Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
сейчас на сайте

Пятигорск — Россия Август 2012

Раньше я думала, что название города произошло от пяти гор, окружающих его, так было бы проще всего. Но Пятигорск окружают 17 гор различных размеров, а назвали его по горе Бещтау, имеющей пять вершин и одно основание («беш»- пять, «тау»- гор).

Кавминводы-Пятигорск

Прошлый мой приезд в Кавминводы с экскурсией затронул Пятигорск, была обзорная, мы посетили основные знаковые места, но…Был туман, туман остался и у меня в голове и желание посетить этот край еще раз я задумала давно, хотелось самой прогуляться по этому городу и не только.

Кавминводы-Пятигорск

Пятигорск неразрывно связан с именем Михаила Юрьевича Лермонтова.

Кавминводы-Пятигорск

В первый раз Лермонтов приехал на Горячие Воды в 1825 году., десятилетним мальчиком, со своей бабушкой. В 1837 году сосланный на Кавказ, Лермонтов некоторое время жил в Пятигорске, и впечатления этого периода отражены в повести «Княжна Мери».

Во время своего последнего пребывания в этом городе в 1841 году он написал «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и другие, ныне широко известные, стихотворения. Здесь трагически оборвалась его жизнь.

Кавминводы-Пятигорск

Кавказские Минеральные Воды-это курорт, объединяющий в себе города-Железноводск, Кисловодск, Ессентуки и Пятигорск, само название курорта Кавминводы-уже подразумевает наличие лечебных свойств минеральных вод и уникального климата, способствующего быстрому выздоровлению больных.

Погуляв по вечернему Пятигорску, оказавшись вечером и в Кисловодске я в полной мере ощутила на себе вечернюю курортную жизнь этих городов! Нарядные дамочки в немыслимых прикидах, благоухающие парфюмом, их спутники в «экстравагантных» шортах и сандалях рассекали по паркам и улицам. Эта атмосфера заражала.

Кавминводы-Пятигорск

Знакомство с городом я начала от парка Цветник и кофейни Гукасова, где у входа стоит памятник Кисе Воробьянинову, именно здесь когда-то этот персонаж стоял с «протянутой рукой», изображая «бывшего депутата Государственной Думы»…

Кавминводы-Пятигорск

Предварительно уточнив, куда следует идти, я пошла, разумеется, в противоположную сторону.

Мое внимание сразу привлекло, похожее на прозрачный леденцовый замок из детской сказки, сооружение из кружевного металла и цветного стекла, все нежно голубого цвета.

Кавминводы-Пятигорск

Они, словно сестры, похожи друг на друга. Только одна из них находится в Железноводске, и названа Пушкинской, а другая — в Пятигорске и называется Лермонтовской.

Кавминводы-Пятигорск

Впервые эти два оригинальные сооружения появились в 1896 году в Нижнем Новгороде на открывшейся там большой Всероссийской художественно-промышленной выставке. После ее закрытия оба павильона были куплены управлением Кавказских Минеральных Вод. Павильоны-«путешественники» в разобранном виде были доставлены на Кавказ и установлены в качестве курортных галерей для прогулок больных в ненастную погоду в парках Пятигорска и Железноводска.

Открытый в Пятигорске для посетителей 15 июля 1901 г., в 60-ю годовщину гибели М. Ю. Лермонтова, павильон был назван Лермонтовской галереей.

Кавминводы-Пятигорск

Левое ее крыло служило для прогулок в ненастную погоду, здесь устраивались балы и танцы. В правом крыле был устроен зрительный зал на 600 мест. К галерее пристроили открытую эстраду.

В самой галерее и с эстрады на митингах и собраниях выступали Г. К. Орджоникидзе, показывали свое искусство Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, раздавался голос В. В. Маяковского. Ныне Лермонтовская галерея — филиал Кисловодской госфилармонии на Кавминводах.

Кавминводы-Пятигорск

Здание настолько красиво и необычно, что мне захотелось поснимать его в разных ракурсах, что я и сделала, поднимаясь на гору Горячую все выше и выше.

Кавминводы-Пятигорск

Сделав несколько шагов, я поворачивалась, восторгалась открывающимся панорамными видами города и шла дальше.

На самой вершине горы находится Китайская беседка, она была построена в 1862 году и состояла из дерева и цветного стекла. Время не пощадило ее: придя в ветхое состояние, она разрушилась.

Кавминводы-Пятигорск

Летом 1976 года на месте, где некогда стояла Китайская беседка, была сооружена новая, более современная. Она служит местом, откуда открывается незабываемый вид не только на окрестности Пятигорска, но и серебристую цепь Кавказского хребта с двуглавым Эльбрусом.

Отсюда, с высоты горы Горячая открывается прекрасный вид и на гору Машук. Машук — главная достопримечательность и символ Пятигорска в 1961 году объявлен памятником природы.

Кавминводы-Пятигорск

Гора Машук — одна из интереснейших гор района Кавмивод, является лучшим панорамным пунктом в ближайших окрестностях Пятигорска. Большая часть склонов покрыта широколиственными лесами. На вершину ведёт канатная дорога протяженностью 964 метра, на самой вершине расположена телерадиовещательная вышка и смотровая площадка, высота горы 993 метра.

Гора Машук известна всем печальным событием, происшедшем на северо-западном склоне, там на дуэли погиб великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас на предполагаемом месте дуэли находится памятник и каждый год на этом месте в день гибели поэта проводится многолюдный поэтический митинг.

Кавминводы-Пятигорск

В прошлый наш приезд в Пятигорск с сыном, мы поднимались на гору по канатке, но был такой туман, что внизу мы видели не шикарные панорамы, а сплошной туман. В это раз я не стала подниматься на гору, мне достаточно было прогулок по Горячей.

Кавминводы-Пятигорск

Спустившись по склону горы я вышла к очень интересному зданию Академической галереи, в данный момент в ней была выставка из коллекций бабочек.

Кавминводы-Пятигорск

В середине XIX века в верхней части ущелья, разделяющего гору Горячую и Михайловский отрог Машука, встало, словно соединяя их, легкое белокаменное здание Елизаветинской галереи. Свое название галерея получила по наименованию открытого в 1811 году источника.

К нему ежедневно приходили обитатели курорта если не воду пить, то ради развлечения, обмена новостями, здесь назначались встречи, свидания. Наблюдения Лермонтова у этого источника нашли отражение в повести «Княжна Мери»: встреча Печорина с Грушницким, знакомство Грушницкого с княжной Мери. Вот что писал о Елизаветинском источнике в своем дневнике Печорин: «Наконец, вот и колодец! На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод».

Кавминводы-Пятигорск

А что же такое «водяное общество»? Во времена, когда только стали приезжать в Кавминводы отдыхающие, не было еще создано никакой системы приема минеральных лечебных вод и ее принимали по правилу-чем больше тем лучше и могли выпивать по 20 стаканов воды в день. Это было конечно очень много и отдыхающим все время приходилось гулять недалеко от источников, чтобы в любой момент пополнить опустевший стакан.

С площадки перед галереей, куда ведет широкая каменная лестница, построенная в 1935 году,

Кавминводы-Пятигорск

открывается прекрасная панорама Пятигорска и его окрестностей.

Далее я проследовала к Лермонтовскому гроту в скале, ниже беседки «Эолова арфа».

Кавминводы-Пятигорск

Мода на «очарованные гроты» родилась при французском дворе. Гроты были обязательным элементом всех европейских парков XVIII века. Дикий грот в мшистой скале символизировал «союз Искусства и Натуры».

Летом 1837 года Лермонтов нарисовал картину «Вид Пятигорска», на которой был изображен и большой грот. Грот оставался безымянным до 1860-х годов, когда его стали называть Лермонтовским, так как, считали, что отсюда писатель любил наблюдать за «водяным обществом».

Кавминводы-Пятигорск

Далее, поднимаясь по тропинкам вверх, я услышала какие-то непонятные музыкальные звуки и каково же было мое удивление, когда я поняла, что они исходят от беседки находящейся на обрыве.

Беседка была построена по проекту архитекторов братьев Бернардацци в начале 30-х годов. прошлого века была сооружена круглая беседка с колоннами.

Кавминводы-Пятигорск

В каменный пол ротонды был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки,

поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, — раздавались мелодичные звуки. Вот именно эти звуки я и слышала.

Кавминводы-Пятигорск

Потому-то беседка и получила название «Эолова арфа». Беседка упоминается в повести Лермонтова «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус». Ныне Эолова арфа оснащена электромузыкальным инструментом.

Немного отдохнув в тени сквера, недалеко от беседки, я решила идти дальше по улице вслед за группками отдыхающих, наверное в той стороне еще есть достопримечательности.

Кавминводы-Пятигорск

Была жарко, очень хотелось освежиться и купленное мороженое, обыкновенный Пятигорский пломбир, очень мне в этом помог. Не ждала ничего особенного от маленького стаканчика с холодной белой массой, но была приятно удивлена вкусом, запомнившимся с детства! В последующие дни я при каждом удобном случае покупала разное мороженое-пломбир. Еще мне вспомнилась моя самая первая поездка в Питер в студенческие годы: Петергоф, мы стоим в очереди в Петродворец и едим невероятно вкусное мороженое в хрустящих рожках! Вкуснее мороженого с тех самых пор ни ела никогда, Пятигорское напомнило тот забытый вкус.

Кавминводы-Пятигорск

Долго ли коротко ли длился мой путь по раскаленному асфальту Пятигорска, но я наконец-то дошла еще до одного знакового места.

Провал — это подземное озеро в горе Машук, к которому пробит тоннель через который могут пройти все желающие и посмотреть на это озеро. Исследовать Провал начали ещё с конца 18 века, а в середине 19 — озеро приспособили под лечебное купание и питьё. Тоннель к озеру был пробит в 1858 году. А последняя реставрация площади перед тоннелем выполнена в 2008.

Кавминводы-Пятигорск

На стене над озером — образ великомученника и Целителя Пантелеймона.

Вверх на высоту в 41 метр уходит сам провал. Вода в озере голубоватого цвета из-за содержащейся в ней серы и каких-то особых бактерий. Да ещё и тёплая — более 20 градусов. Вот правда купаться в озере нельзя ещё с 1880-х годов. Перед озером установлена специальная решётка.

Кавминводы-Пятигорск

У входа в Провал установлен памятник Остапу Бендеру и вся страна знает, что товарищ Бендер продавал сюда билеты.

Кавминводы-Пятигорск

«…Остап остановился у входа в Провал и, трепля в руках квитанционную книжку, время от времени вскрикивал: «Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам — пять копеек, нечленам профсоюза — тридцать копеек!» Остап бил наверняка: часам к пяти набралось рублей шесть — помогли нечлены профсоюза, которых в Пятигорске было множество… Заплатили и милиционеры, деликатно осведомившись, с какой целью взимаются пятаки (великий комбинатор приравнял милиционеров к студентам). «С целью капитального ремонта Провала, — дерзко ответил Остап, — чтобы не слишком проваливался!..».

Меня очень удивило столпотворение барахтающихся отдыхающих в маленьком бассейне с водой, текущей по трубе из озера в Провале. Каждый старался окунуться и получить дозу лечебной воды. Нигде не было видно не одной кабинки для переодевания, люди прятались за деревья, кусты, друг за друга.

Кавминводы-Пятигорск

Ну, а я иду гулять дальше по Пятигорску.

Кавминводы-Пятигорск

В восточном конце парка Цветник, рядом с Курортной поликлиникой, находится самое примечательное по красоте и размерам здание Пятигорска, где ныне располагается Краевой театр оперетты Это место в начале XX века занимала большая усадьба семьи известного конезаводчика, князя Т. Султан-Гирея.

Кавминводы-Пятигорск

В 1828 году у парка «Цветник» под руководством братьев Бернардацци была построена гостиница — Ресторация. В этом украшенном шестью колоннами здании останавливались приезжавшие на воды, здесь в двусветном зале они развлекались. Лермонтов в повести «Княжна Мери» дает описание бала в Ресторации: «Зала Ресторации превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались… Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились».

Кавминводы-Пятигорск

В последний свой приезд на Кавминводы Лермонтов жил поначалу в этой гостинице, а потом перебрался в домик, известный ныне как музей. В 1943 г. фашистские оккупанты, отступая, взорвали здание Ресторации. Восстановлено оно было с некоторыми отклонениями от прежнего плана и сейчас в нем находится институт курортологии.

Попасть в домик-музей Лермонтова у меня не получилось, когда я выбрала на это посещение время, в музее был выходной.

Кавминводы-Пятигорск

Это нижняя родоновая лечебница. Это одно из старейших лечебных учреждений Северного Кавказа.

Кавминводы-Пятигорск

Пятигорск очень зеленый город, я прогуливалась по нескольким скверам, любовалась совершенно потрясающими разноцветными клумбами с выложенными на них цветочными узорами, цветочными вазами,

Кавминводы-Пятигорск

цветочными часами. До этого я видела такие же только в Кисловодске.

Кавминводы-Пятигорск

Конечно я посмотрела не все достопримечательности Пятигорска, но общее впечатление от города осталось приятное, хотя гиды в последующие дни моего пребывания в Кавминводах не раз говорили, что из всех городов этого региона, Пятигорск самый суетный.