Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 20:47

Бризигелла — Италия Ноябрь 2016

Ох уж мне эти BORGHI PIU' BELLI D’ITALIA! Стоит только наткнуться где-нибудь на описание и фото очередной из списка «самых красивых деревень», как тут же определяешь ее в «лист ожидания» и начинаешь искать возможность что-то с чем-то состыковать и все же побывать в городке-деревеньке, подчас состоящей из пары улиц и крохотной пьяццы… И ведь никогда не обманываешься, предвкушая!

Единственное «но» — в таких вылазках за пределы больших городов желательна более-менее сносная погода. А вот с этим поздней осенью даже и в Италии могут быть проблемы. Я перед поездкой раза по три на дню заглядывала на сайт ilmeteo.it — прогноз менялся постоянно! Т. е. атмосферные фронты неустойчивы — готовьтесь к чему угодно… Ну, хотя бы градусы радовали: 15–16 в ноябре, когда на родных просторах может уже снег лежать, это вполне комфортно.

Кстати, во Флоренции (где я «базировалась»), в те дни вспоминали страшное наводнение полувековой давности (4 ноября 1966 года). Насмотрелась по местному ТВ документальных кадров — не дай Бог, чтоб повторилось когда-нибудь!.. Не верилось, что вполне мирная Арно может подобным образом «с цепи сорваться» и натворить столько бед…

В честь памятной даты город даже посетила «высокая правительственная делегация», и я умудрилась с ней на вокзале пересечься. Да-да — обычными поездами путешествуют, а не кавалькадой машин с мигалками! Причем вокзал не перекрывали, только коридор для прохода создали и то не «глухой». Даже не поняла сначала, чего это вежливый синьор в штатском (никаких карабинеров!) вдруг придержал меня за руку и попросил минутку подождать.

А на вокзале я очутилась, конечно же, направляясь в один из двух, запланированных городков-мечт, первым из которых стала Бризигелла. От Флоренции до нее 1:40 — 1:50 пути, в зависимости от выбранного поезда. Прямые поезда отправляются не часто, раз в два часа, но главное, что они есть.

Поезд до Равенны (а еще может быть назначением до Фаэнцы) оказался игрушечным — три вагона! Удивительно, но при плюс пятнадцати на улице поезда уже отапливались. Впрочем, в дождь (накрапывал… спасибо, что не лил!) это было кстати — сидишь себе в тепле и смотришь на красоту за окном.

А красота аховая… Даже в хмурое утро. Довольно высокие горы, уже расцвеченные осенними красками; городки, которые — чуть не каждый — можно всё в тот же списочек «piu belli» заносить… В одном из них вдоль дороги росла целая аллея яблонь, ветви которых, почти без листьев уже, были буквально усыпаны золотистыми, с румяным бочком плодами.

Нет, это не те яблони - листья-то на месте)))Да и вообще не яблони, а айва. Но тоже красота, уже на станции Бризигеллы.

Кабы не погода, и будь расписание поездов более удобным, точно бы выскочила погулять в какой-нибудь Ронте или Креспино дель Ламоне — прелесть! Погода, конечно, дааа… Временами темнело так, что фонари на улицах зажигались, и становилось совсем грустно… А потом вдруг, за очередной горой, свет и почти солнце!

К счастью, в Бризигелле было серенько, но без дождя.

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

У меня, разумеется, была с собой, добытая в Сети карта, но вполне можно обойтись и без нее. Т. к. парочку из главных местных достопримечательностей заметите почти сразу и «вектор движения» станет ясен.

Дело в том, что Бризигеллу часто называют деревней трех холмов, каждый из которых отмечен своей доминантой: Часовой башней 13-го века, крепостью Манфредиана, строительство которой было начато в 1290-м, а закончено в самом начале века 16-го вездесущими венецианцами, и церковью Сантуарио дель Монтичино, совсем «новенькой» — 18-го века. Крепость видно практически от вокзала, к ней и иду.

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

Еще одна здешняя фишечка — полностью крытая (потайная), с полукруглыми (на сайте деревеньки написано «в форме половинок Луны»!) окнами улица. По сути это улица внутри здания. Называется она Via del Borgo, а второе название Via degli Asini — улица Ослов. Построена эта уникальная улочка во времена осады города герцогом Урбино, дабы скрыть от неприятеля процесс перевозки необходимых грузов. В повозки большей частью были впряжены, как не трудно догадаться, ослики.

Улица представляла собой целый четырехэтажный комплекс: наверху были спальни жителей, причем тепло туда поступало из находящихся внизу конюшен и стойл ослов. На тему освежителей воздуха в те времена явно никто не заморачивался))). Ниже — кухни и общие комнаты, еще ярус вниз — сама крытая улица и стойла осликов, и далее — на уровне собственно мостовой — конюшни, амбары и склады. Вот так примерно это выглядело:

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

Между прочим, улица и сейчас живет, не музейный экспонат! В бывших спальнях извозчиков офисы и вроде бы даже квартиры (!), в помещениях складов — магазинчики.

Не найти Via degli Asini невозможно: она в самом центре, окнами выходит на главную площадь — Пьяцца Маркони. Здесь же светлое с классическим портиком здание ратуши, а также «дворцы Ливерцани и Черони» — ну какой же итальянский городок без парочки палаццо! Грешным делом, так и не поняла, которые из окрестных домов следует считать дворцами))).

Да и бог с ними, дворцов и во Флоренции изобилие, тут — другое… По пути к этому «другому» заглянула в местную церковь. Свечку поставить в благодарность за отсутствие дождя. Кое-что необычное нашлось и здесь. Алтарь часовни в честь Пресвятой Девы, покровительницы города, богат и красив, но удивил не он, а картина справа от него: священник на фоне танка и солдат в касках! Насколько поняла, так увековечили местного падре, отличившегося в годы войны. Выглядело все же странно…

А вот композицией из довольно крупных фаянсовых фигурок на сюжеты Священного Писания залюбовалась!

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

И, наконец, наверх: к башне, крепости и т. д. Глядя на фото в Сети, никак не могла понять, как люди умудряются одолеть этот путь за один день?! Казалось, что все три «маяка» стоят так высоко и на таких расстояниях друг от друга, что восхождение к каждому настоящий подвиг… Оказалось, что это еще один секрет Бризигеллы: со стороны и снизу вроде бы непреодолимо, на деле — запросто!

Удобнее начинать «обход высоток» с Часовой башни. Лестница к ней прячется в углу Ослиной улочки. Вполне цивильного вида, с площадками для отдыха. Впрочем, мне никакой отдых и не требовался: с первых шагов начинается такая красота, что ноги сами несут наверх, только и стараешься не упустить ничего, запомнить навсегда…

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

Именно с этой лестницы, с каждого ее «яруса» открываются сногсшибательные виды на крепость на соседнем холме. Потом целая история выбрать из пятнадцати фоток парочку лучших))) Доминанта-то одна, но окружение всякий раз немного иное…

Еще чуть выше и вот уже прямо под вами россыпь черепичных крыш Бризигеллы, ярко-желтая колокольня собора, шапки пиний…

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

В дальнюю даль уходят мягкие холмы, расчерченные золотистыми, изредка — багряными, линиями виноградников…

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

Тишина и никого… Только колокола звучат время от времени… Да часы на башне отбивают четверти…

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

А воздух! Хвойный, с ноткой прелых осенних листьев и долетающим откуда-то дымком…

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

Поднявшись на самый верх, к башне, с удивлением понимаешь, что она совсем небольшая — всего-то три этажа!

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

И здесь же становится ясным, как просто, оказывается, дойти с этого холма до следующего — к крепости. За Часовой башней, обнаруживается ровная, без всяких спусков и подъемов, абсолютно комфортная дорожка.

А снизу кажется, что между холмами если не пропасть, то уж глубокая лощина точно!

Идти сплошное удовольствие: снова картина за картиной!

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

Здесь уже и сама Часовая башня становится участницей фотосессии. Кипарисы, как верные стражи, по склону «её» холма выстроились.

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

А где-то на половине пути оказываешься в точке, с которой видно сразу и башню, и крепость.

Внутрь крепости (ее еще называют La Rocca) попасть можно в какие-то строго определенные часы, там сейчас музей сельской жизни. Я с этими часами не совпала, да как-то и не до музеев было. Голова кругом шла от природных красот…

От крепости всего ничего до третьего «маяка» — церкви. Где-то прочитала, что холм, на котором она стоит, называется местной Голгофой. Вдоль дорожки, ведущей наверх, стоят каменные стелы с барельефами на библейские темы.

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

Как раз этот подъем показался самым сложным. Почему-то сразу возмущенно застучал «моторчик»… Может недаром «голгофа»? Еле доползла! Церковка ничем снаружи не примечательна, по описаниям — и внутри тоже.

Но не ради церковки сюда идут, и эта «высота» — еще одна великолепная смотровая площадка! И даже пасмурная погода не так, чтобы очень мешала (разве что небу красок не хватало)…

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

Вьющаяся над холмами — низко-низко! — лента тумана завораживала…

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

…Отсюда можно спуститься прямиком в деревню. Но часть пути будет проходить в лесу среди поросших мхом стволов деревьев, по довольно крутой каменистой тропе. Зато интересно! Не топать же назад к Часовой?!

По пути любуюсь невероятным сочетанием пылающих огнем осенних кустов и агав, почти облетевших лип и … пальм!

Останавливаюсь у непонятного растения с цветками один в один гортензия (засохшими уже…), но с совсем неподобающими листьями, скорее у инжира позаимствованными.

Бризигелла входит еще и в сообщество «Сittaslow» — сия странная смесь языков определяет города и деревни (не только итальянские), в которых жизнь идет так же, как и 200 лет назад — размеренно и неспешно, в полном соответствии с веками заведенными традициями. С традициями лучше всего знакомиться во время многочисленных деревенских праздников (есть, например, посвященный груше), но в этот день никакого праздника, увы, не случилось.

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

А вот в совершенной несуетности местной жизни убедилась вполне. Бризигелла предстала передо мной сонной-сонной! То ли погода тому виной, то ли осень — не знаю… Были у меня планы разжиться здешней косметикой на «своём» оливковом масле и термальных водах, но увы — все было закрыто!

Прошлась, конечно, немного, полюбовалась Fontana Vecchia (14-й век!), но после великолепия холмов погружаться в меланхолию пустынных улочек не хотелось, потянуло «домой», во Флоренцию…

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

На прощанье прогулялась по городскому парку возле вокзала.

Почему-то утром умудрилась не заметить его. А здесь такой эффектный фонтан, уже вполне современный в виде большого гранитного шара с бьющей из него струей воды, и такая красивая осень — всё в золоте, и ярким акцентом необычный остролистный клен…

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

На одном из газонов парка увидала забавный герб города — скачущий козлик. По поводу происхождения названий Бризигеллы существует целый букет версий, но после обнаружения упомянутого козлика, наиболее вероятной кажется та, что отправляет к латинскому Brassica (капуста). Уверяют, что в старину ее дикая разновидность обильно произрастала в окрестностях.

Осеннее очарование двух итальянских «крошек». Малышка первая: Бризигелла

Уезжала я из «деревни трех холмов» с первыми каплями дождя, спасибо ему, что подождал! Через пару минут после отхода поезда небеса буквально разверзлись и такое началось! Хорошо, что трех часов (без беготни и спешки) для похода по горам и небольшой прогулки по улочкам оказалось достаточно.