Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 12:16

Кабардино-Балкария, Нальчик — Россия Август 2012

Пока ехали, гид рассказывала историю этого края, историю народов проживающих в этом районе Северного Кавказа, их нелегкую судьбу. Кабардины проживают в низменности, на равнине, а балкары в высокогорном районе-это разные народы, но их объединяет одна территория и общая религия. В КБ родился известный балкарский поэт Кайсын Кулиев, певицы Каты Лель, Сати Казанова.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Вот мы повернули с основной трассы и впереди показались горы в утренней дымке, чем ближе мы к ним приближались, тем четче были видны снежные вершины. Я думала, что раз мы едем в сторону гор, то мы и вершины увидим в непосредственной близости и я смогу их поснимать. Но нет, этого не случилось, так как мы заехали в ущелье, но я успела сделать несколько снимков через стекло.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Проезжали несколько горных аулов и казалось, что мы едем как в тоннеле-редко можно было увидеть дом с окнами, выходящими на дорогу.

Горцы умеют прятать свою жизнь от постороннего глаза. Что меня поразило, так это газовые трубы по всем этим горным аулам! Раньше КБ входила в состав Ставропольского края, а он был самый газифицированный по всей стране.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Постепенно и очень быстро рельеф местности начал меняться, низменность и луга сменились предгорьем, а впереди уже показались скалы.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Еще буквально два-три поворота и перед нами встает огромная гряда гор. Мы выходим из нашего туравто и дальше следуем пешком, чтобы в полной мере насладится первозданной дикой природой.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Это Чегемское ущелье в узком коридоре которого с бешеным ревом мчится река Чегем.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Мы попали словно в мрачный каменный мешок, при огромной высоте которого, ширина составляет всего 15 метров.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Чегем в переводе на русский язык значит «земля сломалась». И, попав в это ущелье, сразу понимаешь, насколько точно подобрано название.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Горные разломы уходят высоко вверх и с отвесных скал, в реку бурным потоком ниспадают шумящие потоки водопада. Некоторые стекают тонкими струями из маленьких отверстий в скале, другие низвергаются с 30–50 метровой высоты широкой полосой и, не долетев до реки, обрушиваются на скалы, образуя бесчисленное количество водяных искр.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Скалы как будто выдавливают из себя потоки слез, за это их еще называют Плачущими водопадами.Чегемские водопады — одна из главных визитных карточек Кабардино-Балкарии.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Это воистину незабываемое и неописуемое по красоте зрелище. Все старались ближе подойти к струям, летящим сверху и сделать эффектные снимки, но ледяные брыгзи заставляли всех быстро и с хохотом и визгом отбегать в сторону.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Раньше водопады были более полноводными. Увы, после строительства дороги и взрывных работ потоки воды «похудели», но стали не менее эффектными.

Уходить не хотелось, гид уже несколько раз стараясь перекричать шум воды, пыталась нам обяснить, что уже пора ехать дальше, что у нас все строго по времени! С трудом оторвались от созерцания ущелья, водопадов, фотографирования, расселись и поехали дальше к Голубому озеру.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Голубое озеро расположено в Кабардино-Балкарии на высоте 809 метров над уровнем моря. Внешне озеро небольшое, площадь водной глади всего 26 тысяч квадратных метров, зато по глубине является вторым в мире (примерно 368 м!)

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Глубину не рассмотреть, а вот размер, если на слух-26 тысяч кв. метров-казалось это будет нечто более огромное. Маленькое, но за ним идет дурная слава-мертвое озеро. В нем нет ничего живого, только какие-то непонятные крошечные рачки.

Озеро напоминает каплю неба на земле, не даром с ним связано множество легенд и слухов. Одна из легенд гласит, что озеро образовалось, когда на землю упал дракон, убитый народным героем, праотцом современных жителей Северного Кавказа.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Подводная часть Нижнего Голубого озера представляет собой глубокий, кажется, бездонный колодец или шахту, стенки которой уходят в неизведанную глубь. Образовалась она в результате растворения карбонатных пород (известняков, доломитов, мергелей), атмосферными осадками и подземными водами. Вода в озеро поступает из трещин на дне колодца.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

В Голубое озеро не впадает ни одна река, а вытекает единственная безымянная речка в его северо-западной стороне. Сток с озера постоянный и не подвержен сезонным колебаниям — примерно 70.000 тонн воды в сутки. Еще примечательно что температура воды на поверхности зимой и летом составляет 9,3°С Ее цвет изменчив. При ясной погоде снежно-голубой, а когда пасмурно — меняется на темный. Вода в озере кристально чистая, прозрачная, стенки озера видно порой на глубине 25 метров.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Водная гладь озера спокойная, кажется, что оно замерло, застыло в своей таинственной, загадочной красоте. Далеко заплывать в озере опасно из-за низкой температуры- 9,3 С и сероводорода, да и вряд ли кто осмелится в нем просто поплавать, настолько оно зловеще и в то же время прекрасно!

Из Интернета.

Голубое озеро Кабардино-Балкарии продолжает испытывать исследователей подводного мира самого глубокого карстового водоема в России, а, возможно, и в мире. Как ранее сообщал KBR-TIME, международная команда дайверов под руководством английского поданного Мартина Робсона в рамках проекта «Blue lake Awareness» приступила к погружениям в Голубое озеро с целью изучения его происхождения, а также исследования подводных пещер, которые, как предполагают ученые, могли образоваться вследствие размыва карстовых пород.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

13 января состоялось первое погружение водолазов в озеро, которое закончилось гибелью московского дайвера Андрея Родионова из-за поломки дыхательного аппарата. Для Робсона восьмичасовое пребывание под водой на глубине в условиях плохой видимости в тот день также не принесло никаких результатов. Потрясенные гибелью товарища, водолазы хотели досрочно свернуть исследовательские работы, но потом изменили свое решение и вновь приступили к погружениям.

19 января в 19.00 мск Мартину Робсону стало плохо во время погружения в Голубое озеро. Спасатели подняли аквалангиста с глубины 50 м на поверхность и доставили его в Республиканскую клиническую больницу в Нальчике, передали РИА Новости, ссылаясь на источник в правоохранительных органах республики. По его словам, состояние английского дайвера достаточно тяжелое.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Вот вам и дурная слава, не просто слова.

Но несмотря ни на что озеро завораживало своей красотой, своей историей, своим переменчивым цветом, в нем отражались деревья, стоящие по берегам, облака, плавающие на небе. В некоторых местах я уже не могла понять-где озеро, где вода, а где отражение. Мы обошли его почти по кругу и опять гид торопила нас-теперь надо было идти в кафе, делать заказ, садиться на веранде с видом на озеро, обедать и ехать дальше.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Мы позволили себе по стаканчику вина и конечно же отобедали традиционными кавказскими блюдами.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Следующим пунктом нашей программы было посещение бассейна с горячей минеральной водой, температура которой в любое время года не бывает ниже сорока градусов тепла. В бассейн стекала вода из двух труб. С одной лилась горячая вода из источника, а с другой холодная с родника. Остановка была в течение часа, кто хотел купался, а кто просто отдыхал.

И последним пунктом поездки было посещение города Нальчика-столицы Кабардино-Балкарской республики, крупного культурного и промышленного центра Кавказа, города-курорта, города-парка.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Он разместился на высоте 550 метров над уровнем моря на границе Кабардинской равнины и предгорий Большого Кавказа. Времени гулять по городу уже не было, но проезжая по улицам все мы с восторгом заметили, какой чистый, красивый и уютный этот город, очень много по улицам и на площадях шикарных цветочных клумб, большая парковая зона, предназначенная для прогулок отдыхающих.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Гид заострила наше внимание на памятнике у здания музыкального театра. Это памятник- символ русско-кабардинской дружбы кабардинской княжне Марии, ставшей впоследствии женой Ивана Грозного и русской царицей, любимой женой Ивана Грозного и «проводницей интересов» кавказской дипломатии в России.

Кабардинские князья летом 1557 года заключили с Россией союз и закрепили его знакомством 15-летней дочери князя и русского царя, у которого совсем недавно умерла его первая жена. . Вообще-то героиня адыгов, дочь кабардинского князя Темрюка Идарова, носила совсем иное имя — Гошаней. Гошаней перевели в христианство и дали имя-Мария. Вскоре у них родился сын, но мальчик был болезненный и умер. Мария очень переживала смерть сына, много и усердно молилась, приносила большие пожертвования, но родить другого ребенка у них не получалось. Тогда Иван Грозный предпринял поездку по святым местам, но дело было зимой, царица заболела и умерла. Прожили они вместе 8 лет и говорят все свои злодеяния Иван Грозный начал творить уже после смерти Марии. Так и стоит на главной площади города бронзовая Мария-Гошаней и именно документ об мудром браке с русским царем держит, высоко подняв свиток в правой руке, На высоком постаменте надпись: «Навеки с Россией».

Дальше мы приехали в городской парк и последним аккордом этого насыщенного дня было катание на канатной дороге.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Канатно-кресельная, одноместная канатка подняла нас на гору Малая Кизиловка, где, на высоте 615 метров над уровнем моря с панорамной площадки открылись потрясающие виды на город и на снежную гряду Главного Кавказского хребта.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

Здесь же мы полюбовались и памятником герою-богатырю нартского эпоса Сосруко, рожденному из камня.

Кавминводы, Чегемское ущелье и Голубое озеро

И дальше дорога назад, в Пятигорск, в исходную точку нашего путешествия. Уже подъезжая в городу небо затянуло тучами и пошел дождь. Теперь пусть идет, главное, что днем он нам не мешал. Это снимок через стекло и справа рядом горы-Машук и Бештау.