Турист Елена Смирнова (lesik1)
Елена Смирнова
была вчера 21:42

Вельск — Россия Август 2021

Вот я ничего не знала о Вельске до нашей поездки в Архангельск! И узнала о нём случайно, фактически просто ткнув пальцем в карту, подыскивая место для ночлега по дороге.

Вельск – южные ворота Архангельской области

А между тем, поселение Вельский погост впервые был упомянут в 1137 году в грамоте новгородского князя Святослава Ольговича о сборе дани, и логично предположить, что селение существовало и до этой даты. Это подтверждают и археологические раскопки, которые позволяют говорить о том, что история освоения Вельских земель насчитывает более 10 тысяч лет, а новгородцы пришли сюда ещё в IX веке.

Вельск упоминается и в завещании Ивана III: «Да сыну своему даю Заволоцкую землю всю, Онего и Каргополь, и все Поонежье и Двину, и Вагу, и Кокшеньгу, и Вельский погост, и Холмогоры, и всю Двинскую и Заволоцкую землю».

Когда поляки угрожали Москве, и Дмитрием Пожарским была разослана грамота о помощи, важские волости отправили на защиту столицы отряд ратников, а также помогли деньгами.

Во времена Великой Отечественно войны Вельск разделил судьбу небольших тыловых русских городов, в которых проходила линия трудового фронта «Всё для фронта, всё для победы». Город снабжал фронт полушубками, валенками, рукавицами, санитарными повозками, лыжами, продуктами питания. А также принимали к себе и размещали эвакуированных.

Вельск – южные ворота Архангельской области

Вот коротко, буквально в двух словах, история Вельска.

Итак, мы приехали в Вельск с целью переночевать и остановились в очаровательной гостинице «Юрьево подворье», о которой требуется отдельный рассказ.

Вельск – южные ворота Архангельской области

Уже при подъезде к центру города я поняла, что очень легкомысленно отнеслась к посещению города. Нет, конечно, я предварительно ознакомилась с возможными достопримечательностями, но узнав, что мы приедем, когда уже всё будет закрыто, решила просто размяться после долгой дороги.

Важнейшей достопримечательностью города является его центр, на территории которого находится основное количество архитектурных памятников прошлых столетий.

Деревянные и каменные двухэтажные дома составляют основу архитектуры центра и сохраняют особый колорит северорусского провинциального города.

Вельск – южные ворота Архангельской области

Гулять по городу просто — улицы его сохранили планировку XVIII века — прямо и перпендикулярно — когда в 1780 году по Указу Екатерины II город получил звание уездного, а заодно и свой герб: в нижней его части изображена бочка с дёгтем на золотом полк в знак того, что «обыватели сего города оным производят знатный торг».

Основным занятием вельчан являлось смолокурение, начало которого восходит к XVI веку. Смола служила предметом вывоза за границу.

Но не только смолой торговали городские купцы. Торговля велась в основном с Архангельском, продавали туда рожь, овёс, льняное семя, лён-волокно.

Проводились в Вельске и ярмарки. Особенно большой была Афанасьевская ярмарка, на которую приезжали купцы из Москвы, Вологды, Ярославля, Каргополя и других городов. Ярмарки проводятся и сегодня — каждое лето в южной столице Архангельской области проходит фестиваль-ярмарка «Кириллов день». Фестиваль раскрывает культурные и православные традиции важского края. Каждый день фестиваля имеет свою тематику и насыщенную программу. Проходит в июне, длится неделю — вот и идея для следующего путешествия!

Первым делом мы отправились познакомиться с Краеведческим музеем. Как я уже говорила выше, музей уже был закрыт — режим его работы удивляет даже местных жителей: пн. — сб. с 11.00 до 16.00. Мы осмотрели здание снаружи.

Музей был открыт ы 1919 году на основе уникального частного собрания предметов старины крестьянина (!!!) В. Ф. Кулакова, и считается одним из лучших в Архангельской области. Не берусь судить об этом, но, должна сказать, что те музеи, которые нам удалось посетить в области, очень и очень неплохи. Да, и в целом по России, не устану повторять, музейное дело претерпевает подъём.

Основное здание музея находится в доме, построенном купцом-смолокуром Тавреньгской волости Вельского уезда П. А. Соболевым накануне Первой мировой войны.

Вельск – южные ворота Архангельской области

Особенно мне захотелось попасть в Музей домовых росписей Поважья, основанный на базе крестьянского дома М. М. Кичева 1884 года постройки. Дом этот переместили из деревни Заручей Вельского района. Согласно сайту музея, здесь можно познакомиться с сохранившимися уникальными росписями, которым более 100 лет, узнать о возникновении и распространении домовых росписей на территории Поважья, о внутреннем устройстве традиционного крестьянского дома и истории его сохранения.

Но, нам пришлось довольствоваться внешним видом, тоже весьма колоритным.

Вельск – южные ворота Архангельской области

Музей находится на площади, носящей имя вождя мирового пролетариата, и здесь, естественно, установлен ему памятник.

Надо сказать, что Октябрьская революция жителями Вельского уезда была встречена с большим воодушевлением. 1 марта 1918 года в Вельске состоялся первый съезд Советов крестьянских депутатов. Состоялось мирное утверждение власти большевиков. И всё же, в марте 1921 года в Вельском уезде вспыхнуло восстание против новой власти за отмену продразвёрстки. Но оно было подавлено через неделю.

Я, наверное, не стала бы фотографировать памятник (что мы памятников Ленину не видели?), если б не группа молодёжи, так уютно устроившаяся у его подножия. Интересно, что девушки так увлечённо читают? Никак «Апрельские тезисы»?! :))

Вельск – южные ворота Архангельской области

Напротив находится небольшой сквер с клумбой. Именно эта клумба и заинтересовала меня, блеснув ярко сквозь кусты. Но, когда мы прошли по дорожке, обнаружили вот такие замечательные скамейки с забавными фонарями.

С другой стороны площади мы увидели небольшую часовню. Освящена она в честь праведного Кирилла Вельского.

Вельск – южные ворота Архангельской области

Праведный Кирилл Вельский с давних времён почитается, как небесный покровитель Вельска. На иконах он изображается в виде юноши в белой одежде, стоящего на берегу Ваги.

Наиболее ранний сохранившийся образ Кирилла на иконе «Вмч. Пантелеимон и блж. Кирилл Вельский», выполненной темперой на доске, относится к сер. XVIII в. (хранится в Вельском краеведческом музее). Святые представлены в рост вполоборота к центру, в молении Божией Матери с Младенцем, изображенной в овальном клейме в верхней части композиции. Кирилл — юноша с короткими вьющимися коричневыми волосами; он в белых портах и подпоясанной рубахе, украшенной по кайме красным орнаментом; руки сложены на груди крестообразно; в надписи именуется праведным.

Это новое здание, старая кирпичная часовня, поставленная в 1907–1909 годах рядом с Троицким собором была разрушена.

В прошлом городскую площадь украшали два собора — Троицкий, освящённый в 1756 году, один из первых каменных храмов Поважья, и Преображенский — освящён в 1913 году. В годы советской власти Троицкий собор был разрушен. Преображенский — реконструирован, сейчас в нём располагается районный культурный центр.

А в целом, в конце XIX — начале XX веков в городе насчитывалось пять храмов. В настоящий момент сохранилась лишь одна церковь Успения Пресвятой Богородицы постройки 1795–1796 годов.

Повинуясь интуиции, мы прошли сквозь парк и оказались в прекрасном месте — на набережной!
Здесь находится место слияния рек Вель и Вага и отсюда открываются просто умопомрачительные виды на их пойму.

Вельск – южные ворота Архангельской области

Здесь же находится аллея Ломоносова, где установлен памятник учёному. И это не случайно — на постоялом дворе под Вельском, на форштате (пригород) останавливался рыбный обоз, с которым шёл, прячась от леденящего ветра, упрямый помор Михайло Ломоносов.

Скульптура выполнена выпускником Суриковской академии художеств, московским скульптором Артемием Родионовым. По словам скульптора, при создании образа молодого Ломоносова он опирался на картину Николая Ивановича Кислякова «Юноша Ломоносов на пути в Москву». Впоследствии мы видели эту картину в Историко-мемориальном музее М. В. Ломоносова.

Но знаменитые учёные не только останавливались в городе, но и рождались здесь:). Вельск — родина Георгия Дмитриевича Карпенко, генетика с мировым именем. В городе открыт научно-образовательный, культурный центр «Дом Карпенко», где не только рассказывают историю жизни генетика, но и предлагают провести несколько опытов, интересных детям и взрослым любого возраста.

Вельск – южные ворота Архангельской области

Сама набережная — приятное место. Она была реконструирована в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» — большую часть тротуаров выложили брусчаткой, проложили беговые и велодорожки, оборудовали декоративными фонарями и скамейками.

Появилась смотровая площадка и ротонда.

Вельск – южные ворота Архангельской области

Несмотря на то, что Вельск тихий провинциальный город с размеренным темпом жизни, любителям острых ощущений и активного отдыха здесь тоже найдётся занятие по душе.

Например, взглянуть на Поважье с воздуха можно на параплане.

Вельск – южные ворота Архангельской области

А ещё уже много лет здесь проходит Открытый чемпионат Архангельской области по мотокроссу. В соревнованиях принимают участие спортсмены из разных городов: Сергиев Посад, Москва, Иваново, Шуя, Ковров, Вологда, Ярославль, Новодвинск, Северодвинск, и, конечно же, Вельск.
Трасса соревнований является трассой профессионального уровня и соответствует всероссийским стандартам.

Фото из интернета

Гордостью Вельского района является Хорошевский коневодческий комплекс с собственным ипподромом. Это единственный в Архангельской области и старейший в России коневодческий комплекс, создание которого началось по приказу Маршала Советского союза, трижды Героя Советского Союза, кавалера Георгиевского креста всех степеней, командующего Первой конной армией С. М. Будённого. Сюда можно приехать и для вас проведут экскурсию с посещением конюшен и кормлением лошадей, организуют верховую прогулку, а для желающих приехать на долгий период времени даже возможно обучение конкуру в конно-спортивной секции.

А, мы с удовольствием и не спеша прогулялись по набережной.

Вельск – южные ворота Архангельской области

Но солнце уже клонилось к закату, пора в гостиницу, на следующий день — дорога в Архангельск.