Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev
был сегодня 0:09

Ареццо — Италия Май 2023

Сам придумал этот формат. Выбираем монастырь, город, место на карте Тосканы с дистанцией в одну сторону до полутора — двух часов езды, выезжаем так, чтобы попасть на время итальянского обеда, 12:30 — 14:30, едим, по возможности вкусно, с элементами местной кухни, а потом, на полный желудок, знакомимся с достопримечательностями, а к вечеру усталые, но довольные, как правило, возвращаемся к месту постоянной дислокации. Мы уже не раз совершали такие поездки, пару из них я даже описал здесь, на Туристере: Аббатство Monteoliveto Maggiore в Тоскане и городок Баньореджио.

Да, правильно, для такой вылазки надо иметь базу в пределах локации, у нас такая есть. Но если нет, несмотря на все сложности современного мира, такая возможность для жителей России сохраняется по сей день. В принципе, можно получить итальянскую туристическую визу, хотя формальностей и дополнительных справок добавилось, а сроки действия сократились. Добраться можно при помощи, например, рейсов авиакомпании Air Serbia из Москвы, Казани, Санкт-Петербурга, Сочи. Цены, конечно, кусаются, но что делать. В Тоскане правильно снимать жильё в Agriturizmo: комната, апартаменты, отдельно стоящий домик в окружении великолепной природы. Только выбирайте место с хорошей транспортной доступностью, чтобы при вылазках не тратить каждый раз время, чтобы добраться до более-менее скоростной дороги.

Мы находимся между городами Гроссето и Сиена в пяти минутах от Superstrada SS223, к тому же точка положения позволяет равновелико исследовать все части Тосканы и прилегающих регионов. Можно двинуться в сторону Ливорно, Пиза по быстрой дороге SS1, можно поехать в долину Val D’Orcia, признанную всемирным наследием ЮНЕСКО, до неё вообще 5 минут, можно двинуть на север в сторону Флоренции, там у нас Кьянти по пути, а если принять западнее от Сиены, то можно за полтора часа доехать до Ареццо, туда мы сегодня и направимся.

Итак, на дворе май месяц, но в Тоскане совершенно нетипичная погода — холодно и моросящий дождь уже несколько недель, что не мешает цвести макам, а буйная зелень покрывает холмы и долины, обычно имеющие цвет выжженного сена.

Ареццо: поели, посмотрели

Примерно в 13:30 приезжаем в Ареццо. Навигатор ведёт на парковку Pietri, смело двигайтесь до конца, здесь больше всего свободных мест, удобнее всего поставить машину поближе к подъёму в город, стоимость — 0,70 евро в час или 5 евро за весь день. У людей не хватает терпения и ставят машины дальше, так что мы припарковались прямо у входа на лестницу. Большая ёмкость парковок, скорее всего, объясняется ежемесячной выставкой антиквариата, проходящей в городе.

О, чудо! Прямо от парковки вверх в город поднимаются эскалаторы, невиданно! Причём поднимаемся мы на нём ни куда-то там, на окраину, а прямо к Домскому собору!

Ареццо: поели, посмотрели

Но! Помните, в заголовке написано: поели, посмотрели. Ровно в такой последовательности. Дочь по дороге уже сориентировалась и предлагает поесть на центральной площади — Piazza Grande, поэтому проходим Piazza Duomo не задерживаясь, пять — десять минут ходьбы по средневековыми улицам города — и мы оказываемся на Главной площади.

Ареццо: поели, посмотрели

Описание оставлю на потом (поели, посмотрели), сейчас займёмся выбором места посадки. Большая галерея, в которой устроены рестораны с видом на площадь. Вид дорогого стоит. Вопрос в цене, насколько дорогого. Общепит Ареццо подошёл к вопросу творчески, хотите насладиться отличным видом, попробуйте отличную высокую кухню. Дорогую, конечно. Друг за другом на площади расположились рестораны высокой (насколько это возможно благодаря высокому положению на вершине холма) кухни, у каждого есть зазывала, приличный, без лишнего насилия. Изучил меню. Действительно дорого, талиателле с белыми грибами — 20 евро, перебор! Но что делать, метаться некогда.

Ареццо: поели, посмотрели

Ресторан выбрал по блюду, увидел в меню Ombrina, вкусная рыба семейства форелевых, голец по-нашему. Называется La Lancia D’Oro, Золотое копьё то есть. Спору нет, кухня изысканная и дорогая, но к месту ли она здесь? Мой вам совет, поешьте за приемлемые деньги там, где вы считаете нужным. Гид в телефоне советует La Torre Di Gnicche прямо в шаге от площади за углом на Piaggia S.Martino, или Buca di San Francesco. Или выберите сами. А вот для напитка выберите площадь Grande, сядьте на первой линии столиков с самым шикарным видом, закажите себе предпочитаемый в это время напиток, это может быть чашка чая, кофе, капучино, бокал вина, кружка пива, да стакан воды, наконец. И не жалейте вы эти два евро на чашку чая, не в нём дело, дело в том, что вы сидите на одной из самых красивых площадей мира и имеете возможность наслаждаться созерцанием жизни, которая движется вокруг.

Ареццо: поели, посмотрели

С едой закончили. Поели, посмотрели. Переходим ко второму пункту программы. Так, а где мы? А! Да-да, в Ареццо. Что там про город говорят?

Ареццо — город в итальянской области Тоскана, административный центр одноимённой провинции. Ареццо расположен в 80 км к юго-востоку от Флоренции, на холмах, окружающих верхнее течение реки Арно. Ареццо — один из древнейших городов Тосканы: первое поселение на его месте возникло ещё в VI  в. до н. э. В составе каких только государств и княжеств Ареццо не был на протяжении своей долгой истории, в XI — XIV веке Ареццо был столицей Аретинской республики, но в конце XIV века был продан Флорентийской республике. В 1569 году Ареццо вошёл в состав великого герцогства Тосканы.

Город подарил миру таких знaмeнитых людей, кaк Гвидо д’Ареццо (ок. 990 — 1050), изобретатель coвpeменной системы нотного письма, поэт Франческо Петрарка (1304 — 1374) и Джорджо Вазари (1511 — 1574) — художник, apxитектор, автop монументального биографического труда «Жизнеописания величайших художников, скульпторов и apxитекторов». Имя eщё oднoго ypoженца Ареццо, советника императора Августа и покpoвителя искусств Гая Цильния Мецената (70 до н. э. — 8 до н. э.), стaло нарицательным.

Узкие улицы и очаровательные площади города стaли популярны благoдaря режиссеру Роберто Бениньи, снявшему в Ареццо сцены из оскароносного фильма «Жизнь пpeкрасна». Пocле выхода картины интерес к городу значительно возрос.

На улицах и площадях расставлены информационные стенды, подсказывающие какая именно сцена из фильма снималась в этом месте, ближайшая прямо около ресторана, по окончании галереи, в начале улочки Piaggia S.Martino, карабкающейся круто вверх от площади Гранде.

Площадь — главное место притяжения в городе, профиль поверхности которой уникален, по диагонали круто завален в тот угол, куда выходит апсида церкви Санта Мария делла Пьеве. Чем-то отдалённо напоминает знаменитую Пьяцца дель Кампо в Сиене. В античные вpeмена Piazza Grande была форумом, в Средние вeка — рынком. Эта площадь трапециевидной фopмы обрела coвpeменный вид в XIII вeкe, кoгда оказалась в черте города. Количество достопримечательностей на пьяцца Grande зашкаливает. Начинаем с колонной галереи, где мы только что трапезничали. На самом деле это часть Palazzo delle Logge Vasari, построенного в XVI веке по проекту того самого Джорджо Вазари, художника и архитектора, составляющего славу города.

Ареццо: поели, посмотрели

С северной высокой стороны идём по часовой стрелке вниз, вдоль вocточной стopoны площади выстроились характерные невыcoкие сpeдневековые здания c деревянными балконами, среди котopых выделяется зубчатая башня Palazzo Lappoli, XIV в.

С южной стopoны возвышается массивный Palazzo Cofani-Brizzolari, XV в., oбъeдинённый c бoлee старой зубчатой башней La Torre, XII в.

Ареццо: поели, посмотрели

Самая низкая точка площади находится в углу между южной и западной стороной, здесь расположен мраморный фонтан. Перепад высот, ну точно не меньше трёх-четырёх этажей, необычный ракурс для съёмки. Западная часть площади составляет ансамбль из романской церкви Санта-Мария-дел-ла-Пьеве, здание посредине с полукруглой лестницей — Palazzo dei Tribunale, XVIII в., к нему пpимыкает небольшой, но очень нарядный Дворец братства мирян, Palazzo della Fraternita dei Laici, 1460.

По мне — самая интересная сторона площади, но в целом вся архитектура piazza Grande выглядит гармонично. Будь больше времени, можно было бы посетить музей сокровищ, располагающийся во Дворце мирян, но надо двигаться вперёд.

Ареццо: поели, посмотрели

Santa Maria della Pieve, очень необычный собор. Фасад и апсида церкви — наиболее странные из того, что я видел. Я бы это назвал причудой архитектора. Если остеохандроз и шея позволяет, поднимите взор на фасад и обратите внимание, на то, что все колонны разные. Да ещё с каждым этажом их количество удваивается. Всего четыре яруса, построенные в XII веке.

Апсида построена веком позже и тоже состоит из слепых арок на нижней галерее и двух лоджий с колоннами по мотивам фасада. Самая большая загадка для меня — одна из колонн, которая напоминает согнутое колено, при том, что все остальные — идеально ровные. Несоответствие настолько заметно, что я разглядел его с противоположной стороны площади, сидя в ресторане.

Ареццо: поели, посмотрели

Поиски в интернете не привели к результату, загадка! Может вы поможете узнать, в чём дело? Моё предположение такое, с архитектором заказчики вовремя не рассчитались, вот он им в отместку и придумал кривую колонну. Внутри тоже интересно, мне бросились в глаза необычные пропорции, свод высокий и на фасаде окна, сквозь которые в помещение проникает свет.

Ареццо: поели, посмотрели

Среди достопримечательностей полиптих «Мадонна с младенцем со святыми Иоанном Богословом, Донатом, Иоанном Крестителем и Матфеем», выполненный Пьетро Лоренцетти в 1320 году, фрески живописцев школы Джотто, мощи Святого Доната.

Ареццо: поели, посмотрели

Собор выходит фасадом на главную улицу города — Corso Italia, по которой спускаемся вниз.

Сын Женя ведёт нас посмотреть на римский амфитеатр. По дороге заглянули в небольшую церковь Chiesa dei Santi Michele e Adriano, где как раз распевался церковный хор.

Ареццо: поели, посмотрели

Улица, как и подобает главной пешеходной улице города, богата расположенными здесь магазинами одежды, посуды, игрушек и много ещё чего полезного. Я, например, впервые углядел некий римский бренд Dan Johns, относительно недорогой и вполне интересный, проходя мимо загляните, может и вам что понравится.

Римский амфитеатр разочаровал, можете смело пропустить. Окружён забором из металлических прутьев, на большой лужайке со стриженым газоном видны каменные развалины амфитеатра I века, ставшего донором строительного материала новому строительству в средние века, в том числе для монастыря на заднем плане, который в наше время стал археологическим музеем. Касса на входе продаёт билеты в музей, заодно можно побродить среди каменных развалин по зелёному газону. Пропустили.

Ареццо: поели, посмотрели

Обратно возвращаемся через просторную площадь Sant Agostino, которую украшают два бравых полицейских на Альфа Ромео и карусель. Средневековый собор также имеется.

Ищем параллельную Corso Italia улицу, а на ней находим другой важный собор города — Basilica di San Francesco. Лицом, то бишь, фасадом не вышел, интерьеры тоже так себе, главная достопримечательность — знаменитый цикл фресок Пьеро дел ла Франческо «История животворящего креста». Билет стоит 9 евро, посещение фресок строго по указанному в билете времени, нам надо было подождать полчаса. Воспользовался паузой, изучил саму церковь, реконструирована в 1909 году, артефакты стащили из округи, части фресок сохранили, снабдили экспозицию пояснениями. Смотрю, читаю, так и скоротал ожидание.

Ареццо: поели, посмотрели

Ровно в 18:00 нас пустили на осмотр шедевров. В группе примерно 20 — 25 человек, помещение небольшое, но соседи осмотру почти не мешают, взор постоянно устремлён вверх. Ещё не зная на момент осмотра названия цикла фресок, придумал своё — в поисках Креста. История интересная и необычная, меня заинтересовала, пересказывать не буду, почитайте лучше здесь, или здесь.

Запомнились «Сновидения Константина», «Победа Ираклия над Хосровым» и «Пытка Иуды Кириака». Те, что повыше, хорошо разглядеть не удалось, у нас не было подъёмных приспособлений, в отличие от главной героини фильма «Английский пациент», которую снимали именно здесь, крутые кадры, не правда ли?

Мне понравилось! Действительно видна рука гения, точность характеров и портретов, перспективы сюжетов, место, достойное посещения.

Ареццо: поели, посмотрели

Выходим, на небе тучки, периодически начинает накрапывать дождь, фасад храма снаружи не выделяется вообще ничем, а расположенный по соседству Badia delle Sante Flora e Lucilla к тому же имеет на совершенно тусклом фасаде ещё и единственное окно, позднее заложенное кирпичом. Как и положено, в Тоскане, если надо окно, его прорубили, если не надо — его заложили, или дверь на месте окна пробили, и никто не заморачивается.

Ареццо: поели, посмотрели

Вот и Домская площадь, пора бы заглянуть перед отъездом. Перед собором статуя Герцога Фердинанда I, площадь расположена заметно ниже собора, любят в Ареццо играть с высотой в ландшафте площадей. Потому получаются такие красивые перспективы. И площадь в целом гармонично выглядит.

Ареццо: поели, посмотрели

Заходим внутрь. Глобально и монументально. Центральный неф высокий, как и положено, собор давит размерами на прихожан, но если хочется некоторой приватности, то можно помолиться в прилегающей капелле, там уютнее, как раз в данный момент идёт месса. Мне ещё запомнился мраморный алтарь и занавес в мраморе, выполнен настолько искусно, что кажется заметным движение ткани от ветерка.

Ареццо: поели, посмотрели

Прямо за собором начинается городской парк il Prato, по ощущениям место, приятное к посещению, но мы проходим по краю, оценив большую скульптурную композицию и панорамный вид на окрестности с обзорной площадки.

Ареццо: поели, посмотрели

Идти к эскалатору лень, но можно спуститься к парковке прямо из парка по лестнице, правда с высокими и неудобными ступенями.

А вы знаете, что в Ареццо вот уже 95 лет проводится самая известная в Италии выставка антиквариата? Каждую первую субботу и воскресение месяца. Причем главные торговые ряды находятся под сводами галереи площади Гранде, где мы обедали сегодня. Но мой вам совет — или шоппинг, или осмотр города. Две цели плохо смешиваются. За границами нашего внимания остался Дом Петрарки, крепость Медичи, Дом Вазари, церковь Сан Доменико и многочисленные музеи города.

А так — отличная короткая поездка и ещё одна замечательная точка Тосканы. Чувство голода ещё не скоро наступит. Поели, посмотрели.