Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была вчера 17:32
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Мцхета-Мтианети — Грузия Сентябрь 2022

Открылось прямое авиасообщение с Грузией и вспомнилась наша поездка в сентябре 2022 года, когда летели с пересадкой в Минске. Лететь до Минска всего 1 час 15 минут, но все равно не очень удобно проходить двойные контроли (хорошо, что багаж не нужно было получать: летели одной авиакомпанией).

Время прошло достаточно много, некоторые подробности уже вылетели из памяти, но самые интересные моменты вспоминаются, когда смотришь сохранившиеся фотографии.

Начну с Мцхеты — древней столицы Грузии, куда мы поехали на поезде Тбилиси- Батуми с железнодорожного вокзала, с необычного вокзала: на первом этаже магазины и только поднявшись по лестнице (или эскалатору- уже не помню) можно войти в помещение вокзала. Помещение небольшое, касс много, русский язык кассиры не забыли. Без проблем взяли билеты. Платформа находится ниже, опять спуск по лестнице и через неприметную дверь можно выйти на платформу.

Старый вагон, заполненый пассажирами, едущими к морю. Шумный и веселый, его мы покинули через двадцать минут — примерно столько ехать до Мцхеты.

На станции Мцхета вышли мы одни. Как оказалось (потом узнали у таксиста, который вез нас в Джвари) , местные ездят в Тбилиси на маршрутках. Но мы этого пока не знали и пошли искать кассу в здании станции, дабы взять обратный билет.

Грузинские воспоминания: древний Светицховели в Мцхете

И, конечно, кассу не нашли, ее просто не было. Билеты здесь не продают, о чем нам поведал единственный человек, которого мы нашли на станции. Заморачиваться не стали и пошли путешествовать по Мцхете.

Мцхета- первая столица Грузии, до Тбилиси всего 20 или 25 км (точно уже не помню). В крайнем случае, можно и на такси доехать (так решили мы, но потом все получилось немного по-другому).Стоимость такси в Грузии бюджетное, иногда пользовались в Тбилиси.

В прошлом здесь был духовный центр Грузии, где и сейчас располагается резиденция главы православной церкви Грузии. Исторический центр города находится под охраной ЮНЕСКО.

В Мцхете зародилось грузинское христианство, в Иверии (нынешней Грузии) находится первый удел Божией Матери и наше путешествие началось с храма Светицховелии, потом был монастырь Джвари, воспетый Лермонтовым, и монастырь Самтавро.

Светицховели находится в центре города и обнесен стеной. По размерам он невелик и вначале мы обошли его по периметру, рассматривая грузинские домики, которые отделяет от монастыря неширокая дорога. Интересные грузинские домики с балкончиками.

Грузинские воспоминания: древний Светицховели в Мцхете

Легенд об этом монастыре существует много и первая — это его существование с 33 года нашей эры. Дата знаменательная. Будто бы в это время житель Грузии, узнав о распятии Христа, отправился в Иерусалим. Его сестра попросила привезти брата что-нибудь на память о Христе и брат привез хитон. Сидония (так звали сестру) прижала священную вещь в груди и после рассказа брата о распятии умерла. Отделить хитон от девушки не получилось и ее похоронили вместе с ним. А потом на месте захоронения вырос кедр. Со временем люди заметили, что больные, придя к кедру — излечивались.

Узнав о дереве, способном лечить больных, Святая Нино (в монастыре ее имени мы тоже побываем) попросила царя Мириана построить на этом месте храм. Из кедра вырезали семь столпов, которые и стали основанием храма. Один из столпов не удалось сдвинуть с места и с него стало стекать миро. Его и назвали животворящий столп Светицховели. И на этом месте был возведен храм.

Современный храм был возведен в начале 11 века (1010–1029). О его строительстве Константин Гамсахурдия написал роман «Десница великого мастера). Видела этот роман на книжном развале около метро «Проспект Руставели». В Тбилиси очень много книжных развалов и книг на русском языке по цене 2 лари (в момент поездки 1 лари стоил 20 рублей, сейчас — 30). Но я отвлеклась от Мцхеты и главного храма страны.

Пока мы до него не дошли, но уверенно двигались к цели по навигатору.

Мцхету пересекает Арагви и делит ее на две части.

Грузинские воспоминания: древний Светицховели в Мцхете

На одном берегу — жд станция с минимумом разных торговых и иных зданий.

Грузинские воспоминания: древний Светицховели в Мцхете

На другом берегу — жилые дома (самые разные, есть старенькие, но есть и богатые красивые усадьбы)

Если верить навигатору, то от жд станции до Светицховели чуть больше километра. И мы перейдя мостик смотрим по сторонам и фотографируем интересности, попадающиеся на пути.

Грузинские воспоминания: древний Светицховели в Мцхете

На пути попался памятник местному Робин Гуду, которого звали Арсен Одзелашвили, он жил в 19 веке. Арсен был крепостным князей Бараташвили, абрек, разбойник грабил богатых и раздавал награбленное бедным. О нем сложена «Поэма об Арсене», которую можно прочитать в «Героическом эпосе народов СССР».«Ниспошли Арсену, боже, Доброй славы в этом мире! Скатерть слал он по дорогам, С бедняком сидел на пире, По горам семь лет скитался, По степной кружился шири».

О нем писали многие грузинские классики, в 1937 году был поставлен фильм «Арсен». Даже нашла его на Ютубе, но времечка нет его посмотреть.

Грузинские воспоминания: древний Светицховели в Мцхете

Вдали на горе увидели монастырь Джвари. Слово «джвари» означает крест и храм этот на горе, воспетый Лермонтовым М.Ю., построен в виде креста и мы обязательно его посмотрим, по чуть позже.

Вскоре на горизонте увидели и самый главный храм Грузии, который был построен на месте, где была похоронена Сидония с хитоном Христа.

Грузинские воспоминания: древний Светицховели в Мцхете

Погода здесь как-то быстро меняется: недавно было голубое небо и вдруг откуда-то набегают облака, потом куда-то уплывают и опять радует чистая голубизна.

Грузинские воспоминания: древний Светицховели в Мцхете

По территории ходят монахи или как их называют насельники обители. Посетителей в храме много: кто приехал индивидуально, кто с группой — так что насладиться уединением не получится. Служители подходят к посетителям и предлагают подать записочки за здравие и упокой (это показалось странным, нигде такого не встречала, да и цена показалась какой-то несоразмерной, запомнилась эта сумма 50 лари). В монастыре Самтавро, где побывали в этот же день фиксированной цены не было (кто сколько в состоянии пожертововать монастырю).

Храм уникальный: в нем совсем нет симметрии. От старых храмов остались архитектурные элементы и части строения как бы наслаиваются друг на друга.

Внутри храма некрополь — сохранились некоторые плиты о захоронениях.

Грузинские воспоминания: древний Светицховели в Мцхете

Княгиня статс-дама Елизавета Николаевна Багратион-Мухранская и егермейстер двора его величества Константин Иванович Багратион-Мухранский — были захоронены в начале 20 века.

Грузинские воспоминания: древний Светицховели в Мцхете

В этом храме, вдохновленный проповедью святой Нины, крестился первый христианский царь Грузии Мириан. Согласно легенде именно здесь хранится хитон Иисуса Христа, хотя об этом ведутся споры.

Грузинские воспоминания: древний Светицховели в Мцхете

Кроме хитона Христа в храме есть еще и другие святыни: это плащ Святого пророка Илии, переданный им своему ученику пророку Елисею. Святыня хранилась у мцхетских евреев и сейчас находится за центральным иконостасом. В 1 веке здесь проповедовал Андрей Первозванный и частица его мощей хранится в правом приделе.

14 октября в Грузии празднуется Светицховлоба или Мцехтоба — праздник Хитона Господня. Это большой праздник и в стране он объявлен выходным днем.

Но даже и не в праздник здесь много посетителей, как паломников, так и просто туристов, желающих приобщится в грузинской истории и просто походить по древней столице.

Грузинские воспоминания: древний Светицховели в Мцхете

Рядом много торговых улочек, на которых что только не продают. Вино и сыр, чурчхела и пастила, орехи и варенье, специи — грузинские вкусности лучший подарок из этой страны. Улочки в Мцхете очень колоритные и мы после погружения в грузинскую православную культуру с удовольствием побродили по уютным улочкам старинного города.

Недалеко от Светицховели находится монастырь Самтавро, но мы этого не знали и поддались призыву таксиста отвезти нас в Джвари, в тот самый монастырь, который описал Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Мцыри». Монастырь, расположенный на холме, у подножия которого Арагви впадает в Куру и откуда открываются удивительные виды.