Турист Елена (Elpon)
Елена
была вчера 16:20

Мурманск, Териберка — Россия Сентябрь 2022

Есть город матросов, ночных контрабасов,
Мохнатых барбосов и старых карбасов,
Зюйдвесток каляных на вантах наклонных,
В ветрах окаянных рассолом каленых.

Ложатся там хмары на снежные горы.
Там в бурю сквозь бары проходят поморы.
И снится мне вешка — снегов поваляшка —
И с волчьей побежкой собачья упряжка…. (Ю. Визбор Песня о Мурманске)

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

Мурманский берег или Мурман — берег Баренцева моря от российско-норвежской границы до мыса Святой Нос. Мурманы — переиначенное русскими название норманнов, северных людей, скандинавов.

Есть люди, для которых путешествие по северным краям привлекательнее, чем по южным. Мы с мужем из таких. Поэтому легко откликнулись на призыв Николая borracho примкнуть к экспедиции Туристера «Русский Север» — по Мурманской области и Карелии (сентябрь 2022). Сразу навалилась ностальгия по осенним краскам «руски», моховым горам, оленям, океанскому раздолью и каменным россыпям.

На встречу с осенью

По морошковой тундре на Мурман

Потянуло к карликовым березкам, цветастым лишайникам, студеному запаху неприступных арктических морей. А в сентябре все это особенно заманчиво, поскольку очень красиво, но уже без мошкары. К тому же начинается сезон северных сияний.

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

Мы примкнули к экспедиции Туристера только на мурманском этапе (наш самостоятельный визит в Карелию состоялся незадолго до этого). Маршрут этапа включал Териберку с окрестностями и легендарные полуострова Рыбачий и Средний.

-Териберка. Не только Левиафан.

Жемчужина Мурмана — Баренцево море. А также его отчизна — Ледовитый океан. Простейший путь к красотам Баренцева моря лежит через рыбацкий поселок Териберка. Туда от Мурманска ведет прямая автомобильная дорога.

По бескрайней холмистой тундре, усеянной серебристыми озерами, причудливыми валунами и роскошным ягелем. Оленей по дороге нам не попалось — видимо моросивший дождь и завывания ветра не располагали оленей к прогулкам.

Териберка — старое поморское село, известное с XVI века. Основная жизнь разворачивалась здесь с наступлением рыболовецкого сезона — в периоды промысла трески.

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

В конце позапрошлого века местный колорит выглядел так:

Териберка замечательна тем, что это одновременно фактория, колония и становище. Факториями зовут по Мурману места, в которых имеется какая-либо торговля; … колониями — постоянные, оседлые поселения, … и, наконец, становищами — места причалов и летних поселений промышленников, разбросанные в разных местах…

…Осмотр Териберки представлял высокий интерес. Мы ходили все время в запахе трески, цеплялись за сети; длинными гирляндами висели повсюду тресковые головы, треска, вязига.

К. К. Случевский. Поездки по Северу России в 1885–1886 годах.

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

Когда мы вошли в Териберкский залив, то в нем гулял кит сажени в две длиною. Он выдувал из носового отверстия вверх мелкие брызги наподобие пара, который светится на солнце и отражается радугою. Это и есть то, что людьми незнающими рисуется наподобие фонтана, когда они изображают китов.

В поселке Териберки повсюду была развешена сушившаяся рыба, — треска по преимуществу. Остатки ее валялись под ногами и даже в воде. Под ногами попадалась растерянная и высохшая мойва, главная здешняя наживка рыбных промыслов.

А. Энгельмейер. По русскому и скандинавскому северу. Путевые воспоминания.

Тот самый скелет из «Левиафана» (фильма Звягинцева), специально изготовленный для съемок.

А это — природный «подарок» из морских глубин.

В советское время в Териберке работал промысловый рыболовецкий колхоз — ловили треску и семгу.

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

Имелся порт с судоремонтными мастерскими. А в окрестных сопках паслось собственное оленье стадо. Поселок начал хиреть в 1960-х годах, когда патриархальный рыболовецкий флот взялись заменять на новые крупнотоннажные океанические суда. Прибрежная артельная ловля потеряла свое значение, и старые корабли отправились на прикол, постепенно ветшая.

Сейчас останки тех кораблей стали местной достопримечательностью — «Кладбищем кораблей».

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

Ввиду относительной доступности Териберки, туристов здесь очень даже немало.

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

В основном все кучкуются возле метеостанции, откуда начинаются тропы к «Яйцам дракона», Батарейскому водопаду, Батарейскому озеру и живописным скалам. Тамошняя тундра довольно потоптана, а парковка маловата и не оборудована. Поэтому девственную красоту здесь найти трудно, но все-таки можно. А еще лучше искать её в менее разрекламированных окрестностях поселка.

Родимая русская береза… только очень карликовая.
Действующая метеостанция в Териберке. Основана в 1889 году - первая на Кольском полуострове.

Кульминационное завершение всех троп — берег Баренцева моря, он же берег Северного Ледовитого океана. Суровая и завораживающая красота.

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

Например, обширный каменный пляж «Яйца драконов» — прибрежная полоса из множества огромных валунов яйцевидной и сферической формы.

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

Границами этого пляжа служат розоватые каменные громады, гладко отшлифованные волнами и ветром. Ходить по «яйцам» и скалам очень непросто, но все стремятся именно походить, хотя уже через несколько метров возвращаются к более ровной и пологой поверхности.

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

Другое место притяжения — Батарейский водопад. Берет начало в Малом Батарейском озере.

Поначалу вода скромно журчит по ровной площадке, а потом срывается стремительным потоком в скальную трещину — с красного гранитного плато на берег Океана.

— Мурманск. Ледокол Ленин.

Мурманск — ключевой пункт маршрута между Териберкой и Рыбачим. Он служил нам и местом сбора, и базой отдыха, и уникальной достопримечательностью.

Мурманск — город за полярным кругом.
Памятник треске в сквере напротив отеля.

Мы прилетели в Мурманск из Москвы на самолете.

Заселились в Азимут-Отель-Мурманск. Как утверждают, этот отель — самое высокое здание за Полярным кругом. Гостиничные номера размещаются на пяти верхних этажах (над бизнес-центром).

Оттуда открывается прекрасная панорама порта и города.

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

По большинству параметров, Азимут-Отель-Мурманск — очень достойный отель. Рекомендую.

В Мурманске есть на что посмотреть. Например, легендарный атомный ледокол «Ленин» пришвартован у Морского вокзала — это в 10 минутах ходьбы от Азимута.

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

В 2019 году отмечалось 60-летие атомного ледокольного флота. И этот юбилей напрямую связан с ледоколом «Ленин» — 3 декабря 1959 года он вышел в свое первое плавание. На тот момент это был единственный в мире корабль с атомной силовой установкой. В течение следующих 30 лет «Ленин» был главным гарантом навигации в морях Северного ледовитого океана. Благодаря ему, судоходство на Севере увеличилась с трех до одиннадцати месяцев. История ледокола изобилует рекордами: он был построен за рекордно короткий срок — всего за 3 года и 2 месяца; в его создании участвовало более 500 предприятий и учреждений СССР; он наплавал 654 400 морских миль (это более трех дистанций от Земли до Луны) и при этом провел во льдах Арктики 3 741 судно, преодолевая лед толщиной до 170 см.

Но атомоход «Ленин» не списан. И даже не на пенсии. На нем есть команда, вахты, действующее оборудование. Просто его повысили в должности — теперь это музей. Чтобы попасть в этот музей, надо следить за актуальным расписанием на сайте

Экскурсии проводятся по сеансам, по живой очереди. Билеты заранее не продаются. По опыту могу сказать — лучше приходить заблаговременно. К слову, мы пришли в 11 и выяснили, что первый сеанс начнется в 12 часов, но уже в 11 очередь была существенная.

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

Пока ждали сеанса, стали свидетелями торжественной встречи боевого корабля — ребята из Юнармии и мореходного училища в форме, с флагами, с музыкой, в парадном строю встали на пирсе перед Морским вокзалом и «по-взрослому» приветствовали швартующийся военный корабль.

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

Обзорная экскурсия по ледоколу длится около часа. Впечатлили и добротные интерьеры, и богатое техническое оснащение, и разнообразие бытовых удобств и, конечно, размеры.

За это время мы увидели:

— кают-компанию;

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

— столовую экипажа с кинозалом, помещение клуба, музыкальный салон;

— машинное отделение с турбогенераторами и электродвигателями (44 000 лс);

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

— реакторный зал (через смотровые окошки);

— пост энергетики и живучести с пультами управления силовыми установками судна;

Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск

— медсанчасть с операционной, лабораторией, рентген- и стоматологическим кабинетом;

— пост наблюдения и управления ремонтом;

— каюту капитана;

— капитанский мостик с ходовой, штурманской и радио- рубками.