Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был 27 апреля 0:34

Вышний Волочек — Россия Май 2019

Предлагаю совершить небольшую прогулку по одной из старейших улиц Вышнего Волочка, носящей название Казанский проспект.

Прогулка по Казанскому проспекту в Вышнем Волочке

Казанский проспект располагается в хорошо сохранившейся исторической части города. Свое начало он берет от железнодорожного и автобусного вокзалов, а заканчивается у набережной Олега Матвеева. Название проспект получил в честь собора Казанской иконы Божией Матери, возведенного в 1756 — 1771 годах. Сейчас этого собора на проспекте нет, поскольку он был взорван в 1935 году. В эпоху СССР Казанский проспект был переименован в проспект Ленина, а в 2001 году ему вернули первоначальное имя.

На этой улице можно найти следующие объекты:

• драматический театр, который был открыт еще в конце XIX века и всегда пользовался заслуженной популярностью у горожан. У него есть как постоянная труппа, так и возможность принимать приезжих звезд и театральные фестивали;
  • краеведческий музей с постоянной экспозицией, рассказывающей об истории города и об особенностях окружающей местности. В этом месте проводятся разные выставки и культурные мероприятия;
  • памятники В. И. Ленину (даже два), Екатерине II, А. Г. Венецианову;
  • центральную площадь с парком, называемую Венециановским сквером, где не только красиво, но и всегда многолюдно, особенно в праздничные дни;
  • учебные заведения: колледж, медицинское училище, школа;
  • различные развлекательные центры, супермаркеты, магазины, кафе и рестораны.

Еще на Казанском проспекте можно увидеть старинные здания. К сожалению, сохранность некоторых из них критическая и требующая немедленного восстановления.

Свою пешеходную прогулку по Казанскому проспекту мы начали от гостиницы «Берёзка», в которой останавливались на ночлег. Она находится на углу Большой Садовой улицы и Казанского проспекта. Направились по проспекту в южном направлении в сторону Драматического театра, на котором увидели вот такую доску:

Прогулка по Казанскому проспекту в Вышнем Волочке

Первой достопримечательностью, встретившейся нам по пути следования, стал бывший кинотеатр «Родина», в котором сейчас расположен магазин «Дикси»:

Кинотеатр был построен в 1950-х годах по типовому проекту архитектора Зои Осиповны Брод. Надо сказать, что это был проект типового кинотеатра, коих в СССР было возведено большое количество в разных городах. Первым из них стал клуб «Родина» в подмосковном Жуковском, в котором вскоре разместился «Дом ученых ЦАГИ». Всего на территории бывшего Советского Союза в период с 1950 по 1960 годы было построено более сотни таких кинотеатров.

Увы, не все из них дожили до нашего времени — часть зданий снесли, часть перестроили. А в Вышнем Волочке переоборудовали под магазин «Дикси».

Далее на Казанском проспекте к зданию расположенного за ним Драматического театра «единой фасадой» примыкает здание другого бывшего кинотеатра, а точнее даже синематографа, показанное на этих фотографиях:

Прогулка по Казанскому проспекту в Вышнем Волочке

Синематограф открылся в Вышнем Волочке в начале ХХ века. Сохранившееся до наших дней и отреставрированное здание было построено в 1914 году. В архитектурном плане это краснокирпичная эклектика с элементами «русского стиля». Особенно хороши длинные ряды окон-бойниц, обрамленные аркатурой, и фигурный аттик, в котором специалисты отмечают влияние стиля «модерн».

А напротив него, на другой стороне Казанского проспекта, в здании, построенном по плану стоявшей здесь постройки XIX века, сейчас располагается Вышневолоцкий краеведческий музей им. Г. Г. Монаховой.

Музей возник в 1932 году на базе коллекций городского Реального училища, в которых были собраны материалы по геологии, флоре и фауне края.

В 1977 году Вышневолоцкий музей стал филиалом Тверского государственного объединенного музея. В 1983 году началась реконструкция здания, которая тянулась 22 года. И всё же, 8 мая 2005 года музей возобновил свою работу. В результате реконструкции музей увеличил площадь в 4 раза, получив специально оборудованные фондохранилища и выставочные залы.

Сейчас в его залах рассказывается об истории, археологии и экологии края. Отдельные экспозиции посвящены Вышневолоцкой водной системе и ее «отцу» — Сердюкову Михаилу Ивановичу, о чем я уже упоминал в ранее сделанной публикации, визиту Екатерины Великой в Вышний Волочёк, истории города на рубеже XIX — ХХ веков, когда Вышний Волочёк был крупнейшим городом Тверской губернии (после, разумеется, самой Твери).

В музее есть также картинная галерея, в которой представлены, в том числе, творения великих художников: Венецианова, Левитана, Репина и Рериха. Они, как и многие их последователи, работы которых также демонстрируются в картинной галерее, вдохновлялись местными пейзажами, проживая на Академической даче художников, расположенной недалеко от города.

А экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне, рассказывает о роли и участии горожан в Победе над фашизмом в эти нелёгкие годы…

Далее мы прошли возле Вышневолоцкого драматического театра, о котором я уже делал отдельную публикацию:

Прогулка по Казанскому проспекту в Вышнем Волочке

В сентябре 2008 года на здании драматического театра была открыта мемориальная доска в честь музыканта-виртуоза Василия Васильевича Андреева, который, как написано на доске, «с 1884 по 1918 год на Вышневолоцкой земле разрабатывал основы русского музыкально-инструментального жанра».

В этой мемориальной доске скульптору Юрию Злоте чисто пластическими средствами удалось выразить значение деятельности этого человека для всей мировой музыки. Василий Андреев превратил балалайку из «фольклорного элемента» в полноценный концертный инструмент, впоследствии ставший основой большого великорусского оркестра. Фактически он вывел балалайку из контекста деревенских посиделок и кабацких гулянок на мировую академическую сцену: многочисленные свидетельства очевидцев говорят о подлинном триумфе, который имел оркестр Андреева во время гастролей 1909 — 1911 годов в самых солидных залах Англии, Франции и Америки…

Рядом с входом в Драматический театр установлен бронзовый памятник императрице Екатерине II работы скульптора Юрия Злоти.

Прогулка по Казанскому проспекту в Вышнем Волочке

Памятник был открыт в центре Вышнего Волочка 19 сентября 2007 года в память о преобразовании бывшего села в город указом Екатерины II от 28 мая 1770 года.

Памятник находится в самом начале Ванчаковой линии между зданием Драмтеатра и Венециановским сквером и представляет собой бронзовый монумент высотой 2,8 м и весом 1700 кг, водруженный на гранитном постаменте.

Императрица изображена сидящей на троне, подлокотники которого завершаются орлиными головами, а ножки — орлиными лапами. На вершине трона — российский герб. Фигура императрицы полна величия и торжества. На царице — парадное одеяние, сверху — императорская мантия, отороченная горностаем. В ее правой руке — скипетр, а в вытянутой горизонтально левой руке Екатерина держит венок, который символизирует ее указ о присвоении Вышнему Волочку статуса города.

Установка в Вышнем Волочке памятника императрице Екатерине II неслучайна. В жизни города она сыграла существенную роль, дав указание Сенату в 1770 году рассмотреть вопрос об административном статусе этого населенного пункта. 1 июля 1772 года генерал-губернатор трех губерний Яков Сиверс на торжественной литургии в недавно построенном Казанском соборе зачитал императорский указ об учреждении города Вышний Волочек.

Далее по правой стороне Казанского проспекта располагается Венециановский сквер. Сквер имеет форму близкую к усеченному прямоугольнику и ограничен с севера Ванчаковой линией, с востока Казанским проспектом с запада Обводным каналом, с юга улицей Московская. Общая площадь сквера — 2,75 га. Сквер существует с 1930-х годов.

Прогулка по Казанскому проспекту в Вышнем Волочке

18 февраля 1980 года в сквере был открыт памятник великому русскому художнику Алексею Гавриловичу Венецианову, про который я уже тоже делал отдельную публикацию. Кстати, именно это событие и дало имя безымянному до этого скверу.

В силу своего территориального размещения Венециановский сквер всегда находился в самом сердце общественной и культурной жизни города, что, безусловно, и сделало его одним из самых посещаемых мест города. Но за годы своего существования многое в сквере утратило былую привлекательность, морально и физически устарело.

Задаче обновления Венециановского сквера, придания ему новых современных черт и функций служат проводенные в последние годы мероприятия по его благоустройству. Например, вот такой стилизованный павильон автобусной остановки «ЦЕНТР» является достопримечательностью Венециановского сквера в Вышнем Волочке:

Прогулка по Казанскому проспекту в Вышнем Волочке

Проходя по проспекту, мы заметили также, что на Казанском проспекте, как и на Ванчаковой линии, старые дома тоже образуют «единую фасаду»:

Как и во многих старинных городах, торговые ряды в Вышнем Волочке узнаваемы сразу: крытые галереи со сводчатыми потолками тянутся вдоль всего здания.

Здешние торговые ряды — это один из самых больших подобных комплексов в России, он состоит из двух симметричных корпусов. Большие размеры рядов не удивляют, поскольку вышневолоцкие купцы были богатейшими в тверском крае, а в городе проходило целых три ярмарки в году. Особенно славилась Казанская ярмарка. Она длилась почти три недели — с 8 по 20 июля. В это время в город прибывал летний караван судов. На ярмарке шла бойкая торговля сукном, полотном, табаком, соленой рыбой, медом, пенькой, гончарными изделиями, воском, маслом, холстом, пушниной, деревянной и стеклянной посудой.

Первые торговые ряды (северные) на пятьдесят лавок были построены в городе в 1837 году, а вторые (южные) — в 1852 году. Во вторых торговых рядах размещалось сто шестнадцать лавок. При строительстве рядов использовался проект тверского архитектора Ивана Фёдоровича Львова. В торговых рядах, кроме именных лавок вышневолоцких купцов, находились лавки, которые городская управа сдавала внаем.

Ещё несколько лет назад в Первых торговых рядах работали магазины, но зимой 2017 года под тяжестью снега произошло обрушение кровли у части здания, и они были закрыты. Сейчас оба здания медленно, но верно разрушаются. Изредка, правда, предпринимаются попытки частичных восстановительных ремонтов. Так, например, на южном корпусе недавно была отремонтирована крыша…

До революции комплекс из двух частей Торговых рядов и площади с Казанским собором между ними составляли единое архитектурное пространство.

Прогулка по Казанскому проспекту в Вышнем Волочке

После сноса Казанского собора единство было разорвано, а установленный на этом месте памятник В. И. Ленину ни в коей мере не восполнил образовавшуюся пустоту…

За южными торговыми рядами расположено здание, в котором сейчас находится гимназия № 2, а ранее размещалось училище.

Среди знаменитых людей, учившихся в здании этого училища, был будущий академик Борис Сергеевич Соколов. В Вышневолоцком краеведческом музее его жизни и научной деятельности посвящена обширная экспозиция, которую мы увидели при посещении краеведческого музея.

Другим известным учащимся этого училища был Герой Советского Союза Иван Михайлович Павкин.

Покажу также несколько фотографий Казанского проспекта, сделанных из окошка автомобиля, когда мы по нему проезжали:

Прогулка по Казанскому проспекту в Вышнем Волочке

Вот это сфотографированное здание располагается на пересечении Казанского проспекта с улицей Демьяна Бедного:

А это здание, в котором сейчас располагается Вышневолоцкий медицинский колледж, своим фасадом оно тоже выходит на Казанский проспект:

По пути к железнодорожному вокзалу нам встретился ещё один памятник вождю пролетариата, стоящий на Казанском проспекте Вышнего Волочка возле здания поликлиники:

Прогулка по Казанскому проспекту в Вышнем Волочке

В этом памятнике поражает несоразмерность самой скульптуры и её пьедестала…