Турист Юрий Гунгер (yhunger)
Юрий Гунгер
был 12 июля 2023 16:11

Каир — Египет Март 2023

Цикл «Не пляжный Египет».

Каир.

Прилет. Первые впечатления.

Если Вы прилетаете в Каир самолетом, то Вас встречает наконец-то построенный новый аэропорт! Однако повезло не всем, часть международных рейсов по-прежнему выполняется из старого аэропорта, который нынче именуется как Терминал 1. Новый аэропорт, это терминалы 2 и 3.

Каир

Несмотря на открытие новых терминалов, сохранилась очень странная по современным меркам местная мера безопасности — в терминалы не пускают встречающих, они ждут на улице… В терминал для встречи прилетающих иностранных туристов пускают только представителей туристических агентств.

Приятно удивляют дороги Каира, кольцевая дорога и ряд внутренних магистралей — это многополосные трассы с разделением потоков, прекрасным покрытием и отсутствием светофоров.

Каир

Однако, на таких же магистралях внутри города всё также, как в любом крупном городе — плотное движение и пробки… Кстати, население Каира составляет 8 млн. человек, а с учетом пригородов 16 млн. человек. Честно говоря, я был сильно удивлён тем, что население Египта составляет чуть более 100 млн. человек, я считал, что оно существенно меньше…

Заселяемся в отель и начинаем знакомство с Каиром.

Исламский квартал.

Исламский Квартал, или Средневековый Каир, это самая старая часть города, начал застраиваться в 969 году. В Исламском Квартале находятся старейшие мечети Каира и много старинных зданий, хорошо сохранилась часть величественной крепостной стены. Также в Исламском Квартале находится один из сувенирных базаров Каира. Мы были в Исламском Квартале вечером, когда уже стемнело, и подсветки придали ему яркие краски. Вечерний Исламский Квартал зашёл нам очень хорошо — очень атмосферное, самобытное и необычное место! На базаре местами присутствовала толкотня, а вот улочки были практически пусты. Очень рекомендую вечернее посещение этого места!

Египетский музей.

Египетский музей является крупнейшим в мире хранилищем экспонатов всех исторических периодов древнего Египта. В нынешнем здании музей находится с 1902 года, т. е. уже 120 лет.

Не будучи большими любителями тщательно рассматривать каменные орудия и осколки древней посуды, мы обошли весь музей примерно за два часа. По нашему мнению, процентов на 75% экспозиция музея связана с погребальной культурой древнего Египта, а большую часть экспозиции составляют саркофаги, мумии и содержимое захоронений. Мумий и саркофагов в Египте предостаточно потому как мумифицировали не только фараонов, но всех богатых и знатных людей. Во время посещения музея нас сопровождало ощущение того, что мы прогуливаемся по большому кладбищу… Несколько фотографий для подтверждения наших ощущений.

Каир

Это малая толика представленных в музее саркофагов, самих мертвецов я не фотографировал, не вижу для себя смысла хранить их на личных носителях информации… Наше удивление вызвал тот факт, что мумифицировали своих покойников не только египтяне, но и римляне в римский период истории Египта. Римские мумии отличаются от египетских тем, что им на голову не одевали маску, а располагали на голове мумии портрет умершего. Большое количество таких портретов дошло до наших лет хорошо сохранившимися.

Немного ярких красок вносят экспонаты из гробницы фараона Тутанхамона, одной из двух не окончательно разграбленных гробниц, дошедших до наших дней. Гробница была обнаружена в 1922 году, а захоронение Тутанхамона состоялось в 1323 году до нашей эры.

Это трон Тутанхамона:

Каир

Вход в усыпальницу охраняли статуи двух воинов, это одна из них:

А это ковчег, в котором хранились внутренности Тутанхамона, извлеченные из тела в процессе бальзамирования:

Каир

В общем, мы вышли из Египетского музея с ощущением прогулки по кладбищу, и продолжили наше изучение достопримечательностей Египта.

Музей египетской цивилизации.

Этот музей напомнил мне Козьму Пруткова как попытку «объять необъятное» … На первом этаже музея в одном большом, но не гигантском зале предпринята попытка представить всю много тысячелетнюю историю Египта от глубокой древности до наших дней. На мой взгляд так себе затея… представлено крайне ограниченное количество экспонатов, посвященных каждому историческому периоду. Однако для тех, кто хочет за 20–30 минут попытаться осмыслить весь многотысячелетний путь Египта, такая возможность представляется. На цокольном этаже представлены мумии 22 египетских фараонов и их жён. Расхитителей гробниц интересовали только сокровищу, мумии они не трогали, поэтому до наших дней дошло их значительное количество, в отличии от помещенных в гробницы фараонов ценностей.

Ирония судьбы — древние египтяне прятали мумии своих фараонов в гробницы и в пирамиды с тем, чтобы их дух никто не мог потревожить, а нынешние египтяне выставили мумии фараонов на всеобщее обозрение… Не такой участи желали себе фараоны… Фотографировать мумии запрещено, да и не было у меня желания уносить изображения мертвецов с собой…

Каир

Крепость Саладина (Каирская Цитадель).

Предположительно крепость была построена в 1176 — 1183 годах. Крепость находится на юго-восточной окраине Старого Каира и расположена на высоком холме. Крепость представляет из себя оборонительные сооружения с высокими каменными стенами, на территории крепости также расположена мечеть Махамеда Али и музей Армии Египта.

Каир

Из крепости открывается потрясающий вид на весь Каир, включая пирамиды.

Музей Армии Египта:

На открытой экспозиции армейского музея приятно неожиданно оказался польский самолет «Вильга», на котором я учился летать, и я не упустил возможности сфотографироваться рядом с ним!

Каир

Город Мусорщиков и монастырь св. Симеона.

Неподалёку от крепости Саладина находится город Мусорщиков, это коптский православный квартал на окраине Каира. Население этого квартала занимается сбором мусора по всему Каиру с целью его последующей переработки и утилизации. Возник город Мусорщиков в 1969 году, когда городская администрация Каира постановила собрать всех мусорщиков города в одном месте. Сбор и переработка мусора является традиционным промыслом каирских коптов на протяжении многих лет. В городе Мусорщиков проживает около 40 000 человек. Сбор, сортировка и переработка мусора является семейным бизнесом и приносит сравнительно хороший, по местным меркам, доход тем, кто в нём занят. Типичный дом в квартале имеет несколько этажей: на первом расположены большие помещения для сортировки и упаковки мусора, верхние этажи жилые. На крышах многих домов складируются тюки и упаковки отсортированного и готового к вывозу вторсырья. На некоторых домах стоят металлические помосты для сжигания отходов, не поддающихся утилизации. Пищевые отходы используются как корм для свиней, поэтому мусульмане считают такую деятельность для себя нечистой. Специфическая деятельность основной массы населения квартала порождает устойчивый неприятный запах, который витает повсюду, поэтому мы передвигались по городу Мусорщиков с закрытыми окнами и съемку вели на ходу, поэтому удачных кадров получилось мало.

Каир

В городе Мусорщиков на возвышающейся над ним скале находится православный коптский монастырь святого Симеона Сапожника с вырубленными в скалах церквями и вырезанными и нарисованными на отвесных скалах библейскими сюжетами. На территории монастыря находятся два пещерных кафедральных собора св. Девы Марии и св. Симеона, которые вместе вмещают до 20 000 человек.

Это реально очень интересное место!

Коптский квартал.

Не все знают (и мы не стали исключением), о том, что Каир расположен на месте Вавилона. Коптский квартал расположен в южной части Старого Каира, ограничен стенами древнеримской крепости Вавилон, и занимает площадь всего примерно в 1 кв. км. На территории Коптского квартала расположено несколько православных церквей. Также считается, что в этом квартале какое-то время скрывалась Дева Мария с сыном Иисусом во время их бегства в Египет от преследования царя Ирода.

Крепостные стены Вавилона:

Православные церкви Коптского квартала:

Каир

Нетрадиционная для православия традиция оставлять благодарности за исполненные в результате молитв желания. Диапазон желаний согласно перевода нашего гида от сдачи экзамена до исцеления…

Каир

Каир за рамками экскурсионной программы.

Здесь я хочу привести некоторое количество наблюдений и впечатлений относительно нашего пребывания в Каире за рамками экскурсий с гидами.

Наблюдение первое — алкоголь. В мои первые два прилета в Египет с алкоголем было крайне строго, можно было купить пару бутылок алкоголя или блок пива в специальном магазине по предъявлению посадочного талона в течение первых двух суток после прилета. В 2023 году нас, как людей не сторонящихся «зелёного змия», приятно удивило то, что в Египте стал продаваться алкоголь. Для этого организована сеть магазинов Drinkies с достаточно широким выбором местного алкоголя. Но наша радость была не долгой… В первый день мы затарились в таком магазине некоторым количеством пива, употребили его за вечер, и на следующий день отправились в круиз по Нилу, на время которого у нас был необходимый запас коньячка из магазина беспошлинной торговли. Когда же мы вернулись в Каир, уже начался месяц Рамадан, и все магазины Drinkies оказались закрытыми… Мы в Каире остановились в египетском отеле, поэтому в нем алкоголя не было по определению, в итоге нас выручил отель Шератон, который находился в 15 минутах ходьбы от нашего. Там мы продегустировали местное вино, которое на удивление оказалось весьма достойным!

Каир

Впечатление первое — дождь и гроза! Осадки в Каире случаются, но весьма редко, и нам выпало счастье попасть в Каире под дождь в поисках ресторана с выпивкой, и более того — увидеть и даже заснять грозу!!!

А на следующее утро мы уезжали в Александрию, и убедились в том, что далеко не все дороги в Египте готовы к дождю… В некоторых лужах даже наблюдались заглохшие легковушки, очень привычная картина для нас, новосибирцев. Справедливости ради отмечу, что во многих лужах дорожники установили помпы и откачивали воду.

Каир

Впечатление второе — гиды. Либо нам сильно не повезло, но с гидами в Каире, как и во всём Египте, в плане их умения говорить по-русски у нас была просто беда на протяжении всего путешествия… Тот язык, который они видимо искренне считали «русским» заходил нам с большим трудом, и процент понимания лично у меня был в лучшем случае 50%… Поэтому, если Вы планируете путешествие по Египту, на всякий случай изучайте места путешествия заранее, так как далеко не факт, что Вы что-то поймёте из объяснений гида. Причину этой ситуации нам объяснил Ахмед, единственный гид с которым у нас не было проблем с пониманием его речи и то потому, что он постоянно проживает в РФ (я упоминал о нем в рассказах о путешествии в пустыню). Оказывается, гидами по правилам Египта могут быть только египтяне, исключение только для экскурсий на языках, которые не преподают в вузах Египта. Короче, нам с этим не повезло, русский в Египте преподают… А вот чехи, голландцы, вьетнамцы и пр. находятся в лучшем положении — им всё объясняют внятно и понятно носители языка на их родном…

Наблюдение второе — чистота, если это можно так назвать… Мы жили на левом берегу Нила, недалеко от набережной, это уже считается не Каиром, а Гизой. В нашем районе было относительно чисто, примерно как в Новосибирске, хотя свой город мы и не считаем чистым… Но для Египта это было чисто… Что касается окраин, то там примерно как в Индии… К сожалению я в Каире не сфотал этого безобразия, так что фоток выставить нет… Ну по факту это что-то среднее между «чистотой» нашего места проживания и городом мусорщиков… Короче, реально грязно…

Наблюдение третье — архитектура. В Каире центральная часть имеет некоторое количество старых домов европейского типа (колониальное наследие), некоторое количество новых современных зданий, в основном гостиниц, а вот окраины застроены хаотичным самостроем ужасного вида и качества.

Каир

Наблюдение четвертое — полиция. В Каире довольно много полиции, причем расположена она в каких-то «засадах», расположенных через определенное расстояние.

Каир

Наблюдение пятое — АЗС это островки европейской жизни! Некоторые системы АЗС в Каире представляют собой образцы чистоты и культуры обслуживания, ну прямо как в Европе! Это приятно удивило! И кофе там подают вполне достойный! Местные жители используют АЗС не только по их прямому назначению, но и для того, чтобы посидеть пообщаться, как мы в кафе. Кстати на этой конкретной заправке была еще и пиццерия с возможность взять пиццу на вынос!

Резюме.

Ну вот вроде бы и всё, что хотелось очень кратко, чтобы не утомлять потенциальных читателей, написать о нашем пребывании в Каире. В общем Каир произвел на меня хорошее впечатление исходя из того, что я никогда не строю никаких ожиданий от предстоящих поездок с тем, чтобы не разочаровываться, а воспринимаю окружающую меня действительность в путешествиях как данность.

Мы потратили на Каир три дня, хотя легко можно было уложиться и в два. Дело в том, что по непонятной нам причине рабочий день у египетских гидов заканчивается в 15 или в 16 часов… Вечерняя экскурсия в Исламский квартал у нас состоялась только потому, что её для нас провёл Ахмед, который не является египетским гидом… Но, в чужой монастырь, как говорится…

Ах, да! Вы спросите: А где же пирамиды??? Ну конечно же они у нас были по-максимуму, и не только они, но им я решил посвятить отдельный рессказ, т. к. на touristere существует лимит фотографий на один рассказ (50 фото), в который вместе с пирамидами я точно не укладывался…

Ну и напоследок хочу сказать: Путешествуйте, друзья! Путешествия — это новые впечатления, которые всегда останутся с нами. И даже если в путешествиях было что-то плохое, со временем оно забудется, а всё хорошее останется в памяти!