веселились, подсчитали — прослезились». Когда подбил бабки, оказалось, что за 13 дней я истратил 125 тысяч на одного за более чем скромные бытовые условия. Если бы добавил тысяч 30, мог бы слетать на Кубу или даже Венесуэлу на олл инклюзив на 10 дней, причем, вдвоем с женой.

Порекомендую ли я кому-ибо ехать на Алтай? — в этом вопросе категоричным не буду: пусть каждый решает этот вопрос сам, избегая поездок в мае. В общем, думайте сами, решайте сами — лететь или не лететь…