Турист Максим Башкирёв (maksim-nav)
Максим Башкирёв
был вчера 16:54

Коста-Рика, Панама, Ватикан, Италия, Палестина, Турция, Израиль Февраль 2023

Поскольку в конце зимы — весной на работе делать мне особо нечего, решил в этом году перенести самое большое путешествие в году с осени на февраль. Посматривал в сторону Юго-Восточной Азии, но перелёты туда по 65–80.000 рублей отталкивали (до пандемии летал за 8–12.000). Ещё был вариант Индия — Непал, очень соскучился по этим странам. Но, в итоге выбрал Центральную Америку. Решающую роль сыграл относительно недорогой перелёт Турецкими авиалиниями из Рима в Панаму за 40.000 рублей. Плюс у меня «шенген» до конца 2023 года, который я использовал только один раз в прошлом году для перелёта Москва — Салоники 23 февраля (тогда, по известным причинам, получилось только на один день). И «шенген» у меня итальянский, а печатей их мало, а говорят, итальянцы и сейчас дают визы более-менее нормально. И в Риме до сих пор я не был. И ещё один плюс — можно было относительно недорого улететь из России в Израиль (12.000р с багажом) другой турецкой авиакомпанией — Pegasus, а из Тель-Авива в Рим ещё дешевле (8.000р с багажом) а/к RyanAir.

В общей сложности нарисовался такой маршрут: Москва — Стамбул — Тель-Авив — Рим — Стамбул — Панама — Стамбул — Москва. За все авиабилеты — 77.000р. Немного дешевле Юго-Восточной Азии, но Центральная Америка и в «нормальные времена» не была дешёвой. Кстати, за несколько дней до вылета посмотрел стоимость билетов Москва — Панама той же авиакомпанией, на мои даты цена была 300.000р. Поскольку, маршрут получился непростым, я даже не пытался найти попутчиков, в путешествие отправился один.

Так сложилось моё большое путешествие, состоящее из нескольких маленьких, очень сильно отличающихся между собой по количеству дней, а главное, по содержанию.

Израиль (3 дня в Иерусалиме) + Палестина (Вифлеем).

Начну с минусов:

Во-первых, ещё перед вылетом начитался страшилок об отношении израильских пограничников к россиянам. В прошлом году разворачивали по половине самолёта. В моём случае всё прошло гладко, но использовать Израиль как транзитную страну для начала путешествия я бы точно не рекомендовал.

И во-вторых, на мой взгляд, Израиль самая неадекватная страна в соотношении цена/качество проживания и питания. Три ночи в хостеле (кровать в 12 местном номере) обошлись в 100 баксов. Шаверма — 900р (ещё и не вкусная — лепёшка кислая и пресная). Маленькая тарелка постного супа 400-600р. В рестораны, естественно, я даже не заглядывал. Маленькое пирожное — 500р, и всё в таком духе.

Тем не менее, Израиль — страна очень самобытная и интересная и о предыдущих минусах говорю с большим сожалением, так как, возвращался бы сюда и не один раз.

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

За два дня исходил историческую часть Иерусалима вдоль и поперёк — тот самый случай, когда можно гулять по древним узким улочкам по нескольку раз, и каждый раз находить что-то новое. А сколько интересных сюжетов для фотографии, а сколько колоритных персонажей!

Древности и святые места христиан, мусульман и иудеев на каждом шагу. Для меня, в первую очередь, было важно побывать в Храме Гроба Господня.

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

Старался каждый день попасть на вечернюю службу. Было очень интересно наблюдать, как католики поют церковные песни в одной части храма, тогда как в другой службу проводят представители армянской православной церкви. Много туристов, от этого шумно и суетливо. Тем не менее, я был счастлив оказаться в самом священном месте для христиан.

Стена Плача, Храмовая Гора, Гефсиманский сад и Елеонская гора — все эти места, о которых я знал с детства. И, конечно, побывать здесь для меня было давней мечтой и делом чести!

В один из дней, на автобусе съездил в Вифлеем, это уже Палестинская территория, впрочем, для туриста особой сложности это не представляет. Главное не забыть паспорт для проверки на КПП на обратном пути.

Здесь, конечно же главной целью было посетить Базилику Рождества Христова.

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

Но, и помимо этого, погулял по нетуристическому историческому центру и местному рынку.

Погода, в целом радовала — за три дня несколько раз шёл дождь, но кратковременный и ещё для этого времени года характерен сильный порывистый ветер. В любом случае, погода была гораздо комфортнее, чем дома.

Так пополнил свою коллекцию геолокаций:

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

Удобным прямым дневным рейсом из Израиля, я улетел в Рим.

Рим + Ватикан (3 дня)

Думаю, на земле не найдётся ни одного человека, не мечтающего посетить «Вечный город», а для любого путешественника это лишь вопрос времени. Вот и моё время пришло! Был в Италии до этого дважды, а в 2015 году через Фьюимичино летал в Марокко, наконец-то очередь дошла и до самого Рима.

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

Не припомню ни одного негативного момента из этой части путешествия. После Израиля гулял по Риму с полтинником евро в кармане и чувствовал себя богачом! По совету друзей снял отдельную комнату в районе Рома Термини, очень удобно: из аэропорта прямой автобус за 5 евро, все достопримечательности обошёл пешком, а если бы понадобилось ехать куда-то дальше, здесь и ж/д и автовокзал.

Отдельная комната с классическим итальянским видом 40 евро/ночь (в Иерусалиме койко-место обошлось в 33 доллара)! Ужин в ресторане: паста + вино — 15 евро. В общем, все 33 удовольствия и даже больше!

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

Для первого визита решил составить для себя общую картину города — обойти его по максимуму пешком, а музеи, замки и церкви посещать по минимуму.

Ближайшей достопримечательностью от меня была базилика Санта-Мария—Маджоре, она же, по итогу, оказалась и самой красивой (по моему субъективному мнению). Видимо, не зря здесь делает специальную остановку городской туристический автобус.

Пожалуй, главный символ Рима, и, возможно, всей Италии — Колизей, так же находился недалеко. Это позволяло наведываться сюда практически каждый день и, даже дважды — утром и вечером. Обфотографировал его со всех сторон:

Площадь Венеции и памятник Виктору Эммануилу II, Вилла Боргезе, Пьяца-дель-Попполо и Пьяца Навона, Замок Св. Ангела и Пантеон, Фонтан Треви и Римский форум — всё это произвело истинное эстетическое удовольствие и удовлетворение!

Отдельный день у меня был заложен на посещение Ватикана.

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

Гармония площади Св. Петра и величие самого большого христианского храма не оставит равнодушным ни одного человека!

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

Но, наибольшее впечатление, на меня произвел музей Ватикана. Здесь никакие эпитеты не смогут описать мой восторг и счастье от того, что удалось увидеть это всё своими глазами. Конечно, главной изюминкой здесь считается Сикстинская Капелла, но ещё до главного творения жизни Микеланджело челюсть отвисала почти в каждом зале:

Однозначно, Рим — тот город, в который хочется возвращаться и ни один раз! Европа не является моим любимым регионом и, даже не на втором месте. Но, как показал этот коротенький визит в столицу Италии, без неё прожить можно, но это будет не совсем полноценная жизнь путешественника. И очень жаль, что нам приходится переживать такие непростые времена и свести к минимуму поездки по этому интереснейшему региону.

Так я «наследил» в одном из самых известных и интересных городов Европы:

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

Спасибо идеальной погоде и друзьям за ценные советы — 3 дня прошли максимально плодотворно.

Несмотря на полученную за неделю огромную порцию эмоций, моё путешествие только начиналось, всё это было лишь разминкой. Главные цели были впереди, мне предстояла долгая и сложная логистика из Рима в Стамбул, выматывающий 12-часовой трансатлантический перелёт в Боготу и после технической посадки ещё один короткий перелёт в Панаму. Так начиналась основная часть моего путешествия.

Панама (одна неделя).

Не успело пройти полгода, как я вновь оказался в этой стране. Причин тому было много, так как рассказ обзорный, я не буду вдаваться в подробности. Выделю главное — в сентябре прошлого года мне здесь понравилось, я провёл четыре дня в Панама-Сити и окрестностях, хотелось познакомиться со страной, а не только со столицей. А решающую роль сыграл дешёвый перелёт. Интересно, что самолёт сначала делает остановку в Боготе, но до колумбийской столицы билеты были на 15.000р. дороже (с ценами на авиаперелёты такое часто бывает).

Встречу с Панама-Сити ждал! Находиться здесь было приятно, город я уже довольно хорошо знал: где жить, где гулять, где вкусно и недорого поесть, как перемещаться по городу и за его пределы (у меня даже транспортная карта с приличной суммой на балансе осталась ещё с осенней поездки).

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

Я, пока ещё, не могу утверждать на все 100%, но, всё говорит о том, что Панама-Сити — самая приятная столица из всех стран Центральной Америки. Приятная набережная, исторический центр Каско Вьехо, хочется уединиться на лоне природы, нет проблем — огромный национальный парк Метрополитано находится прямо в черте города. А рыбный рынок Mercado de Mariscos — настоящий гастрономический рай для любителя морепродуктов.

И, особенно, мне нравится атмосфера латиноамериканских стран — песни и музыка, танцы и веселье. Конечно же, регион не без проблем, но, и они меркнут с теми, с которыми сейчас приходится сталкиваться нам.

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

Даже пожалел, что выделил на город лишь один день — взять бы велосипед напрокат, покататься вдоль набережной, просто отдохнуть и порадоваться жизни. Но, календарь не резиновый, и так, дней на всё не хватало. Несмотря на то, что в сентябре я довольно плодотворно изучил город, белые пятна оставались. Так что утром первым делом я отправился в самый старый район Панамы, который я так и не успел посетить в прошлый визит — Панама-Вьехо. Сейчас это музей под открытым небом:

Хотелось ещё вернуться на Амадор Коузей (Amador Causeway) — дамба, соединяющая Панама-Сити с близлежащими островами, представляет собой длинную, береговую линию. В сентябре я отправлялся от сюда на пароме на остров Табога и мне здесь понравилось. Парк Метрополитано так и не удалось посетить и в этот раз. Но, я и не ставил задачу, во что бы то ни стало закрыть все белые пятна. Необходимо было адаптироваться к жаре (+30) и разнице по времени (8 часов).

В сентябре после Панамы я улетел на юг в Колумбию — Эквадор. На этот раз, направление было противоположным. Главной целью был вулкан Бару и окрестности, находящиеся на западе страны, на границе с Коста-Рикой. Главный туристический городок здесь — Бокете, обосновался здесь на 4 полных дня. Небольшой городок на берегу горной реки Кальдера, у подножья вулкана Бару. Отели — хостелы, бары — рестораны, туристические агентства. Всё это среди сочной зелени и горных пейзажей.

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

Окрестности богаты водопадами, тропической растительностью и животным миром. Единственное место, где удалось понаблюдать за редким местным эндемиком — птицей кетцаль, а также увидеть ленивца в естественной среде обитания.

Необычным местом здесь является каньон Мачо де Монте (Macho de Monte). Правда, расположен он на противоположном западном склоне вулкана и логистика общественным транспортом крайне нерациональна в плане затраченного времени. Зато сам каньон не разочаровал! Спуститься внутрь было непросто, но оно того стояло — впервые побывал в подобном месте.

А главная цели здесь была восхождение на вершину вулкана Бару, она же и самая высокая точка всей Панамы и всей южной части Центральной Америки.

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

Высота 3474 м — не Эверест, конечно, но и я — не Эдмунд Хиллари. Подъем — спуск занимает всего один полный день. А если выйти в полночь, то можно встретить рассвет на вершине и, если повезёт с погодой, увидеть одновременно два океана.

Надеюсь, удалось убедить, что Панама, это не только Панамский канал. Лично мне страна очень нравится, вот ещё несколько мест, которые хотелось бы здесь посетить: Национальные парки Соберания и Чагрес с проживающими здесь индейскими племенами, старинные форты Портобело и Сан-Лоренцо, архипелаги в Карибском море: Сан-Блас и Бокос-дель-Торре.

А пока, моя карта посещённых мест в Панаме выглядит так:

Коста-Рика (2 недели).

Автобусный переезд из Бокете на полуостров Оса, с прохождением границы заслуживает отдельного рассказа и не вписывается в рамки обзорного материала о месячном путешествии. Вкратце скажу, что всё прошло благополучно и, даже, относительно быстро. А главное, я впервые оказался в Коста-Рике, новой для меня стране, 58-й по счёту.

Полуостров Оса (правильно ударение ставить на первую букву) считается одним из самых удалённых и труднодоступных мест Коста-Рики. А вот, логистика из Панамы и тем более её западной части где я и находился немного проще. Правда, я так и не нашёл отзывов о полуострове в целом, чтобы понять, какая же часть наиболее интересна. Поэтому решил сам побывать в разных частях острова, чтобы составить собственное мнение.

Первым пунктом был городок Пуэрто Хименес:

Провёл здесь две ночи. О чём в дальнейшем пожалел — одной ночёвки хватило бы «за глаза». Делать в этом городке особо нечего, если только вы не планируете ездить на различным морские экскурсии, но ценник на дайвинг и снорклинг здесь такой, что не разгуляешься. Одну ночёвку провёл в тропическом лесу, в спартанских условиях:

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

БОльшую часть полуострова занимает национальный парк Корковадо, а авторитетное издание National Georafic назвало полуостров Оса «местом с самым большим биологическим разнообразием на планете земля». Звучит очень заманчиво, но стоимость запредельная. Если проживание и питание ещё вполне подъёмно, то экскурсии начинаются от 100 $ — дневная прогулка по тропическому лесу. Причём, это звучит так заманчиво — «джунгли!», по факту, увидеть кого-то в густой кроне деревьев, в лучшем случае, будет очень сложно. Групповой тур с двумя ночёвками в лесу стоит 500 $(!) с человека, причём, условия точно такие же, как на фото выше. Но, и здесь можно путешествовать бюджетно. Хостел Bolita расположен прямо в лесу, на границе с нац. парком, при том, что граница эта условная, по факту никаких преград ля перемещения животных там нет. А главное — ночь в хостеле стоит всего-то 15 $.

Здесь я провёл только одну ночь и этого было очень мало. Надо было сразу ехать сюда, сократив пребывание в Пуэрто Хименес до минимума. А особым любителям живности советую приезжать сюда дней на пять, а то и неделю.

Далее я перебрался на противоположную, западную часть полуострова. Здесь, благодаря Сергею Шаповалову, я выбрал самое интересное и удобное расположение на пляже Ринкон. Хостел находился, всего в десяти метрах от берега, выбрал самый недорогой вариант размещения:

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

Признаться, я так ни разу не искупался — сильные волны из-за чего вода в прибрежной зоне была переполнена песочной взвеси. Но, я ехал сюда за чудесными пейзажами и этого для меня было вполне достаточно!

Провёл здесь 3 ночи. А в заключительный день, совершенно случайно, попалась целая стая попугаев ара, у которых, похоже, был брачный период. Наблюдал за ними часа два под палящим солнцем. Но, это было одно из самых ярких моментов всего путешествия!

Эх, для таких моментов оптику бы по серьёзнее!

Полуостров Оса, однозначно, заношу себе в зачёт — то место в Коста-Рике, куда хочется вернуться.

Далее по плану, я должен был ехать в городок Эррадура, чтобы оттуда сходить на самую высокую гору Коста-Рики (что вполне логично, после Бару в Панаме) — гору Чиррипо. Но, трек здесь посложнее — с обязательной ночёвкой в базовом кэмпе. А он рассчитан максимум на 60 человек, соответственно и пермит для восхождения выдаётся строго на 60 человек в день. К моему большому удивлению и огорчению, когда ещё, находясь дома, за неделю до начала путешествия (соответственно за месяц до планируемого восхождения) я обнаружил, что свободные места отсутствуют на весь февраль и начало марта.

Пришлось перестраивать заключительную часть путешествия. Это было несложно — интересных мест в Коста-Рике хватает, сложнее было определиться. В итоге, я решил посетить самое популярное и раскрученное место — вулкан Ареналь. Интересно, что по прямой от моего хостела на полуострове Оса до городка Ла-Фортуна у подножья Ареналя всего-то 200 км. Но переезд, который начался в 6 утра с парома, а потом 4-мя (!) автобусами закончился только в 10 вечера. И то, благодаря находчивости моего попутчика из Германии. В предпоследнем автобусе, он договорился с парнем, которого по приезду встречал отец и нас бесплатно подвезли до самого хостела. А автобусы так поздно уже не ходили. В общем, ещё одна отдельная история.

А Ареналь, вполне интересное и живописное место. В туристическом плане, я бы даже сказал «перекручено» — находчивые костариканцы пытаются создать здесь туристические аттракционы буквально из ничего. Так что, при желании здесь можно провести и неделю. Но, я ограничился местной экономной «классикой»: парк ленивцев и прогулки по склонам вулкана (один день выпал из-за дождя).

Один день я провёл в столице Коста-Рики — Сан-Хосе. Многие, путешествуя по стране, и вовсе стараются обходить его стороной. Я же считаю, что одного дня город точно заслуживает — интересная пешеходная улица пр-т Сентраль, городской рынок и несколько музеев (удалось посетить музей до колумбийского золота).

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

В целом о Коста-Рики. Страна очень интересная — яркая с большим и разнообразным набором природных достопримечательностей. Близость к Штатам и популярная среди американских туристов делает её немного дорогой в плане проживания и питания и очень дорогой в плане туристических активностей и услуг такси. Тем не менее, если подготовиться заранее, можно хорошо сэкономить. По возможности, с удовольствием вернусь, ещё много чего интересного осталось «за кадром» и в первую очередь, хотелось бы всё-таки подняться на вершину Чиррипо.

А мне предстояла долгая обратная логистика домой с ночным переездом в Панаму, трансатлантическим перелётом в Стамбул (с ночёвкой и сменой аэропорта) и коротеньким плечом до Москвы. Кстати, за время путешествия, мне пришлось дважды ночевать на азиатской части Стамбула, в районе Кодыкёй и это довольно интересное место, отличное от остального Стамбула, по возможности, надо вернуться и изучить этот райончик поподробнее.

Первое большое путешествие 2023 г: от Израиля до Коста-Рики

Месяц получился на одном дыхании, почти каждый день был насыщен либо интересными экскурсиями, либо переездами. Тем не менее, старался в поездке и отдохнуть, чтобы не «перегореть». Находясь уже в Коста-Рике, вспоминал, что начиналось всё с Израиля и, казалось, что это было в другой жизни — на столько путешествие было ярким на впечатления. Я люблю разные форматы путешествий — когда-то едешь в одну страну и погружаешься в неё полностью. А в данном случае, очень разные страны и сложная логистика и так мне тоже нравится.

Всем спасибо за внимание!