Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 12:48
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Иркутск — Россия Апрель 2023

До этого момента за Уралом я побывал только на Камчатке (2018) и на Дальнем Востоке (2022).

Но это ведь не Сибирь?

Моё знакомство с Сибирью случилось в апреле 2023 года.

И волею случая это знакомство произошло на берегу самого глубоко озера на планете, крупнейшего природного резервуара пресной воды и самого большого по площади озера континента.

Было пасхальное воскресение.

Мое путешествие началось с пасхальных ухоженных двориков Москвы.

Всё-таки Москва это отдельное удельное государство…

Как всегда я брел по Москве непонятно куда, без цели.

Славное море, священный Байкал...

Я наткнулся на здание Бутырской тюрьмы, но внутрь в музей пройти конечно не вышло. Все там по предварительной записи и сильно заранее.

Получается попасть в тюрьму у нас в стране труднее чем многие из вас думают.

Однако, полагаю что известный блогер с сайта М. Ершов в скором времени порадует нас рассказом об этом мрачном, любопытном, закрытом от простых обывателей месте.

Славное море, священный Байкал...

Зато я сумел на этот раз попасть в таинственный, необычный музей Москвы.

Знаете что скрывалось за этой вывеской столетней давности?

Думаете торговец кавказскими фруктами господин Каландадзе тут грузинскими мандаринами торговал?

Ага, ща-з-з-з-з!

Тут во время первой русской революции в 1905—1906 гг. функционировала настоящая….подпольная типография.

Прямо под носом у отделения полиции издавалась агитация РСДРП.

В подвале дома, под складом магазина была вырыта крохотная «пещера», дополнительно замаскированная при помощи колодца для стока грунтовых вод, через который и осуществлялся доступ в неё.

В «пещере» размещался портативный печатный станок-«американка».

Тогдашнее московское правительство знало о существовании некоей подпольной типографии и выделило на её поиски значительные силы полиции и жандармерии.

Тем не менее, благодаря тщательной конспирации подпольщиков, типография так и не была раскрыта полицией и в целом выполнила свои задачи. Более того, вопреки предостережениям партийного руководства, работники типографии принимали участие в баррикадных боях во время декабрьского вооружённого восстания в Москве.

Особое место в экспозиции музея занимает подлинная витрина магазина, реконструированная в 1927 году Н. Д. Виноградовым.

Славное море, священный Байкал...

В 2017 году, к столетию Великой Октябрьской Социалистической революции на 2-м этаже музея открыта экспозиция «Каторга и ссылка», посвящённая политзаключённым России конца XIX — начала XX вв.

В основе выставки — уникальные исторические реликвии, собранные Обществом бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев в 1921–1935 годы.

Также было интересно ознакомиться с работой «тюремщиков» — жандармов.

Интересно что этот музей не заброшен.

Для того чтобы школьники его посещали в музее регулярно проводятся квесты.

Вечером у меня был полет в Сибирь.

Перелет Москва-Иркутск-Москва стоил почти 13 000 руб.

На майские праздники вообще ценник начинался от 20 000.

Лоукостер «ПОБЕДА» не порадовал ужином и сидения в салоне не откидывались.

Бессонная ночь — и я в Иркутске, бывшем центре сибирского генерал-губернаторства.

А сейчас Иркутск небольшой полумиллионный город.

Байкальская вода на прилавках магазинов порадовала.

Очень мелкие яблоки в «Пяторочке» стоили аж 150 рублей, у нас в Липецке они вдвое дешевле. И эта сеть супермаркетов представлена в Иркутске аж единственным магазином.

Славное море, священный Байкал...

Свое знакомство с городом я начал с парка на Иерусальмской горе, который представляет из себя теперь городское старинное кладбище.

В понедельник открытым оказался единственный музей в городе — частный планетарий.

Я смотрел под куполом фильм о далеких планетах, но бессонная ночь оказалась сильнее астрономии.

И неожиданно для себя я заснул.

Переодически я просыпался и считал звезды, а затем вновь засыпал.

Славное море, священный Байкал...

130-й кварта́л (также — Ирку́тская слобода́) — специально созданная зона исторической застройки, включающая в себя несколько десятков памятников архитектуры и истории города.

На территории, где сейчас располагается 130-й квартал иркутяне начали строить дома ещё в начале 18-го века.

Вообще такого красивого и в таком огромном количестве деревянного зодчества я не видел нигде.

Ни в Нижнем, ни в Рязани, ни в Гороховце, ни в Суздале, ни на Русском Севере.

Славное море, священный Байкал...

Улочки Иркутска с неповторимыми старыми деревянными домами достойны отдельного рассказа.

Герб Иркутска представляет собой серебряный геральдический щит, на котором изображён легендарный зверь чёрный «бабр» с червлёными глазами, держащий в пасти червлёного соболя.

Славное море, священный Байкал...

Название города происходит от реки Иркут, вблизи которой в 1661 г. возник Иркутский острог.

Славное море, священный Байкал...

Сибирское барокко — Богоявленский собор.

Город всегда был многоконфессиональным.

Православные, католические, протестанские, буддисткие, мусульманские храмы.

Славное море, священный Байкал...

В первой половине XIX века в Иркутске была построена деревянная церковь Успения Пресвятой Девы Марии, прихожанами которой стали поляки, сосланные в Сибирь после восстания 1830 года.

На месте сгоревшего храма в 1884 году была построена новая каменная церковь, которая сохранилась до нашего времени.

Славное море, священный Байкал...

В 1819 году был отрешён от должности генерал-губернатор Пестель, на его место назначен российский реформатор Сперанский, которому было поручено «придать кого нужно законному суждению» и создать «на месте полезнейшее устройство сего отдалённого края».

За 2 года пребывания Сперанского в Иркутске был отдан под суд гражданский губернатор Трескин, выявлено около 700 чиновников, причастных к беззакониям.

Славное море, священный Байкал...

В городе родился знаменитый режиссер Гайдай.

Гороская архитектура.

Славное море, священный Байкал...

В 1813 году со стороны Московского тракта поставлены триумфальные ворота.

Славное море, священный Байкал...

Также мимо города протекает единственная река, вытекающего из могучего Байкала — Ангара.

Ледокол на апрельской Ангаре — музей.

Славное море, священный Байкал...

Первую свою «сибирскую ночь» я провел не в Иркутске, а на берегу Байкала — в Листвянке.

Я приехал поздно ночью в Листвянку где и заночевал в отеле.

Славное море, священный Байкал...

Утром прогуливаясь по берегу Байкала я прокатился на катере с воздушной подушкой.

По льду на подушке мы добрались до открытой воды (исток Ангары) где наблюдали как лениво нерпа от наших объективов отползала в воды Байкала!

От местных жителей я услышал что озеро Байкал как живое существо.

Это не просто огромный резервуар воды.

Байкал живет и все что в него попадает, перерабатывается водами.

Например если утонул автомобиль, то через несколько месяцев от кожанных сидений не остается и следа. Так как особые микроорганизмы переварят всю обшивку.

Именно поэтому если кто-то утонул, то труп никогда не всплывет.

Байкал поглотит все!

Славное море, священный Байкал...

Кто сказал что легендарного омуля больше не попробуешь?

Типа, ловля исчезающей рыбы противозаконна сейчас.

Копченого свежего байкалького омуля в Листвянке по прежнему куча!

Удивительно, но в аэропорту Иркутска копченый омуль стоит столько же сколько и на рынке. И я в аэропорту купил парочку в ручную кладь.

Возможно он не такой свежий как на рынке и все же!

Славное море, священный Байкал...

Затем я поднялся в горы и взглянул на апрельский Байкал сверху!

От чистого соснового воздуха кружилась голова.

Славное море, священный Байкал...

Неожиданно я наткнулся на байкальскую обсерваторию где как раз проходила туристическая экскурсия, к которой я незаметно примкнул.

Я увидел протуберанцы и пятна на солнце в телескоп!

Славное море, священный Байкал...

Конец апреля на Байкале — это ещё зимний лед, а у нас на западе уже листочки на деревьях пробиваются.

И вообще в Иркутске мне показалось очень ветренно, а солнце очень активное.

На солнце невыносимо жарко и тут же тебя освежает ледяной ветер с Ангары.

Славное море, священный Байкал...

Третьим днем пребывания в Сибири я посетил дом-музей семьи декабриста Трубецкого.

Помните Алексея Баталова и Ирину Купченко в советском фильме «Звезда пленительного счастья»?

В динамиках в музее звучало завывание взимней вьюги, звон канадалов, музыка домашнего рояля.

Славное море, священный Байкал...

Затем я осмотрел усадьбу семьи декабриста С. Волконского (в фильме — Олег Стриженов).

В 1826 году в город прибыли первые ссыльные декабристы.

Но на каторге декабристы хлебнули по полной с каторжанской тачкой!

После отбытия каторги в 1845 году (через 9 лет)!!! семьям Трубецких и Волконских разрешили поселиться в Иркутске.

Я читал в книге Задорнова что у этих двух старых декабристов существовала целая тайная сигнализация при помощи которой они передавали новости друг-другу.

Ну типа как цветочный горшок в окне в Берне фильме «12 мгновений весны».

Славное море, священный Байкал...

Согласно проекту конституции Н. М. Муравьёва Иркутск должен был после победы восставших стать столицей Ленской державы в составе Российской федерации.

Разрешение покинуть сибирскую ссылку декабристы получили толлько после смерти Николая Первого в 1856 году, отбыв 30-летнее наказание!

Посетителей встречают музейные гиды в старинных костюмах.

Княгиня М. Н. Волконская (Наталья Бондарчук) не только отбывала с мужем каторгу и иркутскую ссылку, но и создала удивительный ботанический сад в сибирской глуши.

Славное море, священный Байкал...

И у нее в саду даже ананасы поспевали!

«…Во глубине сибирских руд…».

Славное море, священный Байкал...

Вечером того же дня я посетил местную художественную галерею Бронштейна.

Четвертым днем я осмотрел музей истории города.

Славное море, священный Байкал...

А затем прогулялся пешком в другую часть города к музею тюремного замка А. Колчака.

В тюремном замке и сейчас размещено действующее СИЗО и попасть на экскурсию в музей поэтому просто нереально.

Славное море, священный Байкал...

Зато я осмотрел недалеко красивую Казанскую церковь.

Отобедал я в местной знаметиной «позной».

Позы — это такие бурятские пельмени.

Как по мне, то грузинские хинкали вкуснее.

Такое ощущение что на улицах Иркутска монголоидных бурятских лиц больше, чем русских.

А ведь я не в Улан-Удэ, а в русском городе Иркутске!

Несколькими днями позже я поехал в Бурятию и там русских я видел только среди туристов.

Славное море, священный Байкал...

После обеда я осмотрел монастырь и расположенный рядом с ним памятник сибирскому диктатору и временному правителю России адмиралу Колчаку.

Зимой 1920 года морфинист Колчак был расстрелян на берегу Ангары.

Я увидел недалеко от памятника огромный крест на берегу реки и похоже что именно там труп адмирала был брошен в воды быстрой Ангары.

Памятник открыт в 2004 году и на сегодняшний момент за 19 лет сохранился значительно хуже многих памятников революционерам, которые стоят себе уже без малого скоро лет сто.

Славное море, священный Байкал...

Следующим днем я посетил местную картинную галерею и прогуливался по Иркутску.

Утром предпоследнего дня я посетил музей байкальского писателя Валентина Распутина.

Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

Помните «Уроки французского»,

«Прощание с Матерой»,

«Живи и помни»,

«Пожар»,

«Деньги для Марии»?

Писатель выступал в конце 80-х за спасение чистых вод Байкала.

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу, занимал последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечное письмо с осуждением журнала «Огонек», «Письмо писателей России» (1990), обращение сорока трёх «Остановить реформы смерти» (2001).

9 июля 2006 года в результате авиакатастрофы в аэропорту Иркутска, погибла дочь писателя, 35-летняя Мария Распутина, музыкант.

В 2007 г. писатель выступил в поддержку Зюганова.

Являлся сторонником КПРФ.

С почтением относился к исторической роли Сталина и к его восприятию в общественном сознании.

В 2012 г. высказался в поддержку уголовного преследования известной феминистской панк-группы Pussy Riot.

6 марта 2014 года подписал обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и президенту Российской Федерации Путину, в котором выразил поддержку действиям России в отношении Крыма и Украины.

Не так давно в своем доме в Иркутске в 2015 году писатель ушел из жизни.

Это случилось в его день рождения в 78 лет!

Этот последний посещенный мною местный музей (наряду с музеями декабристов) мне понравился больше всего.

Славное море, священный Байкал...

Вечером того же дня я на такси съездил в деревню под Иркутском — Шаманку.

Это типичная сибирская деревня, воспеваемая Распутиным.

Запомнились пьяные местные мужики, деревянные дома, лай собак и плохие грунтовые дороги.

Последним седьмым днем пребывания в Сибири я отправился с местным жителем на его авто из Иркутска в республику Бурятия.

В несезон индивидуальные туры стоят по АВИТО от 9000 р за машину.

Такси туда еще дороже.

В итоге я знакомомму иркутянину залил в авто 60 литров бензина и мы поехали на его машине.

От Иркутска до Аршана 331 км.

Живописная дорога проходила мимо вчерашней деревни Шаманки, Култука, Слюдянки.

Дальше мимо юго-западной оконечности Байкала.

Мы обогнули Байкал и оказались на его южной оконечности.

Неожиданно гористая лесная байкальская тайга сменилась вдруг бурятской степью!

И всего- то проехали мы чуть больше 100 км!

Бурятские супы бухлэр, шулэн и лагман были восхитительны.

Вообще кухня всех кочевых народов очень похожа (казахская, киргизская, татарская, бурятская).

Это просто вкусное «мясо с мясом», которое накладывают в кафе не жалея!

А барашки и лошади пасутся прямо в этих степях и их мы видели просто табуны!

Славное море, священный Байкал...

Вот только ветер был пронизывающим и при этом по байкальски нещадно жарило солнце.

Искупались в местных горячих радоновых источниках.

После повернули в строну курорта Аршан.

Славное море, священный Байкал...

И вдруг чудесным образом бурятская степь открыла нашим взорам приближающуюся стену Саян. Горы Саяны начались сразу и вдруг.

Они вырастали стеной и степь без всякого предгорья вдруг уткнулась в отвесную стену Саянского хребта.

Я нигде такой границы ярко очерченной не видел.

Славное море, священный Байкал...

Курорт Аршан включает в себя два санатория.

Среди сотрудников санатория я видел только бурятские лица.

От запаха байкальского бурятского чая просто кружилась голова!

Только таинственные названия чего стоят!

Таежный улун…

«Саган — дайли».

Молочный улун!

Как нам объяснили продавцы чая — самый полезный и дорогой чай «саган дайли».

У него много имен.

Шаманский чай, бурятский женьшень, «белое крыло», душистый багульник, рододендрон Адамса и так далее. В Сибири, на Алтае, в Монголии и Тибете о его воздействии на организм ходят легенды: тибетские мудрецы утверждают, что отвар саган-дайля продлевает жизнь, а в Бурятии этот чай традиционно пьют шаманы.

В XVII веке растение уже было известно как целебное. В трактате по тибетской медицине «Дзейцхар Мигчан», написанном монгольским исследователем и врачевателем Жамбалдоржи, саган-дайля упоминается как «да-ли». В XVIII веке о вечнозеленом кусте написал немецкий врач и ботаник Иоганн Георг Гмелин, путешествовавший по Сибири в составе Второй Камчатской экспедиции 1733–1743 годов. Позже он издал пособие «Флора Сибири» в 8 томах с собственными рисунками, в том числе рисунком цветка саган-дайля.

Научное название этого растения — рододендрон Адамса, в честь знаменитого естествоиспытателя, зоолога и ботаника Михаила Ивановича (Иоганна Михаила Фридриха) Адамса, впервые описавшего множество растений Восточной Сибири.

Источник: https://tea.ru/article/chay-sagan-daylya-poleznye-svoystva-vred-protivopokazaniya-i-retsepty/

Стоимость высушенных листьев саган-дайля начинается в Магазинах Москвы от 600 рублей за 50 грамм. Мне отсыпали в Бурятии грамм около 100. Я не помню сколько отдал за чай, но точно дешевле 600 рублей.

Но самый душистый оказался чай — таёжный улун.

Теперь вся кухня у меня дома пропахла этим восхитительным чаем.

Я много где пил чай.

Индийский например.

Пробовал дорогой китайский «пуэр». Такой в твердых круглых брикетах.

Ну что о нем сказать?

Такое ощущение что по цене золота. А запах как плесень.

Зато теперь дома я наслаждаюсь удивительным байкальским таежным улуном.

Вот такой он байкальский таежный чай.

Лучший в мире!

Следы селя 2014 года.

За подъем по тропе здоровья теперь нужно заплатить 200 рублей.

Славное море, священный Байкал...

Путь наверх труден, но оно того стоило!

Посмотрите на эту красоту.

Мы дошли только до первого водопада, а их несколько.

Славное море, священный Байкал...

На закате мы возвращались обратно в Иркутск.

Прощальный взгляд в Слюдянке на священное море, великий Байкал.

Для атмосферного прощания с Байкалом в кафе мне посоветовали интересное блюдо.

Сугуда́й — «есть сырую рыбу» — блюдо из свежей сырой рыбы, распространённое на севере России среди коренных народов Севера.

В Сибири у селькупов известно под названием «чушь».

Было пипец как вкусно!

Рано утром подъем и на такси в аэропорт.

В самолете на Москву практически на каждом ряду сидений летели рябята в форме на СВО.

Утром я прилетел в Шереметьево, а недорогой поезд домой отправлялся только поздно вечером.

Славное море, священный Байкал...

Свободный день в Москве (по совету друзей))) я посвятил музею Востока.

И я завис там часа на четыре. Так было интересно.

Славное море, священный Байкал...

Недалеко от музея Востока я посетил тем же вечером музей Архитектуры.

В этот раз в музее проходили выставки:

1) «Фальконье — Архитектура света», посвященная стеклянным кострукциям.

2) «Сталь, бетон, стекло».

Посвящена фото мировой архитектуры второй половины 20-го века.

3) «Калязин. Фрески затопленного монастыря».

Вот такое вышло знакомство с Сибирью.

Любите Россию и она полюбит вас!