Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 21:30

Суздаль — Россия Январь 2023

Цикл материалов "Студеный Суздаль-Владимир"

1. Мороз и Суздаль — день чудесный
  2. Суздаль древний и прекрасный
  3. Владимир-град и непревзойденная Покрова на Нерли

Я не любил литературу — училка заставляла наизусть зубрить стихи, а память у меня была слабая, запомнить ничего не удавалось. Историю тоже недолюбливал — надо было запоминать сотни дат и исторических личностей, которые быстро путались в моем детском сознании. Зато я очень любил путешествовать. А какое может быть путешествие без литературно-исторического экскурса в историю мест, куда приехал? И как совместить несовместимое? Легко — едем в путешествие, слушаем гида и тут же забываем все сказанное)))

Мороз и Суздаль — день чудесный

Однако, в отношении истории своей страны это в корне неправильно. Вон большевики в 1917 одним махом перечеркнули всю многовековую историю Руси и решили забыть все старое и писать историю заново. И что с этого вышло? — да ничего хорошего. В 1991 младореформаторы вновь попытались начать все с чистого листа, очернив грязью предыдущие 70 лет социализма. И вновь «обломов», 30 лет уже расхлебать этот кавардак не можем. В общем, свою историю я призываю изучать, помнить и любить. Очень здорово это делать с выездом в города, которые были основаны на самой заре становления древней Руси — например, в Сухдаль.

Мороз и Суздаль — день чудесный

Обожаю снежную русскую зиму с сильными морозами, метелями и высокими сугробами. Жаль, в Москве, где я живу последние полвека, в 21 веке настоящие зимы исчезли начисто. Если и бывает 2–3 по-настоящему морозных дня, это уже достижение. Потому приходится ездить по городам и весям в поисках настоящей зимы. В последние годы побывали в Карелии и на Байкале, нам повезло: -25 -27С с ветерком это невероятно классно! Очень холодно, но очень здорово — настоящая русская зима. На НГ-2023 я ждал чуда и морозов, но, в Москве по недоброй традиции приключилась катастрофическая оттепель, после которой синоптики обещали аномальные морозы, но, как обычно, обманули.

За настоящими морозами прямо на Рождество-23 я отправился в древнюю Суздаль, которую основали в далеком 11 веке, а на обратном пути заглянул во Владимир. 2х-дневный автобусный тур взял у известного туроператора. В порядке антирекламы раскрою этот бренд — Туркомпания Русь, качество ее туров сильно упало. Подняв цены на 40–50% после начала СВО, этот туроператор убрал из программ все посещения платных объектов и оставил только трансфер, отель и путевые экскурсии. А посещение интересных монастырей и музеев вынес за платные скобки — хочешь смотреть, плати дополнительно.

кстати, 40 лет назад на этом месте было так

*********************************************

Маршрут Суздаль-Владимир давно заезжен туристами, я и сам ездил по нему лет 8 назад с той же турфирмой, насыщенность программы была во много крат больше. В тот год я отправился в Суздаль со сломанной ногой, которая сильно болела. В этот раз приключилось дежа-вю: я вновь поехал в древний город хромоногим — сустав застудил.

Мороз и Суздаль — день чудесный

Домчались до Суздали по солнечному утреннему морозцу всего за 3,5 часа. Знакомство с городом лучше начинать с его пригорода — села Кидекша. Милейшее местечко, где на пригорке расположился комплекс белокаменных церковных построек XII—XVIII вв. С бугра открывается замечательный вид на заснеженную пойму реки, деревья, обрамленные ажурным белым инеем, далекий лес. В центре комплекса — самый древний на суздальской земле «холодный» храм Бориса и Глеба, он воздвигнут в 1152 г. — в незапамятные домонгольские времена, По преданию, именно здесь встретились первые русские святые Борис Ростовский и Глеб Муромский. Как жаль, что их вероломно убил Святополк Окаянный.

Мороз и Суздаль — день чудесный

Храм по своей сдержанной архитектуре немного похож на церковь Покрова на Нерли, что не удивительно — даты их постройки очень близки. Зимой в храм не попасть, его врата закрыты до весны. По преданию тут находилась резиденция самого Юрия Долгорукого. Того самого, который и нашу матушку Москву основал! Странная история — резиденция князя расположилась за несколько км от города. Считается, что князь селился подальше от интриг, козней и заговоров своих бояр.

Очень крепкий мороз щиплет щеки, дышать через нос неожиданно больно. Заглянем в теплую Церковь Святого Стефана (1780 г.), которая удивляет несоразмерно маленькой главкой над крышей. Убранство храма не поразит великолепием, зато тепло: фотик мгновенно запотел. Рядом небольшая колокольня с проездной аркой, ее купол сложен в виде дудки, в отличие от других местных колоколен с вогнутой формой. Колокольня не простая, а с изюминкой: с давних пор она кренится набок. Во как: не только в Италии, но и в русских деревнях свои пизанские башни имеются!

Мороз и Суздаль — день чудесный

Полюбовавшись Кидекшей, самое время отправиться в центр Суздаля на Торговую площадь. Там тебе и Гостиный двор — торговые ряды, и елка новогодняя, и парочка церквей с приметной колокольней в придачу — церква Воскресенья Словущего на торгу и Казанской Иконы Божьей Матери. День сегодняшний

Мороз и Суздаль — день чудесный

По случайности нашлелся у меня слайд той же площади, снятый в далеком 1983. По сути, за прошедшие 40 лет ничего не изменилось, кроме атрибутики — красные флаги, что выделяются на старых слайдах, теперь не в почете.

В этот раз я натянул на себя рекордные трое брюк, две рубашки, джинсовку, кофтенку, дубленку и шарф в придачу, потому чувствовал себя весьма комфортно. Однако, несмотря на многослойное утепление, лицо замерзало очень быстро. На усы мгновенно намерзала наледь, которая отрывалась только вместе с усами. Из почтальона Печкина я быстро превращался в Деда Мороза))) Пришлось натянуть шарф на рот, правда, он быстро заиндевел — сначала шарф, потом и губы. Уже в Москве кончик носа покраснел, стал болеть и шелушиться, видать, я его все-таки отморозил(((

Мороз и Суздаль — день чудесный

На крутом берегу реки Каменки прямо за Торговыми рядами примостилась очередная неразлучная парочка небольших церквушек — Пятницкая и Входо-Иерусалимская. В лучах скупого январского солнышка золоченые маковки ярко сияли, будто подсвеченные киношными юпитерами. На церковном фоне выстроилась длинная вереница санных повозок, еще более усиливая впечатление киносъемок. Лошадки лениво жевали сено из тюков, замерзающие водители кобыл, до глаз закутанные в теплые тулупы, не обращали внимания на церковную лепоту, они ожидали седоков. Аттракцион «Эх, прокачу» предлагали «всего» за 4 тыщи, но, желающих было мало. Представив, как сажусь в промерзшие сани, а потом на меня набрасывается колючий морозный ветер, сразу отказался от такой затеи.

Мороз и Суздаль — день чудесный

В день приезда в городе было -26С, не самая сильная стужа, но, по ощущениям, так холодно мне еще не было никогда. Очень странно, ведь мой температурный рекорд состоялся на НГ ночь под 1979 г., когда в Москве столбик термометра упал до -38С. Да, это было очень холодно, но не до такой же степени! Заиндевевший объектив едва проворачивался, хорошо еще, что у меня теплые перчатки мехом внутрь, можно фотать, не снимая их. А вот с телефоном все сложнее: сделав снимок голой рукой, второй кадр уж не получится — пальцы мгновенно коченеют и экранчик на них не реагирует. Впервые в жизни мой верный Никон подвел меня — еще при дневном свете сдох аккумулятор, чего не случалось никогда. Фотать было нелегко, зато какой экстрим!

Полюбуемся церковью Успения Пресвятой Богородицы краснокирпичного цвета. Строение в стиле «нарышкинского барокко» стоит прямо у подножия крепостного вала. Она чудом сохранилась и ей очень повезло, что не снесли во времена социалистического безбожного мракобесия. Из дверей пар идет, можно даже заглянуть внутрь — там тепло и можно согреться. За церковью с крутого косогора народ на ватрушках катается — весело! Прямо-таки живая картинка для русского лубка.

А дальше уж рукой подать до Кремля, только высоких стен у него нет и не было. От его укреплений сохранились только небольшие рвы, да оплывшие от времени земляные валы, насыпанные по велению Мономаха еще в 11 веке. По летописям на валах были деревянные стены со сторожевыми башнями, только хан Батый не пощадил их и сжег во время одного из набегов. Еще при царизме валы попытались срыть, но народ возмутился, челобитную подали царю-батюшке. Безобразие прекратили, а при коммунистах срыть валы уже руки не дошли, поэтому их значительная часть сохранилась. Сегодня прогуляться по валам — одно удовольствие, виды открываются замечательные.

Мороз и Суздаль — день чудесный

В центре Кремля возвышается белокаменный древний Собор Рождества Пресвятой Богородицы и архиерейские Палаты. В прошлых поездках это были обязательные точки посещения с экскурсией (интересно и познавательно). В Палатах экспозиция Историческая Суздаль. В соборе — приметные интерьеры, Златые суздальские врата (1230 г.) — огневое золочение по черненой меди. Очень вредное было производство — работяги быстро загибались от ядовитых испарений ртути, что использовали в техпроцессе.

Мороз и Суздаль — день чудесный

Для организованных туристов — просто осмотр снаружи. А если хочешь заглянуть во все экспозиции — бери билет (450рэ за один объект, либо 1000р на три объекта — Кремль, Музей деревянного творчества, Спасо-Ефимиев монастырь).

Ближе к берегу Каменки Никольская деревянная церковь (1766), ее притащили из области — с. Глотово Юрьев-Польского района. Симпатично выглядит — виват старинным плотникам. От церкви такая красота открывается: заснеженные просторы заливных лугов усеяны запорошенными тюками прошлогоднего сена, деревенские избы вдали, колокольня и церквушка Богоявления Господня при ней. Как пели раньше цыгане: «…а вдали расстилался широко, белым саваном искристый снег…» Был бы художником, написал бы этюд, а лучше бы картину маслом)))

Мороз и Суздаль — день чудесный

Чуть не забыл: почти одновременно со мной по встречному маршруту Владимир-Суздаль отправилась дочка с племянницей, только самостоятельно. Финансовые траты у них получились меньше моих, но, забот, преодоления трудностей логистики и отдачи сил потребовалась на порядок больше. В Кремле на пронизывающем ветру отмерзающими пальцами отбил смс дочке — «Вы где?». Через мгновение звонок: «Папа, посмотри налево!» Вот чудеса: в 50 м от меня дочка и племянница стоят и руками машут! Радость от встречи была искренней и яркой, хотя расстались мы всего сутки назад.

Если через мостик перейти от Кремля на другой берег реки Каменки, там музей деревянного творчества. Но, мне туда не надо, бывал я в нем не раз, а вот мои девки помчались по морозцу поглазеть на деревянные строения.

Хотя дата основания Суздаля — 1024 г., ее выдающаяся история началась чуть позже — с эпохи Владимира Мономаха: если верить легендам, он стал успешно княжить в Ростовско-Суздальском княжестве аж с 13 лет. Войдя во власть, он заодно заложил и город Владимир на реке Клязьма.(этот факт относительно недавно оспорили ученые).

Мороз и Суздаль — день чудесный

Каждый из нас слыхал хоть раз о великом киевском князе Владимире Красное Солнышко — Великом Крестителе, покровителе простого народа, искусств и ремесел, защитнике Русской земли, и христианском святым. Он априори считается исторической личностью. Однако, часть исследователей уверены, что Красное солнышко — собирательный образ, в котором слились черты, по меньшей мере, двух князей киевских — Владимира I (Володимѣръ Свѧтославичь, 956–1015) и Владимира II.

Владимир Мономах и был тем самым Владимиром II, восседавшим на троне Великого князя киевского. Занять это почетное, но сильно беспокойное место его уговорили местные бояре, наслышанные о справедливости и талантах князя. А в великую историю Руси Мономах вошел как «собиратель земель русских», ибо, сумел приструнить и привести к общему знаменателю всех русских князей. Он заставил их выступать против внешних врагов единой силой, а не устраивать в лихую годину грызню меж собой на потеху врагам.

Мороз и Суздаль — день чудесный

Для меня стало открытием, что даже в те далекие времена в киевской Руси жили евреи-ростовщики. Они в Киеве так достали русичей грабительскими процентами, что в 1113 г. начался мятеж. Пришлось князю Мономаху самолично дополнил древний свод законов «Русская Правда» новым разделом о кредитных отношениях «Устав Владимира Всеволодовича». Великий Князь не ограничился законотворчеством, а еще повелел выслать из Киева всех евреев: «Ныне из всей Русской земли всех жидов выслать и впредь их не впущать; а если тайно войдут — вольно их грабить и убивать». Невероятно!

Суздаль — городок маленький, но увидеть в нем можно очень многое, об этом во второй части рассказа.

Цикл материалов "Студеный Суздаль-Владимир"