Турист Ирина Жеребина (Zherebina)
Ирина Жеребина
была 26 февраля 19:20

Дранда — Абхазия Ноябрь 2021

Святые места

Святые места Абхазии

В Абхазию мы поехали в ноябре, когда в Москве уже случались заморозки, небо заволокло тучами, а солнце на нём было редким гостем. Ну да, в первую очередь, в Абхазию мы отправились за погодой, и она нас, кстати сказать, не разочаровала.

В этой поездке мы получили всего сполна: погоду, фрукты, впечатления….особенно впечатления.

Как-то неожиданно для самих себя мы оказались в святых местах. Вначале удивлялись такому обилию святых мест на такой маленькой территории, а подумавши поняли, что христианство в Абхазию пришло в библейские времена и, почитав информацию в интернете, кое-что об этом узнали, а именно.

В 40-е годы 1 века в Иерусалиме стало небезопасно для последователей Христа и поэтому они, собравшись, решили разойтись из города по сторонам света. Кому куда идти указал жребий. Богоматери досталась страна Иберия, Андрею Первозванному и Симону Канониту Кавказ. И вот, когда они уже сложили свои пожитки в котомки, Марии явился ангел с небес и повелел ей остаться в Иерусалиме. Она препоручила свою миссию проповедника в Иберии апостолам Андрею и Симону и дала им нерукотворную икону, чтобы они благословили эту землю от её имени. Андрей и Симон с проповедями отправились в путь и нашли на Кавказе свою мученическую смерть, своей кровью освятив эту землю. Симон принял смерть неподалёку от нынешнего Нового Афона.

В эти места, на задворки Римской империи, в течение долгого времени ссылались ревнители христианской веры. Благодаря этому в Абхазии появилась одна из первых христианских общин и, наверное, именно благодаря этому абхазы ревностно следуют христианской вере. Именно поэтому здесь на каждом шагу святое место.

К примеру, на Иверской (Анакопийской) горе, напротив которой расположен Новоафонский монастырь, когда-то стояла крепость, построенная в 1 веке. Со сторожевой башни, которая сейчас полностью восстановлена, можно увидеть окрестные долины и морские дали, рельеф которых не изменился с прошлых времён. Здесь можно потрогать руками древнейшие крепостные стены, когда-то окружавшие цитадель. Здесь же находится часовня Иверской божьей матери. Наверное, именно отсюда апостолы Андрей и Симон благословляли иконой эту землю от её имени.

В Новом Афоне сохранилась келья, в которой находил своё пристанище во время пребывания в Абхазии Симон Кананит.

В Абхазии сохранились храмы или их останки, которые строили в те далёкие времена.

10 дней мы жили в Сухуми у приветливой хозяйки Анны. Оттуда мы дважды съездили в Новый Афон, а в остальном вели праздную жизнь, знакомясь с городом и его обитателями.

Как-то у нас зашёл разговор о том, что везде мы побывали, а вот на природе, в горах ещё не довелось. И случай представился. Хороший знакомый Анны, как оказалось, возил туристов по окрестным достопримечательностям. Договорившись о дне и времени, мы с пристрастием следили за погодой. Начались дожди, и к тому же дней оставалось немного, поэтому экскурсия могла не состояться. Но нам ужасно повезло: в назначенный день случился перерыв между дождями, и температура воздуха поднялась аж до 20 градусов! Об экскурсии договаривалась Анна, и потому мы были в полном неведении, куда едем, но нам, в общем, было всё равно — мы просто хотели посмотреть на природу.

Выехали на старом Уазике. Как оказалось, мы отправились в район посёлка Каманы — святые места Абхазии, что находятся в долине реки Западная Гумиста.

Святые места Абхазии

Вначале мы поднялись до часовни Святого Василиска. Часовня построена чуть в стороне от саркофага, где погребён почитаемый Святой. По преданию часовню построил отец неизлечимо больной девочки, которая выздоровела после посещения этого места.

Потом мы отправились туда, где на высокой речной террасе стоит храм святителя Иоанна Златоуста. По преданию, святитель умер в этом месте по дороге в ссылку. Его прах впоследствии перенесли в Константинополь.

Внизу шумела горная река, а на невысоком холме, вдоль которого были выбиты каменные ступени, молчаливо стоял храм. По двору храма свободно перемещались библейские животные: круторогий баран и осёл; и как по любому абхазскому двору гуляли куры. Внутреннее убранство храма выглядело нарядно и празднично. Видно, что настоятель монастыря вкладывает душу, украшая свою обитель.

Святые места Абхазии

Покой и умиротворение царили вокруг. В голове моментально появились картины вне времени и без обстоятельств. Как будто я живу здесь и изо дня в день смотрю на меняющие своё обличье горы, на цвет реки — сверкающей на солнце и хмурящейся в непогоду. Живу я которую вечность, ухаживая за живностью, угощая паломников, и молчу, как молчал тот встреченный нами монах, исполняющий послушание. И в этом существовании, как я вдруг поняла, и есть смысл жизни.

Следующей нашей остановкой было ущелье, где обрели усечённую голову Иоанна Предтечи. До места обретения мы одолели 575 ступеней вверх и столько же вниз. Головы на месте обретения нет. Она была возвращена в Константинополь, а место нахождения главы в Абхазии почитается верующими как святое.

Говорят, что построил эту длиннющую лестницу в гору во искупление грехов один бизнесмен, которому во сне привиделся Иоанн Креститель.

Святые места Абхазии

Все храмы и святые места находятся в предгорьях Кавказского хребта. Горы сверкают на далёком горизонте снежными вершинами и манят к себе с невероятной силой.

Холмы предгорий, по высоте не более 500 метров, покрыты лесами.

Я бы сказала, что девственными, но не могу, потому что со временем многое меняется. Например, в Абхазских лесах почти полностью исчезли реликтовые самшитовые рощи. Их сожрали гусеницы, которых завезли вместе с саженцами хвойных пород из Америки. Саженцы с гусеницами привезли для украшения ландшафтов Красной поляны перед зимней олимпиадой в Сочи. Гусеницы превратились в бабочек, и они разлетелись по всей округе, уничтожая гектары леса. Стоило ли оно того? Красная поляна и без этого была прекрасна!

Карта достопримечательностей

Но у нас сохранился повод для оптимизма. На следующий день мы поехали в Дранды.

Дранда

Это был наш последний день в Абхазии. Мы отправились в село Дранда. Маршрутка по обыкновению вначале собрала полный салон пассажиров, а потом тронулась. По пути народу прибавилось, и отдельным гражданам пришлось стоять. Народ по пути обсуждал животрепещущую тему «Как уберечься от Ковид 19». При этом водитель маршрутки принимал в обсуждении живейшее участие. Большинство мнений склонялось к тому, что лучшим лекарством от заразы есть употребление спиртного в завтрак, обед и ужин.

— Вот моя бабушка, — поведал всем водитель, — каждый день пила вино и прожила 100 лет. При этом ни чем никогда не болела. До села Дранда от Сухуми чуть больше 20 километров, но мы в разговорах за небольшое время пути сумели приобрести среди попутчиков дружеские привязанности.

— Вон видите перекресток, а слева мой дом? Заходите в гости, когда будете возвращаться! — Сказала сидевшая с нами в ряду женщина, занимавшая нас рассказами всю дорогу.

Село Дранда, как и все населённые пункты Абхазии, сейчас выглядит неухоженным. Война 1992–1993 годов глядит на мир из каждого угла пустыми окнами полуразрушенных домов.

Святые места Абхазии

Тем неожиданней оказалась стена, отгораживающая монастырь от улицы. Она была высокой, сложенной из крупных булыжников и напоминала крепостную стену средневекового монастыря-крепости. Но ворота были открыты, приглашая войти вовнутрь. От ворот к постройкам вела кипарисовая аллея. На первый взгляд территория была пуста, но потом мы увидели пару трудников, копавших ямы под посадки. Рядом с ними стоял монах в рясе. Это был иерей Андрей. Об отце Андрее мы уже были наслышаны. О том, что он был военным медиком, что он прошёл Афганистан, где понял что-то такое важное для себя, что ушёл в монашество. В Абхазию он приехал в 2005 году в составе миротворческих сил и остался здесь навсегда. Вот уже 16 лет, как он восстанавливает монастырь, побитый войной.

А монастырь этот один из первых христианских храмов Абхазии. Он ровесник константинопольской Айя-Софии. Его построили в VI веке при императоре Юстиниане Великом. Как и положено строениям Византии того времени, в плане храм имеет форму креста и увенчан куполом с 16 рёбрами. Освещают храм 36 окон и поэтому он такой светлый несмотря на то, что сейчас с его тёмных кирпичных стен почти облетела светлая штукатурка с росписями.

Абхазская церковь до начала 9 века относилась к Константинопольской епархии и имела свою епископию. И именно в Драндах в средние века находилась архиерейская кафедра Абхазской церкви. Но когда в конце 8 века образовалось независимое Абхазское царство, то столицу из Антикопеи (нынешнего Нового Афона) перенесли в Кутаиси. Тогда, собственно, Абхазия стала одним из восьми княжеств этого царства. В начале 9 века Абхазская церковь отделилась от Константинополя и язык в церкви поменялся с греческого на грузинский.

Монастырь в Драндах процветал: ему принадлежали обширные земли, он торговал лесом и скотом. Но наступило время турецкого владычества, а вместе с ним время упадка. Потом, когда Абхазия вошла в состав России, опять случился взлёт и расцвет. А при временной власти коммунистов монахов разогнали, а в храме устроили тюрьму. Она и сейчас находится бок о бок с нынешним монастырём и занимает бывшее здание монастырской больницы. Сейчас территория монастыря находится в бессрочном пользовании Абхазской православной церкви.

Мы подошли к отцу Андрею, который в рабочем халате с секатором в руках ходил между зелёных насаждений и занимался зимней обрезкой. Трое мужчин-трудников копали ямы под новые посадки. Женщина сгребала с дорожек листья, рядом бегали приехавшие с паломниками дети.

Монастырь стоит на ровной высокой террасе, которая круто обрывается вниз. Внизу, на сколько хватает глаз, простирается широкая долина. По долине бродят коровы и лошади. На террасе в стороне от обрыва стоят несколько скамеек. Если сесть на эту скамейку, глядя вдаль, то видишь, как красива земля и небо, и душа наполняется умиротворением и покоем. Оттого совсем не хочется вставать и возвращаться в тот мир, что бушует за воротами.

— Надеюсь, мы с вами ещё увидимся! — сказал на прощание отец Андрей. — Монастырю нужна помощь добрых рук. Приезжайте в любое время. У нас есть купальня, баня, домики для трудников. Мы будем ждать вас!

С тех пор мы живём с мечтой о возвращении