Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была 28 апреля 13:08
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Абхазия, Сочи — Россия Декабрь 2022

«В Сочи декабрь.
Побелели далекие горы.
На даче зацвел абрикос»

Все началось с «черной пятницы». АК «Победа» предложила приятные рейсы на середину декабря. Такие приятные (2 т. р. в один конец), что я, никогда не думавшая о Сочи всерьез, сразу вспомнила знаменитое «В Сочи, я думаю, хоть раз отдыхал каждый человек» и кинулась звонить подруге. Она летает к свекрови в окрестности Сочи каждый декабрь и со знанием дела стала описывать мне погоду тех мест. Пока обсудили — билеты, естессно, подорожали))) Причем только в одну сторону, обратную. 4 тысячи из Адлера до Челябинска — тоже недорого, но я уже настроилась на 4 в оба конца. На помощь пришел аэропорт Кольцово — там цена еще оставалась приятной)) Итак, 2 + 2 = 4, за 4 тысячи я лечу туда из Челябинска, обратно в Екатеринбург. Для нас это равнозначно, часа три-четыре езды между домом и аэропортом, хоть тем, хоть другим.

Отель Дельфин, вид с галереи

В несезон и отели не выделывались. На четыре ночи нашелся мини-отель Дельфин в Адлере, с бонусами от агрегатора выходило всего 3600. Без питания, зато с бассейном и море рядом — боюсь представить, сколько это стоит летом, кто-то сказал, что те же 3600 и стоит, только уже не за 4 ночи, а за одну. Проверять не буду)) Отель в целом понравился; я впервые жила в номере, вход в который — не из внутреннего коридора на этаже, а с открытой галереи. Бассейн, можно сказать, все четыре дня был персональным — купалась я одна)) Не работал отельный ресторан из-за малого числа гостей, но завтрак в кафе поблизости превратил этот минус в плюс.

Таким пустым бассейн был всегда

Зато какая территория!.. Из вчерашних -18 в Челябинске в +18 местных градусов, при этом никаких 12-часовых перелетов, как в Калифорнию или Майами, — просто песня)) Куплет в Интернете точно про меня:

Не спеша гуляю, от восторга млея:
зелень южная вокруг, и так тепло,
будто в сказочное царство Берендея
средь зимы меня случайно занесло.

И море: почти безлюдный пляж, волны, галька и чайки — и все это на самом деле в 50 метрах от отеля. Приходилось, конечно, выбирать: или купаться, или любоваться и вдыхать морской воздух. Однако чаще отели не предлагали мне ни бассейна, ни моря, так что «Дельфин» был гораздо ближе многих к полной гармонии…))

В первый день после встречи с морем я поехала в Центральный район. Напомню, что в Сочи четыре района, и Адлер — один из них, а не отдельный город. И впредь обещаю известными фактами не утомлять, как и подробностями типовых маршрутов. Это не значит, что распиаренные места я обходила — ну как же, и Морским вокзалом полюбовалась, и по Навагинской, главной пешеходной улице, прогулялась, не зря же о них столько рассказывают. Просто хотелось бы сместить акценты на не менее живописные и интересные, но не столь часто упоминаемые достопримечательности.

А Морской вокзал - вот он, визитная карточка Сочи; и Владычица морей перед ним

На Навагинской улице находится прекрасный музей, который создатели назвали «Мегамузеем» — в разных городах они зовутся «Галереей времени», музеями советского или социалистического быта. Суть одна: вспомнить недавнее прошлое. Всегда с большим удовольствием захожу в них. Если сравнивать, то барнаульский, екатеринбуржский и даже питерский уступают сочинскому, пожалуй, разве что владивостокский схож по размерам и наполнению.

Сочи в несезон

В Мегамузее СССР скомпонованы в одном огромном зале сразу четыре основных раздела: ретромототехника, оружие, игровые автоматы и советское детство. На первых двух я не очень зависала.

Всё остальное рассматривала с разных сторон, трогала, включала, разве что не нюхала))

На самом деле одним детством экспозиция не ограничилась. Здесь нет законченных интерьеров комнат и кухонь, как во Владивостоке, но кухонные и «санузловые» уголки, а также фрагменты гостиных оформлены в деталях, даже яичница на плите жарится.

Игровые автоматы — действующие, и это прекрасно. Правда, платные. Бесплатно можно поиграть в футбол-хоккей, но нужен партнер. Поозиравшись по сторонам в поисках такой же одиночки, поняла, что все пришли парами или семьями. «Ничего не поделаешь, — сказала я девушке смотрительнице, — придется Вам со мной сыграть». Выиграла)))

Музей, кстати, с большим чувством юмора оформляли. Наверное, сами жили в те годы и помнили, что без Мировой паутины, электронных гаджетов, а главное — без юмора жизнь тогда была не так проста…

Да, сколько всего навеяло это погружение во времена лет младых!)) Однако пора и дальше.

Вот и граффити на Воровского, 36 не выбивается из темы ))

Свернем с Навагинской на ул. Воровского; в семи минутах ходьбы от Мегамузея стоит еще один — Музей истории города-курорта Сочи.

Сочи в несезон

Это настоящий классический музей. В 2020 г. ему исполнилось сто лет. Очень долгое время он занимал здание постройки 1910 г., в принципе не подходившее под учреждение подобного рода. И в 2000-м музей перевели на Воровского, где раньше находилась обычная школа. Обычная, если не считать, что строение тоже «в возрасте». В 30-е годы архитектура в стиле неоклассицизма была типична для Сочи. Отчасти поэтому дом передали под музей — внутри пришлось переделывать многое, зато внешне он отражал облик довоенного Сочи.

Внутренний двор. Корабельные пушки форта Александрия, предшественника Сочи

Рассказ обо всех четырнадцати залах заслуживает отдельного отзыва, поэтому просто пройдемся по обоим этажам, посмотрим, что общего и что отличает музей от других краеведческих.

Начало совсем типовое: археология, природа, основание города. Затем «Переселенческое движение в Сочинский округ», «Сочи в период трех революций и Гражданской войны». И дальше то, чего нет в иных городах, соответственно, и в музеях тоже: «Курортное освоение», «Сочи в годы реконструкции курорта», «Сочи — город-госпиталь». В 1909 г. в Сочи был открыт крупнейший на Черноморском побережье курорт «Кавказская Ривьера». В 1920 г. было образовано Сочинское курортное управление, через семь лет создано объединение «Сочи-Мацестинский курорт». Интересно смотреть от зала к залу, как развивались курорты в городе и окрестностях, как их история переплеталась с историей страны в целом.

Мне музей понравился, расскажу о нем непременно. Какое ни возьми крупное событие, происходившее в России и СССР в прошлом веке, отразилось на жизни Сочи, привнесшего в эти события свою, «курортную», нотку.

Что изменилось за 110 лет? Как по мне, только последняя фраза. Уже не чахнут ))

На сегодня музеев достаточно, да и вечер уже. На который я запланировала обзор города с высоты. Города — это, конечно, сильно сказано, если учесть, что протяженность его около 140 км. ОК, посмотреть на часть Сочи сверху. По уму надо было делать это раньше, но хотелось все-таки начать знакомство с центром при дневном свете, да и музеи к вечеру закрываются. Площадку я выбрала такую… неординарную, народ на ней не толпится. На ул. Пасечной есть две высотки, на 13 и 14 этажей, у которых нет подъездов. Двери выходят прямо на балконы-коридоры, а лифты приделаны с улицы. Ехать от музея минут 20, затем 5 минут поднимаешься хорошо так в гору, ну очень в гору. Подходишь к дому 61/1 (в нем на один этаж больше), садишься в лифт и едешь до 14 этажа. Выходишь на открытый балкон типа мини-галереи — и вуаля, любуешься вечерней панорамой.

Гаджету моему не под силу передать ту атмосферу, но, поверьте, впечатлилась))

Сочи в несезон

Ну, а завершить первый день фото качеством получше поможет Зимний театр. От Пасечной все равно ехать в Адлер нужно с пересадкой, и сделала я ее на остановке Театральная. Полчаса езды, вышла, погуляла, повздыхала про себя: ах, самая середина декабря, а я в ветровке, все зеленеет, и при этом вокруг не арабы и турки — чудеса))

Зимний театр

Поехала дальше, продолжая вздыхать. Еще час (!) на дорогу до отеля. Вот так и провздыхала все дни — то восхищаясь, то сокрушаясь…)))

* * *

Второй день был совсем не солнечным — и не сочинским. Я взяла экскурсию в Абхазию. Грозились микроавтобусом, но даже 8-местный джип оказался великоват для нас пятерых: пары молодых москвичек, пары молодых сибирячек и меня. Еще три персоны отпали, хоть и намеревались быть, видимо, из-за дождя. А зря! Водитель пособирал нас не по отелям, но по остановкам здесь не Чикаго, моя дорогая!, довез до границы, которую мы прошли вполне шустро, дождь остался вместе с водителем в Сочи, местный гид рассадил нас в свой джип… поехали!

Сочи в несезон

Первая остановка — Гагры, Приморский парк, или парк Принца Ольденбургского. По указу принца парк был основан еще 120 лет назад. Сюда завозили редкие растения, планируя создать дендрарий, здесь гуляли сливки общества, потом трудовой народ, потом война 1992–93 гг. … После поездки могу сказать что парк — это срез всей Абхазии, та капля, по которой можно судить обо всем океане. Где-то запущено, где-то разрушено и всюду очень, очень красиво. Фонтан, колоннада, ручьи, пляж — даже сырым и пасмурным утром парк был изумителен.

Дальше едем в горы, по пути посмотрев на Гагры сверху не могу привыкнуть к новому названию Гагра!.

Затем три остановки с обещанной дегустацией: вина, абхазского чая, меда. Там же и сыр, и мясо. Начало положил винный погреб, где угощали нас всерьез и на совесть. Я прилетела без багажа, поэтому напитков не приобретала, только пробовала. А девушки хорошо понабрали. Правда, сдается мне, домой привезли гораздо меньше, чем взяли — «дегустация» продолжалась всю экскурсию, наливали всем, кроме гида, но гид тоже наливал нам от души. Хотя в какой-то момент строго сказал: «Девочки, в машине, пожалуйста, не пить, только на остановках, чехлы отмывать не хочется!». Но не могли девчонки удержаться!)) Вино, а также коньяк и чача, действительно знатные, пьянят с трех глотков. Я пришла в себя через какое-то время, а попутчицы, похоже, так до вечера и хмелели)) Мед тоже не покупала, ибо осенью привезла знаменитый мед с Алтая; но попробовала все виды с удовольствием. А чай нахватала; все, кому дома дарила, хвалили, и мне понравился.

Пока петляем дальше по горам, покажу, что больше всего запомнилось кроме гор, водопадов и озер. Это удивительные деревья, покрытые мхом от корней до кроны. Почему они такие — для меня загадка, и гид разгадку не сказал. Выглядят как инопланетяне, этакие полудеревья-полусущества.

Сочи в несезон

Теперь водопады. Самый яркий в буквальном смысле — Девичьи слезы. Напомнил мне этими пестрыми ленточками дацан в Улан-Удэ)) Независимо от религии люди жаждут исполнения желаний и готовы вязать бантики хоть в Бурятии, хоть в Абхазии, хоть у черта лысого.

А вот следующий, Гегский, водопад ленточками не декорируешь. Его высота — 70 м, и обрывается Гега с каменистой вершины. Именно здесь, а не в Швейцарии, снимался фрагмент фильма про Шерлока Холмса: помните, как сыщик обдурил злобного Мориарти?

Большая площадка между скалами, где может разместиться несколько десятков машин, вот только доехать сложно — дорога узкая и неровная, в некоторых местах не разминуться и машины отступают назад. Девчонки под хмельком повизгивали, хотя, на трезвую голову, может, еще страшней казалось бы))

Сочи в несезон

Ну и наконец жемчужина поездки, а лучше назвать ее жемчужиной Абхазии — озеро Рица. Я, как и любой из нас, слышала о его красоте… но это тот самый случай, когда видишь — и понимаешь, что ничего ты не понимал и что слово «красиво» тускло и невыразительно перед этим чудом. До сих пор у меня было такое почему-то с соборами: Канта в Калининграде, Сан-Марко в Венеции и Саградой Фамилиа в Барселоне. А здесь потрудился не человек, а природа. Капля дегтя: человек только попортил нерукотворное очарование, разместив по берегу совершенно кичевые павильончики, кафешки и пр. дребедень. Ладно, давайте забудем об этом — может, образумятся когда-то абхазцы и снесут уродливые застройки. Просто полюбуемся.

На озеро отводилось полтора часа. Прогулка по берегу, поздний обед — и снова в машину, поворачиваем назад. Проезжаем еще одно озеро — небольшое и не такое известное, во всяком случае я о нем услышала впервые. Однако живописное!

Голубое озеро. Наша челябинская фабрика Южуралкондитер выпускает конфеты с этим названием )) Озер у нас много, а вот такого нет

И на протяжении всего пути от первого водопада до озера Рица и обратно нас сопровождала река с экзотическим названием Бзыбь. Говорят, одна из самых красивых в республике. Сравнить не с чем, я видела еще только Гегу — приток Бзыби. Обе бурные, стремительные, то узкие, то полноводные.

На подвесном мосту через Бзыбь нас даже высадили — нужно было пройти туда-сюда, почему-то мост считается достопримечательностью. ОК, вышли, прошли))

Сочи в несезон

От моста едем назад уже без остановок. Только у водопада Мужские слезы затормозили, но вода была такой же и ленточки не отличались от девичьих. В середине декабря солнце садится рано, и мы угомонились. Часа полтора-два до границы прошли в полусне.

Как сказал кто-то после такой же экскурсии, «один день в Абхазии впечатлил сильнее, чем все сочинские дни». Не буду сравнивать несравнимое, но хвалю сама себя, что выделила один день из четырех на этот джип-тур. Вот ведь и экскурсия была не из разряда уникальных в плане сервиса, и легенды о водопадах достаточно банальные — из серии «юноша бросился с горы, и теперь девушка льет по нему слезы, из которых получился этот водопад» просто дуэт Абдулова с Фарадой какой-то))), а до того изумила природа, что ни об одной минуте того дня не жалею!

* * *

Третий день тоже прошел в горах, очень яркий день во всех смыслах. Горнолыжные курорты Сочи — несомненное must-see. Из них я выбрала Газпром, а из двух его склонов — Лаура и Альпика — второй. Между прочим, эти склоны соединяет самая длинная в мире (!) канатная магистраль.

Сочи в несезон

Но не буду дублировать общеизвестные факты о курорте, имеющиеся в справочном разделе нашего сайта, поделюсь своими впечатлениями. Автобусный этап не особо показался. Останавливались на площадке с якобы диковинной целебной водой, текущей прямо из скалы. Вход — 100 руб., потоптались вместе с другими группами на пятачке, попробовали воду в розданные стаканчики, кто-то даже купил, но большинство не купилось)) Поехали дальше.

Немножко отойдя от темы: да уж, цены в Сочи... Даже не так: цены не столько велики, сколько несуразны самим своим наличием там, где о ценах вроде как и говорить совсем смешно

Самое интересное — это все-таки вершина. 2256 м — высота приличная, поднимались мы почти полчаса. Гондолы удобные, жаль, стекла грязные. Можно открыть, но было не жарко, закрыли от ветра: либо мерзнешь, либо не снимаешь. Предпочли не мерзнуть. Не отвлекаясь на съемку, за полчаса можно перезнакомиться и понаблюдать, как лето/осень переходит в зиму и декабрь наконец из сентября/октября превращается в настоящий декабрь. Или почти настоящий — дома я ветровку ношу до августа—сентября, а здесь и на вершине в ней было комфортно.

Сочи в несезон

Считается, что горнолыжный сезон открывается в декабре, но в эту зиму середина декабря была недостаточно холодной. Зато запускали парапланы. Они у меня только на видео запечатлены, а фото поснимала, когда просто гуляла по площадке.

Ощущения необычные. У нас дома из окна горы видны, но они и гораздо ниже, и сезоны как-то соответствуют календарю: декабрь так декабрь, снег с осени лежит, небо хмурое. А здесь то золотая листва в предгорьях, то снежный покров честь по чести, но температура плюсовая и на следующий день с удивлением смотришь на загоревшие до локтя руки…)) И вообще, спроси меня до экскурсии: а чего ты ждала от вершины и что собиралась на ней делать два часа? — сказала бы: а действительно! Но это до. На Альпике такого вопроса не возникало. Там здорово просто бродить, ловить кайф вместе с лучами чудесного сочинского солнца. И смотреть, как дети лепят снеговиков, или уворачиваться от снежков — в меня одним попали, так вниз потом спустилась с горстью снега в кармане))

Сочи в несезон

Да, а спускались мы уже в Эсто-Садок — селение, как оно зовется официально, а по мне так просто еще один район города.

Очень современный, европейский такой, и не скажешь, что основан в конце XIX в. Кем основан, ясно из названия — эстонскими переселенцами. Похоже, они и погоду с собой привезли — эстонцы люди обстоятельные. Во всяком случае мне там было заметно прохладнее, чем на вершине. Может, от речки с еще одним экзотическим именем Мзымта, вдоль которой тянется Эсто-Садок, а может, потому что спустились уже к вечеру и солнце, как и вчера, садилось рано))

Сочи в несезон

И в завершение экскурсии повезли нас в Олимпийский парк. Показывать ничего такого не стали, сказали: вот парк, вон там фонтан, через 5 минут начало шоу, через полчаса отъезжаем. Кто хочет — остается и дальше, кто не хочет — через полчаса развозим. Пошли посмотрели, но недолго, не хотелось назад добираться самой, хоть Олимпийский парк и не так далек от моего отеля — по сочинским меркам. Мне же тратить еще почти час на дорогу уже было не в радость. К тому же я запланировала парк на последний вечер, и совсем не полчаса. А сейчас пора было в отель — успеть поплавать в бассейне и отдохнуть, завтра день отлета!

Можно быстро-быстро пролистать слайды, это замедленная съемка одного шоу

* * *

Четвертый день, последний. С утра собрала рюкзак, договорилась с горничной, живущей прямо на территории отеля, оставила у нее рюкзак до вечера и поехала на дачу Сталина. О, как повезло-то — ехать всего минут 15 и столько же идти до дачи… так казалось мне, и с ездой все и вправду срослось. А вот до дачи… До дачи идти пришлось в гору, и это полбеды, хуже, что по весьма заброшенным дорожкам, плавно переходящим в лесные тропки, перемежающиеся разбитыми ступеньками. Приличная дорога — только для авто, можно было идти по ней, не глядя под ноги, но крюк вышел бы приличный. Шла пешком. Лес практически субтропический — это же здорово))

В желто-зеленом лесу стоит зеленая-зеленая дача. Цвет подобран специально — в целях маскировки. И деревья насажены специально. Даже телефонный аппарат на стене дома зеленый. Дача снаружи скромна и добротна. Внутри так же добротна, но очень уж скромными интерьеры не назовешь. Впрочем, и роскошными тоже. Опять же, все относительно. По нынешним меркам у любого олигарха коттедж на порядок шикарнее. Здесь нет ни золотых перил, ни бриллиантовых светильников. Зато мореный дуб, качественная мебель индивидуальных размеров. И при этом совершенно аскетичная кровать, накрытая байковым одеялом. Согласуется с имиджем «вождя во френче». Фраки, как известно, Сталин не носил.

Кроме личных помещений хозяина есть здесь и рабочий кабинет начальника охраны Власика, и сына Василия — самая маленькая комната. И бассейн, наполнявшийся морской водой, — вот он совсем скромный, может, потому что кафель какой-то старый. Паркет, наоборот, отличный, из 8 ценных пород дерева. Но скрипучий — чтобы никто не мог подкрасться незаметно.

Корректнее, конечно, сравнивать созданное в одно время. В этом случае дача откровенно проигрывает знаменитому санаторию Орджоникидзе. Ах как я хотела посмотреть его!.. Специально после дачи поехала дальше, но увы ((Обошла вокруг территории со всех сторон, увидела только макушку прекрасного здания,..

Сочи в несезон

…встретила парочку таких же настырных туристов, пытавшихся пролезть буквально сквозь ограду, махнула рукой и ушла. Не пробраться! Не раз читала на нашем сайте о санатории, слышала от подруги, бравшей обзорку по Сочи, с тем и буду жить, видимо.

А пока поехала в другую сторону, еще было время пройтись, пока светло, по Орнитологическому парку.

Дендрологический, конечно, популярнее — но в декабре мне показалось, что птички будут привлекательнее остатков цветов. Тем более что в этом парке были и растения, причем незнакомые. Как вам «саговник поникший», к примеру? Почти садовник, в декабре они поникают без работы, наверное… Птичек, правда, не сказать что стаи — так, попугайчики, фазаны, индейки и индюки, а также многочисленные гуси-утки, бродившие прямо по гравийным дорожкам. И еще кролики — замечательные кролики, безо всяких вольеров скакавшие по лужайке на радость детворе)) Парк меня позабавил и развлек не хуже, чем деток. Он молодой, и его ругают за то, что с весны по осень от зноя негде укрыться. Видимо, я пришла в нужное место в нужное время)) зной не досаждал.

И снова декабрьское солнце потихоньку скрылось за горизонт, и снова я двигаюсь по направлению к Олимпийскому парку, только теперь уже с другой стороны. Путь лежит через Сириус, вдвойне интересный объект — это я не обо всем районе, а конкретно об общеобразовательном центре. Дочка осенью работала в нем по приглашению, вернулась в полном восторге и от места, и от коллег, и от учеников — конечно, очень хотелось увидеть хотя бы место. На территорию не пройти, это я уже знала, но ограда не мешает увидеть центр во всей красе. А заодно, справа от него, отель «Богатырь» — ах, хорош «Богатырь» в динамической подсветке!.. Не так строг, как Сириус, и с оттенком кича, но у них и задачи разные))

И заключительный аккорд пребывания в Сочи — «Чаша Олимпийского огня», фонтан в парке. В этот раз меня никто не торопил, до рейса было еще часа четыре, и я могла спокойно наслаждаться всеми тринадцатью светомузыкальными композициями. В течение недели каждый вечер у фонтана своя программа. В мой это была латиноамериканская музыка. Послушаем всем знакомую?))

* * *

Вот так прошла моя недолгая встреча с Сочи. Теперь, слыша фразу о «каждом человеке, хоть раз отдыхавшем…», я уже не вздыхаю, а вспоминаю необычный город. С неоднозначным чувствм: да, пробки и расстояния, сервис и цены, но и солнце, море, пальмы, и сохранившаяся эпоха, и новые места, которыми гордится по праву город, а кое-чем — и вся страна. В Сочи стоит побывать хотя бы раз, теперь я это знаю точно…