Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev
был вчера 21:33

Белград — Сербия Февраль 2023

Есть задача — у вас вид на жительство в европейской стране и вам надо туда слетать из Москвы. В нашем случае речь идёт о поездке в вечный город Рим. Сделать это сегодня непросто. Вариантов немного и в каждом есть свои минусы. Основную роль в сообщении России с внешним миром взяла на себя авиакомпания Turkish Airlines. Из московского аэропорта Внуково в Стамбул ежедневно вылетает более десятка рейсов, оттуда пассажиры отправляются по всему миру. Турки на нас откровенно зарабатывают, взвинтив цены до небес и оставив только самые дорогие тарифы. Билет из Москвы в Рим и обратно через Стамбул с багажом стоит 105000 рублей эконом-классом и 568000 рублей бизнесом! Можно попробовать какую-нибудь авиакомпанию стран Персидского залива. Например, Qatar Airways. 225000 рублей эконом и те же 550000 рублей бизнес.

Можно попробовать обмануть турков. До Стамбула Аэрофлотом (туда и обратно) за 34000 рублей, там, правда, придётся пройти границу, взять багаж и повторно зарегистрироваться на рейс до Рима теперь уже Турецкими авиалиниями. Такой билет будет стоить 28000 рублей туда и обратно вместе с багажом. Итого поездка обойдётся в 62000 рублей. Есть уж совсем оригинальный способ: сначала надо добраться до Питера, оттуда за 5000 рублей на автобусе примерно семь с половиной часов, с учётом стояния на границе, доехать до аэропорта Хельсинки, а уж оттуда — лети куда хочется за совершенно адекватные деньги (до Рима 44000 рублей с багажом туда и обратно). Но, если собрать весь маршрут, получится очень долго и муторно. Нет выхода?

Есть ещё вариант! Единственная европейская компания, выполняющая рейсы в Россию, Air Serbia. Из Москвы до Рима и обратно при определённом везении можно добраться за 7 часов и 75000 рублей экономом и 105000 бизнесом. Это самый прямой и логичный маршрут. Но на нужные мне даты стыковки неудобные, 14 часов между рейсами, это слишком, можно известись в аэропорту. А что, если найти ещё более продолжительную стыковку?

— Зачем? – спросите вы.

Затем, чтобы сделать пересадку комфортной, полезной и познавательной. Рейс из Москвы прибывает в 22:00, багаж проследует до Рима. Проходим паспортный контроль, едем в Белград, ночуем в гостинице, утром берём экскурсию по городу, знакомимся с Белградом, и в нужное время гид привозит нас в аэропорт. Вместо томительного ожидания знакомство с новым городом и страной. Отличный план, поехали!

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Из Шереметьево летим на широкофюзеляжном А330-200. Таких у авиакомпании целых два, чем не предмет для гордости? Посадили на борт вовремя, но потом простояли на лётном поле ещё полтора часа, в результате приземлились в Белграде на час позже, в 23:00 по-местному времени. Полёт прошёл нормально, кормили и поили, но делали это без энтузиазма. На что я, вспомнив разницу в цене с конкурентами, подумал, ничего страшного, захочешь, чтобы долили — сам позовёшь стюардессу.

Границу проскочили со свистом, примерно десять секунд и штамп получен, сербские пограничники лояльно относятся к нашим гражданам. Встречает Марьян, представитель компании Blue Adriatic, которую я нашёл на сайте Туристер. Аэропорт находится в состоянии перманентного ремонта, здание греют тепловыми пушками с переменным успехом, а мы выходим на улицу, холодно, около ноля. На машине отправляемся в центр города, где у нас забронирована гостиница для ночлега, благо ехать недалеко и недолго. Марьян по дороге показывает достопримечательности столицы Сербии: посмотрите на это здание, а вот перед вами парламент, а это президентский дворец. В темноте плохо видно, экскурсия по городу запланирована на завтра, надеюсь, ещё всё увидим. Но уже заметил удивительный факт, надписи на улице как на кириллице, так и на латинице. Почему так, спрашиваю у Марьяна.

— У нас в Сербии приняты формы написания и на кириллице, и на латинице. Используются обе формы, но все официальные документы оформляются только на кириллице. Этот пример показывает, что мы всегда были между Востоком и Западом. Нас пытаются склонить то в одну, то в другую сторону. А мы мечемся.

Хорошо сказал, ёмко.

Мы остановились в отеле Nobel в центре города. Уже полночь, на ресепшн встречает молодой человек, отлично говорящий на русском. Три года работал в Москве, в марте прошлого года вернулся — поясняет он. С дороги хочется что-нибудь выпить, но бар уже закрыт.

— Вот вам талончики на приветственный напиток — их протягивает нам сотрудник.
— Так бар закрыт — восклицаем мы.
— Ничего, сейчас открою.

Приятно, когда так встречают.

Отель мне очень понравился, небольшой, уютный, номера комфортные, есть минибар, принадлежности для чая и кофе.

— Водопроводная вода у нас хорошая, можно пить — напутствовал нас сотрудник ресепшн. В теплую мягкую кровать и спать после перелёта!

Полдня в Белграде

Завтрак просто фантастический! Гастрономический взрыв. Широкий выбор салями и пршута (так здесь называется ветчина). Ещё более широкий выбор различного сыра, это не считая брынзы различных модификаций в комбинации с салатом и без. Выпечка различных форм и размеров. А как вам слоёный торт с салями! Яичница, сосиски — само собой разумеется, фрукты и десерты тоже имеются. Отличное начало дня гарантировано.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Сборы недолгие, мы налегке, без багажа, в 10:00 встречаемся с Марко, который покажет нам город. На вид лет 35 – 40, Марко можно назвать полиглотом, знает английский, русский, испанский, итальянский и, по-моему, немецкий. Жил в Южной Африке, Доминикане, Северной Америке, там и прошёл языковую школу и школу жизни. Садимся в его BMW универсал и едем. Наш путь лежит в дальнюю и самую старую часть города, район Земун. Для этого мы по мосту пересекаем реку Саву, проезжаем через Новый Белград и оказываемся на территории бывшей Австро-Венгерской империи. Да, да, когда-то Земун был самостоятельным городом, входил в Венгрию, а потом в Австро-Венгрию. Марко сразу везёт нас к главной достопримечательности района — Башне Гардош или Башне Тысячелетия. Такую башню воздвигли в честь тысячелетия Венгрии, обозначив самую южную точку границы империи. Всего таких точек было четыре, но уцелела и дожила до наших дней только одна, и эта башня перед нами. Вполне симпатичное каменно-кирпичное строение непонятного архитектурного стиля.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Сразу за башней открывается вид на Дунай, сейчас он широкий и полноводный. Сама башня используется как смотровая площадка, прямо около нее имеется кафе Гардош и ресторан Гардош. Через окно в кафе виден огонь в камине, который привлекает своим теплом и уютом, Марко задаёт вопрос: может пивка? Нет, слишком рано, ещё не нагуляли аппетит.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Спускаемся по мощёной камнем улице, проезжаем мимо старых кварталов, дома в основном одноэтажные, заметно отличаются архитектурой от Белграда. На главной улице Земуна, которая так и называется — Главная, есть несколько образцов зданий в стиле сецессион, столь популярном в Австро-Венгрии в начале прошлого века.

Наше внимание привлекает здание штаба ВВС Сербии, в том числе и лётного училища. Этакий огромный самолёт – бомбардировщик построили в 1935 году и, на мой взгляд, без влияния советского конструктивизма не обошлось. На фасаде видна скульптура Икара с крыльями, подсказывающая назначение данного строения. В 1999 году самолёты НАТО атаковали штаб ВВС, выпустив две ракеты, Википедия пишет, что в 2000 году здание реконструировали, но выглядит заброшенным.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Другой пример полузаброшенного здания циклопических размеров — Дом Zepter, Дом Генекс или Западные Ворота, расположен в районе Новый Белград на въезде в город, одна половинка имеет 26 этажей, это жилая часть, вторая — 30 этажей, это офисная часть и она пустует. Венчает сооружение панорамный ресторан по задумке вращающийся на 360 градусов.

— Только моторы забыли купить — комментирует Марко — стоит много лет заброшенный.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Возвращаемся в город, похоже, Марко хочет узнать ситуацию на теннисном турнире Australia Open, где сейчас идёт матч на звание победителя между главным сербским теннисистом Новаком Джоковичем и греком Циципасом. Обратно переезжаем через реку Сава по вантовому мосту, единственная опора которого стоит на острове Ада, так что его можно смело назвать Адов мост.

Съезжаем с моста и направляемся именно сюда, на остров Ада, где находится большая рекреационная зона в центре города. Беговые, велосипедные дорожки, каяки, спортивные площадки, всё это здесь в огромном количестве.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Вдоль берега Марко уверенно нашёл небольшое кафе и пригласил нас.

— Александр, пива?
— Заметьте, не я это предложил! — повторил я фразу Велюрова из фильма «Покровские ворота».

Местечко симпатичное, деревянный домик с террасой нависает над рекой, внутри нагрето, в воскресный полдень здесь сидит пара семей, кто-то пьёт глинтвейн, кто-то кофе, кто-то уже обедает. Поддался на уговоры, взял бокал пива. Популярный сорт Зайечарско вполне приличное, со слов Марко самое плохое пиво в мире варят в России, особо сильно не любит Балтику. Я тоже. Но за остальное встал на защиту, и у нас есть неплохое пиво. Конечно, работает ТВ, конечно Новак впереди.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Едем дальше, имел неосторожность какую-то будку в граффити снять на фото, да это сербский националист — пояснил Марко.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Вообще, на стенах и плакатах можно много интересного прочитать. Никогда в НАТО — углядел я надпись баллончиком на стене.

Коначно! — наконец то! Рекламный баннер телекомпании RT.

Повсюду прекращают вещание телеканала Russia Today, а здесь открыли новую студию!

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Марко, видя, что я веду планомерную съёмку, предлагает: давайте я вас завезу на одну площадку, откуда открывается отличный вид на Белград. Город стоит на 21 холме, две реки сливаются, так что есть, на что сверху посмотреть. По улице круто вверх, небольшие, но типовые дома окружают подъём. Марко комментирует, цены на жильё поднялись до небес, квадратный метр здесь до 5000 евро доходит. Место очень ценится, потому что к жилым кварталам вплотную подходит лес. И правда, склоны покрыты деревьями, среди которых можно заметить поляны для шашлыков, столы, мангалы присутствуют. Соберётесь в тёплое время года, имейте в виду! И вид отсюда хорош.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Спустились, покружили по центру.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Разрушенное бомбардировкой НАТО здание Министерства Обороны оставили как есть. Проехали мимо здания Скупщины (парламента) республики, нового дворца президента, но мы ещё вернёмся. Наша следующая остановка у храма Святого Марка, но в него заглянем на обратном пути. За монументальным каменным зданием собора притаилась небольшая белёная церковь Святой Троицы, принадлежащая РПЦ, неофициально зовут Русской церковью. Храм построили ушедшие из России белогвардейцы и другие русские эмигранты в 1924 году. Находится она в нескольких метрах от церкви Святого Марка, телецентра и Ташмайданского парка. В 1929 году в храме перезахоронен Главнокомандующий Русской армии в Крыму генерал Врангель, умерший годом ранее в Брюсселе. В церкви до 1944 года хранились боевые знамёна Наполеона и османской армии, взятые в плен российской армией.

Несколько шагов за церковь, маленькое белое здание с надписью Мало Позориште. Позориште — театр, вспоминаю: в Чехии театр не менее странно на наш слух называют — Дивадло. Есть целый ряд слов в сербском, которые вызывают у нас улыбку. Позорница — сцена, понос — это гордость, трудна — беременна, вредна — трудолюбивая. Мало Позориште, это не малый, а маленький театр, посмотрите на фото, ну какой он малый?

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Сразу за театром видим разрушенное здание телецентра. Это ещё одна цель НАТОвских бомбардировок 1999 года. Небольшой каменный обелиск и слово: ЗАШТО? Обычные сотрудники телецентра погибли в тот день от бомбёжки, список жертв поимённо.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Около нас мужчина средних лет кормит колбасками бригаду кошек, Марко разговорился, вот это серая беременная кошка — мама ватаги больших чёрных котов, их территория, посторонних не пускают.

Прогулка продолжается, чуть выше, в сторону парка, глубокая впадина, в которой сейчас залит каток. Отсюда добывали камень на строительство, позднее заброшенный карьер преобразили в спортивную площадку с трибунами. Ресторан «Последний шанс» на краю парка закрывался поздней ночью и только здесь можно было продолжить бурное веселье.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Прогулка продолжается в парке. Слово «ташмайдан» на турецком языке обозначает каменоломню, и поэтому весь район, с карьером, назывался Ташмайдан, Таш в простонародье.

Откуда турецкий? Сербия долгое время находилась под Османским игом. Сербский язык впитал в себя много турецких слов и выражений.

В парке много скульптур и соседство их кажется странным. Например, такое: Дон Кихот и Гейдар Алиев. По словам Марко Азербайджан очень хочет, чтобы в каждой стране Европы был памятник Гейдару Алиеву. Страна профинансировала реконструкцию парка, заодно добилась получения разрешения на установку памятника. А уж как сюда забрёл Дон Кихот мне неизвестно. Есть ещё один памятник, щемящий, детям, погибшим при бомбардировках Белграда силами НАТО в 1999 году. Это рана в городе проступает в разных местах.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Завершаем круг по парку, возвращаемся к храму Святого Марка. Построили в 1940 году как главный кафедральный собор города и королевства Югославии в сербско-византийском стиле. По словам Марко, собор был расписан, но оформление не понравилось, все стены закрасили и начали украшать огромными мозаичными картинами. Две уже есть, но работы впереди ещё много. Выглядят впечатляюще. Пригляделся, золотые фрагменты выполнены мозаикой, остальные росписью. Экономят?

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Опять движемся по городу, наша следующая цель — цитадель. Пожалуй, главная историческая достопримечательность города. Так и называется — Белградская крепость, именно она и дала название городу. Первое письменное упоминание названия крепости Белград относиться к IX веку, а первые оборонительные сооружения на месте слияния Дуная и Савы появились... никто не знает точно когда, но в первом веке какие-то оборонительные сооружения уже были. Кто только не владел крепостью с тех времён: кельты, римляне, византийцы, турки, австрийцы, сербы. Рабочая крепость была, действующая, за свою более чем 2000 летнюю историю сражения здесь проходили 115 раз. Да, поле перед крепостью как раз подходило для битвы. Турки его так и назвали Калемегдан — поле битвы. Сейчас это имя носит весь комплекс.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Вернёмся к входу, около автостоянки крутится человек с открытками в руках, Марко предупреждает — не берите! Скажет, что бесплатно, а потом будет просить деньги на помощь детям. Всё ровно так и происходит. Марко со знанием дела ведёт нас своим маршрутом, спускаемся в сторону реки, у крепостной стены притулились две церкви: Ружица и Святого Петка. Посетить удалось только первую, и она мне очень понравилась, атмосферная. Невысокое одноэтажное здание, ничем особо непримечательное. Перед входом металлические фигуры — царя Душана и сербского солдата. Примечательны они тем, что отлиты из пушечных снарядов. Да и церковь была восстановлена после Первой мировой на средства жён и матерей солдат, не вернувшихся с войны.

Посетителей нет, мы одни, приглушенный свет свечей на большой люстре в центре зала, красивая роспись арочного потолка. Роспись выполнена русским художником Андреем Беценко. Вся западная сторона нефа занята композицией, изображающей знаменитую Нагорную проповедь Христа. Рядом с этой картиной можно увидеть портреты государственных и военных деятелей Сербии, нашлось место и русскому царю Николаю II.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Особое внимание привлекает уникальная во многих отношениях люстра храма. Изготовленная из ружейных пуль и гильз, сербских сабель, пушечных боеприпасов и частей оружейных стволов, эта люстра представляет собой настоящую диковинку и драгоценный образец так называемого траншейного искусства. Символика довольно проста и связана с Первой мировой войной. На оружие постоянно капают капли свечного воска, как будто кто-то сверху не забывает о погибших солдатах и плачет о них. Помните, на чьи деньги восстановили церковь? Да, эта церковь оплакивает солдат, погибших в войне. Туристы проскакивают мимо, мы зашли только благодаря Марко и церковь стоит того, чтобы зайти. Есть в ней своя аура.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Продолжаем осмотр крепости, по каменной дорожке поднимаемся на холм, заходим внутрь и через реставрируемые ворота оказываемся внутри цитадели.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Многочисленные хозяева крепости оставили следы своего пребывания. Квест состоит в том, чтобы разобраться, кто и чем наследил. Различные сооружения турков, остатки римского поселения, византийского замка. Тут даже есть бункер, устроенный для Броз Тито уже после Второй Мировой войны! Среди многочисленных памятников я бы отметил монумент в благодарность Франции за помощь Сербии в Первой Мировой войне. В 1999 году, во время бомбежек Белграда самолетами НАТО, сербы замотали памятник черной тканью, а к его подножию возложили черные цветы. Акция обозначала — как же вы, французы-союзники, могли присоединиться к ним? (Этот факт я прочел на странице Максима Ершова в Туристере). Самый известный монумент крепости, памятник Победителю, голый мужик стоит на высокой колонне на краю у места слияния рек. Забавная история его создания есть на странице у того же Максима Ершова. Факт подтверждаю, сфотографировать монумент невозможно, единственный способ — подобраться к ногам и поднять объектив прямо вверх, сами понимаете, что вы там увидите.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Смотрим на время и едем дальше. По моей просьбе, Марко подъезжает к Хотел Москва, стоять нельзя, я быстро выбегаю и ищу нужный ракурс для съёмок. Возможно, самое нарядное здание Белграда в стиле сецессион начала XX века, первоначально имело название Дворец Россия. По рассказам экскурсоводов во время Второй Мировой войны устояло благодаря тому, что здесь размещались немецкие офицеры. Забавно смотрится вывеска «Хотел Москва», где английское слово hotel написано кириллицей.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Возвращаемся к Парламенту, этакому сербскому Капитолию. По правую руку холодное монументальное здание Главпочтамта, ПОШТА написано на фасаде. Здание руки русского архитектора Василия Андросова. Стоит заметить, немало русских архитекторов в 20-х – 40-х годах приложили руку к облику Белграда. Стоящее по соседству здание парламента тоже коснулась рука другого русского архитектора Николая Краснова, под его руководством достраивали этот долгострой, ему также принадлежит авторство реконструкции церкви Ружице, посещённой час назад. И таких примеров много.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Ещё раз проезжаем мимо полуразрушенного министерства обороны, на этот раз заметил огромный баннер на стене, на ходу сделал фото, а по приезде воспользовался услугой Гугл переводчика — «Кто может, тот может. Кто не знает страха, тот идёт вперёд». И симпатичная сербка (или сербиянка?) отдаёт честь, прикладывая ладонь к фуражке.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Не зная страха, едем обедать. По дороге видим ещё один знак русско-сербского единства — «Заjедно». Да, да, вы правильно догадались — заедино, вместе! Лента российского флага закручивается и становится флагом Сербии, ниже мелким шрифтом эмблема Газпрома. У Газпрома в Сербии серьёзный бизнес, главный, если не единственный нефтеперерабатывающий завод в стране принадлежит Газпрому. По словам Марко, купил он его за 430 млн. евро, что, по его мнению, слишком дёшево. А что, Марко, дружба бесценна. Кроме завода по стране сеть АЗС Газпрома и Лукойла, а цены на бензин прямо совсем европейские — 1,47 евро за литр бензина, 1,75 за дизель. Но дружба бесценна.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Да, про деньги. По приезде, в аэропорту, в автомате под названием Менячница (звучит как музыка!) обменял евро по курсу 1 евро = 115 сербских динар. Реальный курс чуть выше — 117. Цены часто продублированы в евро и, мне кажется, во многих случаях у вас примут евро.

Тем временем мы добрались до автостоянки, окружённой стандартными серыми пятиэтажками. Цвет настроения серый! Это общий фон Белграда зимой.

Но мне нравится серый цвет! Есть какая-то графичность в городском пейзаже, сдержанность и контраст оттенков. Перед нами небольшой подъём и я чувствую, что он скрывает реку. Так и есть, поднимаемся, и перед нами открывается набережная реки Сава, вдоль берега множества плавучих ресторанчиков на понтонах. Примерно также устроены и дачи на противоположном берегу. Марко подсказал, так можно избежать подтопления при наводнении. В прошлом такие дачи у реки оформлялись за копейки, а сейчас домик на реке может стоить увесистые 150000 евро.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Кого только не встретишь в Белграде в виде скульптур, здесь нас встречает Махатма Ганди. Ну и пора уже за стол, Марко уверенно ведёт нас в ресторан «Пингвин». Задача, за короткий промежуток времени попробовать сербскую кухню. С выбором места мы не прогадали. Сербы, как и положено, любят сербский салат, мясо и овощи на гриле. Марко посоветовал свинину. Она у нас не такая как у вас, нежная и вкусная. Что это было, наезд?

Я съел мясной супчик и он мне понравился, Катя ела свинину с картошкой, попробовал у неё кусочек, вполне приличная, но обида за российского свиновода всё равно шевельнулась в глубине души. Без особых изысков, но вкусно и недорого. Запомните, Пингвин на Саве, не перепутайте, в старом городе есть «Старый Пингвин», а наш нестарый ещё, подрос и в расцвете сил.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Местной дорогой возвращаемся в аэропорт через недавно отстроенный район, где селились боснийские сербы, беженцы недавней войны. Сейчас население там уже смешалось, в частности живёт китайская диаспора, поэтому на дверях салонов с игровыми автоматами, их здесь особенно великое множество, часто можно увидеть китайские иероглифы.

— А что, китайцы, очень азартные, придут — не остановятся. Марко осуждает такую повсеместную доступность игрового бизнеса в Белграде, но пока это также часть облика города.

Белград. Как пересадку провести с пользой и удовольствием

Совсем неожиданно появился аэропорт, на фасаде надпись Аэродром Никола Теслы Белград, красиво звучит забытое слово «аэродром». Как и был при отъезде вчера поздним вечером, он вскопан и перекопан, загорожен и местами неотапливаемый. Попрощались с Марко и полетели дальше, нас ждёт вечный город (ждёт ли?), но это, как говорится, совсем другая история.

Рим, район Прати. 05.02.2023.
P.S. Новак Джокович обыграл Циципаса и стал победителем Australia Open.

Вторая часть: Пересадочный туризм: Сремски Карловици, крепость Петровародин и Нови Сад