Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 20:55
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Александров — Россия Июнь 2022

Из Москвы до Александрова проще всего добраться на электричке. Она идёт два часа, но это гарантированное время и не придётся стоять в пробке.

Александров одна из ярких бусинок Золотого кольца России. Расположен на северо-западе Владимирской области, по численности четвёртый город в её составе, административный центр Александровского района.

Главная достопримечательность — Александровская слобода. От вокзала до слободы ходит автобус. Пешком идти долго, но дойти можно. Улица Ленина плавно перетекает в Советскую. Вместе они составляют главную транспортную магистраль города.

Александров и его главная достопримечательность

О прошлом Александрова красноречиво рассказывают купеческие особняки. Их сохранилось не много. В середине прошлого века город активно застраивался. Но, где старые здания остались, посмотреть приятно.

Наиболее интересным из таковых является усадьба Первушина. Как мы все знаем, в советское время шла борьба с религией. Храмы сносились, на их месте ставились памятники Ленину или что-то подобное. В этом плане Александров классический случай.

Улица Ленина упирается в Советскую площадь, где привлекает внимание здание администрации. Оно построено на месте взорванного собора.

Александров и его главная достопримечательность

А вот что меня порадовало, так это всевозможные инсталляции, создающие настроение. На Ленина они встречаются часто.

А на набережной есть фигура рыбы.

Александров и его главная достопримечательность

Так незаметным образом мы достигли реки Серой. В исторической части города она зажата плотиной и образует водоём.

Своим возникновением город во многом обязан Александровой слободе, которая получила развитие благодаря Ивану Грозному. Из Александровой слободы царь 17 лет управлял государством. В апреле 2017 г. в его честь на ул. Пески Набережные торжественно открыли памятник работы скульптора Василия Селиванова.

Государь облачён в длинную одежду, которую можно считать рясой. На груди крест, в правой руке посох. Левую Иоанн IV держит так, словно указывает — здесь будет город заложён.

В ноябре 1581 года в Александровской слободе умер или был убит отцом царевич Иван. После смерти сына правитель покинул слободу, и вот теперь, через 436 лет, бронзовый царь вернулся обратно.

Советская улица за мостом поднимается в горку.

Александров и его главная достопримечательность

Именно здесь пульсирует энергетическое сердце Александрова — Александровская слобода, где музей-заповедник делит территорию с женским Успенским монастырём.

Чтобы посетить музеи, нужно приобрести билет. Лучше всего это сделать с экскурсией. Они проходят по расписанию и длятся около 2-х часов.

На момент нашего визита в России отмечался — День России. В 2022 г. он совпал с Троицей. Вот уж воистину Троица! Я отмечал День рождения, который мы решили провести в Александрове.

Пока жена покупала билеты, а сын ел мороженное, из Троицкого собора вышел крестный ход, и я побежал смотреть

Александров и его главная достопримечательность

Крестный ход на Троицу проводится там, где есть Троицкий храм, освящённых в честь Святой Троицы.

Священники прошли по устланной травой дорожке, окуривая собравшихся ладаном и окропляя святой водой. Как это обычно бывает, народ старался протиснуться поближе, дабы батюшка брызнул как следует. За священниками следовали молодые ребята с хоругвями и кадильницами. Шествие замыкали монахини, одетые во всё чёрное.

Троица справляется на 50-ый день после Пасхи, на 10-ый день после вознесения Христа на небо. Троица воплощает соединение в единое целое Отца, Сына и Святого Духа.

Александров и его главная достопримечательность

На Троицу духовенство облачаются в зелёный цвет — он символизирует обновление и животворящую силу Святого Духа.

Верующие приносят в храм цветы, освящают и забирают с собой.

Александров и его главная достопримечательность

Крестный ход остановился на лужайке возле алтарной части собора.

Вокруг духовенства образовался людской круг, начались приготовления к молитве.

Я не опоздал и пришёл точно к началу экскурсии. На территории музея-заповедника целый ряд зданий и сооружений переоборудованы под музей.

Главная экспозиция «Государев двор в Александровской слободе» располагается в трапезной палате XVII века, что примыкает к Успенской церкви.

Александров и его главная достопримечательность

Не скажу, что здесь много экспонатов того времени, но дух эпохи передать удалось.

Александровская слобода известна с середины XIV века. К 11 декабря 1513 здесь был построен загородный дворец великого князя Василия III.

Отец Ивана Грозного приезжал сюда с семьёй и двором. После его кончины крепость, а на тот момент это была именно крепость, перешла в управление Елены Глинской — матери Ивана Грозного.

Александров и его главная достопримечательность

Если история это тёмный лес, то период Ивана Грозного реальные дебри, где ОТ и ДО разобраться сложно.

Каждый новый факт ложится в копилку, часто опровергая предыдущий. Составить общую мозаику с объективной картинкой не представляется возможным.

К примеру, в 1575 году Иван Васильевич по невыясненным причинам «отрёкся» от царства и возвёл на престол Симеона Бекбулатовича. Тот пробыл великим князем всея Руси 11 месяцев: подписывал документы и издавал указы.

В августе 1576 года Иван Грозный вернулся на трон, а царя Симеона жаловал великим княжеством Тверским с титулом Великого князя Тверского.

Александров и его главная достопримечательность

В 1552 г. Иван Грозный берёт Казань. В 1556 г. русские войска уничтожают столицу Золотой Орды Сарай-Бату. Астраханское ханство оказывается в русском подчинении, при этом не прекращаются войны с Ливонией, Швецией, Крымским ханством. Последнее, в союзе с Ногайской ордой, намеревается поквитаться за Казань и за Астрахань.

В начале 1564 г. Иван Грозный отправляется в Троицко-Сергиеву лавру, оттуда перебирается в вотчину своей матери, чтобы «слушать наставление Божье».

За царём переезжает двор, приказы, боярская Дума и духовенство. Иностранные посольства, чтобы быть ближе к царю, открывают свои миссии.

В борьбе за абсолютную власть в Александровской слободе Иван Грозный объявляет Опричнину. Это было чем-то по типу «монашеского братства», куда вступил весь опричный корпус, а себя царь назначил игуменом.

Александров и его главная достопримечательность

Царь звонил в колокола, служил молебен, неоднократно заявлял о своей желании постричься в монахи. Он повелел изготовить особую монашескую одежду из грубой ткани на козьем меху. Под которой, к слову, носили богатые одежды.

Впрочем, долго особое братство не продлилось и уже в 1570–71 годах многие братья были казнены по приказу царя. Отдельное монашеское братство было одним из проявлением опричнины и укреплением ее статуса.

Опричнина — это личный удел Ивана Грозного, отделенный от страны с государственным аппаратом и собственным войском.

Александров и его главная достопримечательность

Период опричнины сопровождался репрессивными мерами, конфискацией имущества в пользу государства, борьбе с возможными изменниками в среде бояр и ознаменовался массовыми казнями знати.

Из экспонатов хочется отметить царский трон из слоновой кости 1526 года. Понятное дело, что копия, оригинал в Оружейной палате, но впечатляет!

Любопытны часы, где вращалась не стрелка, а циферблат вокруг солнечного луча.

В 1569 году из Москвы в Александровскую слободу была перевезена первая русская типография. Музейная инсталляция возвращает в эпоху первопечатников.

Александров и его главная достопримечательность

После Ивана Грозного на какое-то время крепость опустела. В середине следующего века была перестроена под Успенский женский монастырь.

Последняя тайна Ивана Грозного — так называлась следующая выставка. Она располагалась в подвале, точнее, подвал переоборудовали под выставку. Мы спустились метров на восемь. После июньской жары подземелье встретило холодком.

Дабы создать интригу, сотрудники музея в отдельных местах на полотнах спроецировали теневые картины. Но тут и без них чувствуешь себя не очень… Вдруг выключится свет и нас забудут в этих холодных казематах? Нет, лучше подняться наверх, и про Ивана Грозного слушать в тепле, при солнечном свете…

Александров и его главная достопримечательность

Успенская церковь возведена в начале XV века.

Царская квасная — так называлась следующая экспозиция в подклетах Успенской церкви.

Экскурсия сопровождается чаепитием.

Зал дополнен товаром и предметами купеческого быта, которые были необходимы в торговле.

Александров и его главная достопримечательность

Запомнились ситцы, портняжные утюги, прялки, сундуки, угольные самовары из Тулы.

После чаепития любуемся храмом Сретения Господня. Церковь возведена в 1680-х годах и совмещена с больничным корпусом. В подвале под алтарём храма похоронены сёстры Петра I Марфа и Феодосия.

Александров и его главная достопримечательность

На следующей выставке нас ждало русское и западноевропейское оружие XVI–XX веков.

В числе редких экспонатов «затинная пищаль» времён Ивана Грозного и железный шлем-мисюрка времён Османской империи.

Александров и его главная достопримечательность

Посетителям предлагалось облачиться в доспехи и сфотографироваться, но мы не стали этого делать.

Следующей точкой экскурсии стала Распятская церковь-колокольня XVI века — старейшая шатровая колокольня Руси.

Александров и его главная достопримечательность

Высота колокольни 56 метров. Внутри музей, где освещается период Ивана Грозного и Петра I.

В конце XVII века обострилась борьба за престол между наследниками Алексея Михайловича. Царь был женат дважды и от разных браков были дети. Каждая группировка пыталась утвердить своего ставленника. В итоге болезненный Иван и малолетний Пётр совместно заняли трон, а их старшая сестра Софья сделалась регентшей.

Когда Пётр достиг совершеннолетия, отдавать власть Софья не захотела. Она опиралась на стрельцов и они поднимали мятежи. В 1698 г. Пётр окончательно отстранил Софью. Наступил конец «бунтарского века».

Александров и его главная достопримечательность

Софья была сослана в Новодевичий монастырь, где прожила шесть лет, перед смертью приняв великую схиму.

Волей провидения Успенская обитель в Александровой слободе оказалась вовлечена в политическую борьбу. Она находилась под особым покровительством царской семьи. Сюда стали ссылать женщин, заподозренных в госизмене.

Первой придворной дамой, угодившей в монастырь, стала сестра Петра I Марфа Алексеевна. Кроме неё в Успенскую обитель отправилась Варвара Арсеньева — родственница влиятельного князя Меньшикова. Их участь разделила игуменья Покровского Суздальского монастыря и старица Капитолина, проходившие по делу опальной супруги Петра Евдокии Лопухиной и целый ряд других менее известных женщин.

Женщины жили в кельях. Большую часть времени проводили в молитвах. На досуге занимались рукоделием, читали книги. Сотрудники музея воссоздали условную комнату Марфы.

Александров и его главная достопримечательность

На колокольню можно подняться. Лестничные проходы узкие, а ступени высокие, отчего нужно быть особо внимательным. Зато открывшиеся виды никого не оставят равнодушным!

По легенде с колокольни на самодельных крыльях совершил полёт холоп Никита. Посмотреть на чудо собрался весь город, в том числе царь. Иван Грозный сперва изобретателем восхитился, но после решил, что Никите помогал дьявол. Холопа казнил, а параплан сожгли.

Александров и его главная достопримечательность

Спустившись вниз мы с удовольствием прогулялись по территории В домик, оформленный под келью, требовался отдельный билет. Я внутрь заходил, посмотрел условный быт монахинь, но покупать билет, для более полного изучения, не стал.

По одной из местных легенд, по Александровской слободе бродит тень неприкаянного Ивана Грозного в монашеской рясе.

Александров и его главная достопримечательность

Так это или нет, не скажу. Теней не видели, а от посещения музейно-монастырского комплекса получили настоящее удовольствие!

Помимо Александровской слободы мы посетили в городе Музей Марины и Анастасии Цветаевых и усадьбу Первушина.

Так что, друзья, кто соберётся в Александров, для однодневного путешествия город подходит идеально.