Турист Ирина Зайцева (veterstranstvii)
Ирина Зайцева
была 24 января 16:50

Байкальск, Байкал — Россия Сентябрь 2022
Байкал в моем сердце

Люблю раннюю осень. В ней прохлада хрусталя, спокойствие и яркие нарядные краски, уют и легкая грусть.

Обычно осенью, чтобы продлить лето и насладиться бархатным сезоном, погреться в лучах уходящего солнца, люди в свои честно заработанные отпуска едут на юг. Я же лечу в южную часть Восточной Сибири, в то самое место, о котором многие мечтают и грезят наяву. Конкретно у меня с ним что ни на есть прямые родственные связи. Волею судеб, переплетениями дорог мои предки оказались в тех дальних местах и дали жизнь моим родителям, которые, преодолев расстояния почти в 6500 километров, встретились и поженились в Заполярье, где я и родилась. Друзья, таинственная русская душа дает о себе знать: я возвращаюсь к истокам, лечу на целых 10 дней к своим корням — на священное озеро Байкал!

При слове «Байкал», обычно многие мечтательно закатывают глаза, вздыхают и говорят: «Круто, хочу, но как же дорого!» Так ли дорого, далеко и круто, давайте проверим!

Летаю я исключительно Аэрофлотом и с ручной кладью. Билет Санкт-Петербург — Иркутск — Санкт-Петербург я купила буквально за пару дней до вылета и стоил он 23 тысячи рублей (это было самое крупное вложение в поездку). В январе, за 8 месяцев до предполагаемой даты, билет бы мне обошелся в 18 тысяч рублей, но я не стала покупать заранее, так как немного металась и не могла определиться, лечу я в дальние дали или нет.

Всего каких-то пять с половиной часов лету — и я на месте. Иркутск встретил теплым ветром и солнечной погодой. Аэропорт компактный, таблички на русском и китайском. До города можно доехать на автобусе или на такси.

До центра города я добралась на такси, по слегка спекулятивной, как оказалось впоследствии, цене. У меня было совсем немного времени, чтобы побродить по городу, в котором также лет сто назад бродили мои предки, а после прогулки я на маршрутке отправилась в мою «штаб-квартиру» в южный городок с чудесным названием Байкальск. Я принципиально выбрала не распиаренный Ольхон или Листвянку, а место, где поменьше людей и откуда смогу путешествовать в разные интересующие меня направления. Зарезервировать место в маршрутке — тот еще квест, и очень хорошо, что мне помогла дама, у которой я забронировала жилье: она любезно предложила помощь.

Маршрутка до Байкальска обошлась мне в 350 рублей и домчала до места за 3 часа (включая плановую санитарную остановку в середине пути). Дорога, словно серпантин, петляла среди сопок, а я, не отрываясь, смотрела в окно, ощущая дикий восторг от ярких всполохов охры, золота и багрянца. Я совершенно не ожидала, что в сентябре такая роскошь цвета в здешних местах!

Байкал в моем сердце

Байкал показался внезапно, когда наша маршрутка вынырнула из-за поворота. Природа Восточной Сибири и ее сердце — Байкал — покоряют с первого взгляда. Волшебное очарование…

Принято считать, что возраст Байкала 25–30 миллионов лет! Это 20% мировых запасов пресной воды. Источник питания Байкала — реки; порядка 336 рек впадает в озеро. А вытекает лишь одна — красавица Ангара, из-за нее Байкал и считается озером, а не морем. Кстати, вода в озере пресная из-за того, что воды впадающих рек довольно слабой минерализации. В Байкале насчитывается более 50 видов рыб и единственный представитель млекопитающих — тюлень (он же нерпа).

Байкал в моем сердце

Миновав Култук, Слюдянку и Утулик мы въехали в Байкальск — небольшой город, возникший как поселок строителей в 1961 году, когда строили Байкальский ЦБК. После введения в эксплуатацию в 1965 году поселок получил статус города. С 2013 года ЦБК закрыли. И население с 13 тысяч уменьшилось до 8. Большое количество жителей переехало в Иркутск. Сегодня Байкальск, прежде всего — знаменитый горнолыжный курорт, а также город, где ежегодно проводится фестиваль клубники.

Байкал в моем сердце

Место с уникальным цветом песка («Гранатовый пляж») и мистической скульптурой «Ухо Байкала», с которой связано немало поверий. Расскажу одно из них. Местные говорят, что к ритуалу у «Уха» нужно отнестись серьезно: для начала поздороваться с батюшкой-Байкалом, побродить по берегу и поискать подходящий камушек, нашептать ему свое заветное желание, бросить через «Ухо» прямо в озеро и позвенеть «музыкой ветра». После ритуала необходимо сердечно поблагодарить Байкал. Говорят, что через это «Ухо» Байкал слышит ваши желания и отправляет напрямую в космос, тем самым помогая их осуществить.

Байкал в моем сердце

Мне понравилась неспешная жизнь Байкальска, я обошла всю округу вдоль и поперек, исследовала почти все укромные уголки. Из Байкальска на автобусе я съездила в Слюдянку, а еще на поезде в Бурятию (пгт. Бабушкин, он же станция Мысовая). Это отдельная «песня»! Фотоочеты с очерками об этих поездках будут чуть позже…

Байкал в моем сердце

Я в полной мере насладилась Байкалом: очень частыми и длительными были наши свидания. Хотя я немного лукавлю. Раз увидев Байкал понимаешь — это любовь на всю жизнь! Мощь и красота, строгость и мягкость, а иногда игривость — озеро всегда разное. Откровенно говоря, в моем понимании это море! Есть много вариантов происхождения названия озера «Байкал». Я выбрала Бэйхай, что в переводе с китайского означает «Северное море».

Байкал в моем сердце

Та синяя вуаль, что вечерами спускается с гор на озеро, напомнила мне картины Рериха. Раз — и краски меняются, два — все растворяется в лазурной дымке и преображается. В такие моменты остро ощущаешь себя маленькой песчинкой на палитре Мироздания. Так глубоко, так тонко, что боишься пошевелиться, чтобы не спугнуть тот самый момент полнейшего слияния с Бытием.

Байкал в моем сердце

Здесь хочется поставить точку и дополнить мой очерк фотографиями: подчас увиденное говорит больше, чем тысяча слов.