Эксперт Татьяна Уайт (TatianaWhite)
Татьяна Уайт
была сегодня 1:27

Бергамо — Италия Февраль 2023

Место силы, место, жизнеутверждающее, место, поборовшее невзгоды и беды. Место, что выстояло и стало ещё краше.

Бергамо вас очарует. Это ещё одно моё путешествие по Италии. Для меня этот город стал первым в недельном путешествии, где я смогла поблагодарить Бога за жизнь и за исцеление. Ведь накануне сложной операции в конце октября я обходила все возможные храмы Италии (в Равенне, в Риме, в Сиене) и молилась о спасении, о божьей благодати. Бергамо стал городом, где я смогла поблагодарить за помощь сейчас, в феврале, 4 месяца спустя. И этот рассказ прежде всего о путешествии как размышление о Бергамо, его истории, путешествии к душевной гармонии, пониманию как он, многострадальный выдюжил, пониманию своих сил.

Бергамо пострадал от гуннов, готов. С 6 века (568 г.) помучали Бергамо лангобарды, за ними — гастальды и франки. В 15 веке сюда приходит сама Венеция и начинает прививать городу красоту и вкус, но рушит всё чума в 17 веке (1630 г). Эпидемия чумы 1629–1631 годов, серия вспышек бубонной чумы в Италии, опустошили большую часть северной и центральной Италии. Бергамо нёс на себе свой крест. В Читта Альта, Верхнем городе на улице Виа Боккола у церкви Сан-Лоренцо (Chiesa di San Lorenzo) есть Ораторий мертвых, построенный в память жертв бубонной чумы 1630 года. Кое-что описал про «Чуму в Бергамо» Йенс Петер Якобсен.

КОВИД-19 унёс из этого города столько человеческих жизней: цифра зашкаливает сотнями, сотнями человек, что даже когда все ограничения по пандемии были сняты в 2023 году, люди до сих пор ходят в масках и боятся заразы. Бергамо был во всех новостных лентах, всех ТВ каналов. В первые месяцы пандемии коронавируса ломбардский город и его окрестности стали европейским эпицентром первой смертельной волны. Ковид «причесал» город порядком, но Бергамо выстоял. Сохранили святые? Как знать. Но город стоит и солнце ласкает его нежно своими лучами. Это уже утренние снимки внизу, хотя успели ещё сделать фото сразу по приезду ночного города.

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Когда мы приехали в Бергамо поздно вечером, сразу добрались до заказанных апартаментов

вблизи фаникулёра Stazione Inferiore Funicolare (нижняя станция городского фуникулера — Читта Басса) из аэропорта на рейсовом автобусе. По продолжительности дороги, билетам я описала подробно в совете по линку:

Фаникулёр (120 лет уже исправно возит жителей и гостей города в старый город и обратно) идёт быстро, минута — вторая и вы… наверху Читта Альта. Тёмные узкие улицы старого города привели нас на центральную площадь.

Старый Бергомум

Изначально эти земли заселили кельты-лигурийцы, после них пришли племена ценоманов, потом — сеноны и за ними уже пришли римляне. После римлян христине приняли проповедника Александра, как своего родного. Он и стал покровителем города. Но о нём чуть позже.

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

На небольшой площади Piazzetta del Duomo расположились сразу несколько достопримечательностей Бергамо, наиболее известные из них — Собор Сант-Алессандро, Базилика Санта-Мария—Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore) и Капелла Коллеони (Cappella Colleoni). Именно эта Капелла Коллеони нас впечатлила даже в сумраке ночи.

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Тут и важный персонаж на ковке и его герб.

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Фамилия Коллеони происходит от слова coleus, что дословно значит тестикул. Но родственники известного итальянского полководца не соглашались с юмором Бартоломео Коллеони и переворачивали эти символы, усердно показывая форму сердца, нежели мужских сокровищ.

Ночной снимок старался убедить нас, что бОльшее, роскошное в резьбе здание — это собор, не капелла. Но тут всё наоборот!

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Уже в ночном городе стало понятно, что утром придётся разбираться что, где и почему.

Строительство капеллы было начато в 1473 году. Заказчик — богатый уже к тому времени кондотьер Бартоломео Коллеони.

В историю войн Бартоломео Коллеони вошёл как создатель полевой артиллерии, первым поставивший пушки на лафеты в открытом сражении. До Коллеони артиллерия долго оставалась либо крепостной, либо осадной. Серия побед 1447 года, а временный союз с Венецией помог Бартоломео Коллеони встать под знамёна дожей. Венецианский Большой Совет торжественно вручил ему жезл главнокомандующего всеми вооружёнными силами Светлейшей республики с присвоением звания генерал-капитана. Его даже провозгласили «спасителем Венецианской республики». Слава бежала за уроженцем Бергамо по пятам. Бартоломео стал богат. Я где-то прочитала, что чуть ли не половина достопримечательностей старого Бергамо построена на деньги Бартоломео Коллеони. И это при том, что почти всё, что у него оставалось, он подарил Венеции.

Архитектором Капеллы, мавзолея-усыпальницы выступил Антонио Амадео. Были проблемы, спор о месте строительства. Бартоломео Коллеони замахнулся на базилику. Это ж его капелла. Деньги рулят. Пришлось пожертвовать частью базилики, снести ризницу. Так ивышло, базилика ужалась в размере, стала прижимистой перед ЕЁ величеством Капеллой.

Но не потеряла своей средневековой красоты и символов христианства.

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Со входом в Базилику тоже немного запутанно. Львы, конечно не обманут, укажут.

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Базилика Санта-Мария—Маджоре. Первоначальная церковь была возведена в 1137 году.

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Внутри базилики — торжественность и настоящее буйство барокко: фрески, барельефы, шпалеры, скульптуры, картины, деревянная инкрустация. Такого обилия роскоши я ещё не припомню. Шпалеры в большом количестве очень не характерны для храмов. Но это уже 16–17 века. некоторые из них из знаменитых мануфактур Флоренции и Фландрии (1583–1586). Есть и те, что были созданы по эскизам Алессандро Аллори.

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Собор Сант-Алессандро (1459), также известный как Дуомо, расположен прямо в центре Читта-Альта, сбоку от базилики.

Это место было местом религиозного культа с древности. Храм был построен около 585 года королём лангобардов Автари. Спустя время, этот храм посящён святогу Винченцо, а с 16 века это уже преврящается Дуомо, собор в честь Святого Александра. В главном алтаре храма установлена урна с мощами святого Александра мученика, ратующего за христианство, покровителя Бергамо. Существующий Кафедральный собор Святого Александра был освящен в 1693 году, а затем перестроен с сегодняшним фасадом в конце 19 века.

Внутреннее пространство собора светлое, гармоничное и торжественное. Здесь преобладает белый цвет стен с изысканной витой позолотой, это и очаровывает и успокаивает, утверждает, что всё — в порядке.

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Меня порадовали эти чудесные мраморные полукололонны. Декоративные, разноцветные, геометрические.

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Больше фото с описаниями я опубликовала в фото-альбоме:

В центре площади находится фонтан со сфинксами. Фонтан был подарен Бергамо в 18 веке подестой Альвизе Контарини, который управлял городом от имени Венеции. Фонтан служил запасом воды для бытовых нужд. Вокруг его бассейна расположены статуи проливающих воду сфинксов, змей и львов, символ Ла Серениссима. С водой в наш визит было не густо.

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

В Бергамо 2 ратуши. Самая старинная ратуша Италии — Старая ратуша Бергамо 12 в. (Palazzo Raggione). На фасаде Ратуши — барельеф, изображающий льва — символ венецианского господства. Одна из лап величественного животного опирается на открытую книгу.

В Новой ратуше сейчас располагается библиотека Анджело Маи.

А это бюст кардиналу, филологу, каталогизатору, основателю библиотеки, Анджело Маи. Он в 19 веке подарил миру неопубликованные страницы более 350 авторов, расшифровал и каталогизировал манускрипты. Великий труженик!

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Библиотека гордится своей коллекциейЖ инкунабул, гравюр 16-го века, рукописей и глобусов 17 века, собраний Винченцо Марии Коронелли, космографа Венецианской республики.

Побродив по залитым солнцем улочкам вокруг Piazzetta del Duomo, сделала несколько снимков:

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Мы дошли и до здания университета:

Увидели несколько и узеньких улочек:

Очень напомнил трущобы Эдинбурга.
Очень напомнил "трущобы" Эдинбурга.

А вот и дом Гаэтано Доницетти, славного сына Бергамо. Бергамо им гордится по праву.

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Ещё с детства помню на афишах казанского оперного театра комическую оперу «Дон Паскуале», что композитор написал в рекордные 8 дней. В 1840-х годах работал в Австрии (в 1842 году получил звание австрийского придворного композитора). Способность к быстрому сочинению была у Доницетти поразительная. Он в течение 26-летней композиторской деятельности написал 68 опер, множество кантат, месс и псалмов.

Не пропустили и эти дверные ручки и замочные скважины.

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

И конечно же сладости к кофе — знаменитое лакомство Бергамо полента с птичкой.

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Виды старого города на пешеходном спуске вниз запечатлела тоже - будто время остановилось!

Непокорённый, жизнеутверждающий Бергамо

Стена. Она прекрасна своей вистой, панорамными видами и ощущением полёта над городом! Было ощущение крыльев. Спасибо, Бергамо за эти крылья!!

Венецианские стены.

Построенные в 1561 году Венецианской республикой стены были внесены в 2017 в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По достопримечательностям Бергамо, кстати, есть удобный ресурс: https://www.visitbergamo.net

Бергамо очень напомнил мне Оксфорд с почти роднящими их обоих традицией 101 удара колокола вечером. На старой площади можно посчитать 100 ударов колокола с Торре Чивика в 10 часов вечера, в память о том, что ещё в старые времена жителям пора было вернуться в дома, до закрытия городских ворот.

В Бергамо я ещё вернусь, потому что не сумела посетить из-за нехватки времени галерею Accademia Carrara, увидеть коллекцию полотен Боттичелли, Беллини, Раффаэля, Тициана, Лотто. Это ещё впереди! Полагаю, сделаю это чуть позже, но в этом году, ведь Бергамо, непобедимый бедами и напастями времени был провозглашён городом культуры 2023.

Лёвушке обещала вернуться.

Спасибо за внимание.

С уважением. Татьяна Уайт.