Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 10:47

Горно-Алтайск — Россия Май 2023

Хотел ли я на Алтай? — однозначно нет! Множество фоторепортажей убеждало, что ничего интересного для меня там нет. Лишь работы одного автора — Натальи (Natchen) сумели зажечь во мне искру интереса. Несмотря на это, если бы в мае 23г мир был открыт для нас, на Алтай я, все равно, не поехал бы, но… Все случилось так, как случилось: на майские праздники навострил я свои лыжи в сторону Сибирей.

10-дневная программа от местной турфирмы обещала бесподобное цветение маральника — аналога японской сакуры, любоваться на которую, три месяца назад летала в Японию моя жена. Большой проблемой стала одежда на две недели — прогноз обещал от 5 мороза ночью до +24С днем. Вопрос решился многослойностью — брал множество одежек, планируя одевать их друг на друга, как в загадке: «сто одежек и все без застежек».

Майский зимний Алтай

Лететь лучше до Горно-Алтайска, от него ближе всего ехать до интересных мест, только билеты сильно дорогие. Хочешь дешевле — без проблем лети до Барнаула, только потом теряешь 4 часа в дороге до ГА. Я выбрал путь подороже, но комфортнее — напрямки до ГА. Билеты брал без багажа, ценник-то и без него конский. После всех утрясок-согласований, маршрут выглядел следующим образом:

День 0. — 2 мая. Перелет Москва — Горно-Алтайск (4 часа). Бродилки по городу в полусне. Отель Игман.

Майский зимний Алтай

День 1. — 3 мая. Сбор группы. Чертов палец. Манжерок. Зубы дракона. Остров Патмос (Чемал). Безымянная турбаза на Чуйском тракте.

Майский зимний Алтай

День 2. — 4 мая. Бесконечный транзит по Чуйскому тракту: Семинский перевал, перевал Тике Таман, с. Акташ. Далее в горы: Красные ворота, перевал Улаган, перевал Кату Ярык, долина реки Чулышман. (11 часов). Т/б Кату Ярык.

Майский зимний Алтай

День 3. — 5 мая. Долина реки Чулышман. Поход в горы к каменным «Грибам». Поход к водопаду Куркуре. Т/б Кату Ярык.

Майский зимний Алтай

День 4й. — 6 мая. Перевал Кату Ярык — обзорка. Пузырыкские курганы, перевал Улаган, с. Акташ. Т/б Алтынсай.

Майский зимний Алтай

День 5. — 7 мая. Заброска на Марс-1, Марс-2. Заброска по бездорожью в горы Южно-Чуйского хребта — урочище Аккол. Т/б Алтынсай.

Майский зимний Алтай

День 6. — 8 мая. Транзит по Чуйскому тракту вдоль реки Чуи и далее реки Катуни. Гейзерное озеро. Старый чуйский тракт. Святилище Калбак-Таш с петроглифами. Слияние Чуи и Катуни. 100-летний подвесной мост над Катунью. Перевал Тика-Таман. Т/б Алтайские дачи

Майский зимний Алтай

День 7й. — 9 мая. Полнодневный перегон до района Мультинских озер. Чуйский тракт — с. Онгулай — с. Усть-Кан — с. Усть-Кокса — Музей Рериха — с. Замульта — Т/б Мульта.

Майский зимний Алтай

День 8й. — 10 мая. Заброска в горы к Мультинским озерам на диковинном вездеходе. Т/б Мульта

Майский зимний Алтай

День 9й. — 11 мая. Перегон на полный день до т/б Искра. По пути Музей камня и Денисовские пещеры.

День 10й. -12 мая. Перегон на полдня — возвращение в Горно-Алтайск. Отель Игман

Майский зимний Алтай

День 11й. — 13 мая. Самостоятельно в Бирюзовую Катунь. Тавдинские пещеры. Цветение маральника. Прогулка по Горно-Алтайску. Отель Игман

День 12й. — 14 мая. Перелет Горно-Алтайск — Новосибирск — Москва

*********************************************************

ИТАК, поехали, тьфу — полетели!

Вылетал в ночь с 1е на 2е мая на крыльях S7 — той самой, что раньше звалась Сибирь, но, после ужасной катастрофы в Иркутске, ее пришлось кардинально ребрендировать. Рейсы ночные, но в полете всего ничего — 4 часа, поэтому поспать не удается. За счет временного лага +4 часа, прилетаешь ранним утром совершенно неспавшим и разбитым на всю голову. Поэтому принял решение не насиловать свой органон и лететь на сутки раньше начала тура, чтобы в отеле прийти в себя.

Майский зимний Алтай

За сам полет ничего плохого сказать не могу — вылетели вовремя, количество взлетов было равно числу посадок. Самолет, несмотря на зверские санкции, вполне исправный, летели без тряски, сели мягко. Выглянув перед посадкой в иллюминатор, я просто офигел: вся земля от края и до края была покрыта белым-белым снегом — на такой расклад я точно не рассчитывал. Однако, легкий минус оказался совсем не кусачим, а днем вышло солнце, которые быстро согрело воздух.

Майский зимний Алтай

При СССР был Алтайский край со столицей в Барнауле. После распада Союза алтайцы решили отделиться по национальному признаку, воссоздав Республику Алтай со столицей в Горно-Алтайске. Алтайцев очень-очень мало, их всего 67 тысяч, это тюркский народ, на вид настоящие монголы.

В общении весьма приятны — готовы поговорить и помочь. Добродушны, пока трезвы: как и у многих азиатов, у них нет антиалкогольного гена, достаточно бутылки пива, чтобы начались проблемы. В пьяном состоянии местные очень шумные, агрессивные и задиристые. Ясное дело, что это касается не всех, но мы сталкивались с такими типами. Гид говорил, что есть целые деревни, где аборигены спиваются.

Майский зимний Алтай

От а/п до Горно-Алтайска можно доехать на автобусе всего за 24 руб. Городок раньше назывался Улала, он очень невелик и зажат меж двумя высокими горками — Коммунистической и Тугая, зимой там с азартом катаются горнолыжники. На Тугую я поутру даже взобрался, пока готовили мой номер в отеле.

Майский зимний Алтай

Интересностей в городе немного, но есть один объект, который пропустить непозволительно. Поблизости от центра расположилось монументальное здание национального музея им. Анохина. Представлена история края от древнейших времен до современности, немного картин, флора и фауна края. Но самое главное богатство музея, привлекающее любителей древних мистических тайн — зал с загадочной мумией. В нем покоится погребальная колода с Принце́ссой Уко́ка (Алтайская принцесса). Мумию нашли при раскопках на могильнике Ак-Алаха урочища Укок в 1993 г.

Майский зимний Алтай

Алтайцы очень необычно хоронили своих знатных покойников: копали ямы глубиной до 7 метров. Внутри делали сруб, в котором размещали деревянную колоду-гроб с покойником, клали рядом богатые подношения, а в соседнем помещении укладывали жертвенных коней. Сверху делали накат из бревен, затем заливали всё захоронение водой, которая замерзала и сохраняла покойника тысячи лет. Поверху насыпали курган из камней, чтобы звери и лихие люди не тревожили вечный сон покойника.

Через тысячи лет неугомонные археологи все-таки нашли Принцессу и потревожили ее покой. Если верить записям, вмерзшую в лед женщину пришлось отливать кипятком. Первоначально мумия была нетленной и выглядела как живая. На руках татуировки, по которым определили, что она была шаманкой. Но кипяток и воздух сделали свое гадкое дело: кожа и мясо быстро истлели, сейчас останки выглядит крайне неважно — кости, едва скрепленные сухожилиями. Причиной смерти женщины, не дожившей даже до 30 лет, был рак молочной железы.

Принцессой эту несчастную назвали журналисты. Местные шаманы считают, что это одна из 12 хранительниц покоя земного мира — Ак-Кадын (Честная, Добрая Хатун). Якобы, она стояла на страже врат подземного мира, защищая людей от Зла из низших миров. Шаманы сильно гневались, что ее тело достали, и грозили всякими карами. Через 10 лет на Алтае случилось мощное землетрясение, связано оно с Принцессой, или нет — трудно сказать.

Для мумии отвели специальный зал, когда я первый раз пришел туда, погребальная колода была закрыта пологом. Лишь через час ее открыли: фотать останки несчастной женщины я не решился — пусть покоится с миром. Как оказалось, мне очень повезло — саван с мумии снимают не всегда, а лишь в некоторые дни строго по лунному календарю. Еще надо учитывать, что в пн-вт в музее выходной.

Бессонная ночь и джет-лаг сыграли злую шутку: в день прилета я ложился спать на пару часов, потом гулял пару часиков и вновь впадал в сон. Вечером в очередной раз проснулся — за окном сияет солнце, не сидеть же в номере? Вновь вышел прогуляться — тепло, закатное солнце от души светит, внезапно налетели черные тучи, холодный ветер и пошел снег — такая выдалась весна. Первая ночь была очень тяжелой.

Майский зимний Алтай

Условия поездки планировались следующие: группа — 7 человек, все передвижения на минивене, относительно удобно, но, хотелось бы лучше. Все ночевки на турбазах разного уровня комфортности — сейчас их понастроили сотни, если не тысячи, особенно много вдоль рек. Только две ночи были на турбазе с туалетом и умывальником на улице. Остальные ночи туалет/умывальник в номере, либо на этаже. Изначально, выбирая тур, видел очень дешевые и «вкусные» предложения, чуть не клюнул на них. Потом оказалось, дешевые цены дают при размещении в палатках! При этом, спальник, пенку и теплую одежду надо везти с собой.

Майский зимний Алтай

Какой же я молодец, что не купился на халяву — часть ночей были морозные, застудился бы напрочь! Питание было смешанным: завтраки-ужины на базах, часть из них предоставляла база, но чаще и вкуснее готовил наш бессменный водитель-гид-охранитель Василий. Обеды обычно в придорожных кафе, а в горах плотные и вкусные перекусы с горячим чаем. Во многих горных районах нет И-нета, порой даже мобильной связи нет — к этому надо быть готовым.

Важно знать, что в мае на Алтае туристов поджидает не только прекрасные виды и цветущий маральник, но и ужасные клещи. Миллионы крошечных и смертельно опасных кровопийц сидят на траве и ветках деревьев, терпеливо поджидая жертву. Попав на одежду человека, быстро находят теплое укромное местечко на теле и намертво впиваются в него. Ладно бы если эта крошечная дрянь только пила кровь, так нет же — они заражают человека страшнейшим бореллиозом или энцефалитом. Фото из и-нета

Майский зимний Алтай

Тяжелая болезнь, инвалидность, смерть — краткий список последствий такого укуса, если вовремя не ввести антидот. Во многих местах Алтая угрожающие плакаты на красном фоне: «Клещевая опасность». И это не пустые пугалки: клещи есть, и они крайне опасны. По-хорошему нужна прививка, а по факту мы применяли антиклещевой спрей (который ни хрена не помогает). Плюс осторожность в квадрате: не ходить по траве, не касаться кустов, а после каждой прогулки внимательно осматривать одежду и тело.

На следующий день началась наша алтайская экспедиция-приключение. Поздним утром минивэн подвез к отелю ИГМАН, где я коротал свою первую, и такую беспокойную ночь, четверых попутчиков в сонном коматозе….